г. Красноярск |
|
28 октября 2020 г. |
Дело N А33-10348/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" октября 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (Публичного акционерного общества "Россети Сибирь"): Ельпина С.В., представителя по доверенности от 07.12.2018,
от административного органа (Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю): Горбачевой П.И., представителя по доверенности от 26.06.2020,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "04" сентября 2020 года по делу N А33-10348/2020,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, далее - заявитель, после изменения наименования - публичное акционерное общество "Россети Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованием к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965, далее - ответчик) о признании постановление от 20.02.2020 N 024/04/9.21-118/2020 о назначении административного наказания незаконным и прекращения производство по делу об административном правонарушении по пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено КГКУ "Управление капительного строительства".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04 сентября 2020 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что вмененное нарушение совершено 21.12.2018 - в момент составления акта о выполнении первой части технических условий и подачи напряжения, следовательно, срок давности истек 22.12.2019. По мнению общества, имеются основания для применения положений о малозначительности правонарушения.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ее доводы отклонил, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не направило.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель административного органа изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание не явилось, своих уполномоченных представителей не направило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя третье лица.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с распоряжением Правительства Красноярского края от 13.08.2014 N 573-р краевое государственное казенное учреждение "Управление капитального строительства" (далее - КГКУ "УКС") определено государственным заказчиком по проектированию и строительству объекта капитального строительства XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 в г. Красноярске "Реконструкция КГБУЗ "Краевая клиническая больница", расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д.3, 3а, 3б, 3в, 3ж, 3з, 3к.
06.05.2015 КГКУ "УКС" в адрес общества направило письмо о заключении государственного контракта на технологическое присоединения объекта к электрическим сетям со следующими параметрами: дополнительная расчетная мощность - 4554,82 кВт (в том числе по 1 категории надежности электроснабжения - 1803,08 кВт); класс напряжения в точках присоединения - 0.4 кВ: срок ввода объекта - 2 квартал 2018 года.
Между обществом и КГКУ "УКС" 01.09.2015 заключен договор N 20.2400.5017.15 об осуществлении технического присоединения к электрическим сетям (далее - Государственный контракт). Предметом Государственного контракта является осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств (объект "Реконструкции КГБУЗ "Краевая клиническая больница", расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 3а) со следующими характеристиками: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств: 4554.82 кВт (2751.74 кВт - по 2 категории, 1803,08 кВт - по 1 категории); (общая мощность с учетом ранее присоединенной - 4839.72 кВт; 7166.64 - по 2 категории, 2673,08 - по 1 категории); категория надежности: вторая, первая; класс напряжения в точках присоединения 0.4 кВ; максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств: 5284.9 кВт (4414,9 кВт - по 2 категории, 870,0 кВт - по 1 категории); в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства к присоединению энергопринимающих устройств заявителя, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им энергопринимающих устройств. Технические условия, указанные в Приложении N 1, являются неотъемлемой частью Государственного контракта. Протокол разногласий к Государственному контракту согласован и подписан сторонами.
В дополнение к Государственному контракту заключено дополнительное соглашение N 1 от 13.12.2016 (протокол разногласий к дополнительному соглашению N 1 от 13.12.2016), дополнительное соглашение N 2 от 22.12.2016, дополнительно соглашение N3 от 30.08.2017 (протокол разногласий к дополнительному соглашению N3 от 30.08.2017), дополнительное соглашение N4 от 29.08.2017, дополнительное соглашение N5 от 01.03.2018, дополнительное соглашение N 6 от 25.09.2019.
Акт о выполнении технических условий АТУ N 45-18-5037.15 составлен 21.12.2018. В ходе проверки рассмотрено выполнение пунктов 10 и 11 Технических условий. В соответствии с актом о выполнении технических условий АТУ N 45-38-5017.15 от 21.12.2018 выполнен первый этап мероприятий по технологическому присоединению, а именно, подготовка и выдача сетевой организацией технических условий и их согласование, проверка сетевой организацией выполнения заявителем технических условий с участием Ростехнадзора, фактические действия по присоединению и обеспечению работы устройств в электрической сети, а также, строительство ТП-10/0.4 кВ, и строительство 2 КЛ-10кВ сечением 120 куб.мм. По результатам проверки установлено, что мероприятия, предусмотренные техническими условиями (этапом технических условий), выполнены.
Акт о выполнении технических условий АТУ N 45-19-5017.15 составлен 30.09.2019. На основании акта о выполнении технических условий N 45-19-5017.15 от 30.09.2019 выполнен второй этап мероприятий по технологическому присоединению: установлена максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств Объекта, указан перечень точек присоединения, установлены границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики и эксплуатационная ответственности сторон. По результатам проверки установлено, что мероприятия, предусмотренные техническими условиями (этап технических условия), выполнены.
22.10.2019 в адрес Енисейского управления Ростехнадзора поступило заявление КГКУ "УКС" о проведении осмотра и выдаче разрешения на допуск в эксплуатации энергоустановки. КГКУ "УКС" просит произвести проверку документации, осмотр энергоустановки и выдать разрешение на допуск в эксплуатацию электрооборудования, смонтированного для электроснабжения объекта "Реконструкции КГБУЗ "Краевая клиническая больница", расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 3а (далее - Объект).
Государственный инспектор отдела по надзору в электроэнергетике Енисейского управления Ростехнадзора Бобылев А.С. в присутствии руководителя (собственника), технического руководителя или законного представителя по доверенности N 2 от 09.01.2019 главного энергетика Наумова А.В. провел проверку технической, исполнительной, пуско-наладочной и эксплуатационной документации и осмотр технического состояния электроснабжения объекта "Реконструкции КГБУЗ "Краевая клиническая больница", расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 3а с целью оценки соответствия требованиям нормативно правовых и нормативно технических актов.
В результате проведения проверки установлено, что электроустановка не отвечает техническим условиям, требованиям проектной документации, установленным требованиям безопасности, требованиям правил эксплуатации и не может быть допущена в эксплуатацию. Также установлено, что на момент проведения осмотра предъявленное к осмотру электрооборудование находилось под напряжением по постоянной схеме электроснабжения.
19.11.2019 по результатам проведения проверки составлен акт осмотра электроустановки объекта "Реконструкции КГБУЗ "Краевая клиническая больница", расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д.3а.
Таким образом, обществом не соблюдены требования предусмотренные подпунктом "г" пункта 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), а именно: обществом осуществлено фактическое присоединение объекта к электрическим сетям и фактическая подача напряжения и мощности, составление акта об осуществлении технологического присоединения N АТП-45-19-5017.15 от 30.09.2019 в отсутствие разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию Объекта.
По указанному факту ответчиком в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 11.02.2020 N 024/04/9.21-118/2020.
Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 024/04/9.21-118/2020 от 20.02.2020 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности, а также срока привлечения к административной ответственности установлены судом первой инстанции.
По мнению общества, вмененное нарушение совершено 21.12.2018, следовательно, срок давности истек 22.12.2019.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено но истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из оспариваемого постановления, в качестве события административного правонарушения обществу вменяется осуществление сетевой организацией фактического присоединения объекта "Реконструкции КГБУЗ "Краевая клиническая больница", расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д.3а, к электрическим сетям и фактической подачи напряжения и мощности, составлении акта об осуществлении технологического присоединения N АТП-45-19-5017.15 от 30.09.2019 в отсутствие разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объекта "Реконструкции КГБУЗ "Краевая клиническая больница". Время совершения административного правонарушения установлено 30.09.2019 - по факту составления акта об осуществлении технологического присоединения N АТП-45-19-5017.15.
Как следует из подпункта "в" пункта 7 Правил от 27.12.2004 N 861 к процедуре технологического присоединения отнесено выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором.
Под осуществлением фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя. Фактический прием напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата, расположенного после прибора учета (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
При этом к процедуре технологического присоединения отнесено также составление акта об осуществлении технологического присоединения (подпункт "е" пункта 7 Правил от 27.12.2004 N 861).
Согласно приложению N 1 к дополнительному соглашению N 6 к государственному контракту об осуществлении технологического присоединения от 01.09.2015 N20.2400.5017.15 стороны согласовали график выполнения мероприятий по технологическому присоединению, который состоит из двух этапов, срок выполнения 2018, 2019 годы.
Из материалов дела следует, что мероприятия, предусмотренные технологическими условиями (этапами технических условий) выполнены, что подтверждается актами от 21.12.2018, 30.09.2019.
Так в 2018 году выполнен первый этап мероприятий по технологическому присоединению (подготовка и выдача сетевой организацией технических условий и их согласование, проверка сетевой организацией выполнения заявителем технических условий с участием Ростехнадзора, фактические действия по присоединению и обеспечению работы устройств в электрической сети, а также, строительство ТП-10/0.4 кВ, и строительство 2 КЛ-10кВ сечением 120 куб.мм.).
В 2019 году выполнен второй этап мероприятий по технологическому присоединению (установлена максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств Объекта, указан перечень точек присоединения, установлены границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики и эксплуатационная ответственности сторон).
При таких обстоятельствах, после завершения второго этапа произошло технологическое присоединение к электрическим сетям.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что фактическое присоединение спорного объекта к электрическим сетям и фактическая подача напряжения и мощности произведена 30.09.2019.
Таким образом, срок давности привлечения общества административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент составления протокола об административном правонарушении от 11.02.2020 и вынесения постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 024/04/9.21-118/2020 от 20.02.2020 не истек.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, Арбитражный суд Красноярского края пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективная сторона вмененного обществу правонарушения заключается в повторном нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям.
В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 N 179-э общество, осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным N 24.1.58.
При рассмотрении дела об административном правонарушении ответчиком установлено, что основным видом деятельности заявителя, в том числе на территории Красноярского края, является оказание услуг по передаче электрической энергии, следовательно, заявитель является субъектом естественной монополии. Указанное обстоятельство обществом не оспаривается.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) установлено, что услугой по передаче электрической энергии признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями. Следовательно, технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила от 27.12.2004 N 861).
Согласно пункту 3 Правил от 27.12.2004 N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 Правил от 27.12.2004 N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно подпункту "г" пункта 7 Правил от 27.12.2004 N 861, к процедуре технологического присоединения отнесено получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется.
В соответствии с пунктом 18(3) Правил от 27.12.2004 N 861 уведомление о готовности на ввод в эксплуатацию объектов и прилагаемые к нему документы направляются заявителем в отношении построенных им объектов в адрес органа федерального государственного энергетического надзора и течение 5 дней со дня оформления акта о выполнении технических условий способом, позволяющим установить дату отправки и получения уведомления о готовности на ввод н эксплуатацию объектов.
В пункте 12 Правил от 27.12.2004 N 861 речь идет о заявителях - юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт.
Пунктом 2.3.9 Государственного контракта стороны согласовали, что заявитель (КГКУ "УКС") обязуется получить разрешение федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию присоединяемых энергопринимеющих устройств. В течение 3 рабочих дней с момента получения утвержденного органом федерального государственного надзора акта допуска на ввод в эксплуатацию энергопринимающих устройств заявителя, направляет копию в адрес сетевой организации способом, подтверждающим отправку и получение уведомления.
Учитывая, что к процедуре технологического присоединения отнесено, в том числе, получение заявителем - КГКУ "УКС", разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объекта, следовательно, в отсутствие такого разрешения законные основания для фактического присоединения Объекта к электрическим сетям, фактической подачи напряжения и мощности, а также составления акта об осуществлении технологического присоединения N АТП-45-19-5017.15 от 30.09.2019 у сетевой организации отсутствовали.
Однако, государственным инспектором отдела по надзору в электроэнергетике Енисейского управления Ростехнадзора Бобылевым А.С. в ходе проведения проверки технической, исполнительной, пуско-наладочной и эксплуатационной документации, а также в ходе осмотра технического состояния электроснабжения объекта установлен факт подачи напряжения сетевой организацией на электроустановки объекта КГКУ "УКС" в отсутствие соответствующего разрешения.
Таким образом, обществом нарушен установленный порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Повторность нарушения обществом порядка технологического присоединения к электрическим сетям подтверждается представленными доказательствами, что является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 указанной статьи.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что рассматриваемое действие заявителя образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Доказательства своевременности принятия необходимых мер по соблюдению указанных требований ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях заявителя вины в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для квалификации допущенного правонарушения в качестве малозначительного, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Состав вмененного обществу правонарушения является формальным, существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Исключительные обстоятельства, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, свидетельствующие о наличии, по настоящему делу, признаков малозначительности совершенного административного правонарушения судом апелляционной инстанции не установлены.
Оспариваемым постановлением обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей с учетом требований частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ (размер штрафа снижен ниже низшего предела в два раза), принимая во внимание тяжелое материальное положение, подтвержденное бухгалтерской и иной документацией, представленной обществом при рассмотрении дела об административном правонарушении, на что указано в оспариваемом постановлении.
Размер административного штрафа определен административным органом с учетом всех обстоятельств дела. Апелляционный суд считает, что избранная мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренные в статье 4.1.1 КоАП РФ, судом не установлены, соответствующие доказательства заявителем не представлены.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "04" сентября 2020 года по делу N А33-10348/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10348/2020
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: КГКУ "Управление капительного строительства"