г. Ессентуки |
|
21 октября 2020 г. |
Дело N А22-4630/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2020.
Полный текст постановления изготовлен 21.10.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии в судебном заседании представителей: от общества с ограниченной ответственностью "ТехМашСервис" - Шараева Н.В (доверенность от 31.08.2020); от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия - Болдыревой Т.С. (доверенность от 18.02.2020), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТехМашСервис" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 30.07.2020 по делу N А22-4630/2019,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Калмыкия обратилось общество с ограниченной ответственностью "ТехМашСервис" (далее - заявитель, общество, ООО "ТехМашСервис") с заявлением о признании незаконным и отмене пункта 3 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия (далее - ответчик, административный орган, Управление) N 41 от 27.09.2019.
Решением суда в заявленных требованиях общества отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование своей жалобы заявитель указывает на то, что поскольку объект общества не является ни вновь строящимся, ни реконструируемым объектом, то возложение оспариваемым предписанием на общество обязанности обеспечить выполнение работ по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитной зоны на нефтеперарабатывающем заводе, является необоснованным.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу управление возражает против доводов жалобы.
Представители общества и управления поддержали в судебном заседании свои правовые позиции.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Из материалов дела усматривается.
На основании распоряжения от 21.08.2019 N 308 Управлением 02.09.2019 проведена плановая выездная проверка в отношении общества по установлению факта соблюдения обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Актом проверки от 27.09.2019 N 308, зафиксированы нарушения ст. 11, п. 3 ст. 20, ч. 1 ст. 24, ч. 2 ст. 25, п.п. 1, 2 ст. 32, ч.ч. 3, 6 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 3.5 приложения N1 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (Приказ 302н), пп. 1.3, 4.1, 4.4, 4.11 СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза", ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", п.п. 1.5, 2.5, 2.6, 4.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий", п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", гл. 2, п. 2.4 СанПиН 2.2.4.1294-03 "Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений".
Управлением 27.09.2019 выдано обществу предписание N 41 об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства.
Согласно пункту 3 предписания общество обязано в срок до 20.10.2020 обеспечить выполнение требований п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", 4.1.1, 4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов": обеспечить выполнение работ по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитной зоны на НПЗ, не имеющий организованную зону в соответствии с действующими санитарными правилами (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов").
Общество, не согласившись с указанным пунктом предписания, оспорило его в арбитражном суде первой инстанции.
Как установлено, общество осуществляет деятельность на нефтеперерабатывающем заводе (далее - НПЗ), который является источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно санитарно-эпидемиологической экспертизе проекта нормативов предельно допустимых выбросов для мини-нефтеперерабатывающего завода ООО "Техмашсервис" N 033/02 от 10.02.2014, указанный объект имеет 11 источников загрязняющих веществ, из которых 6 - организованных (дымоотводящие трубы нагревательных печей, котельная, топочные, дыхательная труба очистных сооружений и резервный источник энергоснабжения) и 5 - неорганизованных (дыхательный клапан резервуаров, стояки приема сырья и отпуска готовой продукции); общее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - 6,312 т/год.
В силу положений статьи 20 Закона N 52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее -места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Вместе с тем НПЗ, принадлежащий обществу находится на значительном удалении от мест постоянного или временного пребывания человека.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарнозащитных зон" (далее - Постановление Правительства РФ N 222) установлено, что правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии с пунктом 1 вышеупомянутых Правил санитарнозащитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического и (или) биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов.
Как следует из п. 1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования этих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК (предельно допустимых концентраций) и/или ПДУ (предельно допустимых уровней).
Общество считает, что п. 2 Постановления Правительства РФ N 222 не распространяет свое действие на НПЗ, поскольку НПЗ не является вновь строящимся или реконструируемым (введено в эксплуатацию и действует с 07.09.2005), соответственно, установление санитарно - защитной зоны не требуется.
Доводом общества, что пункт 2 Постановления Правительства РФ N 222 не распространяет свое действие на НПЗ на том основании, что данный объект не является вновь строящимся или реконструируемым по причине его введения в эксплуатацию и начала работы с 07.09.2005, и, соответственно, не требующим установления санитарно-защитной зоны, судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
Пункт 2 Постановления Правительства РФ N 222 не конкретизирует категории объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, за исключением того, что такие объекты должны быть введены в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления.
Кроме того, пункт 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утв. Постановлением Правительства РФ N 222, однозначно указывает на то, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Проведение исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта для решения вопроса установления санитарно-защитной зоны объекта капитального строительства и представления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) соответствующего заявления с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 222, является обязанностью правообладателей химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования".
Согласно пункту 13 распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 21.08.2019 N 308, Общество должно было представить для контроля документы, перечень которых содержал "материалы по установлению санитарно-защитной зоны предприятия или документы, свидетельствующие об отсутствии такой обязанности в соответствии с действующим законодательством РФ". Вместе с тем, материалы по установлению санитарно-защитной зоны предприятия не были представлены в связи с их отсутствием.
Данный факт свидетельствовал о неисполнении обществом, как правообладателем введенного в эксплуатацию до дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 222 объекта капитального строительства (НПЗ введен в эксплуатацию и действует с 07.09.2005), в отношении которого подлежит установлению санитарно-защитная зона, обязанности провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия, являющееся территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 222, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
Также, обществом не были представлены документы, свидетельствующие об отсутствии обязанности устанавливать санитарно-защитную зону предприятия в соответствии с действующим законодательством РФ, подтверждением чего могли бы явиться и быть приняты в качестве доказательств протоколы лабораторных исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух, выполненных за контуром эксплуатируемого объекта, содержащие результаты, не превышающие по своим показателям гигиенические нормативы, установленные обязательными требованиями. При этом такая возможность была предоставлена обществу управлением, как уже указывалось выше, через пункт 13 распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 21.08.2019 N 308.
С учетом вышеизложенного, в целях устранения выявленных нарушений обязательных требований в адрес общества было направлено предписание должностного лица, осуществляющего государственный контроль (надзор), об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства N 41 от 27.09.2019, при установлении срока исполнения которого были учтены перспективные затраты времени общества на устранение нарушений с учетом их значительности (длительность) - до 20.10.2020 (в течение 1 года).
"Из системного анализа п. 2 Постановления Правительства РФ N 222 и п. 1 Правил следует, что для установления санитарно - защитных зон правообладателями объектов капитального строительства необходимо наличие в совокупности трех условий: 1.) введение в эксплуатацию объекта капитального строительства до дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 222: 2.) в отношении данного объекта капитального строительства подлежит установлению санитарно - защитная зона; 3.) формирование за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Пунктом 3.1.8. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" установлено, что в СЗЗ запрещается размещение объектов для проживания людей. СЗЗ или какая-либо ее часть не могут рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории.
Пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222, предусмотрено, что в границах санитарно-защитной зоны не допускается использование земельных участков в целях: а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства; б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.
В своей жалобе общество указывает о том, что если эксплуатируемый им объект НПЗ находится на значительном удалении от мест постоянного или временного пребывания человека, то он не оказывает вредного воздействия на человека. При этом обществом не учитывается потенциальная возможность негативного влияния НПЗ не только на самого человека, но и на среду его обитания, в т.ч. с учетом отдаленных последствий, а также необходимость выделения и использования в перспективе земельных участков в вышеуказанных целях.
Данное утверждение является ошибочным и не принимается судом апелляционной инстанции.
То обстоятельство, на которое ссылается общество, что из п. 1.2 действовавшей ранее редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122 "Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 "Изменения и дополнения N 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция") исключено слово "действующие", не является основанием толковать данное положение и иные нормы в контексте, позволяющем действующим объектам и производствам, деятельность которых связана с воздействием на атмосферный воздух, не соблюдать их.
Иное толкование данных правовых норм лишает их правовой определенности, поскольку допускает возможность отказа от соблюдения установленных требований, в том числе о необходимости создания санитарно-защитных зон для действующих предприятий, которые относятся к категориям, установленным данными правилами (раздел VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Пунктом 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" предусмотрено, что указанные санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
информировать органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций;
- выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил.
Кроме того, пунктом 3.1.6 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" установлено, что для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.
ООО "Техмашсервис" осуществляет деятельность на нефтеперерабатывающем заводе, который является источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Указанный факт обществом не оспаривается.
С учетом вышеизложенного, обязанность по выполнению обществом пункта N 3 предписания от 27.09.2019 N 41 в части обеспечения соблюдения требований п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пп. 4.1.1 и 4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" является обоснованной, полностью соотносится с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства..
Ссылка на п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в пункте 3 предписания выполнена в целях ориентации общества на порядок установления размеров санитарно-защитной зоны для эксплуатируемого промышленного объекта (НПЗ), предусмотренный действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством и не противоречащий положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. N 222.
В дополнение, считаем необходимым обратить внимание суда на следующие положения действующего законодательства.
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, а именно: санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения таких объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления.
Вместе с тем, данная обязанность обществом не была выполнена.
В рамках плановой проверки у общества были затребованы документальные доказательства исполнения обязательных требований по установлению санитарно-защитной зоны для объекта НПЗ, являющегося источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, для которого в соответствии с п. 7.1.1 раздела VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны, рассчитанный для III класса опасности по санитарной классификации промышленных объектов и производств в размере 300 м. Запрашиваемые материалы, равно как и документы, подтверждающие факт отсутствия вышеуказанной обязанности у Общества, как-то: протоколы лабораторных исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух, выполненных за контуром эксплуатируемого объекта, и при этом содержащие результаты, не превышающие по своим показателям гигиенические нормативы, установленные обязательными требованиями, не были представлены в связи с бездействием общества в части принятия мер по их оформлению и получению.
В своей жалобе общество ссылается о том, что в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (Новая редакция) были внесены изменения в части перечня объектов, на которые распространяется требование указанного СанПиН, а именно, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ, а именно, от 09.09.2010 N 122 "Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 Изменения и дополнения "к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция" из пункта 1.2 действовавшей ранее редакции была исключена фраза "и действующих".
С вышеуказанным доводом общества суд апелляционной инстанции не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с оспариваемым пунктом предписания от 27.09.2019 N 41 общество должно было принять меры по выполнению п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 4.1.1, 4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", а именно: обеспечить выполнение работ по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитной зоны на НПЗ, не имеющем организованную зону в соответствии с действующими санитарными правилами (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"). Срок исполнения: до 20.10.2020.
В соответствии с ч. 1 ст. 2, ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой деятельности.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
* разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
* обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
* осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
- своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
- осуществлять гигиеническое обучение работников.
Санитарные правила СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17 мая 2001 г. N 14 "О введении в действие санитарных правил" (зарегистрировано в Минюсте РФ 18 мая 2001 г. регистрационный N 2711), направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации.
Соблюдение требований указанных санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" предусмотрено, что юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:
- разрабатывать и осуществлять планы организационно-технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам;
- обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов;
* обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта;
* получать санитарно-эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта);
обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами;
Кроме того, п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" содержит норму, согласно которой проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III класса опасности является обязательной. Объект НПЗ, принадлежащий Обществу, как уже отмечалось выше, относится согласно п. 7.1.1 раздела VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" к III классу опасности по санитарной классификации промышленных объектов и производств.
Субъектами применения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" являются юридические и физические лица, выступающие в качестве застройщиков, либо эксплуатирующих промышленные объекты и производства.
Следовательно, указанные санитарно-эпидемиологические правила распространяются на спорные правоотношения и предъявляемые ими требования в объеме, указанном в пункте N 3 предписания от 27.09.2020 N 41, и, соответственно, должны быть выполнены обществом в установленный срок.
Доводы апелляционной жалобы не подтверждаются в виду неверного изложения, а также отсутствия подтверждающих материалов дела.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 30.07.2020 по делу N А22-4630/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-4630/2019
Истец: ООО "ТЕХМАШСЕРВИС"
Ответчик: Управление ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)о РК