город Омск |
|
27 октября 2020 г. |
Дело N А70-764/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Воронова Т.А.,
судей Краецкой Е.Б., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8287/2020) общества с ограниченной ответственностью "Тюменское Экологическое Объединение" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.06.2020 по делу N А70-764/2020 (судья Шанаурина Ю.В.), принятое по иску Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 20" (с. Уват) (ОГРН 1047200145288, ИНН7225003941, место нахождения: 626170, Тюменская обл., Уватский р-н, село Уват, ул. Белкина, 1а) к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменское Экологическое Объединение" (ОГРН 1147232024455; 1147232024455, ИНН 7204205739; 7204205739, место нахождения: 625023, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Харьковская, д. 75, корп. 1, оф. 301) об обязании заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
при участии в судебном заседании с использованием систем веб-конференции представителей:
от ООО "ТЭО" - Блинова Ю.А. (предъявлены паспорт, диплом магистра 107704 0135494 регистрационный номер 2519 дата выдачи 06.11.2018, доверенность от 03.12.2019 N 269/2019 сроком действия по 31.12.2020); Ильина Т.А. (предъявлены паспорт, диплом специалиста ВСГ 0514450 регистрационный номер 2750 дата выдачи 06.07.2007, доверенность от 08.07.2020 N 89/2020 сроком действия по 31.12.2021);
от ГБУ ТО "Областная больница N 20" (с. Уват) - Работягин М.В. (предъявлены паспорт, диплом специалиста ВСВ 1597713 регистрационный номер 26-694 дата выдачи 01.07.2005, доверенность от 04.06.2020 N 16/20 сроком действия 6 месяцев);
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 20" (с. Уват) (далее - ГБУ ТО "Областная больница N 20", учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением, к обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО "ТЭО", общество, ответчик) об обязании заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.06.2020 исковые требования удовлетворены, на ООО "ТЭО" возложена обязанность заключить договор N 001/20 КУ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в редакции проекта договора, представленного ГБУ ТО "Областная больница N 20" (с. Уват), и изложенного в резолютивной части решения суда; с ООО "ТЭО" в пользу ГБУ ТО "Областная больница N 20" взыскано 6 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТЭО" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что все отходы, которые могут возникать у истца, являются медицинскими отходами, а вывоз и утилизация всех медицинских отходов, в том числе, класса "А", осуществляется в соответствии со специальным законодательством, нормы Закона N 89-ФЗ в области обращения с отходами на медицинские отходы не распространяются.
В отзыве на апелляционную жалобу ГБУ ТО "Областная больница N 20" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "ТЭО" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель учреждения поддержал возражения отзыва.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 20" (с. Уват) находится на территории Тюменской области, где региональным оператором определено ООО "Тюменское экологическое объединение".
17.12.2019 г. в адрес ООО "ТЭО" направлено обращение "О заключении договора на 2020 N 001/20 КУ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами".
Ответчик от заключения договора уклонился.
Ссылаясь на то, что в силу Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" заключение договора на вывоз бытового мусора с региональным оператором для Государственного бюджетного учреждение здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 20" (с. Уват) обязательно, учреждение обратилось в суд с иском о понуждении ответчика заключить договор на условиях предложенного проекта.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом, или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия на рассмотрение суда.
Заключение муниципального контракта муниципальным учреждением регулируется положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ).
В части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ установлено, что данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско- правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 данного Закона; особенностей исполнения контрактов.
В статье 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрены случаи размещения заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), при которых заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт или иную гражданско-правовую сделку только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). Так, в пункте 8 части 1 названной статьи установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники, твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.
В соответствии с п. 34 постановления Правительства РФ от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" между Департаментом недропользования и экологии Тюменской области заключено с ООО "ТЭО" соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области.
Согласно части 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственник твердых коммунальных отходов, (уполномоченное лицо) обязуется уплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по цене тарифа на единую услугу регионального оператора.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники, твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.
Порядок заключения договоров региональным оператором определен пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, согласно которому договор заключается по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
По мнению представителя регионального оператора, отходы, которые образуются в результате деятельности учреждения, являются медицинскими, и поэтому действие Закона N 89-ФЗ не распространяется на обращение с такими отходами.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (далее - ТКО). К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с часть 2 статьи 2 Закона N 89-ФЗ отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации(далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Согласно положениям части 2 статьи 49 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 3 статьи 49 Закона об основах охраны здоровья граждан).
СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163 (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10) установлены обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами. Настоящие санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами (пункты 1.2., 1.3. СанПиН 2.1.7.2790-10).
В таблице 1 СанПиН 2.1.7.2790-10 приведены характеристики морфологического состава отходов. Так, класс "А" (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТБО) - отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными. Канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства. Смет от уборки территории и так далее. Пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических.
В соответствии с пп. 7.1 и 7.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов класса А организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления. Кроме того, при транспортировании медицинских отходов указанного класса разрешается применение транспорта, используемого для перевозки твердых бытовых отходов.
В соответствии с п. 2.8 СП 2.1.7.1038-01.2.1.7. "Почва, очистка населенных мест, отходы производств и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16, на полигоны твердых бытовых отходов осуществляется прием твердых отходов лечебно- профилактических учреждений в соответствии с разработанной и утвержденной схемой обращения с медицинскими отходами, содержащей информацию о способах обеззараживания/обезвреживания и удаления медицинских отходов.
Таким образом, санитарным законодательством допускается осуществление обращения медицинских отходов класса А в соответствии с требованиями законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
Истцом в материалы дела представлены Паспорта отходов I - IV классов опасности, сведения об отходах. В подтверждение размещения отдельно стоящего контейнера для медицинских отходов класса "А" представлены фотоматериалы, оценив которые, суд первой инстанции пришел к выводу о их допустимости и относимости в подтверждение соответствующих доводов.
На основании изложенного, поскольку медицинские отходы класса А могут быть отнесены к твердым коммунальным отходам, действие Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" распространяется на медицинские отходы данного вида, в связи с чем, региональный оператор обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по цене тарифа на единую услугу регионального оператора.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.06.2020 по делу N А70-764/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Воронов |
Судьи |
Е.Б. Краецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-764/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЛАСТНАЯ БОЛЬНИЦА N 20" (С. УВАТ)
Ответчик: ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"