г. Пермь |
|
27 октября 2020 г. |
Дело N А50-6896/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Беляева К.П., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко Н.М.,
при участии:
от заявителя - публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы": Щелчков А.А., паспорт, доверенность от 20.08.2020, диплом;
от заинтересованного лица - Комитета по градостроительству и ресурсам администрации города Кунгура Пермского края: Давыдова И.В., паспорт, доверенность от 04.08.2020, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 июля 2020 года
по делу N А50-6896/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076)
к Комитету по градостроительству и ресурсам администрации города Кунгура Пермского края (ОГРН 1025901888550, ИНН 5917100767)
об оспаривании письма о прекращении действия решения,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (далее по тексту - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании письма Комитета по градостроительству и ресурсам администрации г. Кунгуру Пермского края (далее по тексту - заинтересованное лицо) N 266/01-25 от 28.02.2020 "О прекращении действия решения" недействительным, решения о прекращении действия разрешения о размещении объекта - незаконным.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что суд принял решение, не применив подлежащие применению в споре нормы материального права - Закон Пермского края от 14.09.2011 N 805-ПК "О градостроительной деятельности в Пермском крае". Общество отмечает, что статьи 20 - 20.4 Закона N 805-ПК определяют необходимость получения разрешения на земляные работы при строительстве; для сооружений, указанных в п. 5 ч. 4 ст. 20 Закона N 805-ПК, такая обязанность не предусмотрена.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявителю было выдано решение о размещении объекта от 31.10.2019 N 104-19 на размещение объекта линии связи, линейно-кабельного сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство на землях населенных пунктов (государственная собственность не разграничена) по адресу: Пермский край, г. Кунгур, ул. Детская (площадью 30 кв.м., способ размещения наземный).
Согласно представленной в материалы дела схеме предполагаемых к использованию земель или части земельного участка объект- антенно-мачтовое сооружение сотовой связи (л.д. 77). Согласно представленной в материалы дела рабочей документации базовой станции N ВТS-59-01731L18L26 при устройстве антенной опоры предусмотрено размещение анкерного блока путем разработки грунта для котлована (л.д.22-24).
Комиссий Комитета по градостроительству и ресурсам Администрации города Кунгура проведено обследование земельного участка в кадастровом квартале 59:08:0101002, расположенного по адресу: г. Кунгур, ул. Детская на предмет его фактического использования.
В акте обследования земельного участка от 28.02.2020 отражено, что на участке смонтирована площадка для размещения антенно-мачтового сооружения сотовой связи (л.д.50).
В суде первой инстанции представителем заявителя были даны пояснения, что в целях установки антенно-мачтового оборудования была подготовлена площадка, вырыт котлован и впоследствии залит фундамент.
Согласно представленному в материалы дела письму Управления городского хозяйства администрации город Кунгур от 28.02.2020 N 206/01-21 заявление о выдаче ордера на производство земляных работ по адресу: Пермский край, г. Кунгур, ул. Детская в районе дома N 7 от ПАО "Мобильные ТелеСистемы" в адрес Управления городского хозяйства администрации город Кунгур не поступало, ордер на производство земляных работ не выдавался.
В порядке самоконтроля и в связи с выявленным нарушением действующих Правил благоустройства Комитет по градостроительству и ресурсам письмом прекратил действие решения о размещении объектов от 31.10.2019 N 104-19.
Полагая, что письмо о прекращении действия решения о размещении объектов незаконно и нарушает его права, заявитель в порядке главы 24 АПК РФ обратился в суд с заявлением.
При рассмотрении дела суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований, мотивировав отказ выводом о том, что неисполнение обществом закрепленной в п. 8 Правил благоустройства и содержания территории города Кунгура, утвержденных решением Кунгурской городской Думы от 24.04.2008 N 32 (ред. от 24.09.2015) обязанности по получению ордера на производство земляных и землеустроительных в УГХ является нарушением нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, что влечет за собой прекращение действия решения о размещении объекта.
Выводы суда подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства и основаны на имеющихся в деле доказательствах.
При постановке таких выводов суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно Перечню объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 (ред. от 30.06.2018) "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", к видам объектов отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п.11).
В соответствии с п. 2 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 22.07.2015 N 478-п, объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение испрашиваемыми землями или земельными участками, на которых планируется размещение объектов (далее - Уполномоченный орган).
Размещение объектов в границах населенных пунктов должно соответствовать правилам землепользования и застройки (за исключением геодезических, межевых, предупреждающих и иных знаков, включая информационные табло (стелы) и флагштоки), правилам благоустройства и содержания территории соответствующего муниципального образования Пермского края.
В пункте 8.1. Положения установлены случаи, при которых прекращается действие решения о размещении объектов; в том числе, если имеются нарушения земельного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, касающихся использования территории для размещения заявленных объектов (п. 8.1.3.).
Согласно пункту 8.2. Положения со дня получения информации от органов, указанных в пункте 12 настоящего Положения, о возникновении случаев, указанных в пунктах 8.1.2 и 8.1.3 настоящего Положения, а также при возникновении случаев, предусмотренных пунктами 8.1.4, 8.1.5 настоящего Положения, Уполномоченный орган в течение 10 календарных дней принимает решение о прекращении действия решения о размещении объектов и направляет письмо, содержащее такое решение, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявителю и в органы, указанные в пункте 12 настоящего Положения.
В ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень объектов, при строительстве (возведении) которых не требуется выдачи разрешения на строительство. Так согласно под. 4.5. п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не требуется выдачи разрешения на строительство антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Решением Кунгурской городской Думы от 24.04.2008 N 32 (ред. от 24.09.2015) "Об утверждении новой редакции Правил благоустройства и содержания территории города Кунгура" регламентируются правила производства земляных работ. Так в соответствии с п. 8.1. Правил благоустройства производство всех видов земляных работ на территории города Кунгура, в том числе связанных с разработкой грунта или вскрытием дорожных покрытий, забивкой свай и бурением скважин, а также других работ возможно:
а) в пределах границ земельного участка, отведенного под строительство согласно проекту организации строительства после получения разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в КГР;
б) после получения ордера (разрешения) на производство земляных и землеустроительных работ в УГХ и после заключения договора на производство земляных и землеустроительных работ.
Согласно пункту 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300, к таким объектам отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2016 N 385).
Из материалов дела усматривается, что общество имеет намерение разместить сооружение связи - антенно-мачтовое сооружение, то есть объект, не требующий выдачи разрешения на строительство, предусмотренный п. 11 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
Обращаясь в суд с заявлением о признании незаконным письма Комитета по градостроительству и ресурсам администрации г. Кунгуру Пермского края N 266/01-25 от 28.02.2020 "О прекращении действия решения", решения о прекращении действия разрешения о размещении объекта, и указывая на их незаконность ввиду отсутствия в Законе Пермского края от 14.09.2011 N 805-ПК "О градостроительной деятельности" требования о необходимости получения ордера (разрешения) на земляные работы, заявитель не учитывает, что правовым основанием для принятия оспариваемого решения органом местного самоуправления явилось основание, указанное в п. 8.1.3. Положения N 478-п, ввиду нарушения подп. "б" п. 8.1 Правил благоустройства и содержания территории города Кунгура.
По изложенным мотивам, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с позицией суда первой инстанции о неприменении к спорным правоотношениям Закона Пермского кая от 14.09.2011 N 805-ПК "О градостроительной деятельности в Пермском крае", отклоняет приведенные в жалобе доводы общества.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о правомерности оспариваемых письма и решения Комитета. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заваленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по сути, выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 июля 2020 года по делу N А50-6896/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
К.П. Беляев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-6896/2020
Истец: ПАО "МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ И РЕСУРСАМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КУНГУРА ПЕРМСКОГО КРАЯ