г. Санкт-Петербург |
|
27 октября 2020 г. |
Дело N А56-26389/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21890/2020) Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2020 по делу N А56-26389/2020, принятое
по заявлению Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
к Министерству обороны Российской Федерации в лице 103 отдела государственного архитектурно-строительного надзора
о признании незаконным и отмене постановления от 11.03.2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Министерству обороны в лице 103 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства Обороны Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Отдел) о признании незаконным и отмене постановления от 11.03.2020 N 863 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N103.2020.20ЩС-3, ответственность за совершение которого, предусмотрена частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 101 000 рублей.
Решением от 20.07.2020 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области изменил постановление 103 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации от 11.03.2020 N 103.2020.20.ЩС-3 в части назначения административного наказания, снизив назначенный Федеральному казенному предприятию "Управлению заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", административный штраф до 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Предприятие направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Податель жалобы указывает, что доказательства, что именно Предприятие вело какие - либо работы, включенные в сметы контракта, Отделом не представлено. Кроме того, полагает возможным признать правонарушение малозначительным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, с 24.12.2019 по 27.12.2019 на объекте: по адресу: г. Псков, военный городок N 1к "Завеличье", шифр объекта: 3-41/15-53, 1 этап, расположенного по адресу: Псковская обл., г. Псков, Завеличье, казарменный городок, проведена выездная проверка, в соответствии с приказом начальника 103 отдела ГАСН N 377 от 18 декабря 2019.
Проверка законченного строительством объекта не проводилась в связи с выявлением в процессе проверки нижеуказанных отступлений и нарушений от требований проектной документации и Градостроительного кодекса от 29.12.2004 N 19-ФЗ.
В ходе проверки выявлены нарушение: процедуры внесения заказчиком изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, в форме Проектного (в порядке, предусмотренном частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ)) или Экспертного (в порядке, предусмотренном частью 3.9 статьи 49 ГрК РФ) сопровождения, либо повторного прохождения государственной экспертизы (пункт 44 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145) не выполнена, а именно:
- не представлены сведения о внесений изменений в проектную документацию и принятии решения о непрохождении повторной экспертизы проектной документации в орган государственного строительного надзора не позднее 10 рабочих дней со дня утверждения таких изменений - нарушены требования части 5.2 статьи 52.
Подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ, не оформлено, главным инженером проекта в установленном порядке не утвержден, то есть нарушены требования части 15.2 статьи 48 ГрК РФ.
- подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 ГрК РФ, не оформлено.
- отсутствуют сведения о внесении изменений в проектную документацию и принятии решения о прохождении повторной экспертизы проектной документации - нарушены требования пункта. 44 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N М145.
Так же выявлено, что при осуществлении строительного контроля допущены следующие нарушения:
1. Организационно-правовой порядок:
В 103 отдел ГАСН направлено извещение об окончании строительства, реконструкции объекта капитального строительства N 244 от 11.12.2019 (исх. N 5/7096 от 12.12.2019). при этом на момент проверки не завершены следующие работы:
- работы по расстановке и подключению оборудования в ТМУ N 1-8 (АПС, СОУЭ и др.);
- пусконаладочные работы инженерных сетей и систем (электроснабжение, АПС. СОУЭ);
Таким образом, нарушены требования статей 52, 53 ГрК РФ.
2. Разделение на этапы:
В разрешении на строительство N 60-60302000-1261-2018-153 от 15.02.2018 в пункте 2 (наименование объекта капитального строительства (этапа) в соответствии с проектной документацией) и проекте Раздел 6 "Проект организации строительства" (шифр раздела: 3-41/15-53-ПОС.ТЧ. указаны сведения о разделении объекта капитального строительства на 2 этапа, при этом в пункте 4 разрешения на строительство N 60-60302000-1261-2018-153 от 15.02.2018 (краткие проектные характеристики...) в подпункте "иные показатели" и проекте не достаточно информации о достоверном определении объектов разделения на этапы строительства других инженерных сооружений, помимо ТМУ:
- устройство проездов и разворотных площадок ТМУ;
- ограждение технической территории;
- сети и системы инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, нарушены требования пункта 8 Постановления правительства РФ от 16.02.2008 N 87.
3. Герметизация швов:
В ТМУ N 1-8 выявлены следы увлажнения фундамента вследствие попадания влаги через наружные стыки тентового покрытия и фундаментных плит ПЛГ-14, таким образам, не обеспечены требования необходимой теплозащиты, а именно: эксплуатационно-надежная герметизация стыковых соединений и швов наружных ограждающих конструкций и элементов, тем самым нарушены требования проекта Раздел 1 "Пояснительная записка", статей 52, 53 ГрК Р.
4. Пожарная безопасность
В ТМУ N 1-8 отсутствует внутреннее пожаротушение от пожарных кранов, установленных в шкафах и сами шкафы МИПШ, чем нарушены требования проекта Раздел 9. "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" и Раздела 1 "Пояснительная записка" (в составе паспорта шифр 421.016.0000.00ПС), статей 52, 53 Грк РФ.
На фасадах здания ТМУ N 1-8 отсутствуют соединительные головки для подключения к наружным сетям противопожарного водопровода, выведенные от шкафов МИПШ, чем нарушены требования проекта Раздел 9. "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" и Раздел 1 "Пояснительная записка" (в составе паспорта шифр 421 016.0000.00ПC, статей 52, 53 ГрК РФ.
Отсутствуют:
- указатели пожарных гидрантов на стенах зданий ТМУ из светоотражающих материалов в соответствии с требованиями НПБ 160-97:
- указатели у мест расположения пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним по ГОСТ 12.4.009-83
Таким образом, нарушены требования проекта Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности", статей 52, 53 ГрК РФ.
Более того Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности не согласован с остальными разделами проекта, а именно:
- в разделе 9 указано требование: подъезды для пожарной техники для каждого ТМУ проектируются с каждой стороны его продольной стороны но всей длине, согласно пункту 4 статьи 98 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", при этом во всех разделах проекта, в том числе и Разделе 9 на чертежах между ТМУ N 2 и 3, а также N 6 и 7 проезд отсутствует, фактически выполняется благоустройство из газонов и дорожек, а между ТМУ N 2 и 3 выполнена наружная теплотрасса поперек проезда на фундаментных блоках.
Отсутствуют документы о качестве применяемых материалов на утеплитель (теплоизоляционный материал) тента ТМУ, а именно: документы, подтверждающие отсутствие образования горящих капель расплава при возможном возгорании утеплителя (горении), чем нарушены требования проекта Раздел 9. "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" и Раздел 1 "Пояснительная записка" (в составе паспорта шифр 421.016.0000.00ПС), статей 52, 53 ГрК РФ.
В ТМУ N 1-8 расположение модулей порошкового пожаротушения "Гарант- 12КД" в осях 1-11/А-Е не соответствует проектным требованиям. а именно:
- фактически выполнено - 55 шт. при проектном требовании 28 шт.
- фактически выполнены по осях 1, 11, при этом в проекте на указанных осях отсутствуют:
- фактически в осях А-Е (поперечном направлении ТМУ) выполнено 5 шт. при проектном требовании 4 шт.
Таким образом, нарушены требования проекта Раздел 1 Пояснительная записка" (в составе паспорта шифр 421.016.0000.00ПС), статей 52. 53 ГрК РФ.
Мероприятия по предотвращению возможного растекания топлива согласно СТО пункт 6 не разработаны ни в проектной, ни в рабочей документации, фактически в помещениях ТМУ N 1-8 не выполнены, при этом в СТО 421.010.000.01 ЗАО "НПО Промтехнакомплект" согласованным письмом ДИПР МЧС России N 19-2-4-2949 от 02.08.2017 в указанном пункте 6.1 сведения о мероприятиях отсутствуют.
В свою очередь в пункте 6.3 указано только требование разработки мероприятий без разъяснения состава этих мероприятий, чем нарушены требования раздела проекта "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности".
5. Электроснабжение
В ТМУ N 1-8 отсутствует аварийное освещение в осях 2-10/В-Г расположение рабочего освещения в осях 1-11/А-Е не соответствует проектный требованиям, а именно:
- фактически установлено по осям 1, 11, при этом проектам не предусмотрены;
- фактически установлены 4 шт. в поперечном направлении ТМУ по осям 2-10, при этом проектом предусмотрена установка по осям 2-10 только двое светильников, остальные устанавливаются в осях 1-11/Б-Д в продольном направлении ТМУ.
Таким образам, нарушены требования проекта Раздел 9, "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" и Раздел 1 "Пояснительная записка" (в составе паспорта шифр 421.016.0000.00ПС), статей 52, 53 ГрК РФ.
Над стенах ТМУ N l-8 (над воротами) предусмотрено наружное освещение, выполненное светильниками марки ЖКУ 02-100-003 Пегас в количестве 5 шт. на высоте 6-м, установленных на консольных кронштейнах с креплением к металлоконструкциям ТМУ, при этом фактически выявлено освещение светильниками в количестве 10 шт. над каждыми воротами нарушены требования проекта Раздел 5 "Сведения об инженерии Подраздел N1 "Система электроснабжения", статей 52, 53 Грк РФ.
6. Экология
Не представлены паспорта отходов 3 класса опасности на: (ФККО- 4 68 112 01 51 3) тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более), (ФККО - 4 06 359 01 31 3) всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений, (ФККО - 9 19 204 01 60 3) обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более); паспорта отходов 4 класса опасности на: (ФККО - 7 25 102 02 39 4) осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15%, (ФККО - 9 19 100 02 20 4) шлак сварочный. (ФККО - 7 32 100 01 30 4) отходы (осадки) из выгребных ям и (ФККО - 8 12 901 01 72 4) мусор от сноса и разборки зданий несортированный; материалы подтверждающие отнесение отходов к 5 классу опасности на: (ФККО - 3 05 291 91 20 5) прочие несортированные древесные отходы из натуральной чистой древесины, (ФККО - 9 19 100 01 20 5) остатки и огарки стальных сварочных электродов
Таким образом, нарушены требования проекта Раздела 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды", статей 52, 53 ГрК РФ, Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Не представлены материалы учета в области обращения с отходами с начала строительных работ, чем нарушены требования проекта Раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды": статей 52, 53 ГрК РФ: пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами".
Не представлена программа производственного экологического контроля (ПЭК) - нарушены требования проекта Раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды", статьи 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления": пункта 1 статьи 67 "Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Не представлены документы по плате за негативное воздействие на окружающую среду, тем самым нарушены требования проекта Раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды", статей 52, 53 ГрК РФ.
Выявленные нарушения зафиксированы актом проверки N 103.324ЩС от 27.12.2019.
27.12.2019 Отделом выдано предписание N 103.324ЩС об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
Отделом 19.02.2020 в отношении Общества составлен протокол N 103.2020.20ЩС-1.
По результатам рассмотрения дела 11.03.2020 вынесено постановление N 103.2020.20.ЩС-3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 101 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Предприятия, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, вместе с тем усмотрел основания для снижения размера административного штрафа.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 9,4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требовании специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. I ст. 9,4 КоАП РФ состоит в совершении действий по строительству объекта капитального строительства с нарушением требований проектной документации, технических регламентов, строительных норм и правил.
Согласно пункту 16 статьи 1 ГрК РФ застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы). Государственная корпорация по атомной энергии "Ростом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос". органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта, Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.
Технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48. частью 2.2 статьи 52 настоящего Кодекса (пункт 22 статьи I Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 69 Указа N 1082 Минобороны России проводит государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу пункта 69.1 Указа N 1082 Минобороны России выдает разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, объектов обороны и безопасности войск национальной гвардии Российской Федерации.
Исходя из анализа пунктов 1, 69, 69.1 Указа N 1082 Минобороны России не может самостоятельно выступать застройщиком, более того является федеральным органом исполнительной власти, как орган исполнительной власти выдаст разрешения на строительство объектов обороны и безопасности по заявлению застройщиков или технических заказчиков (часть 7 статьи 51 ГрК РФ), проводит государственную экспертизу проектной документации объектов обороны и безопасности по заявлению застройщиков или технических заказчиков (часть 1 статьи 49 ГрК РФ).
Из выданного Департаментом государственного заказчика капитального, строительства Министерства обороны Российской Федерации на основании пункта 69.1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 по заявлению предприятия в порядке статьи 51 ГрК РФ разрешения на строительство от 15.02.2018 года N60-60302000-1261-2018-153 (со сроком действия - до 31.05.2020), следует, что ФКП "УЗКС МО РФ" является застройщиком (заказчиком) рассматриваемого в деле объекта.
Кроме того, ФКП "УЗКС МО РФ" распоряжением Правительства РФ от 03.03.2010 N 272-р определено единственным исполнителем, оказывающим услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Минобороны России.
Из положений распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1119-р "О внесении изменений в устав федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 290-р" (далее - Устав) следует, что предприятие создано и целях выполнения работ и оказания услуг в сфере проектирования, строительства и организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства (пункт 10 Устава).
Пунктом 11 указанного распоряжения установлено, что для достижения цели, указанной в пункте 10 настоящего устава, предприятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет следующие виды деятельности, в том числе: обеспечение проектно-сметной и разрешительной документацией в отношении строительства и капитального ремонта объектов, в том числе объектов государственного оборонного заказа, выполнение работ по предпроектной подготовке, проектированию и организации строительства объектов, организации проектных, изыскательских, исследовательских, природоохранных, строительных, ремонтных, монтажных и иных работ, определение порядка и условии строительства.
Согласно подпункту "д" пункта 12 Устава предприятие вправе в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации выступать застройщиком, заказчиком, исполнителем работ и услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования и организации строительства.
Согласно пункту 1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется Градостроительным кодексом РФ, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ а процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка проводится строительный контроль.
В соответствии со ст. 34 Технического регламента строительство здания или сооружения должно осуществляться с применением строительных материалов и изделий, обеспечивающих соответствие здания или сооружения требованиям проектной документации и Технического регламента.
Обязанности по проведению строительного контроля, организации, координации строительства установлены в соответствии с действующими градостроительными требованиями, по строительному контролю соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть I статьи 53 ГрК РФ) с подпунктом 3 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пунктом 16 части 1, часть 15 статьи 48, статьей 49, 51, 52, частей 2, 4 статьи 53 ГрК РФ, пунктами 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 Положения о проведении строительного контроля, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, пунктами 4.4. 7.1, 7.3 СП 48.13330.2011 "Организация строительства", пунктов 8, 10 РД-11-04-2006 "Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора".
Согласно действующему законодательству как застройщик (заказчик, технический заказчик) так и лицо, осуществляющее строительство, обязаны проводить строительный контроль в процессе строительства объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 53 ГрК РФ).
соответствии с пунктом 4.4 СП 48.13330.2011 "Организация строительства", базовыми функциями застройщика является получение разрешения на строительство; обеспечение строительства проектной документацией, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном порядке; извещение о начале любых работ на строительной площадке органа государственного строительного надзора, которому подконтролен данный объект; обеспечение строительного контроля застройщика (заказчика); организация наладки и опробования оборудования, пробного производства продукции и других мероприятий по подготовке объекта к эксплуатации; принятие решений о начале, приостановке, консервации, прекращении строительства, о вводе законченного строительством объекта недвижимости в эксплуатацию; комплектование, хранение и передача соответствующим организациям исполнительной и эксплуатационной документации.
Согласно пункту 7.3 СП 48.13330.2011 "Организация строительства", строительный контроль заказчика (застройщика) выполняет: проверку наличия у лица, осуществляющего строительство, документов о качестве (сертификатов в установленных случаях) на применяемые им материалы, изделия конструкций и оборудование, документированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний; контроль соблюдения лицом, осуществляющим строительство, правил складирования и хранения применяемых материалов, изделии конструкций и оборудования; при выявлении нарушений этих правил представитель строительного контроля застройщика (заказчика) может запретить применение неправильно складированных и хранящихся материалов; контроль соответствия выполняемого лицом, осуществляющим строительство, операционного контроля требованиям 7.1.6; контроль наличия и правильности ведения лицом, осуществляющим строительство, исполнительной документации, в том числе оценку достоверности геодезических исполнительных схем выполненных конструкций с выборочным контролем точности положения элементов; контроль за устранением дефектов в проектной документации, выявленных в процессе строительства, документированный возврат дефектной документации проектировщику, контроль и документированная приемка исправленной документации, передача ее лицу, осуществляющему строительство; контроль исполнения лицом, осуществляющим строительство, предписаний органов государственного надзора и местного самоуправления, извещение органов государственного надзора обо всех случаях аварийного состояния на объекте строительства; оценку (совместно с лицом, осуществляющим строительство) соответствия выполненных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подписание двухсторонних актов, подтверждающих соответствие; контроль за выполнением лицом, осуществляющим строительство, требования о недопустимости выполнения последующих работ до подписания указанных актов; заключительную оценку (совместно с лицом, осуществляющим строительство) соответствия законченного строительством объекта требованиям законодательства, проектной и нормативной документации.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией (изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 N 213-0-0) для обеспечения безопасности градостроительной деятельности законодателем введена норма, возлагающая не только на лиц, осуществляющих строительство, но и на заказчика обязанность осуществлять контроль за соответствием выполняемых строительных работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Из вышеизложенного следует, что застройщик (заказчик) при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства обязан обеспечить, в том числе и через лиц. непосредственно выполняющих работы, соответствие строящегося или реконструируемого объекта обязательным законодательным требованиям, общую организацию строительного производства, ведение исполнительной документации, строительный контроль за выполнением строительно-монтажных работ, техническое сопровождение строительства, а также устранение выявленных государственными надзорными органами нарушений, поскольку действующим законодательством именно на застройщика (заказчика) возложена обязанность по предъявлению законченного строительством или реконструкцией объекта органам государственного строительного надзора (пункт 25 РД-11-04-2006 "Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора (в ред. от 14.07.2015)).
Безопасность зданий и сооружении, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Являясь субъектом строительной деятельности и обладая свидетельством саморегулируемой организации в области строительного контроля, заказчик (застройщик) ФКП "УЗКС МО РФ" как субъект строительной деятельности обязан знать и добросовестно выполнять требования действующего законодательства в рассматриваемой сфере.
Материалами дела подтверждается нарушение Предприятием требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требовании специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты вес зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Предприятием необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
С учетом конкретных обстоятельств дела и положений статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", принимая во внимание, что доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, не представлено, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Предприятия от административной ответственности.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Суд первый инстанции пришел к выводу, что назначенное в данном случае наказание в виде штрафа в размере 101 000 рублей не соответствует тяжести совершенных правонарушений и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, при этом учитывая характер допущенных нарушений, степень вины привлекаемого к ответственности, суд правомерно снизил назначенного Предприятию наказания до 50 000 рублей.
Наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьей 3.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения в обжалуемой части, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
По существу, ответчик повторяет в жалобе все то, на что ссылался ранее.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2020 по делу N А56-26389/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26389/2020
Истец: Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: 103 ОТДЕЛ ГАСН