г. Москва |
|
28 октября 2020 г. |
Дело N А41-33472/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Марченковой Н.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.,
в судебном заседании участвуют представители:
от ООО "ПК ИНОТЭК" (ИНН 5005051640, ОГРН 1105005000396) - Мазилкин С.В. представитель по доверенности от 10.06.20 г., Аксенчук А.В. генеральный директор на основании протокола N 4 от 20.01.11 г.;
от ИФНС России по г. Воскресенску Московской области (ОГРН 1045012650011; ИНН 5005001649) - Сапаров П.С. представитель по доверенности от 09.01.20 г.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПК ИНОТЭК" (ИНН 5005051640, ОГРН 1105005000396) на решение Арбитражного суда Московской области от 11 августа 2020 года по делу N А41-33472/20,
по истовому заявлению ООО "ПК ИНОТЭК" к ИФНС России по г. Воскресенску Московской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПК ИНОТЭК" (далее - ООО "ПК ИНОТЭК") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Воскресенску Московской области (далее- Инспекция), о признании недействительным решения N 241 от 17.03.2020 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 августа 2020 года по делу N А41-33472/20 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом ООО "ПК ИНОТЭК" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 22.10.2019 г. налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 3 квартал 2019 года заявлены к вычету суммы НДС, уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации из государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) Республики Казахстан.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки указанной декларации налоговым органом выявлено, что налогоплательщиком неправомерно заявлены вычеты по НДС в размере 5.149.383 руб., в связи с чем Инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 05.02.2020 N 522, вследствие чего у налогоплательщика право на возмещение НДС в размере 5.149.383 руб. за 3 квартал 2019 года отсутствовало, поскольку право на принятие к вычету соответствующей суммы налога возникло у налогоплательщика только в 4 квартале 2019 года.
На основании акта камеральной налоговой проверки ИФНС России по г. Воскресенску Московской области было вынесено решение N 241 от 17.03.2020 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым отказано в привлечении ООО "ПК ИНОТЭК" к налоговой ответственности, предложено внести необходимые исправления в налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2019 г., уменьшена сумма НДС за 3 квартал 2019 г., излишне заявленная к возмещению в размере 5.149.383 руб. Одновременно с указанным решением налоговым органом вынесено решение N 7 от 17.03.2020 г. об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в соответствии с которым отказано в возмещении НДС в сумме 5.149.383 руб
Не согласившись с названным решением; налогоплательщик направил в порядке, предусмотренном главой 19 НК РФ, апелляционную жалобу в УФНС России по Московской области (далее также - Управление).
Решением УФНС России по Московской области N 07-12/034468@ от 15.05.2020 г. апелляционная жалоба ООО "ПК ИНОТЭК" оставлена без удовлетворения, решение инспекции оставлено без изменения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, исходил из того, что заявителем не представлены доказательства незаконности решения.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе ООО "ПК ИНОТЭК" указывает на то, что выводы суда первой инстанции являются необоснованными.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
Согласно ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действия (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным является совокупность двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов- фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 169 НК РФ определено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, облагаемых НДС, после принятия на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров.
Начиная с 2015 года взимание косвенных налогов, в том числе НДС, во взаимной торговле товарами между хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС осуществляется в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г.
При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 72 указанного Договора при ввозе товаров на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕAЭС НДС взимается налоговыми органами государства - члена ЕАЭС, на территорию которого ввозятся товары.
Согласно п. 14 Протокола, для целей уплаты НДС, налоговая база определяется на дату принятия на учёт у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства-члена, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретённых товаров.
В силу п. 20 Протокола, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства - члена ЕАЭС, либо по форме, утвержденной компетентным органом государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, в том числе по договору (контракту) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учёт импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга).
Приказом Минфина России от 07.07.2010 г. N 69н утверждена форма налоговой декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов таможенного союза.
Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, предусмотренные Протоколом, в том числе и Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
В соответствии с п. 6 Протокола, в течение 10 рабочих дней со дня поступления Заявления и документов, предусмотренных Протоколом, должностное лицо налогового органа, принявшего Заявление, должно его рассмотреть и подтвердить факт уплаты косвенных налогов (освобождения либо иного способа уплаты) посредством проставления соответствующей отметки на Заявлении либо мотивированно отказать в соответствующем подтверждении.
При представлении заявления на бумажном носителе один экземпляр остается в налоговом органе, три экземпляра возвращаются налогоплательщику с отметкой налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) в разделе 2 Заявления.
То есть, представленное налогоплательщиком Заявление подлежит рассмотрению должностным лицом налогового органа, после чего проставляется отметка о подтверждении факта уплаты косвенных налогов. В соответствии с п. 26 Протокола суммы НДС, уплаченные (зачтённые) по товарам, ввозимым на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, подлежат вычетам (зачётам) в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары.
Следовательно, вычет сумм НДС, уплаченных (зачтённых) по товарам, ввезённым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена ЕАЭС, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, при импорте товара с территорий государств - членов ЕАЭС для получения вычета по НДС в порядке, предусмотренном ст. 171, 172 НК РФ налогоплательщику необходимо соблюсти обязанность, предусмотренную Договором о ЕАЭС, а именно: представить декларацию по косвенным налогам, уплатить сам налог и получить подтверждение налогового органа о факте уплаты налога.
Тем самым уведомить налоговый орган о наличии импортной операции и о факте уплаты налога, после чего воспользоваться своим правом на вычет в порядке гл. 21 НК РФ. Поскольку декларация по косвенным налогам подается не позднее месяца следующего за месяцем принятия на учёт импортированных товаров, то и право на вычет возникает не ранее даты, когда налогоплательщик исполнил обязанность по сдаче декларации, уплате налога и получения подтверждения налогового органа об уплате налога.
Из вышеуказанных норм права следует, что порядок принятия к вычету НДС, выставленного продавцом при приобретении товара налогоплательщиком на внутреннем рынке, отличается от порядка принятия к вычету НДС, уплаченного при ввозе товара на территорию Российской Федерации.
В первом случае основанием для принятия к вычету НДС является оформленный в соответствии с действующим законодательством и выставленный продавцом счет-фактура, во втором - документы, подтверждающие фактическую уплату НДС при ввозе товара на территорию Российской Федерации.
В связи с чем, несмотря на предусмотренную пунктом 1.1 статьи 172 НК РФ возможность принятия налогоплательщиком к вычету "входного" НДС, в том налоговом периоде, в котором фактически приобретенный товар принят на учет при выставлении соответствующего счета-фактуры продавцом в последующем налоговом периоде, указанная норма, ввиду отсутствия прямого указания, не распространяется на правоотношения по принятию к вычету НДС, уплаченного при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации.
Законодателем при таких обстоятельствах, установлена зависимость возникновения права у налогоплательщика на принятие к вычету НДС по ввезенным на территорию Российской Федерации товарам с наличием соответствующих документов, подтверждающих уплату данного налога.
Пунктом 4 "Порядка заполнения налоговой декларации по НДС", утверждённого Приказом Минфина России от 29.10.2014 г. N ММВ-7-3/558@, предусмотрено, что налоговая декларация по НДС составляется на основании книг продаж, книг покупок и данных регистров бухгалтерского учёта налогоплательщика (налогового агента), а в случаях, установленных НК РФ, - на основании данных регистров налогового учёта налогоплательщика (налогового агента).
В соответствии с п. 8 ст. 169 НК РФ форма и порядок ведения книги покупок и книги продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 г. N 1137 утверждены "Правила ведения книги покупок, применяемой при расчётах по НДС" (далее - Правила).
На основании п. 1 и 2 Правил, книга покупок предназначена для регистрации покупателями по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном ст. 172 НК РФ счетов-фактур (в том числе корректировочных, исправленных), выставленных продавцами, в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.
Подпунктом "е" п. 6 Правил установлено, что при ввозе на территорию РФ с территории государства - члена Таможенного союза товаров, в отношении которых взимание НДС осуществляется налоговыми органами в соответствии с Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 г. и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 г., в графе 3 "Номер и дата счета-фактуры продавца" книги покупок указываются номер и дата Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС.
Арбитражный суд исходит из того, что указанная норма содержит ссылки на утратившие силу документы, в тоже время она, как основная норма продолжает действовать с учетом требований отсылочной нормы права, т.е. организации, импортирующие товары из стран членов ЕАЭС, в графе 3 должны отражать номер и дату заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС (на что также указывает ФНС России в письме от 21.03.2016 г. N ЕД-4-15/4611@).
Поскольку налоговая декларация по НДС составляется на основании книги покупок, которая должна содержать сведения о Заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов, а такое Заявление подается с налоговой декларацией по косвенным налогам в следующем налоговом периоде, то оснований для внесения в нее сведений о налоговых вычетах до получения отметки, не имелось.
С учетом изложенного, из системного толкования положений статьи 172 НК РФ во взаимосвязи с положениями Протокола и подпункта "е" пункта 6 Правил ведения книги покупок следует, что, для целей принятия к вычету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации с территории государств - членов ЕАЭС, документами, подтверждающими право на вычет указанных сумм налога, являются не только документы, подтверждающие фактическую уплату налога в бюджет, но и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа об уплате НДС.
При таких условиях Общество необоснованно отразило в книге покупок и налоговой декларации за 3 квартал 2019 года вычеты сумм налога, уплаченных налоговому органу при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского союза, не имея по состоянию на 30.09.2019 г. одного из документов, который налоговое законодательство Российской Федерации устанавливает в качестве основания возникновения права на вычет НДС при осуществлении данных операций.
В рассматриваемом споре ООО "ПК ИНОТЭК" представило заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов: первичное N 500501102019002 от 01.10.2019 г. - отказано в проставлении отметки; уточненное N 5005091020190001 от 09.10.2019 г. - факт уплаты НДС при ввозе подтвержден, отметка проставлена 14.10.2019 г., первичное N 5005021020190001 от 02.10.2019 г. - факт уплаты НДС при ввозе подтвержден, отметка проставлена 09.10.2019 г.; первичное N 5005021020190002 от 02.10.2019 г. - факт уплаты НДС при ввозе подтвержден, отметка проставлена 09.10.2019 г. Вышеуказанное означает, что заявления о ввозе и уплате косвенных налогов N 5005091020190001 от 09.10.2019 г., N 5005021020190001 от 02.10.2019 г., N 5005021020190002 от 02.10.2019 г. были получены налогоплательщиком исключительно в 4 квартале 2019 года и не могли быть отражены в книге покупок за 3 квартал 2019 года,
Арбитражный суд обращает особое внимание на факт оплаты суммы НДС платежным поручением N 423 от 01.10.2019 г., то есть непосредственно в 4 квартале 2019 г., а не в 3 квартале 2019 г.
Таким образом, Арбитражный суд соглашается с доводами налогового органа о том, что трактование Заявителем положений статьи 172 НК РФ, о том, что НДС, уплаченный в связи с ввозом товара на территорию Российской Федерации до представления соответствующей налоговой декларации, может быть принят к вычету непосредственно в том налоговом периоде, в котором ввезенный товар был принят на учет налогоплательщиком, в независимости от даты подтверждения налоговым органом данной уплаты НДС - является ошибочным, такой подход к реализации установленных норм права при анализируемых обстоятельствах невозможен.
Письма Министерства финансов Российской Федерации от 14.02.2019 г. N 03-07-11/9305, от 02.02.2016 г. N 03-07-11/4712, от 28.07.2016 г. N 03- 07/11/44208, на которые ссылается Заявитель, также касаются непосредственно порядка принятия к вычету НДС на основании счетов-фактур, выставленных продавцом товара, в связи с чем не могут быть приняты во внимание в рассматриваемой ситуации.
Принимая настоящее решение, Арбитражный суд разрешает доводы Заявителя о том, что в данном споре возможно применить последствия ситуации, возникшей между Обществом и Инспекцией по факту представленной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019 года на которой отметка о подтверждении уплаты косвенных налогов проставлена налоговым органом в 3 квартале 2019 года и Инспекцией не оспорено право налогоплательщика на соответствующий вычет.
В связи с установленным фактом неправомерного применения Обществом в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019 года налоговых вычетов в части суммы налога, уплаченной налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Евразийского экономического союза, и в целях побуждения налогоплательщика к добровольному уточнению и исполнению своих налоговых обязательств Инспекцией в адрес ООО "ПК ИНОТЭК" направлено информационное письмо от 23.04.2020 г. N 09-20/08096@ о необходимости представления уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2019 года.
Таким образом, само по себе отсутствие акта налоговой проверки не может являться обстоятельством, позволяющим налогоплательщику считать свои действия правомерными, а тем более препятствующим составлению акта и принятию соответствующего решения по другим налоговым периодам, по результатам проверки которых выявлены аналогичные нарушения.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2018 г. N 304-КГ17-19835 по делу N А45- 20959/2016, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.08.2017 г. по делу N А45-20959/2016.
Основанием для принятия Инспекцией оспариваемого решения послужил факт неправомерного применения Обществом налоговых вычетов в части суммы налога, уплаченной налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, с территории государств - членов Евразийского экономического союза, так как заявления о ввозе и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа, подтверждающей исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога, были получены налогоплательщиком только в 4 квартале 2019 года и не могли быть отражены им в книге покупок за 3 квартал 2019 года.
Так, в ходе камеральной налоговой проверки декларации за 3 квартал 2019 года Инспекцией установлено, что ООО "ПК ИНОТЭК" в составе налоговых вычетов заявило, в том числе вычеты по Заявлению о ввозе товаров 4 46_9923959 и уплате косвенных налогов N 5005091020190001 на сумму 4.733.383 рублей, по Заявлению N 5005021020190001 - на сумму 200.000 рублей, по Заявлению N 5005021020190002 - на сумму 216.000 руб., всего на сумму 5.149.383 руб.
При проведении камеральной проверки ООО "ПК ИНОТЭК" представлены следующие заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов: первичное N 500501102019002 от 01.10.2019 г. - отказано в проставлении отметки; уточненное N 5005091020190001 от 09.10.2019 г. - факт уплаты НДС при ввозе подтвержден, отметка проставлена 14.10.2019 г., первичное N 5005021020190001 от 02.10.2019 г. - факт уплаты НДС при ввозе подтвержден, отметка проставлена 09.10.2019 г.; первичное N 5005021020190002 от 02.10.2019 г. - факт уплаты НДС при ввозе подтвержден, отметка проставлена 09.10.2019 г.
Таким образом, заявления о ввозе и уплате косвенных налогов N 5005091020190001 от 09.10.2019 г., N 5005021020190001 от 02.10.2019 г., N 5005021020190002 от 02.10.2019 г. были датированы и получены налогоплательщиком только в 4 квартале 2019 года и не могли быть отражены в книге покупок за 3 квартал 2019 года.
Следовательно, исходя из имеющихся в материалах дела документов, сумма НДС уплачена платежным поручением N 423 от 01.10.2019 г., то есть непосредственно в 4 квартале 2019 г., а не в 3 квартале 2019 г.
На основании представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 августа 2020 года по делу N А41-33472/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-33472/2020
Истец: ООО "ПК ИНОТЭК"
Третье лицо: ИФНС РФ по г.Воскресенску