город Томск |
|
28 октября 2020 г. |
Дело N А03-8711/2020 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев вопрос о принятии к производству апелляционной жалобы государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (N 07АП-9015/2020) на решение от 07.09.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8711/2020 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Синцова В.В.) по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (ИНН 2225082380, ОГРН 1062225028018, 656056, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Комсомольский, 80А) к индивидуальному предпринимателю Дорофееву Олегу Юрьевичу (ИНН 222500271145, ОГРНИП 312222510700058) о взыскании финансовой санкции в сумме 9 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Дорофееву Олегу Юрьевичу (далее - ИП Дорофеев О.Ю., Предприниматель) о взыскании финансовой санкции за непредставление в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М за январь, апрель, май, июнь 2019 года в размере 9 500 рублей.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 25.08.2020 Арбитражного суда Алтайского края, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено 07.09.2020 по заявлению Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением суда, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 07.09.2020 по делу N А03-8711/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 6, 8, 11, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ), пункт 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н, указывает на ненадлежащее исполнение Предпринимателем обязанности по представлению в Пенсионный фонд сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц по спорным отчетным периодам в связи с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, полагает, что в рассматриваемом случае имеет место быть первичное представление сведений на застрахованных лиц, информация о которых ранее не была представлена, представление страхователем дополняющей формы на лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись, является основанием для применения финансовых санкции.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Предпринимателем по телекоммуникационным каналам связи представлены в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за январь 2019 года на 5 застрахованных лиц - 15.02.2019, за апрель 2019 года на 8 застрахованных лиц - 13.05.2019, за май 2019 года на 8 застрахованных лиц - 06.06.2019, за июнь 2019 года на 9 застрахованных лиц - 09.07.2019, что подтверждается реестром документов, поступивших в Пенсионный фонд.
13.08.2019, 22.08.2019 страхователь представил дополняющие формы за январь 2019 года на 4 застрахованных лица, за апрель 2019 года на 5 застрахованных лиц, за май 2019 года на 5 застрахованных лиц, за июнь 2019 года на 5 застрахованных лиц, что подтверждается реестром документов, поступивших в Пенсионный фонд, актами о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.10.2019 N 032S18190014666, N 032S18190014667, N 032S18190014668, N 032S18190014669.
Установив, что дополнительно представленные страхователем по истечении установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, апрель, май, июнь 2019 года в отношении 19 застрахованных лиц не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, Пенсионный фонд пришел к выводу о несвоевременном представлении страхователем в Пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, апрель, май, июнь 2019 года.
По факту выявления нарушения сроков представления отчетности за указанные периоды в отношении 19 застрахованных лиц Пенсионным фондом приняты решения от 05.12.2019 N 032S19190015464, N 032S19190015465, N 032S19190015466, N 032S19190015467 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которыми ответчик привлечен к ответственности за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде штрафа в общем размере 9 500 руб.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции выставлены требования от 09.01.2020 N 032S01200000023, N 032S01200000024, N 032S01200000026, N 032S01200000027 со сроком исполнения до 28.01.2020.
Неисполнение требований явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 9, 11, 15, 17 Закона N 27-ФЗ, Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания финансовой санкции, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ, и отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ, статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Предприниматель является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) предусматривает обязанность страхователя ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрено право страхователя на дополнение и уточнение переданных им сведений о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
При этом, Законом N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В абзаце 3 пункта 39 Инструкции N 766н) (в редакции, действующей в спорный период) указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Предпринимателя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за январь 2019 года в отношении 4 застрахованных лиц, за апрель, май, июнь 2019 года - в отношении 5 застрахованных лиц.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетные периоды:
за январь 2019 года - не позднее 15 февраля 2019 года, за апрель 2019 года - не позднее 15 мая 2019 года, за май 2019 года - не позднее 17 июня 2019 года (с учетом выходных дней), за июнь 2019 года - не позднее 15 июля 2019 года.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Предприниматель первоначально представил сведения о застрахованных лицах по формам СЗВ-М тип "исходная" за январь, апрель, май, июнь 2019 года в установленный законом срок.
Ошибки в части не указания в представленных первоначальных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц выявлены, исправлены и формы СЗВ-М тип "дополняющая" за январь, апрель, май, июнь 2019 года представлены Предпринимателем самостоятельно. Данные обстоятельства Пенсионным фондом по существу не оспорены и документально не опровергнуты.
Доказательства того, что скорректированные Предпринимателем сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за январь, апрель, май, июнь 2019 года являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание то, что формы СЗВ-М тип "исходная" за январь, апрель, май, июнь 2019 года направлены Предпринимателем с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, при этом допущенные ошибки самостоятельно Предпринимателем устранены, что не опровергнуто Пенсионным фондом, Предприниматель реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные отчетные периоды (за январь, апрель, май, июнь 2019 года), откорректировав их путем представления в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах (формы СЗВ-М тип "дополняющая") за эти отчетные периоды до момента обнаружения ошибок Пенсионным фондом, что допускает не применять к Предпринимателю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Предпринимателя финансовых санкций за заявленные отчетные периоды не имеется.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении Предпринимателем срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку в рассматриваемом случае имеет место быть первичное представление сведений на застрахованных лиц, информация о которых ранее не была представлена, представление страхователем дополняющей формы на лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись, является основанием для применения финансовых санкции, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании указанных норм права, Предприниматель самостоятельно внес исправления в представленные сведения о застрахованных лицах, при этом законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М при самостоятельном выявлении ошибки страхователем (пункт 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018), ввиду чего основания для взыскания санкций отсутствуют.
Ссылка Пенсионного фонда на пункт 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н, подлежит отклонению, законом срок для исправления сведений не установлен, инструкция вступила в силу 27.07.2020.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.09.2020 Арбитражного суда Алтайского края (резолютивная часть от 25.08.2020) по делу N А03-8711/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-8711/2020
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Барнауле
Ответчик: Дорофеев Олег Юрьевич