г. Москва |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А40-23231/20 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03 июня 2020 года
по делу N А40-23231/20, принятое судьей Ереминой И.И.,
в порядке упрощенного производства
по иску Акционерного общества "Первая грузовая компания"
(ОГРН: 1137746982856; юр. адрес: 105066, г. Москва, ул. Новорязанская, д. 24)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295; юр. адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
о взыскании убытков в размере 567 928 рублей 76 копеек
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая грузовая компания" (далее - АО "ПГК", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании убытков в размере 567 928 рублей 76 копеек.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2020 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 03.06.2020 г. исковые требования удовлетворены в заявленном объёме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований
Заявитель указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От истца в порядке ст. 262 АПК РФ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против ее удовлетворения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 03.06.2020 г. на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в обоснование своих требований истец сослался на то, что 04 февраля 2019 года на станции имени Максима Горького Приволжской железной дороги в текущий отцепочный ремонт был отцеплен вагон N 58063793, принадлежащий АО "ПГК" на правах собственности, по неисправности 107 (выщербина обода колеса).
Вагон N 58063793 был принят перевозчиком ОАО "РЖД" к перевозке на пути общего пользования 30 января 2019 на станции Новороссийск Северо-Кавказской ж.д. по транспортной железнодорожной накладной N ЭД 404307, назначением на станцию Аксарайская-2 Приволжской ж.д.
Для определения причины образования дефекта на поверхности катания колесных пар вагона N 58063793 и соответствия кода браковки фактическим неисправностям вагона N 58063793, Саратовским филиалом АО "ПГК" была дана телеграмма от 5 февраля 2019 г. N 566/06029153 в адрес эксплуатационного вагонного депо Максим Горький ОАО "РЖД".
Проведенным 06 февраля 2019 года в ремонтном тупике эксплуатационного вагонного депо Максим Горький совместным осмотром колесных пар, выкаченных из-под вагона N 58063793 установлено следующее:
- на поверхности катания одного колеса колесной пары N 944353-29-2002 имеется выщербина длиной 95 мм, глубиной 1,3 мм по светлым пятнам, ползунам, наварам (код 611).
- на поверхности катания одного колеса колесной пары N 691522-29-1996 имеется выщербина длиной 50 мм, глубиной 1,2 мм по светлым пятнам, ползунам, наварам (код 611).
Вышеуказанные дефекты образовались в результате неправильной эксплуатации Перевозчиком вагона. Выявленные дефекты согласно Классификатора (Основные неисправности грузовых вагонов КЖА 2005 04) требовали перевода вагона в нерабочий парк по неисправности с кодом (116) "ползун на поверхности катания на одном колесе".
05 февраля 2019 года вагон N 58063793 был отремонтирован эксплуатационным вагонным депо Максим Горький Приволжской железной дороги.
Стоимость ремонта вагона N 58063793 согласно расчетно-дефектной ведомости и акта выполненных работ от 5 февраля 2019 года N 5134781 составила 5 867 рублей 19 копеек.
Для проведения текущего отцепочного ремонта поврежденного вагона N 58063793 был организован ремонт выкаченных из-под данного вагона поврежденных колесных пар N 944353-29-2002, N 691522-29-1996.
Транспортировка поврежденных деталей из-под вагона N 58063793 со станции имени Максима Горького на станцию Нефтяная осуществлялась за счет собственника АО "ПГК", что подтверждается актами о выполненных работах от 15 февраля 2019 г. N 131 и 28 февраля 2019 г. N 169 по договору N АО-ДД/ФСрт/ФЭР-93/18 от 4 апреля 2018 г.
Общая сумма затрат АО "ПГК" за транспортировку поврежденных колесных пар N N 944353-29-2002, N 691522-29-1996 из-под вагона N 58063793 составила 5 375,00 руб.: стоимость пересылки одной детали рассчитана как общая стоимость пересылки (согласно транспортной накладной и акта выполненных работ) / количество перевезенных деталей (согласно транспортной накладной и заявки на перевозку груза) по следующему расчету: 21 500,00 руб. / 8 деталей = 2 687,50 руб. за транспортировку 1 детали.
При поступлении в ремонтное вагонного депо Нефтяная АО "ВРК-3" поврежденная колесная пара N 691522-29-1996 из-под вагона N 58063793 была отремонтирована комплексным средним ремонтом с обточкой согласно акта выполненных работ от 22 февраля 2019 г. N 54 стоимостью 13 010,00 руб.
При этом, в результате обточки поверхности катания колесная пара N 691522-29-1996 утратила свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса.
Первоначальная стоимость колесной пары N 691522-29-1996 с толщиной обода 44-40 мм составляла 39 000,00 руб., после обточки поврежденной поверхности катания колесной пары толщина обода составила 34-30 мм, стоимость колесной пары снизилась до 14 630,00 руб. (цены определены из Распоряжения АО "ПГК" о ценах оприходования запасных частей от 23 ноября 2018 г. N АО-РД/ЗЭФ-233/18).
В результате, кроме расходов, связанных с устранением повреждения, в состав убытков входят убытки, возникшие в результате обточки колесных пар, которые представляют собой разницу между первоначальной стоимостью колесной пары и стоимостью колесной пары с параметрами после обточки в размере 24 370,00 руб.
При поступлении в ремонтное вагонного депо Нефтяная АО "ВРК-3" поврежденная колесная пара N 944353-29-2002 из-под вагона N 58063793 была отремонтирована комплексным средним ремонтом с обточкой согласно акта выполненных работ от 27 февраля 2019 года N 60 стоимостью 13 010 рублей.
При этом, в результате обточки поверхности катания колесная пара N 944353-29-2002 утратила свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса.
Первоначальная стоимость колесной пары N 944353-29-2002 с толщиной обода 44-40 мм составляла 39 000 рублей, после обточки поврежденной поверхности катания колесной пары толщина обода составила 29-25 мм, стоимость колесной пары снизилась до 14 085 рублей (цены определены из Распоряжения АО "ПГК" о ценах оприходования запасных частей от 23 ноября 2018 г. N АО-РД/ЗЭФ-233/18).
В результате, кроме расходов, связанных с устранением повреждения, в состав убытков входят убытки, возникшие в результате обточки колесных пар, которые представляют собой разницу между первоначальной стоимостью колесной пары и стоимостью колесной пары с параметрами после обточки в размере 24 915,00 руб.
Расходы по уведомлению телеграфом о проведении расследования отцепки вагона N 58063793 по неисправности колесных пар составили 428,16 руб.
Таким образом, общий понесенный ущерб АО "ПГК" составляет (428,16 + 5 867,19 + 5 375,50 + 13 010,00 + 24 370,00 + 13 010,00 + 24 915,00) = 86 975,85 рубль.
26 июня 2019 года на станции Верхний Баскунчак Приволжской железной дороги в текущий отцепочный ремонт был отцеплен вагон N 52069853, принадлежащий АО "ПГК" на правах собственности, по неисправности 107 (выщербина обода колеса).
Вагон N 52069853 был принят перевозчиком ОАО "РЖД" к перевозке на пути общего пользования 18 июня 2019 года на станции Аргун Северо-Кавказской ж.д. по транспортной железнодорожной накладной N ЭЛ159481, назначением на станцию Верхний Баскунчак Приволжской ж.д.
Таким образом, при всех вышеуказанных технических осмотрах вагона N 52069853 в период с 18 по 26 июня 2019 года никаких технических неисправностей колесных пар вагона N 52069853 выявлено не было, и вагон находился на путях общего пользования без замечаний со стороны перевозчика.
Для определения причины образования дефекта на поверхности катания колесных пар вагона N 52069853 и соответствия кода браковки фактическим неисправностям вагона N 52069853, Саратовским филиалом АО "ПГК" была дана телеграмма N 566/07010 61 от 27 июня 2019 года в адрес эксплуатационного вагонного депо Астрахань ОАО "РЖД".
Проведенным 28 июня 2019 года в ремонтном тупике эксплуатационного вагонного депо Астрахань-2 на станции Верхний Баскунчак совместным осмотром колесных пар, выкаченных из-под вагона N 52069853 установлено следующее:
- на поверхности катания одного колеса колесной пары N 71148-29-1979 выявлен ползун глубиной 1,5 мм с последующим образованием в нем выщербины длинной 180 мм. (код 212, 611);
- на поверхности катания одного колеса колесной пары N 11239-5-1986 выявлен ползун глубиной 2,6 мм с последующим образованием в нем выщербины длинной 50 мм. (код 212, 611);
Вышеуказанные дефекты образовались в результате неправильной эксплуатации Перевозчиком вагона. Выявленные дефекты согласно Классификатору (Основные неисправности грузовых вагонов КЖА 2005 04) требовали перевода вагона в нерабочий парк по неисправности с кодом (116) "ползун на поверхности катания на одном колесе".
27 июня 2019 года вагон N 52069853 был отремонтирован эксплуатационным вагонным депо Астрахань Приволжской железной дороги.
Стоимость ремонта вагона N 52069853 согласно расчетно-дефектной ведомости и акта выполненных работ от 27 июня 2019 г. N 18 составила 29 941,58 рублей (за вычетом работы по коду 5256 на сумму 12 264,00 руб., по коду 2105-01 на сумму 1 382,00 руб., по коду 2228-04 на сумму 2 417,00 руб. не являющиеся следствием повреждения), и составляет 5 878,58 руб.
Для проведения текущего отцепочного ремонта поврежденного вагона N 52069853 был организован ремонт выкаченных из-под данного вагона поврежденных колесных пар N 71148-29-1979, N 11239-5-1986.
Колесная пара N 11239-5-1986 была отремонтирована текущим ремонтом с обточкой, стоимость которого составила 6 565 руб., и была подкачена под вагон N 55132492. В результате обточки поверхности катания колесная пара N 11239-5-1986 утратила свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса.
Первоначальная стоимость колесной пары N 11239-5-1986 с толщиной обода 54-50 мм составляла 147 560 руб., после обточки поврежденной поверхности катания колесной пары толщина обода составила 44-40 мм, стоимость колесной пары снизилась до 114 800 руб. (цены определены из Распоряжения АО "ПГК" о ценах оприходования запасных частей от 4 июня 2019 г. N АО-РД/ЗЭФ-111/19).
В результате, кроме расходов, связанных с устранением повреждения, в состав убытков входят убытки, возникшие в результате обточки колесных пар, которые представляют собой разницу между первоначальной стоимостью колесной пары и стоимостью колесной пары с параметрами после обточки в размере 32 760,00 руб.
Колесная пара N 71148-29-1979 была отремонтирована текущим ремонтом с обточкой, стоимость которого составила 6 724,00 руб., и была подкачена под вагон N 52101250. В результате обточки поверхности катания колесная пара N 71148-29-1979 утратила свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса.
Первоначальная стоимость колесной пары N 71148-29-1979 с толщиной обода 54-50 мм составляла 147 560 руб., после обточки поврежденной поверхности катания колесной пары толщина обода составила 49-45 мм, стоимость колесной пары снизилась до 114 800,00 руб. (цены определены из Распоряжения АО "ПГК" о ценах оприходования запасных частей от 4 июня 2019 г. N АО-РД/ЗЭФ-111/19).
В результате, кроме расходов, связанных с устранением повреждения, в состав убытков входят убытки, возникшие в результате обточки колесных пар, которые представляют собой разницу между первоначальной стоимостью колесной пары и стоимостью колесной пары с параметрами после обточки в размере 32 760 руб.
Расходы по уведомлению телеграфом о проведении расследования отцепки вагона N 52069853 по неисправности колесных пар составили 462,72 руб.
Таким образом, общий понесенный ущерб АО "ПГК" составляет (462,72 + 5 878,58 + 6 565,00 + 32 760,00 + 6 724,00 + 32 760,00) = 85 150,30 рубля.
22 апреля 2019 г. на станции Астрахань-2 Приволжской железной дороги в текущий отцепочный ремонт был отцеплен вагон N 42449884, принадлежащий АО "ПГК" на правах собственности, по неисправности 107 (выщербина обода колеса).
Вагон N 42449884 был принят перевозчиком ОАО "РЖД" к перевозке на пути общего пользования 10 апреля 2019 г. на станции Човью Северной ж.д. по транспортной железнодорожной накладной N 27040167, назначением на станцию Астара Азербайджанской ж.д.
Таким образом, при всех вышеуказанных технических осмотрах вагона N 42449884 в период с 10 по 22 апреля 2019 г. никаких технических неисправностей колесных пар вагона N 42449884 выявлено не было, и вагон находился на путях общего пользования без замечаний со стороны перевозчика.
Для определения причины образования дефекта на поверхности катания колесных пар вагона N 42449884 и соответствия кода браковки фактическим неисправностям вагона N 42449884, Саратовским филиалом АО "ПГК" была дана телеграмма N 566/06014 58 от 24 апреля 2019 года в адрес эксплуатационного вагонного депо Астрахань ОАО "РЖД".
Проведенным 25 апреля 2019 года в ремонтном тупике эксплуатационного вагонного депо Астрахань-2 совместным осмотром колесных пар, выкаченных из-под вагона N 42449884, установлено следующее:
- на поверхности катания одного колеса колесной пары N 10577-1175-2011 выявлен ползун глубиной 1,8 мм с последующим образованием в нем выщербины длинной 130 мм. (код 212, 611);
- на поверхности катания одного колеса колесной пары N 189724-29-1992 выявлен ползун глубиной 2,5 мм с последующим образованием в нем выщербины длинной 90 мм. (код 212, 611);
- на поверхности катания одного колеса колесной пары N 256501-5-2008 выявлен ползун глубиной 3,5 мм с последующим образованием в нем выщербины длинной 110 мм. (код 212, 611);
Вышеуказанные дефекты образовались в результате неправильной эксплуатации Перевозчиком вагона. Выявленные дефекты согласно Классификатора (Основные неисправности грузовых вагонов КЖА 2005 04) требовали перевода вагона в нерабочий парк по неисправности с кодом (116) "ползун на поверхности катания на одном колесе".
22 апреля 2019 года вагон N 42449884 был отремонтирован эксплуатационным вагонным депо Астрахань Приволжской железной дороги.
Стоимость ремонта вагона N 42449884 согласно расчетно-дефектной ведомости и акта выполненных работ от 22 апреля 2019 г. N 17 составила 22 583,63 рублей (за вычетом работ по коду 5470 на сумму 16 021,00 руб. и по коду 2103-01 на сумму 1439,00 не являющихся следствием повреждения), и составляет 5 123,63 руб.
Для проведения текущего отцепочного ремонта поврежденного вагона N 42449884 был организован ремонт выкаченной из-под данного вагона поврежденной колесной пары N 256501-5-2008.
Колесная пара N 256501-5-2008 была отремонтирована средним ремонтом с обточкой, стоимость которого составила 16 127,00 руб., и была подкачена под вагон N 51868974. В результате обточки поверхности катания колесная пара N 256501-5-2008 утратила свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса.
Первоначальная стоимость колесной пары N 256501-5-2008 с толщиной обода 39-35 мм составляла 22 750,00 руб., после обточки поврежденной поверхности катания колесной пары толщина обода составила 34-30 мм, стоимость колесной пары снизилась до 14 630,00 руб. (цены определены из Распоряжения АО "ПГК" о ценах оприходования запасных частей от 23 ноября 2018 г. N АО-РД/ЗЭФ-233/18). В результате, кроме расходов, связанных с устранением повреждения, в состав убытков входят убытки, возникшие в результате обточки колесных пар, которые представляют собой разницу между первоначальной стоимостью колесной пары и стоимостью колесной пары с параметрами после обточки в размере 8 120,00 руб.
Расходы по уведомлению телеграфом о проведении расследования отцепки вагона N 42449884 по неисправности колесных пар составили 449,76 руб.
Таким образом, общий понесенный ущерб АО "ПГК" составляет (449,76 + 5 123,63 + 16 127,00 + 8 120,00) = 29 820,39 рубля.
17 июня 2019 г. на станции Татьянка Приволжской железной дороги в текущий отцепочный ремонт был отцеплен вагон N 50795012, принадлежащий АО "ПГК" на правах собственности, по неисправности 107 (выщербина обода колеса).
Вагон N 50795012 был принят перевозчиком ОАО "РЖД" к перевозке на пути общего пользования 12 июня 2019 г. на станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской ж.д. по транспортной железнодорожной накладной N ЭК 828411, назначением на станцию Татьянка Приволжской ж.д.
Для определения причины образования дефекта на поверхности катания колесных пар вагона N 50795012 и соответствия кода браковки фактическим неисправностям вагона N 50795012, Саратовским филиалом АО "ПГК" была дана телеграмма от 19 июня 2019 г. N 566/07045 55 в адрес эксплуатационного вагонного депо Максим Горький ОАО "РЖД".
Проведенным 20 июня 2019 г. в ремонтном тупике эксплуатационного вагонного депо Максим Горький, примыкающим к станции имени Максима Горького, совместным осмотром колесных пар, выкаченных из-под вагона N 50795012, установлено следующее:
- на поверхности катания одного колеса колесной пары N 5512-60-1989 выявлен ползун глубиной 0,8 мм с последующим образованием в нем выщербины длиной 60 мм, (код 212, 611).
- на поверхности катания одного колеса колесной пары N 130880-29-1987 выявлен ползун глубиной 1,2 мм (код 212, 611).
Вышеуказанные дефекты образовались в результате неправильной эксплуатации Перевозчиком вагона.
Выявленные дефекты согласно Классификатора (Основные неисправности грузовых вагонов КЖА 2005 04 требовали перевода вагона в нерабочий парк по неисправности с кодом (116) "ползун на поверхности катания на одном колесе".
20 июня 2019 г. вагон N 50795012 был отремонтирован эксплуатационным вагонным депо Максим Горький Приволжской железной дороги.
Стоимость ремонта вагона N 50795012 согласно акта выполненных работ от 20 июня 2019 г. N 5431158 составила 5 381,77 руб. (с исключением двух работ по коду 5569 на сумму 506 руб. не являющихся последствием повреждения) и составляет 4 875,77 руб.
Для проведения, текущего отцепочного ремонта поврежденного вагона N 50795012 был организован ремонт выкаченных из-под данного вагона поврежденных колесных пар N 5512-60-1989 и N 130880-29-1987 в условиях ремонтного вагонного депо Сарепта АО "ВРК-2".
Транспортировка поврежденных деталей из-под вагона N 50795012 осуществлялась за счет собственника АО "ПГК", что подтверждается актом о выполненных работах от 9 июля 2019 г. N 611 по договору от 4 апреля 2018 г. N АО-ДД/ФСрт/ФЭР-93/18.
Общая сумма затрат АО "ПГК" за транспортировку поврежденных колесных пар N 5512-60-1989 и N 130880-29-1987 из-под вагона N50795012 составила 1 462,50 руб.: стоимость пересылки одной детали рассчитана как общая стоимость пересылки (согласно транспортной накладной и акта выполненных работ) / количество перевезенных деталей (согласно транспортной накладной и заявки на перевозку груза) по следующему расчету: 5 850,00 руб. /8 деталей = 731,25 руб. за транспортировку 1 детали.
При поступлении в ремонтное вагонного депо Сарепта АО "ВРК-2" поврежденная колесная пара N 5512-60-1989 из-под вагона N 50795012 была отремонтирована текущим ремонтом, согласно расчетно-дефектнои ведомости и акта выполненных работ от 11 июля 2019 г. N 198, при проведении деповского ремонта вагона N 51043313, стоимость которого составила 3 607,00 руб.
При этом, в результате обточки поверхности катания колесная пара N 5512-60-1989 утратила свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса.
Первоначальная стоимость колесной пары N 5512-60-1989 с толщиной обода 54-50 мм составляла 147 560,00 руб., после обточки поврежденной поверхности катания колесной пары толщина обода составила 44-40 мм, стоимость колесной пары снизилась до 114 800,00 руб. (цены определены из Распоряжения АО "ПГК" о ценах оприходования запасных частей от 4 июня 2019 г. N АО-РД/ЗЭФ-111/19). В результате, кроме расходов, связанных с устранением повреждения, в состав убытков входят убытки, возникшие в результате обточки колесных пар, которые представляют собой разницу между первоначальной стоимостью колесной пары и стоимостью колесной пары с параметрами после обточки в размере 32 760,00 руб.
При поступлении в ремонтное вагонного депо Сарепта АО "ВРК-2" поврежденная колесная пара N 130880-29-1987 из-под вагона N 50795012 была отремонтирована средним ремонтом, согласно расчетно-дефектной ведомости и акта выполненных работ от 11 июля 2019 г. N 199, при проведении капитального ремонта вагона N 50672799, стоимость которого составила 13 010,00 руб.
При этом, в результате обточки поверхности катания колесная пара N 130880-29-1987 утратила свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса.
Первоначальная стоимость колесной пары N 130880-29-1987 с толщиной обода 59-55 мм составляла 160 440,00 руб., после обточки поврежденной поверхности катания колесной пары толщина обода составила 54-50 мм, стоимость колесной пары снизилась до 147 560,00 руб. (цены определены из Распоряжения АО "ПГК" о ценах оприходования запасных частей от 4 июня 2019 г. N АО-РД/ЗЭФ-111/19). В результате, кроме расходов, связанных с устранением повреждения, в состав убытков входят убытки, возникшие в результате обточки колесных пар, которые представляют собой разницу между первоначальной стоимостью колесной пары и стоимостью колесной пары с параметрами после обточки в размере 12 880,00 руб.
Расходы по уведомлению телеграфом о проведении расследования отцепки вагона N 50795012 по неисправности колесных пар составили 436,80 руб.
Таким образом, общий понесенный ущерб АО "ПГК" составляет (436,80 + 4 875,77 + 731,25 + 3 607,00 + 32 760,00 + 16 010,00 + 12 880,00) = 71 300,82 рубля.
06 августа 2019 года на станции Астрахань-2 Приволжской железной дороги в текущий отцепочный ремонт был отцеплен вагон N 52081783, принадлежащий АО "ПГК" на правах собственности, по неисправности 107 (выщербина обода колеса).
Вагон N 52081783 был принят перевозчиком ОАО "РЖД" к перевозке на пути общего пользования 2 августа 2019 г. на станции Себряково Приволжской ж.д. по транспортной железнодорожной накладной N ЭО 006551, назначением на станцию Махачкала Северо-Кавказской ж.д.
Таким образом, при всех вышеуказанных технических осмотрах вагона N 52081783 в период с 2 по 6 августа 2019 г. никаких технических неисправностей колесных пар вагона N 52081783 выявлено не было и вагон находился на путях общего пользования без замечаний со стороны перевозчика.
Для определения причины образования дефекта на поверхности катания колесных пар вагона N 52081783 и соответствия кода браковки фактическим неисправностям вагона N 52081783, Саратовским филиалом АО "ПГК" была дана телеграмма N 566/08023 58 от 7 августа 2019 г. в адрес эксплуатационного вагонного депо Астрахань ОАО "РЖД".
Проведенным 08 августа 2019 года в ремонтном тупике эксплуатационного вагонного депо Астрахань-2 совместным осмотром колесных пар, выкаченных из-под вагона N 52081783 установлено следующее:
- на поверхности катания одного колеса колесной пары N 75380-29-1991 выявлен ползун глубиной 3,5 мм с последующим образованием в нем выщербины длинной 100 мм. (код 212, 611);
- на поверхности катания одного колеса колесной пары N 208407-29-1992 выявлен ползун глубиной 3,0 мм с последующим образованием в нем выщербины длинной 45 мм. (код 212, 611);
Вышеуказанные дефекты образовались в результате неправильной эксплуатации Перевозчиком вагона. Выявленные дефекты согласно Классификатора (Основные неисправности грузовых вагонов КЖА 2005 04) требовали перевода вагона в нерабочий парк по неисправности с кодом (116) "ползун на поверхности катания на одном колесе".
08 августа 2019 года вагон N 52081783 был отремонтирован эксплуатационным вагонным депо Астрахань Приволжской железной дороги.
Стоимость ремонта вагона N 52081783 согласно расчетно-дефектной ведомости и акта выполненных работ от 8 августа 2019 г. N 15 составила 36 581,63 рублей (за вычетом работы по коду 5270 на сумму 32 070,00 руб., не являющиеся следствием повреждения), и составляет 4 511,63 руб.
Для проведения текущего отцепочного ремонта поврежденного вагона N 52081783 был организован ремонт выкаченных из-под данного вагона поврежденных колесных пар N 75380-29-1991, N 208407-29-1992.
Колесная пара N 75380-29-1991 была отремонтирована средним ремонтом с обточкой, стоимость которого составила 16 035,00 руб., и была подкачена под вагон N 53380655. В результате обточки поверхности катания колесная пара N 75380-29-1991 утратила свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса.
Первоначальная стоимость колесной пары N 75380-29-1991 с толщиной обода 39-35 мм составляла 102 480,00 руб., после обточки поврежденной поверхности катания колесной пары толщина обода составила 29-25 мм, стоимость колесной пары снизилась до 14 255,00 руб. (цены определены из Распоряжения АО "ПГК" о ценах оприходования запасных частей от 4 июня 2019 г. N АО-РД/ЗЭФ-111/19). В результате, кроме расходов, связанных с устранением повреждения, в состав убытков входят убытки, возникшие в результате обточки колесных пар, которые представляют собой разницу между первоначальной стоимостью колесной пары и стоимостью колесной пары с параметрами после обточки в размере 88 225,00 руб.
Колесная пара N 208407-29-1992 была отремонтирована средним ремонтом с обточкой, стоимость которого составила 16 035,00 руб., и была подкачена под вагон N 53380655. В результате обточки поверхности катания колесная пара N208407-29-1992 утратила свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса.
Первоначальная стоимость колесной пары N 208407-29-1992 с толщиной обода 39-35 мм составляла 102 480,00 руб., после обточки поврежденной поверхности катания колесной пары толщина обода составила 29-25 мм, стоимость колесной^пары снизилась до 14 255,00 руб. (цены определены из Распоряжения АО "ПГК" о ценах оприходования запасных частей от 4 июня 2019 г. N АО-РД/ЗЭФ-111/19). В результате, кроме расходов, связанных с устранением повреждения, в состав убытков входят убытки, возникшие в результате обточки колесных пар, которые представляют собой разницу между первоначальной стоимостью колесной пары и стоимостью колесной пары с параметрами после обточки в размере 88 225,00 руб.
Расходы по уведомлению телеграфом о проведении расследования отцепки вагона N 52081783 по неисправности колесных пар составили 467,10 руб.
Таким образом, общий понесенный ущерб АО "ПГК" составляет (467,10 + 4 511,63 + 16 035,00 + 16 035,00 + 88 225,00 + 88 225,00) = 213 498,73 рубля.
29 марта 2019 г. на станции Юльевка Приволжской железной дороги в текущий отцепочный ремонт был отцеплен вагон N 55451124, принадлежащий АО "ПГК" на правах собственности, по неисправности 107 (выщербина обода колеса).
Вагон N 55451124 был принят перевозчиком ОАО "РЖД" к перевозке на пути общего пользования 22 марта 2019 г. на станции Апатиты Октябрьской ж.д. по транспортной железнодорожной накладной N ЭЖ 783184, назначением на станцию Юльевка Приволжской ж.д.
Для определения причины образования дефекта на поверхности катания колесных пар вагона N 55451124 и соответствия кода браковки фактическим неисправностям вагона N 55451124, Саратовским филиалом АО "ПГК" была дана телеграмма от 3 апреля 2019 г. N 566/08030 52 в адрес эксплуатационного вагонного депо Анисовка ОАО "РЖД", однако представители ОАО "РЖД" от подписания акта общей формы отказались, выразив "особое мнение".
Проведенным 4 апреля 2019 г. на подъездных путях Балаковского филиала АО "Аппатит", примыкающих к станции Юльевка, совместным осмотром колесных пар, выкаченных из-под вагона N 55451124 установлено следующее:
- на поверхности катания одного колеса колесной пары N 39-37835-2007 имеется выщербина длинной более 50 мм, глубиной 2,2 мм. (код 611).
Вышеуказанные дефекты образовались в результате неправильной эксплуатации Перевозчиком вагона. Выявленные дефекты согласно Классификатора (Основные неисправности грузовых вагонов КЖА 2005 04) требовали перевода вагона в нерабочий парк по неисправности с кодом (116) "ползун на поверхности катания на одном колесе".
02 апреля 2019 года вагон N 55451124 был отремонтирован, стоимость ремонта вагона N 55451124 согласно расчетно-дефектной ведомости и акта выполненных работ от 2 апреля 2019 г. N 233 составила 48 535,92 руб. (за вычетом работ по коду 5141, 5142, 5172 на сумму 39 255,50 руб., по коду 2103.01 на сумму 5 648, руб., не являющихся следствием повреждения данного вагона) и составляет 3 632,42 руб.
Для проведения, текущего отцепочного ремонта поврежденного вагона N 55451124 был организован ремонт выкаченной из-под данного вагона поврежденной колесной пары N 39-37835-2007 в условиях ремонтного вагонного депо Ершов АО "ВРК-2".
При поступлении в ремонтное вагонного депо Ершов АО "ВРК-2" колесная пара N 39-37835-2007 из-под вагона N 55451124 была отремонтирована текущим ремонтом с обточкой поверхности катания колеса стоимостью 3 607,00 руб., согласно акта выполненных работ от 12 апреля 2019 г. N 24.
В результате обточки поверхности катания колесная пара N 39-37835-2007 утратила свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса.
Первоначальная стоимость колесной пары N 39-37835-2007 с толщиной обода 44-40 мм составляла 39 000,00 руб., после обточки поврежденной поверхности катания колесной пары толщина обода составила 34-30 мм, стоимость колесной пары снизилась до 14 630,00 руб. (цены определены из Распоряжения АО "ПГК" о ценах оприходования запасных частей от 23 ноября 2018 г. N АО-РД/ЗЭФ-233/18). В результате, кроме расходов, связанных с устранением повреждения, в состав убытков входят убытки, возникшие в результате обточки колесных пар, которые представляют собой разницу между первоначальной стоимостью колесной пары и стоимостью колесной пары с параметрами после обточки в размере 24 370,00 руб.
Расходы по уведомлению телеграфом о проведении расследования отцепки вагона N 55451124 по неисправности колесных пар составили 432,84 руб.
Таким образом, общий понесенный ущерб АО "ПГК" составляет (432,84 + 3 632,42 + 3 607,00 + 24 370,00) = 32 042,26 рублей.
14 февраля 2019 г. на станции Астрахань-2 Приволжской железной дороги в текущий отцепочный ремонт был отцеплен вагон N 59444976, принадлежащий АО "ПГК" на правах собственности, по неисправности 107 (выщербина обода колеса).
Вагон N 59444976 был принят перевозчиком ОАО "РЖД" к перевозке на пути общего пользования 04 февраля 2019 года на станции Березники-Сортировочные Свердловской ж.д. по транспортной железнодорожной накладной N ЭД 620479, назначением на станцию Невинномысская Северо-Кавказской ж.д.
Таким образом, при всех вышеуказанных технических осмотрах вагона N 59444976 в период с 4 по 14 февраля 2019 г. никаких технических неисправностей колесных пар вагона N 59444976 выявлено не было и вагон находился на путях общего пользования без замечаний со стороны перевозчика.
Для определения причины образования дефекта на поверхности катания колесных пар вагона N 59444976 и соответствия кода браковки фактическим неисправностям вагона N 59444976, Саратовским филиалом АО "ПГК" была дана телеграмма N 566/06017 59 от 15 февраля 2019 года в адрес эксплуатационного вагонного депо Астрахань ОАО "РЖД".
Проведенным 15 февраля 2019 года в ремонтном тупике эксплуатационного вагонного депо Астрахань-2 совместным осмотром колесных пар, выкаченных из-под вагона N 59444976 установлено следующее:
- на поверхности катания одного колеса колесной пары N 408398-5-2007 имеется выщербина длинной 70 мм и глубиной 3,0 мм по светлым пятнам, ползунам, наварам, (код 611);
- на поверхности катания одного колеса колесной пары N 236438-5-2008 имеется выщербина длинной 50 мм и глубиной 1,8 мм по светлым пятнам, ползунам, наварам, (код 611);
- на поверхности катания одного колеса колесной пары N 922249-29-1983 имеется выщербина длинной 40 мм и глубиной 1,7 мм по светлым пятнам, ползунам, наварам, (код 611);
Вышеуказанные дефекты образовались в результате неправильной эксплуатации Перевозчиком вагона. Выявленные дефекты согласно Классификатора (Основные неисправности грузовых вагонов КЖА 2005 04) требовали перевода вагона в нерабочий парк по неисправности с кодом (116) "ползун на поверхности катания на одном колесе".
14 февраля 2019 г. вагон N 59444976 был отремонтирован эксплуатационным вагонным депо Астрахань Приволжской железной дороги.
Стоимость ремонта вагона N 59444976 согласно расчетно-дефектной ведомости и акта выполненных работ от 14 февраля 2019 г. N 14 составляет 6 088,63 рублей (с исключением работ по коду 2328-01 на сумму 659,00 руб. не являющейся следствием повреждения) и составляет 5 429,63 руб.
Расходы по уведомлению телеграфом о проведении расследования отцепки вагона N 52081783 по неисправности колесных пар составили 454,08 руб.
Таким образом, общий понесенный ущерб АО "ПГК" составляет (454,08 + 5 429,63) = 5 883,71 рубля.
21 марта 2019 года на станции Балаково Приволжской железной дороги в текущий отцепочный ремонт был отцеплен вагон N 55131445, принадлежащий АО "ПГК" на правах собственности, по неисправности 107 (выщербина обода колеса).
Вагон N 55131445 был принят перевозчиком ОАО "РЖД" к перевозке на пути общего пользования 9 марта 2019 г. на станции Туапсе Северо-Кавказской ж.д. по транспортной железнодорожной накладной N ЭЖ 214440, назначением на станцию Балаково Приволжской ж.д.
Для определения причины образования дефекта на поверхности катания колесных пар вагона N 55131445 и соответствия кода браковки фактическим неисправностям вагона N 55131445, Саратовским филиалом АО "ПГК" была дана телеграмма от 21 марта 2019 г. N 566/06023 55 в адрес эксплуатационного вагонного депо Анисовка Приволжской железной дороги.
Проведенным 21 марта 2019 г. в ремонтном тупике эксплуатационного вагонного депо Анисовка на станции Балаково совместным осмотром колесных пар, выкаченных из-под вагона N 55131445 установлено следующее:
- на поверхности катания одного колеса колесной пары N 029-641751-1985 имеется выщербина длинной 75 мм и глубиной 3,0 мм по светлым пятнам, ползунам, наварам, (код 611).
Вышеуказанные дефекты образовались в результате неправильной эксплуатации Перевозчиком вагона. Выявленные дефекты согласно Классификатора (Основные неисправности грузовых вагонов КЖА 2005 04) требовали перевода вагона в нерабочий парк по неисправности с кодом (116) "ползун на поверхности катания на одном колесе".
21 марта 2019 г. вагон N 55131445 был отремонтирован эксплуатационным вагонным депо Анисовка Приволжской железной дороги.
Стоимость ремонта вагона N 55131445 согласно расчетно-дефектной ведомости и акта выполненных работ от 21 марта 2019 г. N 3/1/4/21 составила 5 225,07 рублей.
Для проведения, текущего отцепочного ремонта поврежденного вагона N 55131445 был организован ремонт выкаченной из-под данного вагона поврежденной колесной пары N 029-641751-1985.
Транспортировка поврежденной детали из-под вагона N 55131445 со станции Балаково на станцию Нефтяная осуществлялась за счет собственника АО "ПГК", что подтверждается актом о выполненных работах от 8 апреля 2019 г. N 314 по договору от 3 февраля 2017 г. N АО-ДД/ФСрт/ФЭР-93/18. Общая сумма затрат АО "ПГК" за транспортировку поврежденной колесной пары N 029-641751-1985 из-под вагона N 55131445 составила 1 737,50 руб.: стоимость пересылки одной детали рассчитана как общая стоимость пересылки (согласно транспортной накладной и акта выполненных работ)/количество перевезенных деталей (согласно транспортной накладной и заявки на перевозку груза) по следующему расчету: 13 900,00 руб. / 8 деталей = 1 737,50 руб. за транспортировку 1 детали.
При поступлении в ремонтное вагонного депо Нефтяная АО "ВРК-3" был повторно составлен акт о подтверждении неисправности совместно с представителем вагоноремонтного предприятия от 9 апреля 2019 г. После чего, поврежденная колесная пара N 029-641751-1985 из-под вагона N 55131445 была отремонтирована согласно акта выполненных работ от 10 апреля 2019 г. N 124.
Комплексный ремонт колесной пары N 029-641751-1985 составил 3 607,00 рублей. При этом, в результате обточки поверхности катания колесная пара N 029-641751-1985 утратила свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса.
Первоначальная стоимость колесной пары N 029-641751-1985 с толщиной обода 49-45 мм составляла 55 000,00 руб., после обточки поврежденной поверхности катания колесной пары толщина обода составила 39-35 мм, стоимость колесной пары снизилась до 22 750,00 руб. (цены определены из Распоряжения
АО "ПГК" о ценах оприходования запасных частей от 23 ноября 2019 г. N АО-РД/ЗЭФ-233/18). В результате, кроме расходов, связанных с устранением повреждения, в состав убытков входят убытки, возникшие в результате обточки колесных пар, которые представляют собой разницу между первоначальной стоимостью колесной пары и стоимостью колесной пары с параметрами после обточки в размере 32 250,00 руб.
Расходы по уведомлению телеграфом о проведении расследования отцепки вагона N 55131445 по неисправности колесных пар составили 436,80 руб.
Таким образом, общий понесенный ущерб АО "ПГК" составляет (436,80 + 5 225,07 + 1 737,50 + 3 607,00 + 32 250,00) = 43 256,70 рублей.
Вышеуказанные дефекты стали возможны в результате нарушения Перевозчиком пункта 5.7.3 ГОСТ 22235 - 2010 (Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно- разгрузочных и маневровых работ), где регламентируется расстояние прохождения вагона на тормозном башмаке во избежание образования односторонних ползунов (Для исключения образования односторонних ползунов на немеханизированных горках длина торможения (юза колеса) тормозным башмаком не должна превышать 20-м).
Таким образом, общая сумма убытков составила 567928,76 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии со ст. 1082 ГК РФ вред возмещается путем возмещения причиненных убытков по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 15 ГК РФ.
Затраты на выполненные работы по ремонту вагонов (колесных пар) составляют размер заявленных убытков, который подтверждается актами выполненных работ, расчетно-дефектными ведомостями и платежными поручениями, приложенными к исковому заявлению.
Согласно статье 105 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.
Действующим гражданским законодательством предусмотрен принцип полного возмещения убытков. Ответчик обязан возместить истцу убытки в виде полной стоимости ремонта имущества, поскольку необходимость расходов, которые потерпевший произвел для устранения последствий ненадлежащего исполнения.
Размер убытков и их состав указан истцом в представленном расчете исковых требований и подтверждается комплектом документов (соответствующими актами выполненных работ, расчетно-дефектными ведомостями и платежными поручениями)
В соответствии со статьей 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, с учётом доказанности факта несения истцом убытков по вине ответчика, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в заявленном объёме.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению исходя из нижеследующего.
Так, по мнению ответчика, выявленные неисправности вагонов являются эксплуатационными.
Статья 105 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" устанавливает ответственность перевозчика за повреждение или утрату перевозчиком принадлежащих другим юридическим лицам вагонов и возлагает на перевозчика, повредившего принадлежащие другому лицу вагоны, обязанность возместить фактическую стоимость поврежденных вагонов, а также убытки, понесенные владельцами вагонов вследствие их повреждения, то есть иные убытки.
В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Поскольку вина ответчика подтверждена представленными в материалы дела доказательствами, а именно актами осмотра и расследования дефектов колесных пар, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции применен Классификатор 1.20.001-2007, утративший законную силу, подлежит отклонению, как необоснованный, в связи с тем, что техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет перевозчик - ОАО "РЖД", то классификатором, характеризующим субъективное отношение перевозчика к спорным неисправностям, следует руководствоваться при определении вины перевозчика.
Причиной возникновения данной неисправности является нарушение перевозчиком ОАО "РЖД" правил эксплуатации подвижного состава -неисправность тормозных приборов, нарушение правил регулировки рычажной передачи, неправильное управления тормозами локомотива, роспуск вагонов на немеханизированных сортировочных горках со скоростями, превышающими допустимые.
Все указанные действия находятся в зоне ответственности ОАО "РЖД" как перевозчика и являются нарушением правил эксплуатации подвижного состава, в том числе эксплуатации тормозного оборудования.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом не доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика и повреждением вагонов истца, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку причины неисправности указанных вагонов определены в актах осмотра и расследования дефектов колесных пар, составленных с участием представителя истца.
Представитель перевозчика вызывался для участия в совместном осмотре колесных пар, в доказательство чего, в материалы дела представлены соответствующие телеграммы.
При таких обстоятельствах присутствует прямая причинно-следственная связь между виновными действиями ответчика и возникновением убытков у истца.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств отсутствия вины ответчиком не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что требования истца не доказаны в порядке, предусмотренном УЖТ РФ, для рассмотрения исков к перевозчику, отклоняется судом апелляционной инстанции, в силу следующего.
Истец факт принятия вагонов к перевозке подтверждает представленными в дело копиями железнодорожных накладных. Согласно сведениям, указанным в них, никаких "небраковочных дефектов" вагоны ПАО "ПГК" на момент принятия их к перевозке не имели.
Наличие ползунов и выщербин на колесах вагонов является безусловным основанием для постановки вагонов в ремонт в вагоноремонтном предприятии на месте обнаружения данных повреждений. Принятие к перевозке вагонов с ползунами и выщербинами угрожает безопасности движения поездов.
Принятие вагонов к перевозке в рамках полигона одной железной дороги свидетельствует о том, что данные неисправности на спорных вагонах возникли не в результате длительных процессов естественного износа, а в короткий промежуток времени в результате нарушения правил эксплуатации.
Так, неисправности "выщербина" колесных пар спорных вагонов возникли в короткий промежуток времени - от нескольких часов до нескольких суток, после прохождения последнего технического обслуживания вагона на ПТО.
Прохождение вагоном технического обслуживания означает отсутствие неисправностей вагона, в частности дефектов на поверхности катания колесных пар, не позволяющих вагону пройти гарантийный участок безопасного проследования.
Согласно статье 105 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" устанавливает ответственность перевозчика за повреждение или утрату перевозчиком принадлежащих другим юридическим лицам вагонов и возлагает на перевозчика, повредившего принадлежащие другому лицу вагоны, обязанность возместить фактическую стоимость поврежденных вагонов, а также убытки, понесенные владельцами вагонов вследствие их повреждения, то есть иные убытки.
События, которые служат основанием для возмещения причиненного ущерба должны, согласно статье 119 УЖТ РФ быть подтверждены определенными доказательствами: "обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами".
Перед перевозкой грузов все вышеуказанные вагоны перевозчиком (ОАО "РЖД") были осмотрены и признаны годными как в коммерческом, так и техническом состоянии, согласно Инструкции N ЦВ-ЦЛ-408, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств - участников Содружества Протокол от 21 - 22 мая 2009 года N 50 (Инструкции осмотрщика вагонов).
Пунктом 1.4 Инструкции осмотрщика вагонов предусмотрено то, что при техническом обслуживании вагонов необходимо проверить наличие деталей и узлов вагонов и их соответствие установленным нормативам; техническое обслуживай вагона не предусматривает контроль технического состояния вагонов, находящихся в сформированных составах и транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке к перевозкам без отцепки от состава или группы вагонов; выявление неисправностей (пункт 2.5 Инструкции осмотрщика вагонов).
Согласно пункту 1.5.1 Инструкции осмотрщика вагонов осмотрщик вагонов в работе должен руководствоваться: Инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар, Инструктивными указаниями по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками.
В случае, если вагон не соответствует выше указанным требованиям, осмотрщик вагонов ОАО "РЖД" обязан сделать запись в журнале ВУ-14.
В таком случае, подача вагонов под погрузку прямо запрещена. Ввиду того, что вагоны были поставлены в сформированные поезда, ОАО "РЖД" признало их годными, детали признаны соответствующими установленным нормативам.
В силу положений статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, он же обязан обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования. Согласно оформленным актам расследования технического состояния вагонов выявленные неисправности (повреждения колесных пар) возникли вследствие неправильной эксплуатации ответчиком вагона, так как выщербины обода колеса образуются путем выкрашивания металла в месте ползуна.
Ссылка ответчика на то, что неисправности у вагонов N N 58063793, 52069853, 42449884, 50795012, 52081783, 55451124, 59444976,55131445, спорные технические неисправности обнаружены после их передачи грузополучателю, то есть после окончания перевозки, не может служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Вагоны были приняты к перевозке в технически исправном состоянии.
До станции назначения прибыли под управлением ответчика.
Из приведенной ответчиком информации следует, что повреждение произошло именно в процессе последней перевозки, так как с ее окончания прошло непродолжительное время, вагоны были забракованы именно на тех станциях, на которые они прибыли.
Во время нахождения на станции назначения в неподвижном состоянии ползуны и выщербины не могли образоваться.
Если же по окончании спорной перевозки вагоны транспортировались в пределах станции (маневровые работы) и именно в это время образовались ползуны - то это ответственность перевозчика.
Если после окончания перевозки вагоны были поданы на пути необщего пользования и возвращены с ползунами - то, если перевозчик не оформил акты ф. ВУ-25 (о повреждении вагонов), это также ответственность перевозчика.
Ответчик сам осуществляет перевозку вагонов, обнаруживает их неисправности при техническом осмотре, документально фиксирует неисправности (составляет уведомления формы ВУ-23-М, вводит в АБД ПВ сообщения 1353), переводит неисправные вагоны в нерабочий парк, отцепляет неисправные вагоны от поезда, направляет неисправные вагоны в ТР-2, устраняет неисправности вагонов, после окончания ремонта переводит вагоны в рабочий парк, выпуская их из ТР-2.
Ответчик совпадает в одном лице как перевозчик, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, подрядчик по договору на текущий ремонт вагонов, поэтому только от воли самого ответчика зависит своевременность вышеуказанных действий после поступления грузового вагона истца на станцию проведения ТР-2, ответчик составил уведомления формы ВУ23М на ремонт вагонов позднее момента фактического выявления неисправностей указанных вагонов, что подтверждается выписками из базы данных АСУ "ПГК", содержащей сведения ГВЦ ОАО РЖД.
Согласно Уставу железнодорожного транспорта РФ, Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 07.12.2016, Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденный приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, процесс приема ипередачи вагонов в перевозку, под погрузку, выгрузку осуществляется с непосредственным участием перевозчика.
Если бы спорные неисправности вагонов возникли по вине других участников перевозочного процесса, ответчик в соответствии с положениями вышеуказанных нормативных актов при приемке вагонов от этих участников должен был составить соответствующие акты, фиксирующие факт наличия неисправностей вагонов, однако такие акты ответчик в материалы дела не предоставил.
Приведенными ответчиком доводами не доказывается ни естественный характер образования ползунов, выщербин и неравномерного проката, ни факт принятия поврежденных вагонов с путей необщего пользования (повреждение колесных пар иными лицами), так как им не составлены акты ф. ВУ-25 (о повреждении вагонов).
Таким образом, довод ответчика о том, что вагоны некоторое время по окончании перевозки простаивали на путях общего пользования и не направлялись грузополучателю, не опровергает доводы истца о том, что в это время вагоны находились в юрисдикции перевозчика.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В суде апелляционной инстанции истцом заявлено ходатайство о смене наименования в соответствии с ч. 1 ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Акционерного общества "Первая Грузовая Компания" (АО "ПГК") на Публичное акционерное общество "Первая Грузовая Компания" (ПАО "ПГК"). В обоснование данного ходатайства истцом представлены: копия листа записи по форме N Р50007 от 14.05.2020; выписка из ЕГРЮЛ на ПАО "ПГК" свидетельство о постановке на налоговый учет ПАО "ПГК". Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции полагает возможным его удовлетворить.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Считать наименование истца Публичное акционерное общество "Первая Грузовая Компания".
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 июня 2020 года по делу N А40-23231/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-23231/2020
Истец: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"