город Воронеж |
|
29 октября 2020 г. |
Дело N А35-11284/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Осиповой М.Б.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусаковой И.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "ВАГОНМАШ": Акимовой С.В., представителя по доверенности б/н от 01.12.2018, сроком действия три года;
от Государственного учреждения - Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от Фонда социального страхования Российской Федерации: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курской области от 13.08.2020 по делу N А35-11284/2019, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "ВАГОНМАШ" (ОГРН 1047796393116, ИНН 7722516206), г.Железногорск Курской области, к Государственному учреждению - Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании излишне уплаченных капитализированных платежей в размере 24039278,98 руб., неустойки в размере 1224983 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 149321 руб.,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Фонд социального страхования Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "ВАГОНМАШ" (далее - заявитель, ООО "ПО "ВАГОНМАШ") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, КРО ФСС РФ) о взыскании излишне уплаченных капитализированных платежей в размере 24 039 278,98 руб., неустойки в размере 1 224 983 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 149 321 руб.
Решением от 13.08.2020 заявленные требования удовлетворены частично. С КРО ФСС РФ в пользу ООО "ПО "ВАГОНМАШ" взысканы излишне уплаченные капитализированные платежи в размере 24 039 278,98 руб., проценты за нарушение срока возврата капитализированных платежей за период с 23.08.2019 по 21.10.2019 в размере 339 955,47 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 144090 руб., а всего 24 523 324,45 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что при принятии решения судом первой инстанции не применены нормы, указывающие на различную правовую природу капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователя, и обязательных страховых взносов страхователей. Кроме того полагает, что суд не применил принцип экономической обоснованности налогов и сборов, не применил принципы гарантированности права застрахованных на обеспечение по страхованию, устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования, не применил принципы всеобщего равенства перед законом и всеобщей обязанности платить законно установленные налоги и сборы. Кроме того, полагает, что суд не учел, что капитализированные платежи были внесены на основании Мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Курской области от 05.09.2018 N А35-3401/2015. Также считает, что суд не в полной мере применил аналогию закона об обязательном социальном страховании. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве ООО "ПО "ВАГОНМАШ" возражал против доводов апелляционной жалобы КРО ФСС РФ, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представители КРО ФСС РФ и третьего лица не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, что решением Арбитражного суда Курской области от 16.03.2016 по делу N А35-3401/2015 ООО "ПО "ВАГОНМАШ" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Курской области от 08.06.2016 по делу N А35-3401/2015 в реестр требований кредиторов ООО "ПО "ВАГОНМАШ" в состав третьей очереди включены требования Федеральной налоговой службы в размере 24 175 078 руб. 98 коп., в том числе: 24 039 278 руб. 98 коп. капитализированных платежей, 135 800 руб. штрафов.
Определением Арбитражного суда Курской области от 05.07.2018 по делу N А35-3401/2015 утверждено мировое соглашение от 16.08.2018, заключенное между должником - ООО "ПО "ВАГОНМАШ" и конкурсными кредиторами, производство по делу о банкротстве ООО "ПО "ВАГОНМАШ" прекращено.
Согласно условиям мирового соглашения от 16.08.2018 должник принял на себя обязательства по погашению суммы задолженности, указанной в п. 5 Мирового соглашения, перед уполномоченным органом (Федеральная налоговая служба) начиная с 05.09.2018 в соответствии со следующим графиком:
N |
Дата платежа (не позднее) |
Общая сумма платежа (руб.) |
N |
Дата платежа (не позднее) |
Общая сумма платежа (руб.) |
1 |
05.09.2018 |
2 003 000,00 |
7 |
05.03.2019 |
2 003 000,00 |
2 |
05.10.2018 |
2 003 000,00 |
8 |
05.04.2019 |
2 003 000,00 |
3 |
05.11.2018 |
2 003 000,00 |
9 |
05.05.2019 |
2 003 000,00 |
4 |
05.12.2018 |
2 003 000,00 |
10 |
05.06.2019 |
2 003 000,00 |
5 |
05.01.2019 |
2 003 000,00 |
11 |
05.07.2019 |
2 003 000,00 |
6 |
05.02.2019 |
2 003 000,00 |
12 |
05.08.2019 |
2 006 278,98 |
ИТОГО: |
24 039 278,98 |
Капитализированные платежи были уплачены ООО "ПО "ВАГОНМАШ" в полном объеме в соответствии с графиком, определенным в мировом соглашении, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
17.07.2019 ООО "ПО "ВАГОНМАШ" обратилось к КРО ФСС РФ с претензионным письмом о возврате уплаченных капитализированных платежей.
В письме от 02.08.2019 N 16-12/4607-9410 КРО ФСС РФ отказало заявителю в возврате капитализированных платежей, сославшись на отсутствие в законе порядка их возврата.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, ООО "ПО "ВАГОНМАШ" обратилось в суд с настоящими требованиями о взыскании с КРО ФСС РФ излишне уплаченных капитализированных платежей в размере 24039278,98 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными по правилам статьи 395 ГК РФ, за период с 06.09.2018 по 21.10.2019 в размере 1224983 руб. (с учетом уточнения).
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 125-ФЗ средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей, взыскиваемых штрафов и пеней, капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей, иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 1093 ГК РФ в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона N 125-ФЗ при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Закона о банкротстве определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Статьей 18 Закона N 125-ФЗ установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации как страховщик обязан своевременно осуществлять обеспечение по страхованию. В этих целях Фонд осуществляет сбор страховых взносов и аккумулирует капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя.
В этих целях Фонд осуществляет сбор страховых взносов и аккумулирует капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя.
Обязанность по внесению юридическим лицом в Фонд капитализированных платежей возникает только в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, так как ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы, а Фонд социального страхования Российской Федерации продолжает предоставлять в установленном порядке обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат.
Согласно статье 61 ГК РФ банкротство является одним из способов ликвидации юридического лица.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N863 утвержден Порядок внесения в ФСС РФ капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, который регулирует вопросы внесения в ФСС РФ ликвидируемыми (в том числе в связи с признанием их банкротами) юридическими лицами - страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованным и лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных в результате наступления страховых случаев.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" Фонд социального страхования Российской Федерации, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" при заключении мирового соглашения в процедуре конкурсного производства капитализированная сумма не подлежит выплате кредиторам первой очереди, поскольку деятельность должника - юридического лица не прекращается.
В указанном случае по смыслу статей 158, 159 Закона N 127-ФЗ подлежит погашению задолженность перед кредиторами первой очереди, образовавшаяся за период до заключения мирового соглашения.
Таким образом, обязанность по уплате капитализированных платежей в Фонд социального страхования возникает у страхователя только в случае ликвидации юридического лица с целью погашения Фондом требований лиц, которые имеют право на получение страховых взносов в соответствии с Законом N 125-ФЗ.
При отсутствии процедуры ликвидации страхователь - юридическое лицо обязано в общем порядке уплачивать страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В случае прекращения процесса ликвидации обязанность по уплате капитализированных платежей отпадает, поскольку данные платежи не подлежат выплате лицам, имеющим на это право в соответствии с Законом N 125-ФЗ, а удовлетворение их требований производится в общем порядке - за счет выплат страхователя, продолжающего свою деятельность.
Как установлено судом, решением Арбитражного суда Курской области от 16.03.2016 по делу N А35-3401/2015 ООО "ПО "ВАГОНМАШ" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Курской области от 08.06.2016 по делу N А35-3401/2015 в реестр требований кредиторов ООО "ПО "ВАГОНМАШ" в состав третьей очереди включены требования Федеральной налоговой службы, в том числе: 24 039 278 руб. 98 коп. капитализированных платежей.
Определением Арбитражного суда Курской области от 05.07.2018 по делу N А35-3401/2015 утверждено мировое соглашение от 16.08.2018, заключенное между должником - ООО "ПО "ВАГОНМАШ" и конкурсными кредиторами, производство по делу о банкротстве ООО "ПО "ВАГОНМАШ" прекращено.
Согласно условиям мирового соглашения от 16.08.2018 должник принял на себя обязательства по погашению суммы задолженности перед уполномоченным органом (Федеральная налоговая служба) начиная с 05.09.2018 в соответствии с утвержденным графиком.
Капитализированные платежи были уплачены ООО "ПО "ВАГОНМАШ" в полном объеме в соответствии с графиком, определенным в мировом соглашении, что не оспаривается лицами, участвующими в деле, и подтверждается материалами дела.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание прекращение производства по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО "ПО "ВАГОНМАШ" и возобновление последним своей деятельности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у заявителя отсутствует предусмотренная статьей 1093 ГК РФ и статьей 23 Закона N 125-ФЗ обязанность по формированию и внесению капитализированных платежей в бюджет Фонда социального страхования, и возникает обязанность по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общем порядке.
Следовательно, капитализированные платежи в сумме 24039278,98 руб., уплаченные ООО "ПО "ВАГОНМАШ" в период исполнения мирового соглашения, являются в настоящее время для ООО "ПО "ВАГОНМАШ" излишне уплаченной суммой, и подлежат возврату, поскольку заявитель после утверждения мирового соглашения продолжает в общем порядке уплачивать страховые взносы, в том числе, и на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Доводы заинтересованного лица и третьего лица об отсутствии оснований и механизма возврата капитализированных платежей верно признаны судом ошибочными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Следовательно, отсутствие порядка урегулирования определенных отношений не может являться самостоятельным основанием для отказа в восстановлении нарушенных прав.
Согласно части 6 статьи 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Поскольку Закон N 125-ФЗ не предусматривает специальный порядок и механизм возврата излишне уплаченных капитализированных платежей, суд полагает, что в данном случае должен быть применен порядок, установленный главой IV.1 Закона N 125-ФЗ, в частности статьей 26.12.
Согласно пунктам 11 и 17 статьи 26.12 Закона N 125-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению страхователя в течение одного месяца со дня получения территориальным органом страховщика такого заявления, а в случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением названного срока, территориальным органом страховщика на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются подлежащие уплате страхователю проценты за каждый календарный день нарушения данного срока (по ставке, равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата страхователю сумм излишне уплаченных страховых взносов).
При этом доводы заинтересованного лица и третьего лица о том, что порядок возврата взносов не подлежит применению к возврату капитализированных платежей, имеющих иную правовую природу, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку для страхователя платежи являются излишне уплаченной суммой взносов, что следует из правовой позиции, изложенной, в частности, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.04.2018 N 306-КГ18-2380, и не опровергают возможности возвращения заявителю излишне уплаченных капитализированных платежей в установленном Законом N 125-ФЗ порядке в отсутствие иного соответствующего механизма в названном законе.
В связи с этим верно признана несостоятельной ссылка КРО ФСС РФ И ФСС РФ на то, что вследствие отсутствия законодательно регламентированного срока возврата платежей обязанность возвратить последние возникнет у Отделения фонда лишь с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу.
Доводы заинтересованного лица и третьего лица о том, что в случае возврата капитализированных платежей подлежат вычету суммы страховых выплат, произведенных Фондом за период банкротства заявителя также не могут быть приняты судом в связи со следующим.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.05.2015 по делу N307-ЭС14-7082, ни страховые взносы, ни капитализированные платежи не персонифицируются и не рассматриваются как целевые выплаты, предназначенные для расчетов с конкретным работником. Средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний управляет Фонд как специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации (пункты 1 и 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101). Формирование средств на осуществление упомянутого вида социального страхования осуществляется за счет различных источников, в том числе, страховых взносов, уплачиваемых работодателями на принципах обязательности и индивидуальной безвозмездности, начисляемых на них штрафов и пеней (пункт 1 статьи 20 Закона N 125-ФЗ).
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определении Верховного Суда РФ от 16.07.2018 N 301-КГ18-8896.
Так, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 N 301-КГ18-8896 указано, что доводы фонда, приведенные в жалобе, об отсутствии правовых оснований для взыскания (возврата) перечисленных капитализированных платежей в полном объеме без учета расходов (страхового обеспечения) за период нахождения страхователя в процедуре конкурсного производства отклоняются как нормативно не обоснованные.
При этом ни Закон N 125-ФЗ, ни принятые во исполнение данного закона правовые акты не содержат положений, согласно которым объем публичных обязательств ликвидируемого должника по уплате капитализированных платежей - одного из источников формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - подлежит изменению в ходе процедуры конкурсного производства.
В период данной процедуры могут изменяться факторы, влияющие как в большую, так и в меньшую сторону на размер капитализируемых платежей (такие как фактический возраст потерпевшего; нуждаемость его в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации; степень утраты профессиональной трудоспособности; индексация ежемесячной страховой выплаты; дожитие).
Таким образом, применение единого для всех ликвидируемых страхователей нормативного метода расчета капитализированных платежей на день открытия конкурсного производства с использованием величин ожидаемых страховых возмещений обеспечивает устойчивость всей финансовой системы государственного обязательного социального страхования, которая достигается за счет эквивалентности гарантированного гражданам страхового обеспечения общему объему средств обязательного социального страхования (статья 4 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").
Следовательно, в момент принятия решения о прекращении правоспособности организации посредством ее ликвидации через процедуру конкурсного производства на стороне этой организации возникает самостоятельная публичная обязанность по внесению предусмотренных пунктом 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ обязательных капитализированных платежей.
Впоследствии (до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц) размер капитализированных платежей перерасчету не подлежит.
Аналогичным образом, в случае прекращения в отношении страхователя процедуры конкурсного производства размер капитализированных платежей, подлежащих возврату как излишне уплаченных, также не подлежит перерасчету в сторону уменьшения на сумму расходов (страхового обеспечения) за период нахождения страхователя в процедуре конкурсного производства.
Кроме того, как пояснили представители лиц, участвующих в деле, несмотря на введение в отношении ООО "ПО "ВАГОНМАШ" процедуры конкурсного производства, обществом не производилось увольнение сотрудников и не прекращались выплаты по страховых взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно справке о состоянии расчетов по страховым взносам от 20.01.2020, задолженность по недоимке, пени и штрафам по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по состоянию на 20.01.2020 у ООО "ПО "ВАГОНМАШ" отсутствует.
В связи с указанным, уменьшение подлежащей возврату суммы капитализированных платежей на сумму произведенных Фондом расходов по социальному обеспечению застрахованных лиц в период конкурсного производства, привело бы к нарушению прав и законных интересов заявителя, как добросовестного страхователя.
Таким образом, поскольку основания для удержания КРО ФСС РФ уплаченных заявителем капитализированных платежей отпали, а иных оснований для их удержания законом не предусмотрено, требования ООО "ПО "ВАГОНМАШ" о взыскании с КРО ФСС РФ излишне уплаченных капитализированных платежей в размере 24039278,98 руб. правомерно признаны судом обоснованными.
ООО "ПО "ВАГОНМАШ" также заявлены требования о взыскании начисленных в порядке статьи 395 ГК РФ на всю взыскиваемую сумму капитализированных платежей процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 224 983 руб. за период с даты, следующей за датой начала исполнения условий мирового соглашения - 06.09.2018 и по 21.10.2019.
Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, гражданское законодательство может быть применено к названным правоотношениям при условии, что это предусмотрено законом (п. 3 ст. 2 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации применение норм гражданского законодательства при определении последствий нарушения срока возврата излишне уплаченных капитализированных платежей не предусмотрено, а потому оснований для применения статьи 395 ГК РФ в целях определения подлежащих взысканию процентов в рассматриваемом случае не имеется.
Пунктами 11, 17 статьи 26.12 Закона N 125-ФЗ установлено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению страхователя в течение одного месяца со дня получения территориальным органом страховщика такого заявления, а в случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением названного срока, территориальным органом страховщика на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются подлежащие уплате страхователю проценты за каждый календарный день нарушения данного срока (по ставке, равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата страхователю сумм излишне уплаченных страховых взносов).
Как следует из материалов дела, с претензией (заявлением) о возврате уплаченных капитализированных платежей ООО "ПО "ВАГОНМАШ" обратилось в КРО ФСС РФ 17.07.2019, в связи с чем, с учетом вышеуказанных положений законодательства, на сумму невозвращенных капитализированных платежей подлежат начислению проценты за каждый календарный день нарушения данного срока (по ставке, равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата страхователю сумм излишне уплаченных страховых взносов) за период с 23.08.2019 (дата, следующая за днем истечения одного месяца со дня поступления в КРО ФСС РФ заявления от 17.07.2019) по 21.10.2019 (дата определенная заявителем).
При этом суд учитывал, что как на дату принятия КРО ФСС РФ решения об отказе в возврате капитализированных платежей (письмо от 02.08.2019 N16-12/4607-9410), так и на дату истечения установленного законом срока их возврата (22.08.2019) капитализированные платежи были уплачены заявителем в полном объеме (последний платеж внесен 01.08.2019).
В то же время заявления, поданные ООО "ПО "ВАГОНМАШ" в КРО ФСС РФ 04.09.2018 и 30.11.2018 не могут быть расценены судом, как заявления о возврате уплаченных капитализированных платежей по следующим основаниям.
Так, в заявлении от 04.09.2018 требования возвратить уплаченные по условиям мирового соглашения капитализированные платежи не содержится.
Кроме того, в материалы дела сторонами представлены копии заявления ООО "ПО "ВАГОНМАШ" от 30.11.2018 с нетождественным содержанием.
Согласно копии заявления от 30.11.2018, представленной заявителем, в указанном заявлении ООО "ПО "ВАГОНМАШ" просило КРО ФСС РФ возвратить излишне уплаченные денежные средства в сумме 6009000 руб., соответствующей указанной в заявлении сумме уплаченных по мировому соглашению капитализированных платежей.
В то же время согласно копии заявления от 30.11.2018, представленной заинтересованным лицом, в указанном заявлении ООО "ПО "ВАГОНМАШ" просило КРО ФСС РФ возвратить излишне уплаченные денежные средства в размере 2014083,43 руб., соответствующем указанной в заявлении сумме уплаченных регулярных страховых взносов.
При этом в обоих заявлениях, датированных 30.11.2018, ООО "ПО "ВАГОНМАШ" просило осуществить возврат указанной в нем денежной суммы, как суммы, выплаченной страхователем в качестве регулярных страховых взносов за период сентябрь 2018 года - ноябрь 2018 года.
Оценив представленные сторонами копии заявления от 30.11.2018, учитывая, что копия заявления, представленная в материалы дела ООО "ПО "ВАГОНМАШ", в отличии от копии, представленной Фондом, не содержит отметки о его принятии КРО ФСС РФ, а также принимая во внимание отсутствие доказательств того. что именно данный экземпляр заявления был подан заявителем в КРО ФСС РФ, суд области отдал предпочтение копии заявления от 30.11.2018, представленной заинтересованным лицом.
Таким образом, поскольку из содержания заявления от 30.11.2018 не усматривается, что ООО "ПО "ВАГОНМАШ" просило осуществить возврат именно капитализированных платежей, уплаченных по условиям мирового соглашения, оснований полагать, что обязанность возвратить капитализированные платежи возникла у КРО ФСС РФ со дня получения им заявления от 30.11.2018, апелляционный суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, проценты, предусмотренные пунктом 17 статьи 26.12 Закона N125-ФЗ, подлежат начислению за период с 23.08.2019 по 21.10.2019.
Таким образом, с КРО ФСС РФ в пользу ООО "ПО "ВАГОНМАШ" подлежат взысканию проценты за нарушение срока возврата капитализированных платежей за период с 23.08.2019 по 21.10.2019 в размере 339955,47 руб.
Доводы заинтересованного лица и третьего лица о том, что заявление о возврате капитализированных платежей подано заявителем не по установленной форме (24-ФСС РФ) правильно отклонены судом, поскольку действующими нормативными правовыми актами форма заявления о возврате капитализированных платежей не утверждена. При этом оснований для применения в рассматриваемом случае аналогии закона суд не усматривает.
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ убедительных доводов, опровергающих обоснованность предъявленных ООО "ПО "ВАГОНМАШ" требований, КРО ФСС РФ суду не приведено.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования частично.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 13.08.2020 по делу N А35-11284/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-11284/2019
Истец: ООО Производственное объединение "ВАГОНМАШ"
Ответчик: КУРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Фонд Социального страхования Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд