город Омск |
|
29 октября 2020 г. |
Дело N А70-8946/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9753/2020) публичного акционерного общества "Карачаровский механический завод" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2020 по делу N А70-8946/2020 (судья Скачкова О.А.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Карачаровский механический завод" (ОГРН 1027739700724, ИНН 7721024057, 109052, город Москва, Рязанский проспект, дом 2) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области о признании незаконным решения от 06.05.2020 по делу N 072/10/18.1-82/2020,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Карачаровский механический завод" (далее -общество, ПАО "КМЗ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России, антимонопольный орган, управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 06.05.2020 по делу N 072/10/18.1-82/2020.
Определением арбитражного суда от 08.06.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2020 по делу N А70-8946/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из недоказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемого решения законодательству и нарушении этим решением прав и законных интересов общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что предварительный отбор, как процесс, начинается с даты публикации извещения о проведении предварительного отбора и завершается принятием комиссией решения по итогу проведения отбора, оформляемого в виде протокола (пункт 55 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение)). Таким образом, процессуальное действие в рамках завершенного предварительного отбора, а именно подача заявки участником предварительного отбора, не может учитываться комиссией в рамках нового предварительного отбора и влиять на решение комиссии.
По мнению общества, если предмет предварительных отборов на протяжении неопределенного времени один и тот же, это не означает, что подача заявок должна исчисляться с момента первой подачи, равно как и то, что количество заявок не должно быть приравнено к количеству действующих реестровых записей; наличие нескольких действующих реестровых записей не создает никаких преимуществ для такой подрядной организации, и не нарушает интересы третьих лиц.
В письменных отзывах на апелляционную жалобу антимонопольный орган и департамент не согласились доводами подателя апелляционной жалобы, считая решение суда первой законным и обоснованным не подлежащим отмене.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, установил следующие обстоятельства.
В Тюменское УФАС России 20.03.2020 поступила жалоба ПАО "КМЗ" на действия департамента, направленные на отказ в рассмотрении заявки общества на участие в предварительном отборе для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на выполнение работ и (или) оказание услуг по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по ремонту (замене, модернизации) лифтов (реестровый номер извещения: 016720000552000005) (далее - отбор).
При рассмотрении комиссией управления жалобы установлено, что 10.03.2020 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (извещение N 016720000552000005) и на сайте ЭТП ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" по адресу http://utp.sberbank-ast.ru (процедура N 016720000552000005) департаментом размещены извещение о проведении отбора (ПП РФ 615), а также документация о проведении предварительного отбора для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области по предмету оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов.
Дата и время начала срока подачи заявок: 11.03.2020 в 0:00.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 01.04.2020 в 12:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок: 14.04.2020.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 08.04.2020 N 10 документы, представленные в составе заявки участника ПАО "КМЗ", не рассматривались департаментом, так как участник уже включён в реестр квалифицированных подрядных организаций по данному предмету предварительного отбора под реестровым номером 00772102405720180050.
По результатам проверки 06.05.2020 Тюменским УФАС России вынесено оспариваемое решение по делу N 072/10/1/.1-82/2020, согласно которому управление пришло к выводу, что повторное включение участника отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций в рамках одного предмета отбора до истечения срока действия результатов отбора, по результатам которого указанный участник уже был включён в реестр квалифицированных подрядных организаций по данному предмету отбора, будет являться нарушением пункта 40 Положения, а действия заказчика, направленные на оставление заявки общества без рассмотрения в соответствии с пунктами 40 и 54 Положения, являются правомерными.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 180, 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктами 2, 8, 19, 20, 40, 48, 51, 54 Положения, пунктом 3 Приказа Минстроя России от 07.09.2016 N 624/пр "Об утверждении методических указаний о порядке деятельности комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории субъектов Российской Федерации (далее - Методические указания), разделом 7 документации о проведении предварительного отбора, пришел к выводу о правомерности действий департамента по оставлению заявки общества без рассмотрения, поскольку в рамках одного предмета предварительного отбора участник предварительного отбора вправе подать только одну заявку, иное из приведенных норм права не следует.
Установив, что ранее департаментом рассматривалась заявка общества от 21.06.2017 и ПАО "КМЗ" уже включено в реестр квалифицированных подрядных организаций по предмету "Оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, в том числе на ремонт (замену) лифтового оборудования" 21.06.2017 (реестровая запись N 00772102405720180050) сроком до 21.06.2020, суд первой инстанции квалифицировал поданную обществом 26.03.2020 заявку в качестве повторной, указав на то, что подача заявки до истечения срока действия результатов предыдущего отбора преждевременна и повторное включение участника отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций в рамках одного предмета отбора будет являться нарушением пункта 40 Положения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры.
Согласно части 5 статьи 182 ЖК РФ привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 в соответствии с частью 1.1 статьи 180 и частью 5 статьи 182 ЖК РФ утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее по тексту - Положение).
Пунктом 2 Положения N 615 определено, что органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора формируется реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная настоящим Положением информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона либо у которых могут осуществляться закупки в случаях, предусмотренных пунктом 193 настоящего Положения.
Согласно пункту 6 Положения N 615 предварительные отборы осуществляются органом по ведению реестра не реже одного раза в квартал.
Для участия в предварительном отборе участник подает заявку на участие в предварительном отборе в срок и по форме, которые установлены документацией о проведении предварительного отбора (пункт 36 Положения N 615).
Как следует из материалов дела, основанием для оставления представленных обществом документов в составе поданной 26.03.2020 заявки без рассмотрения послужило то, что ПАО "КМЗ" 21.06.2017 уже включено в реестр по соответствующему предмету сроком до 21.06.2020 (реестровая запись N 00772102405720180050), а поданная обществом 26.03.2020 заявка признана антимонопольным органом и судом первой инстанции как повторная.
Действительно, в соответствии с пунктом 40 Положения в рамках одного предмета предварительного отбора участник предварительного отбора вправе подать только одну заявку на участие в предварительном отборе, пока она не рассмотрена в порядке, предусмотренном настоящим Положением, и по ней не принято решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.
При этом пунктом 54 Положения определено, что в случае установления факта подачи одним участником предварительного отбора 2 и более заявок на участие в предварительном отборе при условии, что поданные ранее заявки на участие в предварительном отборе таким участником не отозваны, все заявки на участие в предварительном отборе такого участника не рассматриваются.
Вместе с тем согласно абзацу 8 пункта 2 Положения предварительный отбор - это совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в частности Тюменской области; оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор.
Таким образом, на основании пункта 54 Положения могут быть оставлены без рассмотрения заявки, поданные в рамках одной процедуры предварительного отбора.
В рассматриваемом случае по результатам рассмотрения первичной заявки общество включено в реестр 21.06.2017 до 21.06.2020 (реестровая запись N 00772102405720180050). Таким образом, процедура предыдущей закупки (торгов) является завершенной, поскольку заявка рассмотрена и решение по ней принято, а реестр квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации сформированным, следовательно, заявка поданная обществом 26.03.2020 не является повторной.
Действующим законодательством не предусмотрено ограничений по количеству действующих реестровых записей в реестре квалифицированных подрядных организаций в рамках различных предварительных отборов по одному и тому же предмету.
При таких обстоятельствах у департамента в рассматриваемом случае не имелось оснований для оставления заявки общества без рассмотрения, поскольку в рамках предварительного отбора (извещение N 016720000552000005) обществом подана только одна заявка, в связи с чем решение антимонопольного органа от 06.05.2020 по делу N 072/10/18.1-82/2020, является незаконным, как несоответствующее вышеприведенным нормам Положения.
В обжалуемом судебном акте суд первой инстанции пришел к выводу о том, что признание незаконным решения антимонопольного органа не будет направлено на восстановление нарушенного права заявителя, поскольку общество включено в реестр квалифицированных подрядных организаций по предмету "Оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, в том числе на ремонт (замену) лифтового оборудования" 21.06.2017 сроком действия решения о включении общества в реестр до 21.06.2020.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено, что повторное включение общества в реестр не влечет нарушение требований Положения, поскольку общество будет обладать различным временным периодом нахождения в реестре, учитывая, что согласно пункту 6 Положения предварительные отборы осуществляются органом по ведению реестра не реже одного раза в квартал.
В соответствии с пунктом 103 Положения, правом участвовать в электронных аукционах наделяется участник, включенный по соответствующему предмету и в соответствующем субъекте Российской Федерации в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Подача заявки ПАО "КМЗ" на участие в предварительном отборе, несмотря на наличие действующей реестровой записи N 00772102405720180050, обусловлена тем, что установленный законом трехгодичный срок нахождения подрядной организации в реестре истекает 22.06.2020, а проведение следующего предварительного отбора органом по ведению реестра может быть организовано только через три месяца, ввиду чего может образоваться период отсутствия ПАО "КМЗ" в реестре и, как следствие, общество не сможет принять участие в проводимых аукционах.
Принимая во внимании, что законодательство не содержит ограничений по количеству действующих реестровых записей в реестре по одному предмету, следовательно, общество, подав заявку 26.03.2020 действовало с учетом предоставленных ему прав, в то время как департамент в отсутствие оснований оставил заявку общества без рассмотрения, тем самым лишив заявителя возможности принять участие в электронных аукционах, проводимых региональным оператором на территории Тюменской области в период истечения срока нахождения ПАО "КМЗ" в реестре.
Таким образом, оспариваемое решение Тюменского УФАС России, которым подтверждена правомерность принятого департаментом решения, нарушает права и законные интересы общества в предпринимательской деятельности, лишая последнего возможности участвовать в аукционах и заключать контракты с целью извлечения прибыли.
Учитывая, что судом апелляционной инстанции установлена совокупности условий, необходимых для удовлетворения требования заявителя (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 и часть 2 статьи 201 АПК РФ) решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2020 по делу N А70-8946/2020 подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ) с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявления ПАО "КМЗ" о признании незаконным и отмене решения управления от 06.05.2020 по делу N 072/10/18.1- 82/2020.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на Тюменское УФАС России.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2020 по делу N А70-8946/2020 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявление публичного акционерного общества "Карачаровский механический завод" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 06.05.2020 по делу N 072/10/18.1- 82/2020.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области в пользу публичного акционерного общества "Карачаровский механический завод" (ОГРН 1027739700724, ИНН 7721024057, 109052, город Москва, Рязанский проспект, дом 2) судебные расходы по оплате государственной пошлины 4500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-8946/2020
Истец: ПАО "Карачаровский Механический Завод"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы России
Третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области