28 октября 2020 г. |
Дело N А84-3138/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.10.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Карева А.Ю., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Хлебинской Е.Г.,
при участии представителей от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" - Гирченко М.А. по доверенности от 21.05.2020, от Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя - Сытников А.П. по доверенности от 12.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 24 августа 2020 года по делу N А84-3138/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" об оспаривании постановления Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" (далее - заявитель, общество, ООО "УК") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя (далее - управление, Госжилнадзор Севастополя, административный орган) от 17.06.2020 о назначении административного наказания по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 250 000,00 рублей.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 24.08.2020 в удовлетворении заявления общества отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нормам материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного заседания от общества поступило дополнение к апелляционной жалобе, в судебном заседании представитель общества просила учесть смягчающие обстоятельства и снизить размер штрафа до 125 000 руб.
До начала судебного разбирательства от управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), при этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его изменения или отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Севастополь, ул. Генерала Острякова, 120 на основании лицензии от 14.02.2018 N 140.
С целью выявления фактов, изложенных в коллективном обращении жильцов многоквартирного дома N 120 по проспекту Генерала Острякова (вх. N 1270 от 20.05.2020) по вопросу ненадлежащего содержания и ремонта общего имущества - технической пристройки (под мусоропровод), а также непринятии управляющей организацией в течении длительного времени мер к устранению указанных нарушений, несмотря на неоднократные обращения по данному вопросу, распоряжением Госжилнадзора Севастополя от 03.06.2020 N20.10-10-ВЗ/20/248 в рамках осуществлении лицензионного контроля назначена внеплановая выездная проверка в отношении общества.
По результатам проведенной с участием представителя общества внеплановой проверки, результаты которой отражены в акте проверки от 08.06.2020 N 20.10-10-ВЗ/20/248-П, Госжилнадзором Севастополя установлены в деятельности ООО "УК" выявлены нарушения требований подпунктов "а", "б" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, подпунктов 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.14 пункта 4.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, а именно: имеются разрушения, повреждения строительных конструкций входной группы подъезда N3, приводящие к их деформации, отклонению от вертикали и осадке конструкций; нарушено примыкание стен входной группы подъезда N3 с наружной несущей стеной здания, образовавшиеся трещины с шириной раскрытия до 50 мм; стены мусорокамеры входной группы подъезда N3 имеют сквозные трещины с шириной раскрытия до 50 мм; фундамент входной группы подъезда N3 имеет трещины с шириной раскрытия до 30 мм.
По факту выявленных нарушений управлением 11.06.2020 составлен протокол N 148 об административном правонарушении, согласно которому действия (бездействие) общества квалифицированы по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Постановлением от 17.06.2020 административный орган признал общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспоренного постановления управления и не нашел правовых оснований не согласиться с выводами административного органа о ненадлежащим содержании общего имущества многоквартирного дома N 120 по пр. Генерала Острякова в г. Севастополе.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы арбитражного суда и отклоняет доводы апелляционной жалобы исходя из следующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пунктам 1, 2, 4 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Исходя из части 1 статьи 161 ЖК РФ, соблюдение Минимального перечня является одним из стандартов и правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливающие, в частности, порядок определения состава общего имущества в многоквартирном доме и исчисления размера расходов на его содержание, а постановлением от 03.04.2013 N 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Минимальный перечень таких услуг и работ (далее - Правила N 290, Минимальный перечень N 290).
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе мусороприемные камеры.
Подпунктами "а" и "б" пункта 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, наряду с другими требованиями, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Исходя из подпунктов "а" и "з" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Согласно пункту 14 Правил N 491 результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
К работам, выполняемым для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, относятся, в том числе: выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней. В случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение (абзацы четвертый и шестой пункта 3 Минимального перечня).
В силу подпункта "г" пункта 6 Правил N 290, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта, в том числе по результатам проведенных осмотров общего имущества в многоквартирном доме, и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416).
В силу пункта 4 Правил N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в частности, таких стандартов, как:
подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе: разработка с учетом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - перечень услуг и работ); расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей; подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома; обеспечение ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме с проектами подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и пользования этим имуществом, а также организация предварительного обсуждения этих проектов (подпункт "в");
организация управляющей организацией, в случаях, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом (подпункт "г");
организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания (подпункт "д");
взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом (подпункт "е").
Проект перечня услуг и работ составляется и представляется собственникам помещений в многоквартирном доме для утверждения управляющей организацией (пункт 5 Правил N 416).
В силу Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность), а также устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (подпункт 4.2.1.1 пункта 4.2.1); не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей. Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация. Допустимая ширина раскрытия трещин в панелях 0,3 мм, в стыках - 1 мм (подпункт 4.2.1.3 пункта 4.2.1); организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать (подпункт 4.2.1.14 пункта 4.2.1).
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10, Правила N170 являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Таким образом, в данном случае, общество, являясь управляющей организацией по отношению к многоквартирному дому N 120 по проспекту Генерала Острякова в г. Севастополе и, как следствие, ответственным лицом за надлежащее содержание общего имущества данного многоквартирного дома, обязано выполнять поименованные в Перечне и Правилах N 170, 290, 416, 491 работы.
Как установлено судом на основании исследования и оценки в порядке главы 7 АПК РФ материалов дела, в рассматриваемом случае подтвержден и заявителем не опровергнут факт неудовлетворительного технического состояния строительных конструкций входной группы подъезда N 3 многоквартирного дома N 120 по проспекту Генерала Острякова.
Данный факт подтверждается, в том числе актом проверки, который подписан представителем ООО "УК" без каких-либо замечаний. При этом отсутствие в акте проверки указания на составленный в рамках проводимых мероприятий по контролю акт визуального осмотра и проведенную фотофиксацию не является грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, влекущим их недействительность; актом визуального осмотра от 08.06.2020, а также приложенными к нему материалами фотофиксации. Вопреки доводам заявителя, указанный акт визуального осмотра и приложенные к нему фотографии могут быть использованы в качестве доказательств по делу об административном правонарушении. Никаких запретов на фиксацию нарушений обязательных требований, выявляемых при проведении проверочных мероприятий, путем проведения фотосъемки, составление актов визуальных осмотров, действующее законодательство не содержит.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (статья 192 ЖК РФ).
Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является оказание услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает, в том числе, соблюдение требований Правил N 491, Минимального перечня N 290 и Порядка N 170.
В силу требований статей 1.5, 1.6 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО "УК" предприняло исчерпывающие меры для соблюдения установленных правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (в том числе путем составления плана мероприятий, устранения повреждений стен по мере выявления, организации систематического наблюдения за такими повреждениями с помощью маяков или др. способом, принятия срочных мер по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций, заделыванию трещин, подготовки предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества, а также организации их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме) в материалы дела не представлено.
Исходя из изложенного, суд верно установил, что состав вмененного административного правонарушения в деянии общества доказан, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Административным органом назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной нормы - 250 000 рублей.
При этом ходатайства о снижении размера административного штрафа в суде первой инстанции обществом не заявлялось в связи с чем апелляционный суд оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не усматривает.
При вынесении оспариваемого постановления установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности административным органом не нарушен. Нарушений порядка привлечения к ответственности не допущено, общество надлежащим образом уведомлено о дате, месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, судом не установлены.
Оснований для применений положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение судом также не установлено, поскольку необходимая для применения данной нормы совокупность обстоятельств отсутствует. Общество не имеет статуса субъекта малого или среднего предпринимательства, сведения об ООО "УК" в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствуют.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 24 августа 2020 года по делу N А84-3138/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-3138/2020
Истец: ООО "Управляющая компания"
Третье лицо: Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя, Госжилнадзор Севастополя