г. Воронеж |
|
21 октября 2020 г. |
Дело N А08-2408/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Малюгиным П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Русь" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 02.07.2020 по делу N А08-2408/2020,
при участии:
от ООО "Управляющая компания "Русь": Титаев И.А., представитель по доверенности от 27.08.2020 сроком на три года,
от Управления государственного жилищного надзора Белгородской области: доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Русь" (далее - ООО "УК "Русь", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению государственного жилищного надзора Белгородской области (далее - Управление, государственный орган) о признании незаконным предписания N 207 от 18.02.2020.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 02.07.2020 по делу N А08-2408/2020 в удовлетворении требований ООО "УК "РУСЬ" отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ООО "УК "РУСЬ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что Управление фактически признало недействительным решение общего собрания собственников, оформленное протоколом N 1 от 25.11.2019, вышеуказанное решение в судебном порядке не было оспорено и решением суда недействительным не признаны, и у государственного органа не было оснований для выдачи предписания.
От Управления государственного жилищного надзора Белгородской области отзыв в суд апелляционной инстанции не поступил.
В судебном заседании представитель ООО "УК "Русь" просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Определением апелляционного суда от 16.09.2020 судебное разбирательство откладывалось.
В соответствии со ст.18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судей Семенюта Е.А. и Донцова П.В. на судей Протасова А.И. и Песниной Н.А., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы начинается сначала.
Управление государственного жилищного надзора Белгородской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных участников судебного процесса о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123, 156 и 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением в период с 12.02.2020 г. по 17.02.2020 г. в отношении ООО "УК "Русь" была проведена внеплановая выездная проверка с целью установления соответствия действительности сведений, изложенных в коллективном обращении собственников жилых помещений многоквартирного дома N 32 по ул. Чапаева в г. Белгород, направленном из прокуратуры г. Белгорода по нарушению выполнения обязательств по договору управления многоквартирным домом и незаконности увеличения размера платы за содержание и ремонт жилья.
При проведении вышеуказанной проверки было установлено, что ООО "УК "Русь" в ноябре 2019 года было проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного дома N 32 ул. Чапаева г. Белгород по утверждению дополнительного соглашения N 1 к договору управления МКД N 32 (протокол N 1 от 25.11.2019).
28.11.2019 г. управляющей организацией ООО "УК "Русь" в Управление государственного жилищного надзора Белгородской области было предоставлено сопроводительное письмо о направлении вышеуказанного протокола собрания собственников помещений МКД N 32.
В ходе рассмотрения направленных документов было установлено, что они были представлены в государственный орган не в полном объеме, а именно - к сопроводительным письмам приложены описи документов общего собрания протокол общего собрания дома N 32 по ул. Чапаева на 3-х листах без обязательных приложений, которые являются неотъемлемой частью таких протоколов.
В силу положений п. 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие Государственный жилищный надзор (далее - Требования), утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 N 44/пр обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;
в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведений общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) списки присутствующих и приглашенных лиц;
д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;
е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
В соответствии с п. 21 вышеуказанных Требований страницы протокола общего собрания и каждого приложения к нему должны быть пронумерованы и сшиты секретарем общего собрания, последняя страница протокола должна быть подписана лицом, председательствующим на общем собрании.
Заказным письмом от 02.12.2019 N 37-5/09-1907 представленные ООО "УК "Русь" документы возвращены для доработки и последующего направления их в Управление государственного жилищного надзора Белгородской области.
Пунктом 4 повестки протокола собрания собственников МКД N 32 от 25.11.2019 N 1 указано, что местом для хранения протокола данного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и решений собственников по вопросам, поставленным на голосовании, определен офис ООО "УК "Русь".
Оригинал протокола собрания собственников в полном объеме с обязательными приложениями не был предоставлен в Управление государственного жилищного надзора Белгородской области. Копий решений собственников и иных вышеуказанных документов ООО "УК "Русь" в Управление также предоставлено не было.
В связи с чем, Управление обоснованно поставило под сомнение факт утверждения размера платы за содержание жилого помещения в размере 17,68 рублей.
По итогам проведенной внеплановой выездной проверки Управлением в адрес ООО УК "Русь" выдано предписание от 18.02.2020 N 207 о прекращении применения размера платы за содержание и ремонт жилья в размере 17,68 руб./кв.м. при расчете и платы за содержание жилья всем собственникам помещений в МКД N 32 по ул. Чапаева в г. Белгород; рассчитывать ее в размере 11,18 руб./кв.м, т.е. в размере, действующим до 01.12.2019; всем собственникам помещений многоквартирного дома N 32 ул. Чапаева в г. Белгород произвести перерасчет по услуге содержание и ремонт жилья с 01.12.2019 по 29.02.2020.
Не согласившись с вынесенным Управлением предписанием от 18.02.2020 N 207, Управляющая организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В силу части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Жилищный кодекс РФ не предусматривает исключений из данного правила, допускающих одностороннее изменение управляющей организацией платы. При этом, каким бы ни был порядок определения или изменения размера платы, утверждаться он может ввиду вышеуказанной императивной нормы Жилищного кодекса РФ только на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Согласно п. 2 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие Государственный жилищный надзор (далее - Требования), утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования) управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны направить подлинники решений и протоколов, представленных им в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором провели общее собрание.
Согласно положениям п. 20 вышеуказанных Требований, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 N 44/пр обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;
в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведений общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) списки присутствующих и приглашенных лиц;
д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;
е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
В соответствии с п. 21 вышеуказанных Требований страницы протокола общего собрания и каждого приложения к нему должны быть пронумерованы и сшиты секретарем общего собрания, последняя страница протокола должна быть подписана лицом, председательствующим на общем собрании.
При рассмотрении направленных ООО "УК "Русь" документов, Управлением было установлено, что документы представлены не в полном объеме, а именно - к сопроводительным письмам приложены описи документов общего собрания протокол общего собрания дома N 32 по ул. Чапаева на 3-х листах без обязательных приложений, которые являются неотъемлемой частью таких протоколов.
Как было указано государственным органом, Управление государственного жилищного надзора Белгородской области бы приняло во внимание протокол N 1 от 25.11.2019, если бы он был направлен в установленном законом порядке, однако данного протокола при проведении проверки, а также в иное время предоставлено не было.
Отсутствие оригиналов протокола со всеми приложениями не позволяют сделать однозначный вывод о том, что собственниками было принято вышеуказанное решение и голосование было осуществлено в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с судом первой инстанции в том, что предписание Управления государственного жилищного надзора Белгородской области N 207 от 18.02.20209, которым ООО "УК "Русь" обязано "Прекратить применение размера платы за содержание и ремонт жилья в размере 17,68 руб./кв.м. для собственников помещений многоквартирного дома N 32 ул. Чапаева в г. Белгород. Применять начисление размера платы за содержание жилья всем собственникам помещений в МКД N 32 по ул. Чапаева в г. Белгород в размере 11,18 руб./кв.м, т.е. в размере, действующим до 01.12.2019. Всем собственникам помещений многоквартирного дома N 32 ул. Чапаева в г. Белгород произвести перерасчет по услуге содержание и ремонт жилья с 01.12.2019 по 29.02.2020" является законным и обоснованным.
Позиция заявителя жалобы повторяет позицию, заявленную при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Аргументированных доводов, основанных на представленных доказательствах, позволяющих с ней согласиться, не приведено.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В связи с изложенным, судебный акт отмене не подлежит, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 02.07.2020 по делу N А08-2408/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-2408/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "РУСЬ"
Ответчик: Управление государственного жилищного надзора Белгородской области