город Томск |
|
27 октября 2020 г. |
Дело N А45-39476/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Кривошеиной С.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., с использованием средств аудиозаписи и веб-конференции, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (N 07АП-8626/2020) на решение от 10.08.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-39476/2019 (судья Рубекина И.А.), по заявлению акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в лице Западно-Сибирского филиала АО "ФПК" (г. Москва, ул. Маши Порываевой, 34, ОГРН 1097746772738, ИНН 7708709686) к Сибирскому управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (г. Новосибирск, ул. Омская, 86А, ОГРН 1055407030689, ИНН 5407002730), о признании незаконным и отмене предписания от 25.10.2019 N ОГ-3266/16 в части.
В судебном заседании приняли участие:
от заинтересованного лица: Собенин Н.Б., доверенность от 01.06.2020,
от заявителя: Орлова Н.Ю., доверенность от 24.12.2019.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным предписания Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 25.10.2019 N ОГ-3266/16 в части пунктов 1,2,3,4,5,6,7,8,9,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 10.08.2020 требования удовлетворены, признаны незаконным предписание Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 25.10.2019 N ОГ-3266/16 в части пунктов 1,2,3,4,5,6,7,8,9,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20.
Не согласившись с принятым судебным актом, Сибирское УГЖДН обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что вынесенное решение суда первой инстанции о признании незаконным предписания от 25.10.2019 N ОГ-3266/16 в части пунктов 1,2,3,4,5,6,7,8,9,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20 нарушает нормы законодательства о социальной защите инвалидов, ущемляет конституционные права инвалидов, ограничивает их возможности на свободное передвижение и доступу к транспортным средствам, оказываемым услугам.
Рассмотрев вопрос о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных к апелляционной жалобе, (Копии паспортов доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирского поезда, копии положения о постоянно действующей комиссии подразделения филиала АО "ФПК" по приемке составов пассажирских поездов перед отправлением в рейс, утв. приказом АО "ФПК" от 24.12.2019 N 436) апелляционный суд не находит правовых оснований для их приобщения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами; для лиц, допустивших злоупотребление процессуальными правами, наступают предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации неблагоприятные последствия. Данные положения относятся также к вытекающему из принципа состязательности праву лиц, участвующих в деле, представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные права гарантируются обязанностью участников процесса раскрывать доказательства до начала судебного разбирательства (часть 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и в порядке представления дополнительных доказательств в суд апелляционной инстанции, согласно которому такие доказательства принимаются судом, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ознакомившись с представленными документами, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апеллянт не обосновал невозможность представления дополнительных документов в суд первой инстанции по не зависящим от него уважительным причинам, в связи с чем, руководствуясь статьями 9, 41, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нашел правовых оснований для приобщения к материалам дела названных документов. Указанные документы возвращены апеллянту в судебном заседании.
АО "ФПК" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы апелляционной жалобы отклоняет, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с распоряжением заместителя начальника Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 23.09.2019 г. N 272-р Сибирским Управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Сибирское УГЖДН, заинтересованное лицо) была проведена плановая выездная проверка Западно-Сибирского филиала АО "ФПК" по вопросам обеспечения доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг.
По результатам проверки Сибирским УГЖДН составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя N ОГ-3266/16 от 25.10.2019 (далее - акт проверки) и предписание N ОГ-3266/16 от 25.10.2019 (далее - предписание), согласно которому требуется принять меры по исполнению законодательства РФ, регламентирующего вопросы обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг в поездах дальнего следования, а именно ( пункты 1-9, 11-20 предписания), выявлены нарушения, выразившиеся в том, что в сформированных составах пассажирских поездов N N 627,142,687,603,91,363,391,636,609,95,109, 93, 148 для пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций самостоятельного передвижения, отсутствуют условия доступности пассажирских вагонов, не обеспечиваются условия доступности услуг (отсутствует возможность входа в поезд и выхода из него с помощью вспомогательных посадочных устройств, отсутствует возможность оставаться в своем кресле-коляске, не предоставляются вспомогательные средства, в том числе кресла-коляски).
Предписанием установлен срок устранения нарушений - до 31.01.2019.
Полагая, что предписание в части пунктов 1-9, 11-20 является незаконным, нарушает права и законные интересы АО "ФПК", общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Закон N 181-ФЗ) установлен общий порядок обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" приказом Министерства транспорта РФ от 06.11.2015 N 329 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования", утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 06.11.2015 N 329 (далее - Порядок N 329).
Как следует из материалов дела, предписания, установлены следующие нарушения.
Вагонный участок Новосибирск-Главный: N п/п 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8, 9 предписания - нарушены требования статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; подпункты "б", "е", "з" пункта 5 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования", утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 06.11.2015 г. N 329 (далее - Порядок N 329), а именно:
07.10.2019 г. в пассажирском поезде N 627, N 142, 08.10.2019 г. - в пассажирском поезде N 627.
23.10.2019 - в пассажирском поезде N 687, 25.10.2019 г. - в поезде N 687, 19.10.2019 г. - в поезде N 687, 21.10.2019 г. - в поезде N 687, 18.10.2019 г. - в поезде N 603, 18.10.2019 г. - в поезде N 91 для пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций самостоятельного передвижения, отсутствуют условия доступности услуг:
- отсутствует возможность входа в поезд и выхода из него с помощью вспомогательных посадочных устройств;
- отсутствует возможность оставаться в своем кресле-коляске,
- не предоставляются вспомогательные кресла, в том числе креслаколяски.
Согласно подпункту "б" п. 5 Порядка N 329 перевозчики, владельцы инфраструктуры на вокзалах и в поездах дальнего следования обеспечивают, в том числе с помощью персонала и вспомогательных средств, создание пассажирам из числа инвалидов помощь пассажирам из числа инвалидов при передвижении по территории вокзала для получения услуги, в том числе при входе в поезд и выходе из него (в том числе с помощью вспомогательных посадочных устройств), до места посадки в поезд и от места высадки из него, при оформлении багажа, получении багажа по прибытии поезда.
В соответствии с толкованием норм подпункта "б" п.5 Порядка N 329:
- обязанность по оказанию помощи пассажирам из числа инвалидов при входе в поезд и выходе из него (в том числе при помощи вспомогательных посадочных устройств) возложена на владельца инфраструктуры (ОАО "РЖД") и перевозчика (АО "ФПК").
- помощь указанным категориям пассажиров оказывается при передвижении по территории вокзала, в том числе при входе в поезд и выходе из него (в том числе с помощью вспомогательных посадочных устройств). При этом согласно п. 80.1 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее - УЖТ РФ) услуга по обеспечению посадки пассажиров из числа инвалидов в вагон и высадки из него предоставляется работниками перевозчика. При посадке пассажиров из числа инвалидов с низкой платформы в вагон, не оборудованный подъемным механизмом, при отсутствии подъемной платформы на вокзале работники перевозчика организуют посадку пассажира в вагон, работники владельца инфраструктуры оказывают содействие. Высадка пассажиров из числа инвалидов осуществляется в том же порядке. Обслуживание пассажиров из числа инвалидов на вокзалах и в поездах дальнего следования осуществляется работниками владельца инфраструктуры или перевозчика, прошедшими инструктирование или обучение по вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, законом предусмотрена возможность оказания услуг пассажирам из числа инвалидов, при наличии вагонов, оборудованных и не оборудованных подъемными механизмами. Оборудование вспомогательными средствами вокзалов обеспечивается собственником вокзальных комплексов - ОАО "РЖД" (владельцем инфраструктуры).
Во исполнение ст. 80.1 УЖТ РФ перевозчиком - АО "ФПК" организована посадка пассажиров в вагон, а именно, в соответствии со ст. 50 УЖТ РФ АО "ФПК" заключен договор на оказание услуг по использованию инфраструктуры N 252 от 31.10.2009 согласно которому ОАО "РЖД" представлены АО "ФПК" вокзалы для осуществления перевозки пассажиров в соответствии с законодательством в соответствии с техническими, санитарными нормами.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 25.06.2018 N 1338р утвержден и введен в действие Регламент взаимодействия Центра содействия мобильности ОАО "РЖД" с участниками перевозочного процесса при облуживании маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте, согласно которому (п. 11.7) разграничение зоны ответственности работников инфраструктуры и перевозчика при посадке в вагон и высадке из него маломобильного пассажира определяется в соответствии со статьей 80.1 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" и пунктом 7.5 СТО РЖД 03.001-2014 "Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров" по вокзалам (остановочным пунктам), где имеется штат работников.
В соответствии с п. 7.5.2 СТО РЖД 03.001-2014 "Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров" при оказании помощи маломобильному пассажиру, в том числе, передвигающегося на кресле-коляске, по организации посадки (высадки) зоны ответственности работников инфраструктуры и перевозчика распределяются следующим образом:
1) работники перевозчика отвечают за организацию посадки/высадки (с высокой или низкой платформы) пассажира в вагон и передвижение пассажира по вагону при наличии оборудования;
2) работники вокзала отвечают:
- за доставку пассажира на платформу до места входа в вагон;
- за организацию встречи маломобильного пассажира при наличии информации о его прибытии, которая может направляться в форме заявки в ЦСМ ОАО "РЖД", телеграммы Железнодорожного агентства о приобретении билета в купе для инвалида или иным способом.
В соответствии с п. 7.5.5 СТО при посадке с низкой платформы в вагон, не оборудованный подъемником, при наличии подъемной платформы на вокзале, работники вокзала отвечают за въезд кресла-коляски на подъемную платформу, безопасный подъем пассажира с креслом-коляской. Въезд кресла-коляски в тамбур вагона производится совместно с поездной бригадой. Высадка пассажира, при наличии предварительной информации о его прибытии, осуществляется в обратном порядке, выезд с подъемной платформы на пассажирскую платформу осуществляется работниками вокзала. 7.5.6 При посадке с низкой платформы в вагон, не оборудованный подъемником, при отсутствии подъемной платформы на вокзале, работники перевозчика организуют посадку пассажира в вагон, работники вокзала оказывают содействие. Высадка пассажира, при наличии предварительной информации у работников вокзала о его прибытии, осуществляется в том же порядке.
Поскольку обществом, подпункт "б" пункта 5 Порядка N 329 АО "ФПК" не нарушен, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что требования о принятии меры по устранению нарушений обязательных требований подпункта "б" пункта 5 Порядка N 329 являются необоснованными исходя из фактических действий общества по обеспечению доступа.
Сибирское УГЖДН в предписании указывает о нарушении подпункта "е" пункта 5 Порядка N 329.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 ПорядкаN 329 перевозчики, владельцы инфраструктуры обеспечивают возможность пассажирам из числа инвалидов оставаться в своем кресле-коляске на вокзале и в вагоне для перевозки инвалидов.
Исходя из буквального толкования нормы права, закрепленной в подпункте "е" пункта 5 Порядка можно сделать вывод, что данная норма регулирует правоотношения только в 2 случаях:
- при обеспечении владельцем инфраструктуры (вокзалов) возможности инвалидам оставаться в кресле-коляске на вокзале - нарушение подпункта "е" пункта 5 Порядка со стороны перевозчика - АО "ФПК" невозможно в силу отсутствия у него вокзалов.
- при обеспечении возможности пассажирам из числа инвалидов оставаться в кресле-коляске в вагоне для перевозки инвалидов.
В пункте 2 указанного Порядка расшифровывается понятие "Обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов" - это специальные вагоны, конструкция которых обеспечивает их доступность для инвалидов, в том числе для передвигающихся в кресле-коляске, а именно, вагоны для перевозки инвалидов. Специальные вагоны, предназначенные для перевозки инвалидов, Сибирским УГЖДН не исследовались, что можно установить из акта, соответственно, нарушений указанного подпункта со стороны АО "ФПК" не допущено. Кроме того, законом не устанавливается обязанность перевозчика по включению в каждый поезд вагона, предназначенного для перевозки инвалидов.
Все специальные вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров из числа инвалидов, имеющиеся в собственности у АО "ФПК", предоставляют возможность пассажирам из числа инвалидов оставаться в своем кресле- коляске в вагоне для перевозки инвалидов, доказательств обратного Сибирским УГЖДН не представлено.
Поскольку подпункт "е" пункта 5 Порядка N 329 АО "ФПК" не нарушен, требования Сибирского УГЖДН о принятии меры по устранению нарушений обязательных требований подпункта "б" пункта 5 Порядка N 329 являются незаконными и необоснованными.
Сибирское УГЖДН в предписании указывает о нарушении подпункта "з" пункта 5 Порядка N 329.
Подпунктом "з" пункта 5 Порядка N 329 установлена обязанность предоставления при необходимости вспомогательных средств при сопровождении пассажиров из числа инвалидов. Данный подпункт также не нарушен АО "ФПК". Исходя из буквального толкования нормы для установления факта нарушения подпункта "з" необходимо одновременно наличие следующих условий:
- необходимость во вспомогательных средствах;
- наличие сопровождения пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции самостоятельного передвижения.
Указанные условия при проверке Сибирским УГЖДН не выявлены, что подтверждается актом проверки, вывод о нарушении АО "ФПК" указанного подпункта надлежащими доказательствами не обоснован.
Доказательств уклонения общества от обязанности предоставления вспомогательных средств и такой необходимости не имеется.
Подпункт "е" пункта 5 Порядка N 329 АО "ФПК" не нарушался, соответственно требования Сибирского УГЖДН принять меры по устранению нарушений обязательных требований подпункта "е" пункта 5 Порядка N 329 являются незаконными и необоснованными.
Так же, в предписании указано, что предписание вынесено на основании акта проверки N ОГ-3266/16 от 25.10.2019 г., однако в акте проверки указано место проверки - вагонный участок Новосибирск-Главный. Согласно положению о Вагонном участке Новосибирск-Главный адрес участка - вагонный участок Новосибирск-Главный - 630132, г Новосибирск, пер Бурлинский Переезд, д. 1.
При этом согласно доступной информации вокзал Новосибирск-Главный находится по другому адресу, а именно - г Новосибирск, ул. Шамшурина, д. 43.
В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ пассажиры осуществляют посадку в пассажирский поезд на вокзалах и пассажирских платформах.
По адресу, указанному в акте проверки вокзалы и платформы для посадки пассажиров отсутствуют, услуги по перевозке пассажиров из участков и депо не оказываются. Соответственно, Сибирским УГЖДН сделан заведомо неправомерный вывод об отсутствии доступности пассажирских вагонов (отсутствия возможности входа и выхода из него с помощью вспомогательных средств) для пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций самостоятельного передвижения в местах, не предназначенных для посадки пассажиров.
Вагонный участок Томск - N п/п 11, 12, 13,14, 15 предписания - нарушены требования статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; подпункты "б", "е", "з" пункта 5 Порядка N 329, а именно 15.10.2019 г. поезд N 363, 16.10.2019 - поезд N 391, 18.10.2019 г. - поездN 391, 17.10.2019 - поезд N 636, 17.10.2019 г. - поезд N 609, для пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций самостоятельного передвижения, отсутствуют условия доступности услуг:
- отсутствует возможность входа в поезд и выхода из него с помощью вспомогательных посадочных устройств;
- отсутствует возможность оставаться в своем кресле-коляске,
- не предоставляются вспомогательные кресла, в том числе креслаколяски
Сибирское УГЖДН указывает о нарушении подпункта "б" пункта 5 Порядка N 329..
Согласно подпункту "б" п. 5 Порядка N 329 п еревозчики, владельцы инфраструктуры на вокзалах и в поездах дальнего следования обеспечивают, в том числе с помощью персонала и вспомогательных средств, создание пассажирам из числа инвалидов помощь пассажирам из числа инвалидов при передвижении по территории вокзала для получения услуги, в том числе при входе в поезд и выходе из него (в том числе с помощью вспомогательных посадочных устройств), до места посадки в поезд и от места высадки из него, при оформлении багажа, получении багажа по прибытии поезда.
Таким образом, в соответствии с буквальным толкованием норм подпункта "б" п.5 Порядка N 329:
- обязанность по оказанию помощи пассажирам из числа инвалидов при входе в поезд и выходе из него (в том числе при помощи вспомогательных посадочных устройств) возложена на владельца инфраструктуры (ОАО "РЖД") и перевозчика (АО "ФПК").
Помощь указанным категориям пассажиров оказывается при передвижении по территории вокзала, в том числе при входе в поезд и выходе из него (в том числе с помощью вспомогательных посадочных устройств). При этом согласно п. 80.1 Устава железнодорожного транспорта РФ услуга по обеспечению посадки пассажиров из числа инвалидов в вагон и высадки из него предоставляется работниками перевозчика. При посадке пассажиров из числа инвалидов с низкой платформы в вагон, не оборудованный подъемным механизмом, при отсутствии подъемной платформы на вокзале работники перевозчика организуют посадку пассажира в вагон, работники владельца инфраструктуры оказывают содействие. Высадка пассажиров из числа инвалидов осуществляется в том же порядке. Обслуживание пассажиров из числа инвалидов на вокзалах и в поездах дальнего следования осуществляется работниками владельца инфраструктуры или перевозчика, прошедшими инструктирование или обучение по вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отметил, что законом предусмотрена возможность оказания услуг пассажирам из числа инвалидов, при наличии вагонов, оборудованных и не оборудованных подъемными механизмами. Оборудование вспомогательными средствами вокзалов обеспечивается собственником вокзальных комплексов - ОАО "РЖД" (владельцем инфраструктуры).
Во исполнение ст. 80.1 УЖТ РФ перевозчиком - АО "ФПК" организована посадка пассажиров в вагон, а именно, в соответствии со ст. 50 УЖТ РФ АО "ФПК" заключен договор на оказание услуг по использованию инфраструктуры N 252 от 31.10.2009, согласно которому ОАО "РЖД" представлены АО "ФПК" вокзалы для осуществления перевозки пассажиров в соответствии с законодательством в соответствии с техническими, санитарными нормами.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 25.06.2018 г. N 1338р утвержден и введен в действие Регламент взаимодействия Центра содействия мобильности ОАО "РЖД" с участниками перевозочного процесса при облуживании маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте, согласно которому (п. 11.7) разграничение зоны ответственности работников инфраструктуры и перевозчика при посадке в вагон и высадке из него маломобильного пассажира определяется в соответствии со статьей 80.1 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" и пунктом 7.5 СТО РЖД 03.001-2014 "Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров" по вокзалам (остановочным пунктам), где имеется штат работников.
В соответствии с п. 7.5.2 СТО РЖД 03.001-2014 "Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров" при оказании помощи маломобильному пассажиру, в том числе, передвигающегося на кресле-коляске, по организации посадки (высадки) зоны ответственности работников инфраструктуры и перевозчика распределяются следующим образом:
1) работники перевозчика отвечают за организацию посадки/высадки (с высокой или низкой платформы) пассажира в вагон и передвижение пассажира по вагону при наличии оборудования;
2) работники вокзала отвечают:
- за доставку пассажира на платформу до места входа в вагон;
- за организацию встречи маломобильного пассажира при наличии информации о его прибытии, которая может направляться в форме заявки в ЦСМ ОАО "РЖД", телеграммы Железнодорожного агентства о приобретении билета в купе для инвалида или иным способом.
В соответствии с п. 7.5.5 СТО при посадке с низкой платформы в вагон, не оборудованный подъемником, при наличии подъемной платформы на вокзале, работники вокзала отвечают за въезд кресла-коляски на подъемную платформу, безопасный подъем пассажира с креслом-коляской. Въезд кресла-коляски в тамбур вагона производится совместно с поездной бригадой. Высадка пассажира, при наличии предварительной информации о его прибытии, осуществляется в обратном порядке, выезд с подъемной платформы на пассажирскую платформу осуществляется работниками вокзала. 7.5.6 При посадке с низкой платформы в вагон, не оборудованный подъемником, при отсутствии подъемной платформы на вокзале, работники перевозчика организуют посадку пассажира в вагон, работники вокзала оказывают содействие. Высадка пассажира, при наличии предварительной информации у работников вокзала о его прибытии, осуществляется в том же порядке.
Подпункт "б" пункта 5 Порядка N 329 АО "ФПК" не нарушен.
Сибирское УГЖДН в предписании указывает о нарушении подпункта "е" пункта 5 Порядка N 329.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Порядка перевозчики, владельцы инфраструктуры обеспечивают возможность пассажирам из числа инвалидов оставаться в своем кресле-коляске на вокзале и в вагоне для перевозки инвалидов. Исходя из буквального толкования нормы права, закрепленной в подпункте "е" пункта 5 Порядка можно сделать вывод, что данная норма регулирует правоотношения только в 2 случаях:
- при обеспечении владельцем инфраструктуры (вокзалов) возможности инвалидам оставаться в кресле-коляске на вокзале - нарушение подпункта "е" пункта 5 Порядка со стороны перевозчика - АО "ФПК" невозможно в силу отсутствия у него вокзалов.
- при обеспечении возможности пассажирам из числа инвалидов оставаться в кресле-коляске в вагоне для перевозки инвалидов.
В пункте 2 вышеуказанного Порядка расшифровывается понятие "Обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов" - это специальные вагоны, конструкция которых обеспечивает их доступность для инвалидов, в том числе для передвигающихся в кресле-коляске, а именно, вагоны для перевозки инвалидов.
Специальные вагоны, предназначенные для перевозки инвалидов, Сибирским УГЖДН не исследовались, что можно установить из акта, соответственно, нарушений указанного подпункта со стороны АО "ФПК" не допущено
Кроме того, законом не устанавливается обязанность перевозчика по включению в каждый поезд вагона, предназначенного для перевозки инвалидов.
Все специальные вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров из числа инвалидов, имеющиеся в собственности у АО "ФПК", о чем представлены сведения в суд, предоставляют возможность пассажирам из числа инвалидов оставаться в своем кресле-коляске в вагоне для перевозки инвалидов, доказательств обратного Сибирским УГЖДН не представлено.
Подпункт "е" пункта 5 Порядка N 329 АО "ФПК" не нарушен.
Сибирское УГЖДН в предписании указывает о нарушении подпункта "з" пункта 5 Порядка N 329.
Подпунктом "з" пункта 5 Порядка N 329 установлена обязанность предоставления при необходимости вспомогательных средств при сопровождении пассажиров из числа инвалидов. Данный подпункт также не нарушен АО "ФПК". Исходя из буквального толкования нормы для установления факта нарушения подпункта "з" необходимо одновременно наличие следующих условий:
- необходимость во вспомогательных средствах;
- наличие сопровождения пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции самостоятельного передвижения.
Указанные условия при проверке Сибирским УГЖДН не выявлены, что подтверждается актом проверки, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно признал необоснованным вывод о нарушении АО "ФПК" указанного подпункта.
Кроме того, в предписании указано, что предписание вынесено на основании акта проверки N ОГ-3266/16 от 25.10.2019, однако в акте проверки указано место проверки - вагонный участок Томск.
Согласно положению о Вагонном участке Томск - Г ТОМСК, УЛ СТАРОДЕПОВСКАЯ, Д 5, 2, КОРПУС 29. При этом согласно доступной информации вокзал находится по другому адресу, а именно г. Томск, пр. Кирова, 70.
В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ пассажиры осуществляют посадку в пассажирский поезд на вокзалах и пассажирских платформах.
По адресу, указанному в акте проверки, вокзалы и платформы для посадки пассажиров отсутствуют, услуги по перевозке пассажиров из участков и депо не оказываются.
Соответственно, Сибирским УГЖДН сделан неправомерный вывод об отсутствии доступности пассажирских вагонов (отсутствия возможности входа и выхода из него с помощью вспомогательных средств) для пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций самостоятельного передвижения в местах, не предназначенных для посадки пассажиров.
Вагонный участок Барнаул (N N п/п 16,17 предписания) - нарушены требования статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; подпункты "б", "е", "з" пункта 5 Порядка N329, а именно 20.10.2019 г. - поезд 95, 22.10.2019 - поезд N95 для пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций самостоятельного передвижения, отсутствуют условия доступности услуг:
- отсутствует возможность входа в поезд и выхода из него с помощью вспомогательных посадочных устройств;
- отсутствует возможность оставаться в своем кресле-коляске,
- не предоставляются вспомогательные кресла, в том числе кресла-коляски
Согласно подпункту "б" п. 5 Порядка N 329 перевозчики, владельцы инфраструктуры на вокзалах и в поездах дальнего следования обеспечивают, в том числе с помощью персонала и вспомогательных средств, создание пассажирам из числа инвалидов помощь пассажирам из числа инвалидов при передвижении по территории вокзала для получения услуги, в том числе при входе в поезд и выходе из него (в том числе с помощью вспомогательных посадочных устройств), до места посадки в поезд и от места высадки из него, при оформлении багажа, получении багажа по прибытии поезда. Таким образом, в соответствии с буквальным толкованием норм подпункта "б" п.5 Порядка N 329:
- обязанность по оказанию помощи пассажирам из числа инвалидов при входе в поезд и выходе из него (в том числе при помощи вспомогательных посадочных устройств) возложена на владельца инфраструктуры (ОАО "РЖД") и перевозчика (АО "ФПК").
- помощь указанным категориям пассажиров оказывается при передвижении по территории вокзала, в том числе при входе в поезд и выходе из него (в том числе с помощью вспомогательных посадочных устройств).
При этом согласно п. 80.1 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее - УЖТ РФ) услуга по обеспечению посадки пассажиров из числа инвалидов в вагон и высадки из него предоставляется работниками перевозчика. При посадке пассажиров из числа инвалидов с низкой платформы в вагон, не оборудованный подъемным механизмом, при отсутствии подъемной платформы на вокзале работники перевозчика организуют посадку пассажира в вагон, работники владельца инфраструктуры оказывают содействие. Высадка пассажиров из числа инвалидов осуществляется в том же порядке. Обслуживание пассажиров из числа инвалидов на вокзалах и в поездах дальнего следования осуществляется работниками владельца инфраструктуры или перевозчика, прошедшими инструктирование или обучение по вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов.
Таким образом, законом предусмотрена возможность оказания услуг пассажирам из числа инвалидов, при наличии вагонов, оборудованных и не оборудованных подъемными механизмами.
Оборудование вспомогательными средствами вокзалов обеспечивается собственником вокзальных комплексов - ОАО "РЖД" (владельцем инфраструктуры).
Во исполнение ст. 80.1 УЖТ РФ перевозчиком - АО "ФПК" организована посадка пассажиров в вагон, а именно, в соответствии со ст. 50 УЖТ РФ АО "ФПК" заключен договор на оказание услуг по использованию инфраструктуры N 252 от 31.10.2009 г., согласно которому ОАО "РЖД" представлены АО "ФПК" вокзалы для осуществления перевозки пассажиров в соответствии с законодательством в соответствии с техническими, санитарными нормами.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 25.06.2018 г. N 1338р утвержден и введен в действие Регламент взаимодействия Центра содействия мобильности ОАО "РЖД" с участниками перевозочного процесса при облуживании маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте, согласно которому (п. 11.7) разграничение зоны ответственности работников инфраструктуры и перевозчика при посадке в вагон и высадке из него маломобильного пассажира определяется в соответствии со статьей 80.1 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" и пунктом 7.5 СТО РЖД 03.001-2014 "Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров" по вокзалам (остановочным пунктам), где имеется штат работников.
В соответствии с п. 7.5.2 СТО РЖД 03.001-2014 "Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров" при оказании помощи маломобильному пассажиру, в том числе, передвигающегося на кресле-коляске, по организации посадки (высадки) зоны ответственности работников инфраструктуры и перевозчика распределяются следующим образом:
1) работники перевозчика отвечают за организацию посадки/высадки (с высокой или низкой платформы) пассажира в вагон и передвижение пассажира по вагону при наличии оборудования;
2) работники вокзала отвечают:
- за доставку пассажира на платформу до места входа в вагон;
- за организацию встречи маломобильного пассажира при наличии информации о его прибытии, которая может направляться в форме заявки в ЦСМ ОАО "РЖД", телеграммы Железнодорожного агентства о приобретении билета в купе для инвалида или иным способом.
В соответствии с п. 7.5.5 СТО при посадке с низкой платформы в вагон, не оборудованный подъемником, при наличии подъемной платформы на вокзале, работники вокзала отвечают за въезд кресла-коляски на подъемную платформу, безопасный подъем пассажира с креслом-коляской. Въезд кресла-коляски в тамбур вагона производится совместно с поездной бригадой. Высадка пассажира, при наличии предварительной информации о его прибытии, осуществляется в обратном порядке, выезд с подъемной платформы на пассажирскую платформу осуществляется работниками вокзала. 7.5.6 При посадке с низкой платформы в вагон, не оборудованный подъемником, при отсутствии подъемной платформы на вокзале, работники перевозчика организуют посадку пассажира в вагон, работники вокзала оказывают содействие. Высадка пассажира, при наличии предварительной информации у работников вокзала о его прибытии, осуществляется в том же порядке.
Подпункт "б" пункта 5 Порядка N 329 АО "ФПК" не нарушен, доказательств обратного из материалов дела не усматривается.
Сибирское УГЖДН в предписании указывает о нарушении подпункта "е" пункта 5 Порядка N 329.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Порядка перевозчики, владельцы инфраструктуры обеспечивают возможность пассажирам из числа инвалидов оставаться в своем кресле-коляске на вокзале и в вагоне для перевозки инвалидов. Исходя из буквального толкования нормы права, закрепленной в подпункте "е" пункта 5 Порядка можно сделать вывод, что данная норма регулирует правоотношения только в 2 случаях:
- при обеспечении владельцем инфраструктуры (вокзалов) возможности инвалидам оставаться в кресле-коляске на вокзале - нарушение подпункта "е" пункта 5 Порядка со стороны перевозчика - АО "ФПК" невозможно в силу отсутствия у него вокзалов.
- при обеспечении возможности пассажирам из числа инвалидов оставаться в кресле-коляске в вагоне для перевозки инвалидов. В пункте 2 вышеуказанного Порядка расшифровывается понятие "Обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов" - это специальные вагоны, конструкция которых обеспечивает их доступность для инвалидов, в том числе для передвигающихся в кресле-коляске, а именно, вагоны для перевозки инвалидов. Специальные вагоны, предназначенные для перевозки инвалидов, Сибирским УГЖДН не исследовались, что можно установить из акта, соответственно, нарушений указанного подпункта со стороны АО "ФПК" не допущено.
Кроме того, законом не устанавливается обязанность перевозчика по включению в каждый поезд вагона, предназначенного для перевозки инвалидов. Все специальные вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров из числа инвалидов, имеющиеся в собственности у АО "ФПК", предоставляют возможность пассажирам из числа инвалидов оставаться в своем кресле-коляске в вагоне для перевозки инвалидов - доказательств обратного Сибирским УГЖДН не представлено.
Подпункт "е" пункта 5 Порядка N 329 АО "ФПК" не нарушен.
Сибирское УГЖДН в предписании указывает о нарушении подпункта "з" пункта 5 Порядка N 329.
Подпунктом "з" пункта 5 Порядка N 329 установлена обязанность предоставления при необходимости вспомогательных средств при сопровождении пассажиров из числа инвалидов. Данный подпункт также не нарушен АО "ФПК". Исходя из буквального толкования нормы для установления факта нарушения подпункта "з" необходимо одновременно наличие следующих условий:
-необходимость во вспомогательных средствах;
-наличие сопровождения пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции самостоятельного передвижения.
Указанные условия при проверке Сибирским УГЖДН не выявлены, вывод о нарушении АО "ФПК" указанного подпункта является необоснованным
Подпункт "е" пункта 5 Порядка N 329 АО "ФПК" не нарушен.
Кроме того, в предписании указано, что предписание вынесено на основании акта проверки N ОГ-3266/16 от 25.10.2019, однако в акте проверки указано место проверки - вагонный участок Барнаул. Согласно положению о Вагонном участке Барнаул - г.Барнаул, ул. Кулундинская, 70. При этом согласно доступной информации вокзал Новокузнецк находится по другому адресу, а именно г.Барнаул, Площадь Победы, д. 10.
В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ пассажиры осуществляют посадку в пассажирский поезд на вокзалах и пассажирских платформах. По адресу, указанному в акте проверки вокзалы и платформы для посадки пассажиров отсутствуют, услуги по перевозке пассажиров из участков и депо не оказываются. Соответственно, Сибирским УГЖДН сделан заведомо неправомерный вывод о об отсутствии доступности пассажирских вагонов (отсутствия возможности входа и выхода из него с помощью вспомогательных средств) для пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций самостоятельного передвижения в местах, не предназначенных для посадки пассажиров.
Вагонный участок Омск - N (п/п 18,19, 20 предписания) - нарушены требования статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; подпункты "б", "е", "з" пункта 5 Порядка N329, а именно 23.10.2019 г - поезд N109, 23.10.2019 г. - поезд N93, 24.10.2019 г. - поезд N148 для пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций самостоятельного передвижения, отсутствуют условия доступности услуг:
- отсутствует возможность входа в поезд и выхода из него с помощью вспомогательных посадочных устройств; отсутствует возможность оставаться в своем кресле-коляске, не предоставляются вспомогательные кресла, в том числе кресла-коляски.
Сибирское УГЖДН также указывает о нарушении подпункта "б" пункта 5 Порядка N 329.
Согласно подпункту "б" п. 5 Порядка N 329 перевозчики, владельцы инфраструктуры на вокзалах и в поездах дальнего следования обеспечивают, в том числе с помощью персонала и вспомогательных средств, создание пассажирам из числа инвалидов помощь пассажирам из числа инвалидов при передвижении по территории вокзала для получения услуги, в том числе при входе в поезд и выходе из него (в том числе с помощью вспомогательных посадочных устройств), до места посадки в поезд и от места высадки из него, при оформлении багажа, получении багажа по прибытии поезда.
Таким образом, в соответствии с буквальным толкованием норм подпункта "б" п.5 Порядка N 329:
- обязанность по оказанию помощи пассажирам из числа инвалидов при входе в поезд и выходе из него (в том числе при помощи вспомогательных посадочных устройств) возложена на владельца инфраструктуры (ОАО "РЖД") и перевозчика (АО "ФПК"),
- помощь указанным категориям пассажиров оказывается при передвижении по территории вокзала, в том числе при входе в поезд и выходе из него (в том числе с помощью вспомогательных посадочных устройств). При этом согласно п. 80.1 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее - УЖТ РФ) услуга по обеспечению посадки пассажиров из числа инвалидов в вагон и высадки из него предоставляется работниками перевозчика. При посадке пассажиров из числа инвалидов с низкой платформы в вагон, не оборудованный подъемным механизмом, при отсутствии подъемной платформы на вокзале работники перевозчика организуют посадку пассажира в вагон, работники владельца инфраструктуры оказывают содействие. Высадка пассажиров из числа инвалидов осуществляется в том же порядке. Обслуживание пассажиров из числа инвалидов на вокзалах и в поездах дальнего следования осуществляется работниками владельца инфраструктуры или перевозчика, прошедшими инструктирование или обучение по вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что законом предусмотрена возможность оказания услуг пассажирам из числа инвалидов, при наличии вагонов, оборудованных и не оборудованных подъемными механизмами.
Оборудование вспомогательными средствами вокзалов обеспечивается собственником вокзальных комплексов - ОАО "РЖД" (владельцем инфраструктуры).
Во исполнение ст. 80.1 УЖТ РФ перевозчиком - АО "ФПК" организована посадка пассажиров в вагон, а именно, в соответствии со ст. 50 УЖТ РФ АО "ФПК" заключен договор на оказание услуг по использованию инфраструктуры N 252 от 31.10.2009, согласно которому ОАО "РЖД" представлены АО "ФПК" вокзалы для осуществления перевозки пассажиров в соответствии с законодательством в соответствии с техническими, санитарными нормами.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 25.06.2018 г. N 1338р утвержден и введен в действие Регламент взаимодействия Центра содействия мобильности ОАО "РЖД" с участниками перевозочного процесса при облуживании маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте, согласно которому (п. 11.7) разграничение зоны ответственности работников инфраструктуры и перевозчика при посадке в вагон и высадке из него маломобильного пассажира определяется в соответствии со статьей 80.1 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" и пунктом 7.5 СТО РЖД 03.001-2014 "Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров" по вокзалам (остановочным пунктам), где имеется штат работников.
В соответствии с п. 7.5.2 СТО РЖД 03.001-2014 "Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров" при оказании помощи маломобильному пассажиру, в том числе, передвигающегося на кресле-коляске, по организации посадки (высадки) зоны ответственности работников инфраструктуры и перевозчика распределяются следующим образом:
работники перевозчика отвечают за организацию посадки/высадки (с высокой или низкой платформы) пассажира в вагон и передвижение пассажира по вагону при наличии оборудования;
работники вокзала отвечают:
- за доставку пассажира на платформу до места входа в вагон; -за организацию встречи маломобильного пассажира при наличии информации о его прибытии, которая может направляться в форме заявки в ЦСМ ОАО "РЖД", телеграммы Железнодорожного агентства о приобретении билета в купе для инвалида или иным способом.
В соответствии с п. 7.5.5 СТО при посадке с низкой платформы в вагон, не оборудованный подъемником, при наличии подъемной платформы на вокзале, работники вокзала отвечают за въезд кресла-коляски на подъемную платформу, безопасный подъем пассажира с креслом-коляской. Въезд кресла-коляски в тамбур вагона производится совместно с поездной бригадой. Высадка пассажира, при наличии предварительной информации о его прибытии, осуществляется в обратном порядке, выезд с подъемной платформы на пассажирскую платформу осуществляется работниками вокзала. 7.5.6 При посадке с низкой платформы в вагон, не оборудованный подъемником, при отсутствии подъемной платформы на вокзале, работники перевозчика организуют посадку пассажира в вагон, работники вокзала оказывают содействие. Высадка пассажира, при наличии предварительной информации у работников вокзала о его прибытии, осуществляется в том же порядке
Подпункт "б" пункта 5 Порядка N 329 АО "ФПК" не нарушен.
Сибирское УГЖДН в предписании указывает о нарушении подпункта "е" пункта 5 Порядка N 329.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Порядка перевозчики, владельцы инфраструктуры обеспечивают возможность пассажирам из числа инвалидов оставаться в своем кресле-коляске на вокзале и в вагоне для перевозки инвалидов. Исходя из буквального толкования нормы права, закрепленной в подпункте "е" пункта 5 Порядка можно сделать вывод, что данная норма регулирует правоотношения только в 2 случаях:
- при обеспечении владельцем инфраструктуры (вокзалов) возможности инвалидам оставаться в кресле-коляске на вокзале - нарушение подпункта "е" пункта 5 Порядка со стороны перевозчика - АО "ФПК" невозможно в силу отсутствия у него вокзалов.
- при обеспечении возможности пассажирам из числа инвалидов оставаться в кресле-коляске в вагоне для перевозки инвалидов. В пункте 2 вышеуказанного Порядка расшифровывается понятие "Обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов" - это специальные вагоны, конструкция которых обеспечивает их доступность для инвалидов, в том числе для передвигающихся в кресле-коляске, а именно, вагоны для перевозки инвалидов. Специальные вагоны, предназначенные для перевозки инвалидов, Сибирским УГЖДН не исследовались, обратного из материалов дела не следует.
Нарушений указанного подпункта со стороны АО "ФПК" не допущено. Кроме того, законодательством не устанавливается обязанность перевозчика по включению в каждый поезд вагона, предназначенного для перевозки инвалидов.
Все специальные вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров из числа инвалидов, имеющиеся в собственности у АО "ФПК", предоставляют возможность пассажирам из числа инвалидов оставаться в своем кресле-коляске в вагоне для перевозки инвалидов, доказательств обратного Сибирским УГЖДН не представлено.
Подпункт "е" пункта 5 Порядка N 329 АО "ФПК" не нарушен.
Сибирское УГЖДН в предписании указывает о нарушении подпункта "з" пункта 5 Порядка N 329.
Подпунктом "з" пункта 5 Порядка N 329 установлена обязанность предоставления при необходимости вспомогательных средств при сопровождении пассажиров из числа инвалидов. Данный подпункт также не нарушен АО "ФПК". Исходя из буквального толкования нормы для установления факта нарушения подпункта "з" необходимо одновременно наличие следующих условий:
- необходимость во вспомогательных средствах;
- наличие сопровождения пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции самостоятельного передвижения.
Указанные условия при проверке Сибирским УГЖДН не выявлены, что подтверждается актом проверки, вывод о нарушении АО "ФПК" указанного подпункта, что не обоснован. Подпункт "е" пункта 5 Порядка N 329 АО "ФПК" не нарушен.
Кроме того, в предписании указано, что предписание вынесено на основании акта проверки N ОГ-3266/16 от 25.10.2019 г., однако в акте проверки указано место проверки - вагонный участок Барнаул. Согласно положению о Вагонном участке Барнаул - г.Барнаул, ул. Кулундинская, 70. При этом согласно доступной информации вокзал Новокузнецк находится по другому адресу, а именно г.Барнаул, Площадь Победы, д. 10.
В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ пассажиры осуществляют посадку в пассажирский поезд на вокзалах и пассажирских платформах. По адресу, указанному в акте проверки вокзалы и платформы для посадки пассажиров отсутствуют, услуги по перевозке пассажиров из участков и депо не оказываются. Соответственно, Сибирским УГЖДН сделан необоснованный вывод об отсутствии доступности пассажирских вагонов (отсутствия возможности входа и выхода из него с помощью вспомогательных средств) для пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций самостоятельного передвижения в местах, не предназначенных для посадки пассажиров.
АО "ФПК" разработан и на их основании реализуется комплекс мер, в том числе по обеспечению в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ оборудования железнодорожного транспорта специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для его беспрепятственного использования и перечислены нормативные документы, принятые в АО "ФПК" для обеспечения выполнения норм данного закона.
Данные нормативные документы приняты и действуют в Западно-Сибирском филиале АО "ФПК".
С целью обеспечения реализации прав инвалидов на беспрепятственное пользование железнодорожным транспортом АО "ФПК" совместно с ОАО "РЖД" приняты и введены в действие нормативные документы, регламентирующие правила организации оказания услуг маломобильным пассажирам по перевозке на железнодорожном транспорте:
- распоряжение от 23.07.2018 г. N 1554/р "Об утверждении технологии оформления проездных документов на места для инвалидов в поездах дальнего следования", устанавливающего основные положения порядка резервирования мест и организации продажи проездных документов на места для инвалидов в поездах дальнего следования, а также механизм взаимодействия работников структурных подразделений ОАО "РЖД", АО "ФПК" по организации посадки (высадки) пассажиров на указанные места;
- распоряжение от 25 июня 2018 г. N 1338/р "Об утверждении Регламента взаимодействия Центра содействия мобильности ОАО "РЖД" с участниками перевозочного процесса при обслуживании маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте;
- Порядок взаимодействия структурных подразделений АО "ФПК" при включении дополнительного вагона или замене вагона на другой тип для организации перевозки маломобильных пассажиров от 22.07.2016 г.;
- распоряжение от 24 декабря 2014 г. п 3102р "Об утверждении стандарта ОАО "РЖД" услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров", разработанный в соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181 -ФЗ с целью определения основных методических подходов к работе по обслуживанию маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте. Указанный стандарт устанавливает согласованные с общественными объединениями инвалидов функциональные и технические требования к действующим объектам пассажирской инфраструктуры и подвижному составу в эксплуатации, обеспечивающие удовлетворение потребностей маломобильных пассажиров.
- распоряжением ОАО "РЖД" от 25.06.2018 г. N 1338р утвержден и введен в действие Регламент взаимодействия Центра содействия мобильности ОАО "РЖД" с участниками перевозочного процесса при обслуживании маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте, согласно которому (п. 11.7) разграничение зоны ответственности работников инфраструктуры и перевозчика при посадке в вагон и высадке из него маломобильного пассажира определяется в соответствии со статьей 80.1 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" и пунктом 7.5 СТО РЖД 03.001-2014 "Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров" по вокзалам (остановочным пунктам), где имеется штат работников. В соответствии с п. 7.5.2 СТО РЖД 03.001-2014 "Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров" при оказании помощи маломобильному пассажиру, в том числе, передвигающегося на кресле-коляске, по организации посадки (высадки) зоны ответственности работников инфраструктуры и перевозчика распределяются следующим образом:
1) работники перевозчика отвечают за организацию посадки/высадки (с высокой или низкой платформы) пассажира в вагон и передвижение пассажира по вагону при наличии оборудования;
2) работники вокзала отвечают:
- за доставку пассажира на платформу до места входа в вагон;
- за организацию встречи маломобильного пассажира при наличии информации о его прибытии, которая может направляться в форме заявки в ЦСМ ОАО "РЖД", телеграммы Железнодорожного агентства о приобретении билета в купе для инвалида или иным способом.
В соответствии с п. 7.5.5 СТО при посадке с низкой платформы в вагон, не оборудованный подъемником, при наличии подъемной платформы на вокзале, работники вокзала отвечают за въезд кресла-коляски на подъемную платформу, безопасный подъем пассажира с креслом-коляской. Въезд кресла-коляски в тамбур вагона производится совместно с поездной бригадой. Высадка пассажира, при наличии предварительной информации о его прибытии, осуществляется в обратном порядке, выезд с подъемной платформы на пассажирскую платформу осуществляется работниками вокзала. 7.5.6 При посадке с низкой платформы в вагон, не оборудованный подъемником, при отсутствии подъемной платформы на вокзале, работники перевозчика организуют посадку пассажира в вагон, работники вокзала оказывают содействие. Высадка пассажира, при наличии предварительной информации у работников вокзала о его прибытии, осуществляется в том же порядке.
Кроме того, заключен Договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования от 31.03.2010 г. N 252, согласно которому ОАО "РЖД" предоставляет АО "ФПК" право на использование железнодорожных вокзалов, пассажирских зданий, остановочных платформ, необходимых для осуществления перевозок пассажиров (п. 1.2.1 Договора). При этом ОАО "РЖД" обязалось содержать и поддерживать вокзальные комплексы, пассажирские платформы в соответствии с техническим, санитарными и противопожарными нормами (п. 2.1.11 Договора).
Работники Западно-Сибирского филиала, непосредственно обслуживающие пассажиров, прошли обучение по теме "Обслуживание маломобильных пассажиров, что подтверждается планами технической учебы и журналами учета посещаемости занятий.
Ввиду того, что Западно-Сибирским филиалом АО "ФПК" во исполнение ст. 15 ФЗ Закона N 181-ФЗ обеспечивается реализация прав инвалидов на беспрепятственное пользование железнодорожным транспортом, в том числе оборудование в установленном порядке такого транспорта специальными приспособлениями для обслуживания инвалидов и включения специализированных вагонов в схемы поездов дальнего следования, выводы Сибирского УГЖДН о том, что АО "ФПК" нарушена ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", п.п. "б", "е", "з" пункта 5 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов полагает необоснованными и не подтвержденными доказательствами.
Сибирское УГЖДН в предписании указывает о нарушении подпункта "е" пункта 5 Порядка N 329.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Порядка перевозчики, владельцы инфраструктуры обеспечивают возможность пассажирам из числа инвалидов оставаться в своем кресле-коляске на вокзале и в вагоне для перевозки инвалидов. Исходя из буквального толкования нормы права, закрепленной в подпункте "е" пункта 5 Порядка можно сделать вывод, что данная норма регулирует правоотношения только в 2 случаях:
- при обеспечении владельцем инфраструктуры (вокзалов) возможности инвалидам оставаться в кресле-коляске на вокзале - нарушение подпункта "е" пункта 5 Порядка со стороны перевозчика - АО "ФПК" невозможно в силу отсутствия у него вокзалов.
- при обеспечении возможности пассажирам из числа инвалидов оставаться в кресле-коляске в вагоне для перевозки инвалидов. В пункте 2 вышеуказанного Порядка расшифровывается понятие "Обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов" - это специальные вагоны, конструкция которых обеспечивает их доступность для инвалидов, в том числе для передвигающихся в кресле-коляске, а именно, вагоны для перевозки инвалидов.
Специальные вагоны, предназначенные для перевозки инвалидов, Сибирским УГЖДН не исследовались, обратного из материалов дела не усматривается, нарушений указанного подпункта со стороны АО "ФПК" не допущено.
Кроме того, законодательством не устанавливается обязанность перевозчика по включению в каждый поезд вагона, предназначенного для перевозки инвалидов.
Все специальные вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров из числа инвалидов, имеющиеся в собственности у АО "ФПК", предоставляют возможность пассажирам из числа инвалидов оставаться в своем кресле-коляске в вагоне для перевозки инвалидов, доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
Сибирское УГЖДН при проверке указаны номера проверенных пассажирских вагонов. Данные вагоны не являлись вагонами для перевозки инвалидов, что подтверждается представленными в суд электронными паспортами вагонов. В представленных электронных паспортах отсутствует указание, что данные вагоны являются вагонами для перевозки инвалидов. Кроме того, данные вагоны не подвергались модернизации для перевозки инвалидов, что подтверждается отметками в паспортах, данные вагоны проходили лишь текущий ремонт (TP), текущий отцепочный ремонт (ТОР), текущий безотцепочный ремонта (ТБР), деповской ремонт (ДР) и капитальный ремонт (КР) без модернизации. Согласно пункту 1.4 Приказа Министерства Транспорта РФ от 13.01.2011 г. N 15 "О внесении изменений в приказ МПС РФ от 04.04.1997 N9Ц" установлено, что при данных видах ремонта модернизации пассажирские вагоны не подвергаются. Модернизация вагона производится лишь при капитальном ремонте повышенного объема с модернизацией (КРМ) - ни один из проверенных вагонов не проходил модернизацию в объеме капитального ремонта повышенного объема с модернизацией (КРМ), что подтверждается отсутствием соответствующих отметок в представленных электронных паспортах на данные вагоны.
Подпункт "е" пункта 5 Порядка N 329 АО "ФПК" не нарушен.
АО "ФПК" также приобретены специализированные вагоны для перевозки маломобильных пассажиров, что подтверждается договором поставки N "ФПК"-17-80. Согласно пункту 1 технических требований на одноэтажные вагоны (приложение N 1 к Договору) приобретаемые вагоны (подвижной состав) должен соответствовать ГОСТ Р 50956-96 "Вагоны пассажирские локомотивной тяги магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические требования для перевозки инвалидов", ГОСТ Р 51764-2001 "Устройства подъемные реабилитационные для инвалидов. Общие технические требования", разделом 5 приложения 1 - также указаны технические характеристики приобретаемых вагонов - предназначены для перевозки пассажира - инвалида и сопровождающего лица.
25.12.2019 был сделан запрос в Западно-Сибирскую дирекцию железнодорожных вокзалов - структурное подразделение Дирекции железнодорожных вокзалов - филиал ОАО "РЖД".
Согласно ответу дирекции вокзалы (Новосибирск -Главный, Омск, Барнаул, Новокузнецк, Томск-1, Кемерово) оснащены кресло -колясками и предоставляются маломобильным пассажирам с ограниченными возможностями к самостоятельному передвижению, оказание услуги сопровождения и помощи данной категории граждан оказывается работниками специализированной службы по договору. На выше перечисленных вокзальных комплексах имеются мобильные вертикальные подъёмники для посадки(высадки) в (из) вагона. В октябре 2019 г на вокзальных комплексах были проведены проверки технического состояния и исправности специализированных средств, предназначенных для использования маломобильными пассажирами.
Согласно ответу ОАО "РЖД" вокзал оборудован вспомогательными посадочными устройствами для обеспечения условий доступности пассажирских вагонов для пассажиров из числа инвалидов, вспомогательными средствами, в том числе креслами-колясками.
Кроме того, материалы дела не содержат сведения о фактах обращений граждан, являющихся инвалидами в АО "ФПК" на предмет нарушения их прав на беспрепятственное пользование железнодорожным транспортом.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерным выводам об отсутствии нарушений со стороны заявителя, которым фактически реализуется разработанный комплекс мер в соответствии с требованиями Закона N 181-ФЗ, доказательств обратного не имеется, в связи с чем предписание в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству, нарушает права общества в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы суда соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Верховного суда РФ N 56-КГ от 01.08.2016.
Ссылка Сибирского УГЖДН на то, что АО "ФПК" нарушены статья 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", а так же пункты Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, отклоняется апелляционной коллегией, исходя из представленных в материалы дела нормативных документов, регламентирующих правила организации оказания услуг маломобильным пассажирам по перевозке на железнодорожном транспорте, обеспечивается реализация прав инвалидов на беспрепятственное пользование железнодорожным транспортом, в том числе оборудование в установленном порядке такого транспорта специальными приспособлениями для обслуживания инвалидов и включения специализированных вагонов в схемы поездов дальнего следования.
Доводы апеллянта, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им была дана обоснованная на материалах дела оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.08.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-39476/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-39476/2019
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Сибирское Управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд