г. Хабаровск |
|
28 октября 2020 г. |
А73-1048/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от Краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края": Субботина Н.В., представитель по доверенности от 29.01.2020 N 28/2020 (сроком по 31.12.2020);
от Краевого государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты Хабаровского края": Дудник Л.Э., представитель по доверенности от 02.03.2020 N 09-2-301(сроком на 3 года);
от акционерного общества "Хабаровская горэлектросеть": Яскина Е.С., представитель по доверенности от 01.11.2019 N 1543(сроком на 1 год);
от публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Поляков Д.О., представитель по доверенности от 01.07.2020 N ДЭК-71-15/493Д (сроком по 01.12.2021);
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края", Краевого государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты Хабаровского края"
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.08.2020
по делу N А73-1048/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску акционерного общества "Хабаровская горэлектросеть"
к Краевому государственному казенному учреждению "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края", Краевому государственному казенному учреждению "Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты Хабаровского края"
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания",
о взыскании 1 011 744,41 руб.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Хабаровская горэлектросеть" (далее - истец, АО "ХГЭС") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с Краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края" (далее - ответчик-1, КГКУ "Служба заказчика Минстроя края") 966 779,21 руб. неосновательного обогащения в виде стоимости бездоговорного потребления электрической энергии за период с 26.10.2018 по 10.07.2019 и с Краевого государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты Хабаровского края" (далее - ответчик-2, КГКУ "Управление по обеспечению мероприятий ГЗ") 74 944,03 руб. неосновательного обогащения в виде стоимости бездоговорного потребления электрической энергии за период с 11.07.2019 по 30.07.2019.
Определением от 22.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - третье лицо, ПАО "ДЭК").
Истец на основании статьи 49 АПК РФ заявил об уменьшении размера исковых требований в отношении ответчика КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" до 936 800,38 руб., в связи с уточнением периода бездоговорного потребления электрической энергии - с 03.11.2018 по 10.07.2019.
Решением суда от 10.08.2020 исковые требования удовлетворены полностью: с КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" в пользу АО "ХГЭС" взыскано неосновательное обогащение за бездоговорное потребление электрической энергии в период с 03.11.2018 по 10.07.2019 в размере 936 800,38 руб. и судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 21 405 руб., всего 958 205,38 руб.; с КГКУ "Управление по обеспечению мероприятий ГЗ" в пользу АО "ХГЭС" взыскано неосновательное обогащение за бездоговорное потребление электрической энергии в период с 11.07.2019 по 30.07.2019 в размере 74 944,03 руб. и судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 1 712 руб., всего 76 656,03 руб.; АО "ХГЭС" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 300 руб.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, КГКУ "Служба заказчика Минстроя края", КГКУ "Управление по обеспечению мероприятий ГЗ" обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы, утверждает следующее: исходя из того, что наличие произведенного АО "Хабаровская горэлектросеть" в установленном законом порядке технологического присоединения точки присоединения КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" и принятие к расчету исправного прибора учета исключает как признание подключения самовольным; у учреждения отсутствует доступ к временному распределительному устройству, что препятствует самовольному подключению энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, а также в силу ограниченного доступа, учреждение не имело возможности снимать показания с целью передачи показаний приборов учета;. объект "Реконструкция набережной в Центральном районе г. Хабаровска на участке от Уссурийского бульвара до ул. Советской" I и II этапы, находился после завершения строительства на временном балансе до момента передачи объекта завершенного строительства в оперативное управление конечному пользователю и Учреждением не эксплуатировался, учреждение являлось лишь Заказчиком строительства указанного объекта.
Вместе с апелляционной жалобой КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" заявлено ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины за рассмотрение жалобы.
КГКУ "Управление по обеспечению мероприятий ГЗ" в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований АО "ХГС" к КГКУ "Управление по обеспечению мероприятий ГЗ" о взыскании стоимости электрической энергии за период бездоговорного потребления в сумме 74 944,03 руб. отказать.
Заявитель жалобы, утверждает о том, что: АО "ХГС" оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям; согласно акту, об осуществлении технологического присоединения от 15.08.2019 сетевая организация присоединила объект электроэнергетики в соответствии с мероприятиями по технологическому присоединению на основании технических условий от 15.08.2019 N 1376; с соблюдением сроков, установленных законодательством, управление обратилось 14.08.2019 в АО "ХГЭС" и документы были переоформлены надлежащим образом; между ПАО "ДЭК" и управлением заключен государственный контракт от 30.08.2019 N 8927 на поставку электрической энергии на объект - "система видеонаблюдения"; исполнение обязательств, согласно п. 9.1 контракта, началось 15.08.2019; судом не обоснованно отклонен довод ответчика о том, что оборудование не использовалось по причине угрозы возникновения и возникновения чрезвычайное ситуации; распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.07.2019 N 623-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации" был введен режим чрезвычайной ситуации; оборудование не использовалось в целях предотвращения выхода из строя систем видеонаблюдения по причине повышения уровня реки Амур у г. Хабаровска и с целью обеспечения безопасности граждан от поражения электрическим током; на основании протокола комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства края от 13.08.2019 N 91 водоналивная дамба была установлена на набережной и управление обратилось 14.08.2019 в АО "ХГЭС"; судом не дана правовая оценка данным УМВД России по г. Хабаровску об отсутствии изображения с камер системы видеонаблюдения, следовательно, камеры не работали, электроэнергию не потребляли.
В представленных в суд возражениях на апелляционные жалобы АО "ХГЭС" отклоняет доводы жалоб, просит оставить их без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
ПАО "ДЭК" в своем отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" поддержала доводы апелляционной жалобы. Просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель КГКУ "Управление по обеспечению мероприятий ГЗ" поддержала доводы апелляционной жалобы, не возражала против удовлетворения жалобы КГКУ "Служба заказчика Минстроя края". Просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель АО "ХГС" отклонила доводы апелляционных жалоб как несостоятельные, по основаниям, указанным в отзыве на жалобы. Просила апелляционные жалобы оставить без удовлетворения, решение первой инстанции - без изменения.
Представитель ПАО "ДЭК" отклонил доводы апелляционных жалоб как несостоятельные, просил апелляционные жалобы оставить без удовлетворения, решение первой инстанции - без изменения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений и отзыва на них, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, между КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" (Заявитель) и АО "ХГЭС" (Сетевая организация) был заключен договор N 2084 от 15.10.2018 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям для электроснабжения объекта "Реконструкция набережной в Центральном районе г. Хабаровска на участке от Уссурийского бульвара до ул. Советской" I и II этапы.
Заявителю выданы технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям N 2084-Юа-БН-19 от 18.09.2018.
Технологическое присоединение объекта Заявителя к электрическим сетям было осуществлено сетевой организацией 02.11.2018, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения N 2084 от 02.11.2018. Точка присоединения: РУ-0,4 кВ до ЩУ объекта (ТП-4, ф.1); уровень напряжения - 0,4 кВ; максимальная мощность - 7 кВт.
09.08.2019 в ходе проведения выездной проверки состояния объектов электросетевого хозяйства, находящихся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетевой организации, АО "ХГЭС" был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, а именно подключение сооружения "Система видеонаблюдения", расположенного по адресу г. Хабаровск, Уссурийский бульвар (набережная), к электрическим сетям АО "ХГЭС" и потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора энергоснабжения, допущенное КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" и КГКУ "Управление по обеспечению мероприятий ГЗ".
По результатам проведенной проверки специалистами сетевой организации в присутствии представителей КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" и КГКУ "Управление по обеспечению мероприятий ГЗ" составлен трехсторонний акт о неучтенном (бездоговорном) потреблении N 426 от 09.08.2019.
В графе 5 "Объяснения потребителя" акта представителем КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" указано, что с момента техприсоединения по настоящее время КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" видеонаблюдением не пользовалось. Видеонаблюдение передано по акту приема-передачи от 11.07.2019 КГКУ "Управление по обеспечению мероприятий ГЗ".
Акт подписан представителями КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" и КГКУ "Управление по обеспечению мероприятий ГЗ" без замечаний.
Предыдущая проверка объектов электросетевого хозяйства по указанному адресу проводилась АО "ХГЭС" 26.10.2018 при составлении акта допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии N 1832/ТП от 26.10.2018.
АО "ХГЭС" осуществило расчет стоимости электрической энергии за период бездоговорного потребления с 26.10.2018 по 30.07.2019 на сумму 1 041 723,24 руб.
Претензией исх.N 3601 от 30.08.2019, направленной в адрес КГКУ "Служба заказчика Минстроя края", АО "ХГЭС" требовало оплатить стоимость электрической энергии за период бездоговорного потребления с 26.10.2018 по 30.07.2019 в размере 1 041 723,24 руб.
В ответ на претензию КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" письмом от 13.09.2019 исх.N 03/2140 сообщило, что согласно акту приема-передачи от 11.07.2019, а также на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 02.04.2019 N 500, "Система видеонаблюдения" была передана в оперативное управление КГБУ "Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты Хабаровского края" 11.07.2019, в связи с чем отказало в удовлетворении претензии.
С учетом поступивших от КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" сведений и документов АО "ХГЭС" произвело перерасчет стоимости потребленной в отсутствие договора электроэнергии, разделив объем бездоговорного потребления электроэнергии на двоих потребителей: за период с 26.10.2018 по 10.07.2019 (до даты передачи имущества по акту приема-передачи) - объем бездоговорного потребления выставлен КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" на сумму 966 779,21 руб.; за период с 11.07.2019 по 30.07.2019 объем бездоговорного потребления выставлен КГКУ "Управление по обеспечению мероприятий ГЗ" на сумму 74 944,03 руб.
В адрес КГКУ "Управление по обеспечению мероприятий ГЗ" сетевой организацией направлена претензия исх.N 4644 от 06.11.2019 с требованием оплатить стоимость электрической энергии потребленной в отсутствие договора.
КГКУ "Управление по обеспечению мероприятий ГЗ" письмом исх.N 07-23-1357 от 27.11.2019 отказало в удовлетворении претензии.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "ХГЭС" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В ходе судебного разбирательства АО "ХГЭС" уточнило период бездоговорного потребления электрической энергии в отношении ответчика КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" с учетом даты составления акта об осуществлении технологического присоединения от 02.11.2018 (период с 03.11.2018 по 10.07.2019), в связи с чем в порядке статьи 49 АПК РФ уменьшило размер исковых требований к данному ответчику до 936 800,38 руб.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики определены нормами Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Статьей 4 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения N 442).
Пунктом 2 Основных положений N 442 определено, что бездоговорным потреблением электрической энергии является самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
Согласно пункту 27 Основных положений N 442 электрическая энергия (мощность) реализуется на розничных рынках на основании следующих видов договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности): договор энергоснабжения; договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
В пункте 167 Основных положений N 442 предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
Пунктом 84 Основных положений N 442 установлено, что стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема бездоговорного потребления) рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X Основных положений.
В соответствии с пунктом 192 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии.
Требования к содержанию акта о неучтенном потреблении электрической энергии изложены в пункте 193 названных Основных положений. В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Исходя из указанных норм права достоверным и допустимым доказательством факта и объема бездоговорного потребления электроэнергии является акт о неучтенном потреблении электрической энергии, составленный в установленном порядке.
Пунктом 194 Основных положений N 442 предусмотрено, что расчет объема безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктами 195 или 196 Основных положений соответственно в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета), а также на основании документов, представленных потребителем, осуществляющим безучетное потребление (обслуживающим его гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией)), или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии.
Согласно пункту 196 Основных положений N 442 объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к Основным положениям, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии. Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме бездоговорного потребления определяется исходя из цен (тарифов), указанных в разделе IV Основных положений.
Сетевая организация оформляет счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления, который должен содержать расчет стоимости бездоговорного потребления, и направляет его лицу, осуществившему бездоговорное потребление, способом, позволяющим подтвердить факт получения, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 Основных положений.
Лицо, осуществившее бездоговорное потребление, обязано оплатить счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в течение 10 дней со дня получения счета.
При отказе лица, осуществившего бездоговорное потребление, от оплаты указанного счета стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления взыскивается с такого лица сетевой организацией в порядке взыскания неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии и счета для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления.
С учетом изложенного бездоговорное потребление электрической энергии является фактическим основанием для возникновения кондикционного обязательства, которое состоит в неосновательном приобретении электрической энергии потребителем у сетевой организации путем самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) в отсутствие соответствующего юридического основания - договора энергоснабжения.
Факт бездоговорного потребления ответчиками электрической энергии подтверждается представленным в материалы дела актом о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии N 426 от 09.08.2019. Содержание акта соответствует пункту 193 Основных положений N 442. В акте указаны исчерпывающие сведения о выявленном факте бездоговорного потребления электроэнергии, позволяющие достоверно установить, в отношении какого объекта энергоснабжения сотрудниками сетевой организации проведена проверка, каким способом и каким кабелем осуществлено подключение к сетям АО "ХГЭС". Акт составлен в присутствии представителей КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" и КГКУ "Управление по обеспечению мероприятий ГЗ" и подписан ими без замечаний.
На основании данного акта, возможно, однозначно установить факт бездоговорного потребления электроэнергии в зоне расположения сетей АО "ХГЭС".
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиками, что в период с 03.11.2018 по 10.07.2019 сооружение "Система видеонаблюдения" с кадастровым номером 27:23:0000000:30048 находилось в оперативном управлении КГКУ "Служба заказчика Минстроя края".
С 11.07.2019 указанный объект передан в оперативное управление КГКУ "Управление по обеспечению мероприятий ГЗ".
Следовательно, именно на ответчиках лежит обязанность по заключению договора энергоснабжения в отношении спорного объекта в исковой период.
Доказательств заключения договоров энергоснабжения в соответствующие периоды ответчиками не представлено.
Довод КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" о том, что имели место фактические договорные отношения по энергоснабжению электрической энергией, обосновано не принят судом, как несостоятельный.
Из содержания статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что на розничном рынке отношения между поставщиками электрической энергии (энергосбытовыми организациями, гарантирующими поставщиками) и покупателями электрической энергии регулируются на основании договора.
Доказательства обращения КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" с соответствующей заявкой о заключении договора энергоснабжения в соответствии с требованиями пункта 34 Основных положений N 442 в дело не представлено.
Третье лицо ПАО "ДЭК" отрицает факт обращения КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" с заявкой о заключении договора энергоснабжения в отношении спорного объекта и факт заключения соответствующего договора.
В отсутствие договора-документа отношения между потребителем и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) с учетом конкретных обстоятельств дела (например, потребитель, имеющий надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств, вносит гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации) плату за потребление электрической энергии, передает в установленном порядке показания приборов учета, а ресурсоснабжающая организация выставляет счета за поставку соответствующего ресурса, принимает показания приборов учета) могут быть квалифицированы судом в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
При этом сами по себе действия лица, потребляющего электрическую энергию в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения, владеющего прибором учета, но не использующего его с целью расчета и последующей оплаты фактически потребленного ресурса, не свидетельствуют о его добросовестном поведении.
Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.02.2018 N 305-ЭС17-14967.
КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" в материалы дела не представило документальных доказательств, свидетельствующих о фактически сложившихся между Учреждением и гарантирующим поставщиком договорных отношениях, а также доказательства, свидетельствующие о его добросовестном поведении, направленном на заключение договора энергоснабжения (доказательства обращения в энергосбытовую организацию для заключения договора, передачи гарантирующему поставщику показаний приборов учета, оплаты потребленной энергии в соответствии с показаниями приборов учета).
Само по себе наличие технологического присоединения объекта, осуществленного надлежащим образом, не влечет признание отношений по потреблению электрической энергии как фактические договорные в ситуации, когда потребитель не обращается к гарантирующему поставщику с заявкой о заключении договора энергоснабжения, не принимает мер по передаче гарантирующему поставщику показаний приборов учета и оплате потребленной энергии в соответствии с показаниями приборов учета.
Довод КГКУ "Управление по обеспечению мероприятий ГЗ" о том, что потребление электрической энергии объектом в спорный период не осуществлялось, так как распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.07.2019 N 623-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации" был введен режим чрезвычайной ситуации, также несостоятельный, поскольку не представлено документальных доказательств отключения системы видеонаблюдения от электрической энергии в рассматриваемый период.
Согласно уточненному расчету истца, объем бездоговорного потребления электрической энергии в период с 03.11.2018 по 10.07.2019, подлежащий оплате КГКУ "Служба заказчика Минстроя края", составляет 307,800 МВт/ч, стоимость бездоговорного потребления электрической энергии составляет 936 800 руб. 38 коп. (с НДС). Объем бездоговорного потребления электрической энергии в период с 11.07.2019 по 30.07.2019, подлежащий оплате КГКУ "Управление по обеспечению мероприятий ГЗ", составляет 24,624 МВт/ч, стоимость бездоговорного потребления электрической энергии составляет 74 944,03 руб.
Расчет объема и стоимости бездоговорного потребления электрической энергии произведен истцом в соответствии с порядком, определенным пунктом 196 и пунктом 2 приложения N 3 к Основным положениям N 442.
Ответчиками расчет не оспорен, контррасчеты не представлены.
Судом уточненный расчет истца проверен, является верным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Поскольку факт бездоговорного потребления ответчиками электрической энергии установлен в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, доказательства оплаты стоимости бездоговорного потребления электрической энергии ответчиками не представлены, у суда имелись основания для взыскания с ответчиков стоимости бездоговорного потребления электрической энергии в качестве неосновательного обогащения.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что исковые требования АО "ХГЭС" о взыскании с КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" неосновательного обогащения за бездоговорное потребление электрической энергии в период с 03.11.2018 по 10.07.2019 в размере 936 800,38 руб. и взыскании с КГКУ "Управление по обеспечению мероприятий ГЗ" неосновательного обогащения за бездоговорное потребление электрической энергии в период с 11.07.2019 по 30.07.2019 в размере 74 944,03 руб. подлежат удовлетворению.
Доводы заявителей жалоб не противоречат выводам суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться правовым основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Рассмотрев ходатайство КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" об освобождении от уплаты государственной пошлины, поступившее вместе с апелляционной жалобой, арбитражный суд апелляционной инстанции, проанализировав положения пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", постановления Правительства Хабаровского края от 27.10.2010 N 312-пр "О краевых государственных казенных и бюджетных учреждениях", Устава учреждения, учитывая, что основным видом экономической деятельности учреждения является деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в виде закупки товаров работ, услуг для обеспечения государственных нужд Хабаровского края при строительстве объектов, по которым государственным заказчиком выступает учредитель - Хабаровский край, функции и полномочия которого осуществляет Министерство строительства Хабаровского края, считает, что оно, являясь ответчиком по делу, вправе претендовать на освобождение от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, и приходит к выводу о возможности освободить заявителя жалобы от уплаты государственной пошлины за подачу такой жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 августа 2020 года по делу N А73-1048/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1048/2020
Истец: АО "ХАБАРОВСКАЯ ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ"
Ответчик: КГКУ "Служба заказчика Минстроя края", КГКУ "Управление по обеспечению мероприятий ГЗ"
Третье лицо: ПАО "ДЭК"