г. Москва |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А40-233141/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яниной Е.Н.,
судей: Ким Е.А., Лялиной Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шайхетдиновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы МГФФОМС, АО "МАКС-М" на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 июня 2020 года по делу N А40-233141/19 по иску ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Минобороны России (ОГРН 1035004452361) к АО "МАКС-М" (ОГРН 1027739099772) третье лицо: МГФФОМС о взыскании 1 487 533, 68 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Петрусев ВА. по доверенности от 10.02.2020 N 11-20;
от ответчика - Кондратов А.Е. по доверенности от 01.01.2020 N 52 (мед);
от третьего лица: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ "3 ЦВКГ им. Вишневского А.А. "Министерства Обороны РФ обратилось в арбитражный суд города Москвы с иском к ответчику о взыскании денежных средств за оказанную медицинскую помощь в размере 1.487.533,68 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2020 г. по делу N А40-233141/2019 удовлетворил заявленные исковые требования, с АО " МАКС-М" ( ОГРН 1027739099772) в пользу ФГБУ " 3 ЦВКГ им А.А. Вишневского " Министерства Обороны РФ ( ОГРН 1035004452361) денежную сумму в размере 1.487.533,68 руб., расходы по госпошлине 27.875 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МГФФОМС, АО "МАКС-М" обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили указанное решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы заявители ссылаются на нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьего лица, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы заявленной им апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, в том числе, по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, приобщенного к материалам настоящего дела, в порядке ст. 262 АПК РФ.
От ответчика поступили письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ, которые приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между АО "МАКС-М" и ФГБУ "3ЦВКГ им. А.А.Вишневского" Минобороны России заключен Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 30.12.2016 N 2 517 12/76-034, срок действия которого, по Соглашению от 29.12.2017 к Договору, продлен сторонами по 31.12.2018. В соответствии с п. 1 Договора Организация обязалась оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (медицинская помощь), а Страховая медицинская организация обязалась оплатить медицинскую помощь.
В соответствии с пунктами 5.2, 5.6 Договора, с учетом Дополнительного соглашения N 2 от 30.12.2016 и Соглашения от 29.12.2017 к Договору, Организация обязуется бесплатно оказывать застрахованным лицам при наступлении страхового случая медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, перечень видов которой содержится в сведениях, подтверждающих право на осуществление медицинской деятельности, являющихся неотъемлемой частью Договора, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи; представлять Страховой медицинской организации в течение пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным, реестр счетов и счет на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам; передачу данных в электронном виде осуществлять посредством веб-сервисов автоматизированной информационной системы обязательного медицинского страхования города Москвы (далее - АИС ОМС).
Передачу данных посредством веб- сервисов АИС ОМС осуществлять не менее чем за один день до представления счета на бумажном носителе.
Согласно п. 3.1 Договора Организация вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании Договора в соответствии с установленными тарифами.
Пунктом 4.1 Договора, с учетом Дополнительного соглашения N 2 от 30.12.2016 и Соглашения от 29.12.2017 к Договору, установлено, что Страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы (приложение N 1 к Договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов и способов оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденных территориальной программой обязательного медицинского страхования, в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от Московского городского фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет Организации на основании предъявленных Организацией счетов и реестров счетов, а также предоставленного Страховой медицинской организацией в Организацию акта об оплате расчетов по подушевому финансированию (по форме, являющейся Приложением N 1 к настоящему Дополнительному соглашению), до 28 числа каждого месяца включительно.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее- Правила), согласно пунктам 110, 126 которых оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным указанными Правилами. Медицинская организация ежемесячно формирует и направляет в страховую медицинскую организацию счет на оплату медицинской помощи и реестр счетов.
Счет на оплату медицинской помощи должен быть заверен подписью руководителя и главного бухгалтера медицинской организации и печатью медицинской организации.
Истцом в порядке, предусмотренном договором, в Страховую медицинскую организацию направлены реестры счетов на оплату оказанной в феврале 2018 года застрахованным лицам медицинской помощи на сумму 3 770 570 руб. 95 коп.
Отправка реестров счетов осуществлялась в веб- сервисе в электронном виде по каналам связи с использованием сертифицированных криптографических средств защиты информации по технологии VipNet, реализованных посредством корпоративной сети АИС ОМС, а также за исх. N 3532 от 27.11.2018.
Оплата по выставленным Организацией счетам поступила в сумме 2 283 037 руб. 27 коп., таким образом, недоплата составила 1 487 533 руб. 68 коп.
Организация, за исх. N 1133 от 26.04.2018, обращалась в Московский городской фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) с просьбой о продлении срока сдачи и принятии реестров счетов, однако данная просьба, в соответствии с исх. N 08-06-04 от 14.05.2018, была оставлена Фондом без удовлетворения.
Истец неоднократно информировал ответчика и МГ ФОМС, что сеть работает некорректно, передача данных невозможна.
Между тем, МГФОМС письмом от 20.04.2018 г. N 08-06-04/8037 указал, что после закрытия периода приема счетов, прием дополнительных счетов по закрытому отчетному периоду не представляется возможным.
В связи с чем, истцом выставлены не вошедшие в основной счет случаи оказания медицинской помощи застрахованным лицам дополнительным счетом и направил в адрес ответчика на бумажном носителе, реестры счетов на оплату медицинской помощи за февраль 2018 г.
Ответчиком произведена частичная оплата за оказанные услуги в феврале 2018 г. в размере 2.283.037,37 руб.
Факт оказания медицинской помощи пациентам в феврале 2018 года на сумму 1.487.533,68 руб. подтверждается выписными эпикризами из историй болезни, а также расчетом задолженности, в котором отражены номера историй болезни пациентов, диагнозы, номера полисов обязательного медицинского страхования.
С момента предоставления истцом ответчику реестров счетов, ответчиком не предпринимались действия для проведения медико-экономического контроля по предоставленным истцом счетам.
Истец оказывал медицинскую помощь гражданам в связи с заболеваниями, при наступлении которых застрахованным лицам предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию, данные события являются страховыми случаями исходя из положений закона об ОМС.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд признал требования истца обоснованными и документально подтвержденными, при этом, суд первой инстанции сделал вывод о том, что, медицинские организации не должны нести негативные последствия за недостатки программного обеспечения и надлежащим образом оказанная застрахованным лицам медицинскими учреждениями медицинская помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования подлежит оплате в установленном законом порядке.
Учитывая отсутствие спора по факту, объему и качеству оказанной истцом медицинской помощи пот договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, суд первой инстанции пришел к выводам, что оказанная медицинская помощь подлежит оплате ответчиком.
Апелляционный суд повторно исследовав и оценив, представленные в дело доказательства, не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по примененным нормам материального права и переоценке фактических обстоятельств дела.
Согласно пункту 2 статьи 40 Федерального закона N 326, контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
В соответствии с частью 4 статьи 40 Закона об обязательном медицинском страховании, пунктом 11 Порядка N 230 медико-экономическая экспертиза - это установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации.
Согласно подпункту "б" пункта 13 Порядка N 230, медико-экономическая экспертиза осуществляется в виде целевой медико-экономической экспертизы и плановой медико-экономической экспертизы.
Пунктом 16 Порядка N 230 предметом плановой медико-экономической экспертизы определены оценка:
а) характера, частоты и причин нарушений прав застрахованных лиц на получение медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в установленных договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию объеме, сроках, качестве и условиях;
б) объема оказанной медицинской организацией медицинской помощи и его соответствие установленному решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования объему, подлежащему оплате за счет средств обязательного медицинского страхования;
в) частоты и характера нарушений медицинской организацией порядка формирования реестров счетов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Федерального закона N 326, сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Пунктом 19 Приказа N 230 установлено, что в соответствии с частью 9 статьи 40 Федерального закона результаты медико-экономической экспертизы, оформленные соответствующим актом по форме, установленной Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, являются основанием для применения к медицинской организации мер, предусмотренных статьей 41 Федерального закона N 326, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) (приложение 8 к настоящему Порядку), а также могут являться основанием для проведения экспертизы качества медицинской помощи.
Пунктом 37 Приказа N 230 установлено, что в соответствии с частями 9 и 10 статьи 40 Федерального закона N 326 результаты экспертизы качества медицинской помощи, оформленные соответствующим актом по форме, установленной Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (приложения 5, 6 к настоящему Порядку), являются основанием для применения к медицинской организации мер, предусмотренных статьей 41 Федерального закона, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) (приложение 8 к настоящему Порядку).
Пункт 66 Приказа N 230 устанавливает, что результатом контроля в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) являются:
а) неоплата или уменьшение оплаты медицинской помощи в виде:
исключения позиции из реестра счетов, подлежащих оплате объемов медицинской помощи;
уменьшения сумм, представленных к оплате, в процентах от стоимости оказанной медицинской помощи по страховому случаю;
возврата сумм, не подлежащих оплате, в страховую медицинскую организацию;
б) уплата медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
Размер неоплаты (неполной оплаты) медицинской помощи, а также размер штрафов определяется тарифным соглашением в сфере обязательного медицинского страхования, утверждаемым комиссией по разработке территориальной программы ОМС, создаваемой в субъекте РФ в соответствие со статьей 36 Закона N 326.
Правоотношения, возникающие в сфере осуществления обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Законом об обязательном медицинском страховании).
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 779 ГК РФ правила главы 39 применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором страховой суммы.
В соответствии со статьей 3 Закона об обязательном медицинском страховании обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных указанным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Субъектами обязательного медицинского страхования являются застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и его территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации (статья 9 Закона об обязательном медицинском страховании).
Права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, равно как и деятельность страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования реализуются на основании договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, а также договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательного медицинского страхования (статьи 38- 39 Закона об обязательном медицинском страховании).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона об обязательном медицинском страховании медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату 6 медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 309 ГК обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
Частью 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что истцом в порядке, предусмотренном договором, направлены ответчику реестры счетов на оплату оказанной в феврале 2018 года застрахованным лицам медицинской помощи на сумму 3 770 570,95 руб.
Отправка реестров счетов осуществлялась в вебсервисе в электронном виде по каналам связи с использованием сертифицированных криптографических средств защиты информации по технологии VipNet, реализованных посредством корпоративной сети АИС ОМС, а также письмом от 27.11.2018 N 3532.
В процессе передачи не все счета учтены программными средствами, в результате чего произошло существенное уменьшение итоговых сумм счетов, отправленных Истцом.
Часть вносимых данных истца отфильтрована и исключена указанной автоматизированной информационной системой из реестров счетов в связи с невнесением номера СНИЛС врача.
В учреждении истца, являющемся военным госпиталем, имеется военная служба и, соответственно, врачи-военнослужащие, не имеющие, в отличие от гражданских лиц, СНИЛС, указание номера которого является обязательным при внесении данных.
Апеллянтами не оспорено то обстоятельство, что истец многократно информировал ответчика, что сеть работает некорректно, определены ошибки при выставлении счетов за февраль 2018 года, данное обстоятельство подтверждается перепиской между сторонами по делу: письмо от 20.03.2018 за исх. N 692, письмо от 26.04.2018 за исх. N 1133.
В связи с отказом ответчика в приеме счетов после закрытия периода, истец вынужден выставить не вошедшие в основной счет случаи оказания медицинской помощи застрахованным лицам дополнительным счетом, что подтверждается письмом Ответчика от 20.04.2018 исх. N 08-06-04/8037.
Третье - лицо так же было проинформировано, что сеть работает не корректно.
Программным обеспечением, используемым для выставления счетов за оказанную медицинскую помощь организациями, работающими в системе ОМС, определены ошибки при выставлении Организацией указанных выше счетов.
В приложении к Дополнительному соглашению от 06.07.2017 N 6 к Договору ("Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) и последствия неисполнения договорных обязательств по оказанию медицинской помощи гражданам, застрахованным по ОМС в г. Москве") (далее - приложение к Дополнительному соглашению) указано, что основание для отказа в оплате медицинской помощи в связи с нарушениями в оформлении и предъявлении на оплату счетов и реестров счетов может быть выявлено при проведении медико-экономического контроля или медико-экономической экспертизы.
Ошибки, определенные программным обеспечением, не являются следствием проведения медико-экономического контроля или медико-экономической экспертизы. Согласно приложению к Дополнительному соглашению в числе оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) и последствия неисполнения договорных обязательств по оказанию медицинской помощи, подобное основание отсутствует.
При этом Организация, за исх. N 2871 от 19.10.2018 г, направляла в адрес Страховой медицинской организации претензию с просьбой оплатить оказанную в феврале 2018 года медицинскую помощь на общую сумму 1 487 533 руб. 68 коп.
Право истца на получение оплаты не оспорено ответчиком, при этом указывается на нарушение истцом порядка взаимодействия между медицинской организацией и страховой медицинской организацией.
Однако, положения Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ не предусматривают в качестве последствий нарушения порядка взаимодействия медицинской организации с территориальным фондом ОМС и страховой медицинской организацией при ведении персонифицированного учета отказа в оплате оказанных в рамках ОМС медицинских услуг.
Частью 5 ст. 44 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи могут предоставляться в виде документов, как в письменной форме, так и в электронной форме при наличии гарантии их достоверности (подлинности), защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решение о возможности предоставления информации в электронной форме принимается совместно участниками информационного обмена.
Согласно п. 5.2.2 Приказа ФФОМС от 07.04.2011 N 79 "Об утверждении Общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования" информационный обмен осуществляется в электронном виде по выделенным или открытым каналам связи, включая сеть "Интернет", с использованием средств криптографической защиты информации и электронной подписи в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере защиты информации и персональных данных гражданина.
В случае отсутствия возможности обеспечения юридически значимого документооборота, передаваемые документы должны подтверждаться на бумажных носителях.
Как следует из материалов дела, истец выставил дополнительный счет и направил в адрес ответчика на бумажном носителе счет, реестры счетов на оплату медицинской помощи за февраль 2018 года.
Апеллянтом ответчиком не оспорено то обстоятельство предоставления истцом 15.03.2018 реестра счетов и счетов на оплату медицинской помощи за февраль месяц 2018 года.
Ответчиком произведена частичная оплата истцу за оказанные медицинские услуги в феврале 2018.
В силу части 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 3 Закона об ОМС закреплено понятие страхового случая, которым является совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении страхового случая застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию. Истец оказывал медицинскую помощь гражданам в связи с заболеваниями, при наступлении которых застрахованным лицам предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию, данные события являются страховыми случаями по смыслу Закона об ОМС.
Принимая во внимание, что законодательство гарантирует оказание гражданам бесплатной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, оказанные медицинским учреждением, в надлежащем порядке застрахованным лицам медицинские услуги относятся к страховым случаям и подлежат оплате страховой компанией.
Вопреки доводам апеллянтов, материалами дела не оспорен факт оказания истцом медицинской помощи, застрахованным лицам в феврале 2018 года на сумму 1 487 533,68 руб., который подтверждается выписными эпикризами из историй болезни, а также расчетом задолженности, в котором отражен номер карты пациента, диагноз, номер полиса обязательного медицинского страхования.
Истец в материалы настоящего дела предоставил доказательства оказания медицинских услуг гражданам, застрахованным в страховой медицинской организации, по страховым случаям, предусмотренным территориальной программой ОМС, в соответствии с положениями действующего законодательства в сфере ОМС и договора.
С момента предоставления Истцом Ответчику реестров счетов прошло более года, между тем, ответчиком не предприняты действия для проведения медико-экономического контроля по предоставленным истцом счетам.
Отсутствие Актов медико-экономического контроля по спорным счетам является следствием невыполнения ответчиком обязанности, возложенной не него законом.
В связи с этим ссылка апеллянта МГ ФОМС на ч. 3 ст. 328 ГК РФ и не предоставление истцом ответчику встречного исполнения является необоснованной и отклоняется судом апелляционной коллегией.
Довод апеллянта ответчика о невозможности оплатить оказанную истцом медицинскую помощь без проведения медико-экономического контроля является несостоятельным и не соответствует нормам материального права и обстоятельствам дела, в свою очередь, уклонение от выполнения обязанности, установленной законом и договором является неправомерным, в связи, с чем, суд первой инстанции пришел к верному убеждению, что оказанная истцом застрахованным лицам медицинская помощь подлежит оплате.
При таких обстоятельствах, оказанная истцом медицинская помощь подлежит оплате оветчиком, отказ от оплаты недопустим, т.к. нарушает принципы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, как системы создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Доводы подателей апелляционных жалоб об обратном основаны на переоценке представленных в дело доказательств. Иное толкование заявителями положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, - не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Вместе с тем, заявителями апелляционных жалоб не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений процессуальных правил о распределении бремени доказывания судом не допущено. Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение не подлежит отмене, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в связи с оплатой государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 июня 2020 года по делу N А40-233141/19 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Н. Янина |
Судьи |
Е.А. Ким |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-233141/2019
Истец: ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Минобороны России
Ответчик: АО "МЕДИЦИНСКАЯ АКЦИОНЕРНАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: МГ ФОМС, МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ