город Ростов-на-Дону |
|
29 октября 2020 г. |
дело N А32-17233/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2020 по делу N А32-17233/2020
по заявлению товарищество собственников жилья "БРИГАНТИНА" (ИНН 2309155405, ОГРН 1172375042234)
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Бухтоярова Н.Н.
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "БРИГАНТИНА" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственная жилищная инспекция Краснодарского края (далее - Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 12.02.2020 N 000082 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Бухтоярова Н.Н.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2020 требования Товарищества были удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление Инспекции от 12.02.2020 N 000082 о привлечении к административной ответственности Товарищества по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает, что Товариществом, как управляющей компанией, не обеспечено оказание услуг надлежащего качества.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в виду следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 09.12.2019 N 2582-р администрации муниципального образования город Краснодар 12.12.2019 в 18 час. 00 мин. специалистами УЖВ была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Товарищества, осуществляющем деятельность по управлению многоквартирным домом N31/1 по ул. Кубанская Набережная в г.Краснодаре.
В ходе обследования были выявлены следующие нарушения: инструментальным замером термометром контактным ТК-5.04 з/н 1992199 (дата поверки 24.07.2019) установлено, что в квартире N 265 жилого дома температура воздуха составила +170С, что является нарушением требований пункта 15 раздела IV приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённым постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 N 354.
По результатам обследования был составлен акт проверки от 12.12.2019 N 1942/2582-р.
07.02.2020 консультантом отдела инспекционного и лицензионного контроля Инспекции Алякубом Р.М., в присутствии представителя Товарищества по доверенности, составлен протокол N 4805 об административном правонарушении по признакам совершения правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
12.02.2020 заместителем руководителя Инспекции, в отсутствии представителя Товарищества, извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление N 000082 о привлечении Товарищества к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначен штраф в размере 5000 рублей.
В силу пункта 2 раздела 1 Правил N 354исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Учитывая пункт 8, 9, 10 раздела 2 Правил исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация.
Согласно пункту 2 раздела 2 Правил N 354 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с пунктом 13 раздела 2 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 14 раздела 2 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает: к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 31 и 32 раздела 4 Правил N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В силу пункта 149 раздела 16 Правил N 354 исполнитель несет за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность. С учётом изложенного, судом приходит к выводу о том, что лицом, ответственным за соблюдение режима предоставления коммунальной услуги по отоплению жителям многоквартирного дома а, следовательно, исполнителем коммунальной услуги для потребителей вышеуказанного многоквартирного дома является управляющая организация ТСЖ "Бригантина".
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 раздела 2 Правил N 354 условием предоставления коммунальных услуг потребителю является качество предоставляемых коммунальных услуг соответствующее требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам.
Согласно пункту 15 раздела 6 Приложения N 1 Правил N 354 нормативная температура воздуха в жилых помещениях должна составлять не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617- 2000); допустимое превышение нормативной температуры составляет не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0,00 до 5.00) - не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
В соответствии с таблицей 3 (Показатели микроклимата помещений) ГОСТ Р 51617- 2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст температура воздуха в совмещенном помещении уборной и ванной комнаты в холодный период года должна быть +25 °C.
Согласно пункту 15 раздела 2 Приложения 1 Правил N 354, допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается. Оценив представленные в материалы дела доказательства следует отметить, что проверка инспекцией проведена не в соответствии с действующими нормами законодательства (СнИП 41-02-2003, Приказ Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", ГОСТ 30494- 96, ГОСТ 30494-2011, постановление Правительства Российской Федерации N 354). Так, замер температуры в жилых помещениях производится не менее, чем в двух комнатах площадью более 5 м каждая на первом и последнем этажах.
Термометр устанавливается в точке пересечения диагональных линий помещения на высоте 0,6 м от пола.
Снятие показаний термометра производиться через 20 минут, после установки термометра при закрытых окнах и открытых дверях в смежные помещения.
Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 измерение температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется в комнате (при наличии нескольких комнат - в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м.
При этом измерительные приборы должны соответствовать требованиям стандартов (ГОСТ 30494-96). Для определения необходимой температуры теплоносителя воздуха в комнатах ниже установленной нормы, производится замер температуры наружного воздуха (легитимной считается температура наружного воздуха по данным метеоцентра). Температура теплоносителя на подающем трубопроводе на вводе в дом не должна быть ниже оговоренной в принятом Сторонами температурном графике поставке.
Согласно положениям действующего законодательства, должен производится замер давления на трубопроводе на вводе в дом. Давление должно быть не менее чем на 0,05 Мпа (0,5 кгс/кв. см) превышающее статическое давление, требуемое для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем.
Должен производиться замер давления на трубопроводе возврата теплоносителя в систему на вводе в дом. Расчетным методом определяться разность давления (перепад давления). Между тем, в материалах дела доказательств соблюдения данных требований не содержатся. В акте проверки N 1942/2582-р указано, что произведен замер температуры воздуха в жилых помещениях квартиры N 265.
В постановлении от 12.02.2020 N 000082 указано, что произведен замер температуры воздуха в жилых помещениях квартиры N 265, при этом не указано количество комнат в квартире, не указана площадь комнаты, в которой произведен замер температуры, не зафиксированы состояние дверей и окон на момент проверки.
Замер температуры не производился в жилых помещениях на первом и последнем этажах многоквартирного дома. Кроме того, не указана температура наружного воздуха по данным метеоцентра, количество этажей многоквартирного дома. В протоколе отсутствуют сведения о том, проводился ли замер давления на трубопроводе на вводе в дом. Перепад давления - обуславливает располагаемый напор, который необходим для циркуляции теплоносителя. В постановлении от 12.02.2020 указано, что замер температуры был произведен термометром контактным цифровым типа ТК - 5.04 з/н, дата поверки 24.07.2019, при этом соответствующие документы к протоколу не приложены.
В акте проверки от 12.12.2019, указанное обстоятельство не зафиксировано, о том, какие приборы применялись при проведении проверки и замере температуры воздуха в квартире, не указано, следовательно, в последующем указание в протоколе об административном правонарушении сведений об этих приборах, суд оценивает критически, поскольку эти сведения фактически документально не подтверждены.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Согласно статье 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утверждённые в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом в действиях Товарищества не доказан состав вмененного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление Инспекции от 12.02.2020 N 000082 о привлечении Товарищества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является незаконным и подлежит отмене.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу об удовлетворении требований Товарищества.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем апелляционным судом вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2020 по делу N А32-17233/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17233/2020
Истец: ТСЖ "Бригантина"
Ответчик: ГЖИ КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
Третье лицо: Бухтояров Н.Н., Бухтоярова Н. Н.