26 октября 2020 г. |
дело N А40-73599/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Бодровой Е.В., Порывкина П.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кучерук А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ответчика
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.08.2020 г. (резолютивная часть от 06.08.2020 г.) по делу N А40-73599/20
по иску АО "ГОЛОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГРАНИТ" (ОГРН 1027731005323) к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Платонов Д.В. по доверенности от 10.01.2020,
от ответчика: Хромов О.А. по доверенности от 22.10.2019
УСТАНОВИЛ:
АО "ГОЛОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГРАНИТ" (далее - истец, исполнитель) предъявило Министерству обороны Российской Федерации (далее - ответчик, заказчик) иск о взыскании задолженности в размере 2 506 456 руб. 41 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 06.08.2020 г., изготовленным в полном объеме 13.08.2020 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Ответчик подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ответчик требования и доводы своей жалобы поддержал, Истец по ним возражал.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) и АО "ГПТП "Гранит" (Головной исполнитель) заключен государственный контракт от 19.05.2017 N 1720187308881442208025192.
В рамках Государственного контракта Исполнитель обязался в пределах цены Контракта в установленный Контрактом срок выполнить работы по сервисному обслуживанию вооружения и военной техники ЗРВ и специального вооружения противовоздушной обороны ВКС согласно перечню, утверждаемому Минобороны России, для нужд Минобороны России в 2017-2020 годах.
Согласно п. 2.1 Государственного контракта Головной исполнитель обязуется, в пределах цены Контракта в установленный Контрактом срок, выполнить работы, соответствующие качеству, результату и иным требованиям, установленным Контрактом, в том числе в отношении изделий и видов работ, указанных в спецификации.
Пунктом 6.3 Государственного контракта установлено, что все работы Головным исполнителем проводятся на основании подтверждённых заявителем (довольствующим органом Минобороны России) заявок (уведомлений) воинской части.
Необходимость выполнения работ, предусмотренных п. 5, 5.5 подраздела I.I раздела I спецификации на 2018 год к Государственному контракту (оказание помощи личному составу воинских частей в проведение погрузочно-разгрузочных работ образцов ВВТ с применением кранового оборудования (грузоподъемных и транспортных средств) с привлечением персонала за счет их аренды по заявленным мероприятиям) на изд. 5П85С-МК зав. N 52011, 53004, подтверждена уведомлениями врио зам. командующего войсками ПВО и ПРО по вооружению исх. от 01.02.2018 N 604.5-80/21/295 N 604.5-80/21/296.
Работы, указанные в п. 3 подраздела I.I раздела I спецификации на 2018 год к Государственному контракту (доукомплектование образцов ВВТ (в том числе АБШ из состава системы 35Р6 (M1, М2), 75Р6,70Р6-1) сменными элементами, узлами, агрегатами, АКБ, шинами пневматическими, а также другими материальными средствами используемыми при сервисном обслуживании) на изд. КПС 83М6М2 N 2109, 132001; изд. ЗРК 20М6М2 N СФ0213 Г, заявлены уведомлением врио зам. командующего войсками ПВО и ПРО по вооружению от 01.03.2018 N 604.5-80/21/585.
Выполнение работ, предусмотренных п. 2 подраздела II.II раздела II п. 2 спецификации на 2018 год к Государственному контракту (доукомплектование образцов ВВТ (в том числе АБШ из состава средств изделий 40Р6) сменными элементами, узлами, агрегатами, АКБ, шинами пневматическими и материальными средствами используемыми при сервисном обслуживании, а также эксплуатационной документацией по заявленным мероприятиям) на изд. ЗРК 98Ж6 N ВС01218А, N CP01212К; КПСЗ 0К6А N 132001, подтверждено уведомлениями врио зам. командующего войсками ПВО и ПРО от 01.03.2018 N 604.5-80/21/578, от 31.03.2018 N 604.5-80/21/1060.
Согласно п. 3.1.3 Государственного контракта Головной исполнитель вправе привлекать к выполнению государственного оборонного заказа соисполнителей.
Общество в целях исполнения государственного оборонного заказа привлекло в качестве соисполнителя ООО "Главмоспроект" (Исполнитель) и заключило с ним контракты от 28.02.2018 N 172018730881442208025192/ЗРВ-18-14с; от 28.02.2018 N 1720187308881442208025192/ЗРВ2-18-15с; от 14.03.2018 N 1720187308881442208025192/ЗРВ2-18-22с в рамках исполнения Государственного контракта.
Исполнитель в рамках Контрактов согласно спецификации к Государственному контракту на 2018 год и заявленным уведомлениям выполнил работы на изд. 5П85 СМК зав. N 52011, 53004; изд. КПС 83М6М2 N 2109, 132001; изд. ЗРК 20М6М2 N СФ0213 Г, N СФ0410Ю; ЗРК 98Ж6 NВС01218АNСР01212К; КПС30К6АN 132001 в полном объёме на общую сумму 2 506 456,41 руб., с учётом НДС.
Согласно п. 8.1 Государственного контракта приемка выполненных Работ по объему, качеству, на соответствие результату и иным требованиям, установленным в Государственном контракте, производится получателем (войсковой частью), с оформлением акта сдачи-приемки выполненных работ по форме, установленной приложением 1 к Государственному контракту.
Иные документы и акты, оформляемые и подписываемые в процессе выполнения работ, в том числе в целях проверки качества выполнения работ, приемкой результата работ не являются.
Результаты работ по актам сдачи-приемки выполненных работ (от22.03.2018N 9/105,от24.03.2018N 1, от 04.04.2018 N 1,от 18.04.2018 б/н, от 26.04.2018 N1) приняты получателями, действующими в интересах Государственного заказчика, без замечаний по объёму и качеству выполненных работ.
Согласно п. 7.4, абз. 2 п. 7.6 Государственного контракта техническая приёмка результата работ на соответствие условиям Государственного контракта осуществляется ВП Минобороны РФ, по результатам чего выдаётся акт окончания технической приёмки и удостоверение на выполненные работы (после подписания акта сдачи-приемки).
Надлежащим образом сформированный комплект отчётных документов по выполненным Исполнителем работам Головным исполнителем был представлен на техническую приемку в 228 ВП Минобороны России, которое необоснованно отказало в их рассмотрении лишь на том основании, что до заключения Контрактов включение Исполнителя в кооперацию Головного исполнителя не согласовывалось с 228 ВП Минобороны России, (письмо исх. от 19.06.2019 N 228/1358).
Вместе с тем Контракты с Исполнителем заключены в рамках исполнения государственного оборонного заказа, в Контрактах имеется ссылка на идентификатор Государственного контракта (п. 1.1.10 Контрактов), открыты отдельные счета в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу. Работы осуществлялись в соответствии со спецификацией к Государственному контракту и техническим заданием (к Государственному контракту).
Согласно п. 4.1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" под кооперацией головного исполнителя (далее - Кооперация) понимается совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.
Таким образом, отказ 228 ВП Минобороны России в согласовании выполненных работ неправомерен в силу положений ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", поскольку с момента заключения Контрактов между Головным исполнителем и Исполнителем, последний считается включённым в Кооперацию.
Указанная позиция подтверждается определением Верховного суда РФ от 21.06.2017 N 301-КГ17-7481 по делу N А29-131/2016, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25.06.2019 N Ф05-5821/2019 по делу N А40-111658/2018.
Пунктом 10.3 Государственного контракта установлено, что оплата за фактически выполненные работы осуществляется Государственным заказчиком в течение 30 (тридцати) банковских дней после представления Головным исполнителем отчетных документов.
Стоимость работ составила 2 124 115,60 руб. (без учёта НДС), что подтверждается расчётно-калькуляционными материалами. С учётом НДС 20% - 2 506 456,41 руб.
Головным исполнителем в адрес начальника управления РКВ и средств ВКО Департамента Минобороны России по обеспечению государственного оборонного заказа 21.01.2020 на оплату выполненных Исполнителем работ направлен комплект отчётных документов, предусмотренных п. 10.3 Государственного контракта (письмо исх. от 21.01.2020 N 97/699).
Работы Государственным заказчиком не приняты, документы на оплату работ в размере 2 506 456,41 руб. возвращены без реализации по причине отсутствия удостоверения 228 ВП Минобороны России (письмо исх. от 30.01.2020 N 235/2/6/1379, приложение 8), в выдаче которого было ранее отказано по причине отсутствия согласия последнего на включение Исполнителя в Кооперацию.
Ни условиями Государственного контракта, ни положениями законодательства о государственном оборонном заказе также не предусмотрено право заказчика отказаться от оплаты выполненных и принятых работ по причине несогласования включения в кооперацию головного исполнителя, привлекаемого к исполнению государственного контракта исполнителя.
Оплата выполненных работ ответчиком в полном объеме не произведена, в результате чего за ответчиком образовалась задолженности в размере 2 506 456 руб. 41 коп.
Доказательств погашения задолженности в добровольном порядке ответчик не представил.
Поскольку требование истца об уплате основного долга, ответчиком добровольно не удовлетворено, задолженность в размере 2 506 456 руб. 41 коп. подлежит присуждению ко взысканию с него на основании ст.ст. 309, 310, 702, 711 ГК РФ в судебном порядке.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе и дублирующие доводы, изложенные в отзыве на иск, были проверены судом первой инстанции и правомерно отклонены ввиду противоречия фактическим обстоятельствам дела, представленным в дело доказательствам и неправильным применением норм материального права.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.08.2020 г. (резолютивная часть от 06.08.2020 г.) по делу N А40-73599/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-73599/2020
Истец: АО "ГОЛОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГРАНИТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ