г. Чита |
|
29 октября 2020 г. |
Дело N А10-5308/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2020 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Куклина О.А., судей Бушуевой Е.М., Мациборы А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 августа 2020 года по делу N А10-5308/2019 по иску администрации города Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085) к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН 1020300967257; 1037739085636, ИНН 0323054892; 7710168360) и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892) о взыскании 1 389 842 руб. убытков,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Бадмажапов Сергей Владимирович,
и установил:
администрация города Улан-Удэ (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (далее - ответчик-1) о взыскании за счёт казны Республики Бурятия 1 389 842 руб. убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён гражданин Бадмажапов Сергей Владимирович (далее - третье лицо).
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 23.01.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик-2).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14.08.2020 в удовлетворении иска администрации к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия отказано. Иск администрации к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации удовлетворён частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу администрации взыскано 1 380 842 руб. убытков. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик-2 обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Заявитель жалобы указывает, что обеспечение жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учёт до 01.01.2005, подлежит финансированию за счёт средств федерального бюджета, а вставших на учёт после 01.01.2005 -финансированию за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
По мнению заявителя жалобы, выделение из федерального бюджета дополнительного финансирования (независимо от его размеров) на осуществление полномочий субъектов Российской Федерации по обеспечению жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учёт после 01.01.2005, равно как и недостаточность этого финансирования для обеспечения жильём всех нуждающихся, не отменяет и не изменяет общего правила о том, что осуществление этого полномочия относится к расходным обязательствам именно субъектов Российской Федерации.
Заявитель отмечает, что Бадмажапов С.В. состоял в администрации Железнодорожного района на учёте граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в государственном жилищном фонде по категории "инвалиды, семьи имеющей детей-инвалидов" с 20.03.2015 (N 5169), а по категории "граждане, страдающие тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание невозможно" только с 28.08.2015 (N 5237). В связи с чем, по мнению заявителя жалобы, Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Заявитель жалобы утверждает, что материалы дела не содержат сведений о том, по какой категории Бадмажапов С.В. обеспечен жилым помещением: по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов", по которой предоставление жилых помещений относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, по категории "малоимущие граждане", предоставление жилых помещений по которой относится к полномочиям органов местного самоуправления, либо по категории "граждане, страдающие тяжёлой формой заболевания", по которой жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Заявитель отмечает, что порядок осуществления полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулёза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулёза), и выделения необходимых для этого материальных и финансовых средств в настоящее время не определён.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы апеллянта отклонил, решение суда считает законным и обоснованным.
Республика Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия в отзыве на апелляционную жалобу доводы апеллянта отклонила, решение суда считает законным и обоснованным.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее: распоряжением администрации Железнодорожного района города Улан-Удэ от 20.03.2015 N 209-р гражданин Бадмажапов С.В. принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в государственном жилищном фонде по категории "инвалиды, семьи, имеющие детей инвалидов".
Согласно ответу администрации Железнодорожного района города Улан-Удэ N 3900-08 от 05.08.2020 на запрос суда основаниями постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении Бадмажапова С.В. послужили диагноз А71,19 и А15.0.6.
Распоряжением администрации Железнодорожного района города Улан-Удэ от 28.08.2015 N 604-р гражданин Бадмажапов С.В. принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в государственном жилищном фонде по категории "граждане, страдающие тяжёлой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание граждан с ними в одной квартире невозможно".
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 27.06.2017 по делу N 2-1758/17, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 06.09.2017, суд обязал администрацию г. Улан-Удэ предоставить Бадмажапову С.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, согласно установленной норме предоставления жилой площади с учётом права на дополнительную площадь в границах муниципального образования "город Улан-Удэ".
Определением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 25.10.2017 изменён порядок и способ исполнения решения суда - с администрации г. Улан-Удэ взысканы денежные средства в пользу Бадмажапова С.В. для приобретения жилого помещения в размере 1 380 842 руб.
Указанные денежные средства администрацией г. Улан-Удэ перечислены Бадмажапову С.В. в полном объёме по платёжному поручению N 748 от 13.12.2017.
09.08.2018 администрацией г. Улан-Удэ в адрес Министерства финансов Республики Бурятия направлено письмо о возмещении расходов, связанных с предоставлением Бадмажапову С.В. на основании судебных актов денежных средств, необходимых для приобретения жилого помещения.
Письмом от 07.09.2018 Министерством финансов Республики Бурятия в компенсации указанных расходов администрации г. Улан-Удэ отказано.
Полагая, что в результате ненадлежащего исполнения органами государственной власти Республики Бурятия и (или) Российской Федерации государственных полномочий, связанных с обеспечением жильем нуждающегося лица, у администрации муниципального образования возникли убытки, истец обратился с настоящим иском к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам: согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулёза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены Федеральным законом от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулёза в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 77-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона N 77-ФЗ больным заразными формами туберкулёза, проживающим в квартирах, в которых, исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи, нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулёза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулёза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учётом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Меры социальной поддержки лицам, находящимся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулёзом, и больных туберкулёзом не указаны в статье 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ.
Статьёй 14 Закона Республики Бурятия от 27.11.1996 N 422-I "О защите населения Республики Бурятия от туберкулёза" больным заразными формами туберкулёза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Законом Республики Бурятия от 07.07.2006 N 1732-III "О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" установлен порядок ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Законом Республики Бурятия от 27.11.1996 N 422-I "О защите населения Республики Бурятия от туберкулёза" финансирование мер социальной поддержки лицам, находящимся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулёзом, и больных туберкулёзом не отнесено к расходным обязательствам Республики Бурятия.
Судом первой инстанции правильно указано: поскольку вопрос компенсации расходов, связанных с предоставлением жилых помещений больным туберкулёзом на территории Республики Бурятия, Правительством Республики Бурятия не урегулирован соответствующими нормативными правовыми актами, то отсутствуют основания полагать, что затраты на предоставление жилья льготной категории граждан, предусмотренной Федеральным законом N 77-ФЗ, должны компенсироваться за счёт средств субъекта Российской Федерации.
Постановлением от 24.12.2013 N 30-П Конституционный Суд Российской Федерации признал пункт 5 статьи 14 Федерального закона N 77-ФЗ не соответствующим Конституции Российской Федерации, её статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40 и 41 (части 1 и 2) в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределённости он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулёза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулёза), и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств и тем самым - обеспечить защиту права указанных граждан на данную меру социальной поддержки, притом, что по смыслу, придаваемому названному законоположению правоприменительной практикой, не предполагается осуществления этого полномочия органами государственной власти Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в вышеуказанном постановлении предписал федеральному законодателю, исходя из требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда, выраженных в данном постановлении, определить порядок осуществления полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулёза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулёза), и выделения необходимых для этого материальных и финансовых средств.
В определении от 15.01.2015 N 2-О-Р Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил некоторые аспекты ранее принятого им постановления от 24.12.2013 N 30-П, указав, что абзац 6 пункта 3.4 мотивировочной части данного постановления не может рассматриваться, как позволяющий возлагать на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязанность по осуществлению полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулёза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулёза), и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств, за счёт собственных средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
На момент рассмотрения настоящего спора федеральным законодателем предписание Конституционного Суда Российской Федерации, изложенное в постановлении от 24.12.2013 N 30-П, не исполнено, порядок осуществления полномочий по выделению необходимых материальных и финансовых средств на указанные меры социальной поддержки не определён.
Учитывая, что льгота по предоставлению жилой площади лицам, страдающим заразными формами туберкулёза, предусмотрена федеральным законодательством, а также то, что порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен и компенсация расходов на обеспечение жильем лиц, страдающих заразными формами туберкулёза, не предусмотрена за счёт средств субъекта Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу: финансирование расходов по предоставлению жилых помещений должно осуществляться за счёт средств федерального бюджета, в связи с чем должником по возмещению убытков является Российская Федерация.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее: администрация выполнила обязанность по предоставлению жилого помещения гражданину Бадмажапову С.В., однако орган государственной власти Российской Федерации встречную обязанность не исполнил, расходы истца не компенсировал.
Размер убытков правомерно определён судом первой инстанции, исходя из фактических затрат администрации г. Улан-Удэ.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и отражены в обжалуемом судебном акте. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не имеет.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 августа 2020 года по делу N А10-5308/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия путём подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Куклин |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5308/2019
Истец: Администрация города Улан-Удэ
Ответчик: в лице Министерства финансов Российской Федерации, Республика Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия
Третье лицо: Бадмажапов Сергей Владимирович