г. Санкт-Петербург |
|
27 октября 2020 г. |
Дело N А56-10239/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Горбачевой О.В., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Бондарук Е.В., по доверенности от 03.08.2020;
от ответчика (должника): Ильина К.С., по доверенности от 05.10.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17849/2020) общества с ограниченной ответственностью "Лотос Отели" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2020 по делу N А56-10239/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лотос Отели"
к Санкт-Петербургской таможне
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лотос Отели" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Санкт-Петербургской таможне (далее - заинтересованное лицо, Таможня) об оспаривании постановления от 29.01.2020 N 10210000-106/2020, которым заявитель привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоаП РФ).
Решением от 10.06.2020 Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Лотос Отели" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что датой совершения административного правонарушения необходимо считать следующий день после даты получения векселей - 01.11.2017. В указанном случае срок привлечения к административной ответственности истек 31.10.2019. Таким образом постановление от 29.01.2020 составлено за пределами срока привлечения к административной ответственности.
Также податель со ссылкой на изменения с 12.04.2020 ФЗ от 01.04.2020 N 72-ФЗ "О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", ссылается на то, что абзац 2 части 5 статьи 15.25 КоАП РФ дополнен возможностью вынесения предупреждения.
В судебном заседании представитель Общества просил решение суда отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель Таможни просил решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 19.12.2011 между ООО "Лотос Отели" (Россия, Покупатель) и Mazefaros Тtrading & Investments Limited (Кипр, Продавец) заключен контракт N 1912-ПЛГ/П11 (далее - Контракт) на поставку на условиях DAP мрамора обыкновенного в период с 01.11.2012 по 31.12.2014.
Согласно пункту 2 Контракта общая сумма Контракта составляет 312 500 000 рублей.
Согласно пункту 5.1 Контракта Общество обязано в срок до 25.11.2011 перечислить аванс в размере 40% на счет Mazefaros Тtrading & Investments Limited, последующие платежи будут осуществляться на основании выставляемых Продавцом счетов.
На основании Контракта в открытом акционерном обществе "Банк "Санкт-Петербург" 20.12.2011 оформлен паспорт сделки N 11120067/0436/0000/2/0.
Согласно пункту 5.3 Контракта в случае, если Продавец не сможет поставить мрамор в сроки, указанные в Контракте, денежные средства на расчетный счет Покупателя подлежат возврату в полном объеме в течение 100 дней с даты поставки товара.
В соответствии с пунктом 8 Контракта, если поставка товара не будет произведена в установленные Контрактом сроки, Продавец выплачивает Покупателю штраф в размере 0,5 % контрактной стоимости непоставленного товара за каждую неделю опоздания. Если опоздание превышает четыре недели, Продавец выплачивает Покупателю неустойку в размере 10% контрактной стоимости непоставленного в срок товара сверх взысканного штрафа. В случае, если просрочка превысит два месяца, Покупатель вправе в одностороннем порядке расторгнуть Контракт.
Дополнительными соглашениями к Контракту N 2 06.02.2013, N 3 от 09.08.2013, N 4 от 17.03.2014, N 5 от 31.12.2014 неоднократно изменялись сроки поставки товара. В редакции дополнительного соглашения N 5 от 31.12.2014 срок поставки установлен с 01.09.2015 и будут завершены 01.11.2017.
В ходе проведения Санкт-Петербургской таможней проверки соблюдения Обществом актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования установлено, что, в соответствии с ведомостью банковского контроля по Контракту N 11120067/0436/0000/2/0 в период с 20.12.2011 Обществом осуществлен платеж на сумму 125 000 000 российских рублей.
В связи с тем, что поставка товара осуществлена не была, 08.08.2012 и 10.10.2012 осуществлен возврат платежа в размере 71 500 000 российских рублей. В разделе сведения о подтверждающих документах под кодом 10_3 (подтверждающий документ о прекращении обязательств нерезидента, связанных с оплатой товаров по Контракту посредством передачи нерезидентом резиденту векселя) указан акт приема-передачи векселей от 31.10.2017 N БН с соответствующим заполнением примечаний в Разделе.
31.10.2017 между Mazefaros Trading & Investments Limited (Кипр, Должник) и Обществом заключено соглашение об отступном от 15.09.2017 N 1509-1MZ/O17 (далее - Соглашение), согласно пункту 1 которого стороны устанавливают задолженность Mazefaros Trading & Investments Limited перед Обществом в размере 262 198 774,59 российских рублей, в том числе по Контракту в размере 53 500 000 российских рублей.
Согласно пункту 2 Соглашения в целях полного прекращения обязательств по оплате сумм задолженностей, Должник передает Обществу в качестве отступного простые векселя третьего лица акционерного общества "ПлазаЛотосФинанс" (ИНН 7813496525) с учиненным на их обратной стороне банковским индоссаментом. Срок платежа по векселям - "по предъявлении, но не ранее 10.09.2024".
Согласно пункту 5 Соглашения с момента исполнения сторонами Соглашения, в частности, передачи векселей Должником Обществу в порядке, предусмотренном Соглашением, обязательства Должника по Контракту стороны признают исполненными в полном объеме.
Согласно акту приема-передачи векселей от 31.10.2017 Должник передал, а Общество приняло простые векселя третьего лица акционерного обществ "ПлазаЛотосФинанс" на общую номинальную стоимость 262 198 774,59 российских рублей. Денежные средства в размере 53 500 000 российских рублей на счет Общества возвращены не были.
16.01.2020 должностным лицом Санкт-Петербургской таможни в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 10210000-106/2020 по части 5 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановлением Санкт-Петербургской таможни от 29.01.2020 по делу об АП N 10210000-106/2020 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3/4 размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ, что составляет 40 125 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя таможенного органа, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, не переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них влечет привлечение к административной ответственности по части 5 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Часть 5 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Объектом административного правонарушения выступают экономические интересы государства, выражающиеся в контроле над внешнеэкономической деятельностью юридических и физических лиц в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует факт невыполнения резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не полученные товары, не оказанные услуги.
Субъектом рассматриваемого правонарушения могут быть должностные лица и юридические лица.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено этим законом, обязаны в сроки, установленные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Частью 2 статьи 19 указанного Закона определен исчерпывающий перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации.
Соответственно в иных случаях, не подпадающих под перечень, указанный в части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ, денежные средства должны быть возвращены на счета резидента в уполномоченном банке (банке паспорта сделки).
По правилам статьи 25 названного Закона резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что согласно дополнительному соглашению N 5 от 31.12.2014 к Контракту срок поставки товара изменен и установлен с 01.09.2015 по 01.11.2017.
В связи с тем, что поставка товара осуществлена не была, 08.08.2012 и 10.10.2012 осуществлен возврат платежа в размере 71 500 000 российских рублей. В разделе сведения о подтверждающих документах под кодом 10_3 (подтверждающий документ о прекращении обязательств нерезидента, связанных с оплатой товаров по Контракту посредством передачи нерезидентом резиденту векселя) указан акт приема-передачи векселей от 31.10.2017 N БН с соответствующим заполнением примечаний в Разделе.
31.10.2017 между Mazefaros Trading & Investments Limited (Кипр, Должник) и Обществом заключено соглашение об отступном от 15.09.2017 N 1509-1MZ/O17 (далее - Соглашение), согласно пункту 1 которого стороны устанавливают задолженность Mazefaros Trading & Investments Limited перед Обществом в размере 262198774,59 российских рублей, в том числе по Контракту в размере 53500000 российских рублей.
Согласно пункту 2 Соглашения в целях полного прекращения обязательств по оплате сумм задолженностей, Должник передает Обществу в качестве отступного простые векселя третьего лица акционерного общества "ПлазаЛотосФинанс" (ИНН 7813496525) с учиненным на их обратной стороне банковским индоссаментом. Срок платежа по векселям - "по предъявлении, но не ранее 10.09.2024".
Согласно пункту 5 Соглашения с момента исполнения сторонами Соглашения, в частности, передачи векселей Должником Обществу в порядке, предусмотренном Соглашением, обязательства Должника по Контракту стороны признают исполненными в полном объеме.
Согласно акту приема-передачи векселей от 31.10.2017 Должник передал, а Общество приняло простые векселя третьего лица акционерного обществ "ПлазаЛотосФинанс" на общую номинальную стоимость 262 198 774,59 российских рублей.
Сведения о принятии мер по понуждению к исполнению нерезидентом условий Контракта, в целях исполнения возложенной на резидента обязанности по возврату денежных средств, уплаченных нерезиденту за не ввезенные в РФ товары, Обществом не представлены.
В силу пункту 5.3 Контракта в случае, если Продавец не сможет поставить мрамор в сроки, указанные в Контракте, денежные средства на расчетный счет Покупателя подлежат возврату в полном объеме в течение 100 дней с даты поставки товара. Таким образом, денежные средства в сумме 53 500 000 российских рублей, уплаченные нерезиденту за не ввезенные в Российскую Федерацию товары, подлежали перечислению (возвращению) на счет Общества в срок до 09.02.2018 включительно.
Денежные средства в размере 53500000 российских рублей на счет Общества возвращены на счет резидента в срок до 09.02.2018 не были.
Следовательно, вывод таможенного органа о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, является правильным.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно данной формулировке вины субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения Обществом требований валютного законодательства, а равно доказательств принятия необходимых мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания заявителя виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции, вопреки утверждениям общества, приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ.
Следовательно, у таможенного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности в порядке части 5 статьи 15.25 КоАП РФ.
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено, поскольку заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не был лишен гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, таможней не пропущен.
Апелляционный суд с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для квалификации выявленного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
Невыполнение обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту за не ввезенный на таможенную территорию Российской Федерации товар (услугу), создает угрозу причинения вреда безопасности государства в виде оттока капитала за рубеж.
Кроме того, изучив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены наложенного административного штрафа предупреждением исходя из отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 3.4 КоАП РФ.
Каких-либо поводов для переоценки указанного вывода у суда апелляционной инстанции не имеется.
В свою очередь проверка размера наложенного на Общество административного штрафа, показала, что он не соответствует размеру санкции части 5 статьи 15.25 КоАП РФ, а также критериям справедливости и соразмерности наказания.
В силу частей 2 и 3 статьи 1.7 КоАП РФ и пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Судебной коллегией установлено, что оспариваемое постановление обществом не исполнено.
Исходя из положений пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" (далее - Постановление N 37) в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
Федеральным законом от 20.07.2020 N 218-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (начало действия документа - 31.07.2020) часть 5 статьи 15.25 КоАП РФ иложена в следующей редакции: "Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в Российскую Федерацию таких денежных средств, и (или) в размере от 3 до 10 процентов суммы не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию денежных средств в валюте Российской Федерации, уплаченных нерезиденту по условиям внешнеторгового договора (контракта), сумма обязательств по которому определена в валюте Российской Федерации и условиями которого предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, и (или) в размере от 5 до 30 процентов суммы не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту по условиям внешнеторгового договора (контракта) в иностранной валюте; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей".
Согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления N 37 судам необходимо исходить из того, что, если лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
В рассматриваемом случае, исходя из условий дополнительного соглашения N 5 от 31.12.2014 к контракту, поставки товара начнутся 01.09.2015 и будут завершены 01.11.2017.
Таким образом, срок возврата на счета резидента денежных средств, уплаченных нерезидентом за не ввезенные в Российскую Федерацию товары необходимо исчислять с 01.11.2017.
При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении от 29.01.2020 N 10210000-106/2020 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, подлежит признанию не подлежащим исполнению в сумме превышающей 1 605 000 рублей.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2020 по делу N А56-10239/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Признать постановление Федеральной таможенной службы Санкт - Петербургская таможня по делу об административном правонарушении от 29.01.2020 N 10210000-106/2020 не подлежащим исполнению в сумме превышающей 1 605 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-10239/2020
Истец: ООО "Лотос Отели"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16492/20
18.02.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17849/20
27.10.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17849/20
10.06.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-10239/20