г. Москва |
|
27 октября 2020 г. |
Дело N А41-15076/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ООО "СтройИнвест": не явились, извещены;
от Администрации городского округа Чехова: не явились, извещены;
от Федерального агентства лесного хозяйства": не явились, извещены;
от ГКУ МО "Мособллес": не явились, извещены;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Теслюк В.М., по доверенности от 23.07.2020;
от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СтройИнвест" на решение Арбитражного суда Московской области от 04 августа 2020 года по делу N А41-15076/20 по заявлению ООО "СтройИнвест" к Администрации городского округа Чехова, третьи лица: Федеральное агентство лесного хозяйства, ГКУ МО "Мособллес", Комитет лесного хозяйства Московской области, Управление Росреестра по Московской области, о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СтройИнвест" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Чехова Московской области с требованиями:
- признать незаконным решение Администрации об отказе в предоставлении государственной услуг "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов" от 28.02.2020 N Р001-5283495545-33569954;
- обязать Администрацию подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060101:6 общей площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, д. Чепелево.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 августа 2020 года по делу N А41-15076/20 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Комитет лесного хозяйства направил в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
Стороны и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество является собственником объекта недвижимости - газонаполнительная станция с кадастровым номером 50:31:0060101:412, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:31:0060101:6, Общество 12.02.2020 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060101:6 в собственность за плату без проведения торгов.
Решением от 28.02.2020 N Р001-5283495545-33569954 администрация отказала в предоставлении земельного участка. Основанием для отказа послужило отнесение испрашиваемого земельного участка к категории "земли лесного фонда", а также нахождение в зоне размещения дороги регионального значения - Чепелево-Вельяминово.
Считая указанный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Поскольку общество является собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:31:0060101:6, общество имеет исключительное право на приватизацию данного земельного участка.
Между тем, лесным законодательством регулируются лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также нормами Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено нормами Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами (статья 3 ЛК РФ).
Согласно статье 7 ЗК РФ все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (далее - уполномоченный орган).
Таким образом, распоряжение каждым видом собственности осуществляется соответствующим органом власти, не допускается распоряжение собственностью, относящейся к иному уровню власти.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством Согласно пункту 2 статьи 9 ЗК РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу пункта 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно выписке из ЕГРН от 08.05.2020 N 99/2020/327861521 на земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060101:6, данный земельный участок относиться к категории земель: "земли лесного фонда".
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060101:6 в силу закона находится в федеральной собственности, что в свою очередь препятствует органам местного самоуправления распоряжаться данным земельным участком, в том числе право предоставления данного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Из материалов дела усматривается, что между Чеховским лесхозом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельной доли от 15 июля 2003 года N 15/07-03, согласно которому арендодатель передает долю, земельный участок, площадью 0,2 га (непокрытая лесом поляна), расположенный в 63 квартале литер 1 Молодинского лесничества, а арендатор принимает эту земельную долю на условиях, указанных в данном договоре.
В пункте 8 договора аренды земельной доли N 15/07-03 предусмотрено, что арендатор вправе использовать земельный участок, соответствующей арендованной им земельной доле, только в целях реализации программы развития топливозаправочного комплекса Московской области на основании постановления Правительства Московской области от 03.04.2003 N 183/11, то есть под строительство автомобильной газозаправочной станции.
Согласно пункту 2 договора аренды земельной доли N 15/07-03 договор действует до постановления Правительства Российской Федерации о переводе данного земельного участка из категории лесных земель в нелесные земли и перевода данного земельного участка из состава земель Чеховского лесхоза в свободные земли поселений Чеховского района.
Доказательств перевода земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060101:6 из категории лесных земель в нелесные земли и перевода данного земельного участка из состава земель Чеховского лесхоза в свободные земли поселений Чеховского района, в материалы дела не представлено, обществом в ходе рассмотрения дела не заявлялось.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация (пункт 2 статьи 9 ЗК РФ), от имени которой в силу пункта 1 статьи 125, пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации могут действовать органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пунктам 1, 5.3, 5.37.4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом; наделено полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, осуществлению юридических действий по защите интересов Российской Федерации в случае предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет.
Росимущество осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения о Росимуществе). На территории Московской области таким органом является ТУ ФАУГИ в Московской области.
Принимая во внимание, что испрашиваемый обществом земельный участок находится в федеральной собственности в силу закона, органом, уполномоченным на распоряжение таким участком, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на представленное им в материалы дела заключение внесудебной экспертизы.
Между тем, указанное экспертное заключение выводов о том, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда не опровергает.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 04.08.2020 по делу N А41-15076/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-15076/2020
Истец: ООО "СТРОЙИНВЕСТ"
Ответчик: Администрация городского округа Чехов
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес", Комитет лесного хозяйства Московской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральное агенство лесного хозяйства, Администрация городского округа Чехов