26 октября 2020 г. |
А11-4639/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Таллер" (344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, д. 224/44, кв.17; ОГРН 1126195006211, ИНН 6163124420)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.07.2020
по делу N А11-4639/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Таллер" о признании незаконным решения Владимирской таможни от 28.04.2020,
при участии в судебном заседании представителей:
Владимирской таможни - Виноградовой Е.А. по доверенности от 25.12.2019 N 05-54/57 сроком действия до 31.12.2020, Титова М.В. по доверенности от 23.01.2020 N 05-54/16 сроком действия до 31.12.2020,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Таллер" (далее - ООО "Таллер", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения Владимирской таможни (далее - таможенный орган) от 28.04.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары. Одновременно заявитель просил суд обязать Владимирскую таможню устранить допущенное нарушение его прав.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 29.07.2020 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Таллер" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы (с учетом дополнений к ней) заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Общество настаивает на том, что у таможенного органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения; им не представлено доказательств несоблюдения декларантом положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по ДТ N 10103080/260220/0012518, не соответствуют положениям Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Таможенный орган в отзыве на апелляционную жалобу (с учетом дополнений к нему) выражает несогласие с позицией Общества, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители таможенного органа поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Общество о дате, времени и месте судебного заседания, извещено надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, направило ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и отзыва на нее, материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Установлено по делу, что ООО "Таллер" подало на Владимирский таможенный пост декларацию на товары (далее - ДТ) N 10103080/260220/0012518, в которой продекларировало 7 товаров:
- товар N 1 "Детали памятников из природного камня габбро, полированные, не резные, различной формы, массой нетто от 10,00 кг до 612,00 кг. Не являются источником ионизирующего излучения, не содержат радиоактивных веществ. Карьер Ямпольский", производитель: ФЛП Крупко Ю.И., код ТН ВЭД ЕАЭС 6802991000, заявленный ИТС - 0,07 долларов США за кг,
- товар N 2 "Плитка для мощения и строительства из природного камня габбро, полированная, не резная, прямоугольной формы, массой нетто от 15,35 кг до 67,00 кг, не является источником ионизирующего излучения, не содержит радиоактивных веществ. Карьер Ямпольский", код ТН ВЭД ЕАЭС 6802991000, заявленный ИТС - 0,03 долларов США за кг,
- товар N 3 "Детали памятников из природного камня габбро, полированные, не резные, различной формы, массой нетто от 3,00 кг до 8,70 кг. Не являются источником ионизирующего излучения, не содержат радиоактивных веществ. Карьер Ямпольский", код ТН ВЭД ЕАЭС 6802999000, заявленный ИТС -0,25 долларов США за кг,
- товар N 4 "Детали памятников из гранита, полированные, не резные, различной формы, массой нетто от 10,00 кг до 252,00 кг. Не являются источником ионизирующего излучения, не содержат радиоактивных веществ. Карьер Лезниковский, Покостовский", код ТН ВЭД ЕАЭС 6802931000, заявленный ИТС -0,44 долларов США за кг,
- товар N 5 "Детали памятников из гранита, полированные, не резные, различной формы, массой нетто от 2,00 кг до 9,00 кг. Не являются источником ионизирующего излучения, не содержат радиоактивных веществ. Карьер Лезниковский, Покостовский", код ТН ВЭД ЕАЭС 6802939000, заявленный ИТС -0,45 долларов США за кг,
- товар N 6 "Плитка для мощения и строительства из гранита, полированная, не резная, прямоугольной формы, массой нетто 11,10 кг и 27,67 кг, не является источником ионизирующего излучения, не содержит радиоактивных веществ. Карьер Лезниковский", код ТН ВЭД ЕАЭС 6802931000, заявленный ИТС -0,03 долларов США за кг,
- товар N 7 "Детали памятников из гранита, полированные, не резные, различной формы, массой нетто 5,00 кг. Не являются источником ионизирующего излучения, не содержат радиоактивных веществ. Карьер Лезниковский, Маславский, Покостовский", код ТН ВЭД ЕАЭС 9405500000, заявленный ИТС -0,35 долларов США за кг.
Товары ввезены из Украины в соответствии с контрактом N 06/03 от 06.03.2019, заключенным ООО "Таллер" с производителем товаров ФЛП Крупко Ю.И. (Украина) (далее - Контракт).
Условия поставки СРТ Ростов-на-Дону.
Общество заявило таможенную стоимость по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), представив при подаче ДТ контракт N 06/03 от 06.03.2019, спецификацию N 8 от 24.02.2020 к Контракту, инвойс N 8 от 24.02.2020, упаковочный лист N 8 от 24.02.2020, экспортную декларацию N UA100540/2020/160756 от 25.02.2020, платежное поручение N 229 от 26.02.2020.
В результате проведенного сравнительного анализа Владимирская таможня установила декларирование в зоне деятельности ФТС России однородных/идентичных товаров, сходных по описанию, производство Украина, классифицируемых теми же кодами ТН ВЭД ЕАЭС, но с более высокими ценами.
Наличие данных отклонений свидетельствовало о возможных условиях, повлиявших на цену сделки, фактически уплаченную или подлежащую уплате.
С целью выпуска товаров Владимирская таможня рассчитала суммы обеспечения уплаты таможенных платежей на основании имеющейся ценовой информации в размере 132 755,05 руб.: по товару N 1 - ДТ N 10103080/100220/0007999, т.1, ИТС - 0,28 $/кг, по товару N 2 - ДТ N 10102032/070220/0001204, т.1, ИТС - 0,35 $/кг, по товару N 3 - ДТ N10103080/210220/0011358, т.3, ИТС - 0,4 $/кг, по товару N 4 - ДТ N 10103080/170220/0009806, т.4, ИТС - 0,59 $/кг, по товару N6 - ДТ N 10103080/100220/0007996, т.3, ИТС - 0,55 $/кг.
24.03.2020 декларант представил на Владимирской таможенный пост на бумажном носителе следующие документы: письмо N 37/20ИМ от 16.03.2020 с пояснениями по условиям продажи декларируемой партии товара, а также пояснения о влияющих на цену качественных характеристиках товара, репутации на рынке ввозимых товаров; прайс-лист производителя от 01.02.2020 в разрезе наименований товаров на условиях поставки EXW склад г. Коростышев; платежное поручение N 229 от 28.02.2020 на 100 % оплату товаров; документы по оприходованию товаров на бухгалтерский учет: приходный ордер N 5 от 28.02.2020, карточка счета 41.01 за 2020; договор купли-продажи N 06/03 от 06.03.2019; приложение N 8 от 24.02.2020 к договору купли-продажи N 06/03 от 06.03.2019; счет-фактура N 8 от 24.02.2020; спецификация N 8 от 24.02.2020; упаковочный лист N 8 от 24.02.2020; экспортная таможенная декларация N UA100540/2020/160756 от 25.02.2020; калькуляция цены реализации товара к ДТ N10103080/260220/0012518; CMR N 246381 от 25.02.2020; документы по поставке однородных товаров: договор купли-продажи N1 от 12.12.2019 заключенный ООО "Таллер" с ФЛП Башинская Н.Н., прайс-лист от 01.12.2019, договор купли-продажи N7 от 02.02.2020 заключенный ООО "Таллер" с ФЛП Ищенко Э.С., прайс-листы от 01.01.2019, 01.05.2019, 15.07.2019, 01.09.2019, 07.02.2020; документы по реализации товаров на рынке РФ: договора N 1 от 11.01.2020, N 1 от 17.01.2019, заключенные ООО "Таллер" с ИП Багмет Н.А., счета-фактуры N 3 от 28.02.2020, N 12 от 18.06.2019, N 2 от 29.03.2019, N 14 от 29.06.2019, N 1 от 06.02.2020.
10.04.2020 Владимирская таможня запросила у Общества дополнительные документы.
24.04.2020 ООО "Таллер" представило переписку между ООО "Таллер" и ФЛП Крупко Ю.И. о невозможности представить калькуляцию формирования цены на условиях поставки СРТ.
По результатам проведенной проверки Владимирская таможня приняла решение от 28.04.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10103080/260220/0012518, и определении таможенной стоимости товаров резервным методом в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС на основании ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа о стоимости однородных товаров.
Посчитав решение таможенного органа от 28.04.2020 незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Таллер" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Владимирской области руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 38, 39, 108, 313, 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 "Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза", постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" и исходил из того, что таможенный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 358 ТК ЕАЭС предусматривает, что любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В силу пунктов 1, 2 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС на основе общих принципов и правил, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Процедуры определения таможенной стоимости товаров должны быть общеприменимыми, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров, в том числе от происхождения товаров, вида товаров, участников сделки и других факторов (пункт 11 статьи 38 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 13 статьи 38 ТК ЕАЭС положения настоящей главы не могут рассматриваться как ограничивающие или ставящие под сомнение права таможенных органов убеждаться в достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров.
Согласно пункту 14 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 настоящего Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
Согласно пункту 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении следующих условий:
- отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров;
- продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
- никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу;
- покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, перечислены в статье 40 ТК ЕАЭС.
В силу пункта 3 статьи 40 ТК ЕАЭС указанные в пункте 1 настоящей статьи дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации метод 1 не применяется.
Пункт 4 статьи 40 ТК ЕАЭС предусматривает, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного Комиссией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В декларации на товары подлежат указанию сведения о заявляемой таможенной процедуре, о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 106 ТК ЕАЭС),
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров (подпункт 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).
В силу статьи 311 ТК ЕАЭС объектами таможенного контроля являются: товары, находящиеся под таможенным контролем в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса; товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, таможенные и иные документы, представление которых таможенным органам предусмотрено в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов, а также сведения, содержащиеся в таких документах.
Статья 313 ТК ЕАЭС отражает особенности проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, в пункте 1 которой закреплено, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза (пункт 2).
Одной из форм таможенного контроля, перечисленных в статье 322 Кодекса, является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, которая в силу пунктов 3, 6 статьи 324 Кодекса может проводиться как до, так и после выпуска товаров путем анализа документов и сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.
При этом проверка, начатая до выпуска товаров, проводится в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС, согласно пункту 4 которой таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях:
1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения;
2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
В силу пункта 9 данной статьи документы и (или) сведения, запрошенные в соответствии с пунктами 1 и 4 настоящей статьи, должны быть представлены лицами, у которых они запрошены, одним комплектом (одновременно) по каждому запросу.
Одновременно с запрошенными таможенным органом документами и (или) сведениями лицами, у которых они запрошены, могут быть представлены иные документы и (или) сведения в целях подтверждения достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
Если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный орган до истечения срока, установленного абзацем вторым пункта 14 настоящей статьи, вправе запросить дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
Такие дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, должны быть представлены не позднее 10 календарных дней со дня регистрации таможенным органом запроса (пункт 15 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.
Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары (пункт 4 статьи 112 ТК ЕАЭС).
Анализ приведенных положений таможенного законодательства позволяет прийти к заключению о том, что декларант при подаче декларации должен документально подтвердить сведения, заявленные в декларации, и эти сведения должны достоверно свидетельствовать о наличии оснований для применения первого метода таможенной оценки, а таможенный орган в случае возникновения сомнений в их достоверности должен подтвердить право на внесение изменений в заявленные декларантом сведения.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" утвержден Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее- Порядок).
Согласно подпункту "а" пункта 11 Порядка после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится в случаях, установленных пунктом 3 статьи 115, пунктом 6 статьи 116, пунктом 9 статьи 117 и пунктами 17 и 18 статьи 325 Кодекса.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49) закрепляет в пункте 8, что в соответствии с пунктом 10 статьи 38 Таможенного кодекса таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований Таможенного кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее - АПК РФ и КАС РФ соответственно).
Согласно разъяснениям пункта 9 Постановления N 49 при оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
В то же время выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса.
В силу пункта 11 Постановления N 49 отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 Таможенного кодекса права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
Пункт 12 Постановления N 49 разъясняет, что, исходя из пункта 13 статьи 38 Таможенного кодекса, таможенные органы вправе убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с их действительной стоимостью. В то же время с учетом положений пункта 1 статьи 38 Таможенного кодекса предъявляемые к декларанту требования по подтверждению таможенной стоимости должны быть совместимы с коммерческой практикой.
В связи с этим судам следует исходить из того, что лицо, ввозящее на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, должно обладать документами, подтверждающими действительное приобретение товара по такой цене и доступными для получения в условиях внешнеторгового оборота.
В пункте 13 Постановления N 49 указано, что, основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 Таможенного кодекса, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
В связи с этим при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Вместе с тем при сохранении неполноты документального подтверждения таможенной стоимости и (или) сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля, по смыслу пункта 17 статьи 325 Таможенного кодекса решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение того, что таможенная стоимость ввозимых товаров не соответствует их действительной стоимости.
В рассматриваемом случае в ходе проведения оценки достоверности заявленной Обществом таможенной стоимости товара таможенный орган установил значительное отличие заявленной таможенной стоимости товара от имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на товары того же класса и вида по сделкам с идентичными и однородными товарами:
товар N 1: 0,07 долларов США (заявлено), 0,28 ценовая информация, товар N 2: 0,03 долларов США (заявлено), 0,35 ценовая информация, товар N 3: 0,25 долларов США (заявлено), 0,4 ценовая информация,
товар N 4: 0,44 долларов США (заявлено), 0,59 ценовая информация,
товар N 6: 0,03 долларов США (заявлено), 0,55 ценовая информация.
Данные отклонения свидетельствовали о наличии условий, повлиявших на цену сделки, фактически уплаченную или подлежащую уплате (подпункт 2 пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС), и препятствующих определению таможенной стоимости по первому методу.
В ходе таможенного контроля таможенный орган запросил у декларанта пояснения и дополнительные документы, обосновывающие выявленное отклонение.
Декларант не представил дополнительно запрашиваемые документы, подтверждающие структуру таможенной стоимости товаров на условиях поставки СРТ Ростов-на-Дону, а именно: пояснения от производителя по поводу формирования цены товаров на условиях СРТ Ростов-на-Дону, калькуляцию цены товаров от производителя, документальное подтверждение величины транспортных расходов, включенных в цену товаров, установленную производителем.
При этих обстоятельствах таможенный орган пришел к обоснованному выводу о том, что стоимость сделки по контракту сформирована с учетом условий, которые не нашли своего отражения в положениях контракта. Данные условия количественно не определены и документально не подтверждены, соответственно, декларантом не соблюдены условия пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС о документальном подтверждении количественной определенности и достоверности информации о заявленной таможенной стоимости товара.
ООО "Таллер" указывает в обоснование своей позиции на представление пояснений о невозможности представления запрошенных документов, а также принятие всех возможных мер для получения сведений и документов. Однако это утверждение является необоснованным, юридически неверным, поскольку таможенный орган или суд не вправе придумывать, какие именно условия повлияли на стоимость сделки, и в чем они заключаются.
Владимирская таможня пришла к выводу о том, что таможенную стоимость ввезенных Обществом товаров необходимо определять в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС на основе метода по стоимости сделки с однородными товарами с учетом гибкости, допускаемой пунктом 2 статьи 45 ТК ЕАЭС и предложила ООО "Таллер" определить таможенную стоимость товаров с использованием данных сделок с однородными товарами, продекларированными по ДТ N N 10103080/100220/0007999, 10102032/070220/0001204, 10103080/210220/0011358, 10103080/170220/0009806, 10103080/100220/0007996.
В установленный срок Общество самостоятельно предоставило заполненные бланки ДТС и КТД.
При этом таможенный орган обосновал невозможность применения иных методов определения таможенной стоимости товаров:
метод 2 - в результате анализа базы всех задекларированных товаров в соответствующий таможенному декларированию период в зоне деятельности ФТС России не выявлены факты декларирования товаров, удовлетворяющих в полном объеме требованиям статьи 41 ТК ЕАЭС;
метод 3 - в результате анализа базы всех задекларированных товаров в соответствующий таможенному декларированию период в зоне деятельности ФТС России не выявлены факты декларирования товаров, удовлетворяющих в полном объеме требованиям статьи 42 ТК ЕАЭС;
метод 4 - в результате анализа рынка иностранных товаров, реализуемых на территории региона, не выявлено товарных партий, соответствующих в полном объеме требованиям статьи 43 ТК ЕАЭС. Кроме этого, у таможенного органа отсутствует и декларант не представил информацию о расходах на выплату комиссионных вознаграждений, обычных надбавок на прибыль и общих расходов в связи с продажей на единой таможенной территории Евразийского экономического союза ввозимых товаров того же класса и вида;
метод 5 - у таможенного органа отсутствует и декларант не предоставил информацию для определения таможенной стоимости по методу сложения (информация о стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара, а также прибыли, получаемой экспортером в результате поставки таких товаров).
Ссылка Общества на необходимость принятия таможенной стоимости по первому методу по ДТ N N 10313140/100419/0020866, 10313140/220419/0023788, 10313140/200519/0029674, 10311010/060619/0021013, 10311010/140619/0022317 является несостоятельной с учетом следующего.
В соответствии со статьей 41 ТК ЕАЭС в случае, если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с идентичными товарами, проданными для вывоза на таможенную территорию Союза и ввезенными на таможенную территорию Союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию Союза оцениваемых товаров.
Товары по вышеуказанным ДТ оформлены в период с апреля по июнь 2019 года, в то время как товары по ДТ N 10103080/260220/0012518 ввезены ООО "Таллер" в феврале 2020 года.
В соответствии со статьей 42 ТК ЕАЭС в случае, если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39 и 41 ТК ЕАЭС, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с однородными товарами, проданными для вывоза на таможенную территорию Союза и ввезенными на таможенную территорию Союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию Союза оцениваемых товаров.
Таким образом, для определения таможенной стоимости товаров по 2 и 3 методам может быть использована стоимость товаров, оформленных в период за 90 дней до даты декларирования товаров, т.е. в период с 26.11.2019 по 26.02.2020, а не в апреле - июне 2019 года.
Таможенный орган установил факты декларирования идентичных/однородных товаров в период за 90 дней до даты декларирования оцениваемого товара, указав источники ценовой информации в решении о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 28.04.2020.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив собранные по делу доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что у Владимирской таможни имелись основания для принятия оспариваемого решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары.
В данном случае в соответствии с требованиями части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможенный орган доказал законность и обоснованность своего решения.
Оспариваемое решение принято уполномоченным органом, соответствует требованиям таможенного законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Владимирской области законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.07.2020 по делу N А11-4639/2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.07.2020 по делу N А11-4639/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Таллер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-4639/2020
Истец: ООО "ТАЛЛЕР"
Ответчик: Владимирская таможня