г. Москва |
|
29 октября 2020 г. |
Дело N А41-97411/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от ОАО "Гео Палитра": Зотова Ж.Е. по доверенности от 21.10.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от Министерства экологии и природопользования Московской области: Хохлов В.В. по доверенности от 07.11.2019, диплом о высшем юридическом образовании;
от администрации Раменского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
от АО "Транснефть - Верхняя Волга": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Гео Палитра"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 16 июля 2020 года по делу N А41-97411/19,
по заявлению открытого акционерного общества "Гео Палитра"
к Министерству экологии и природопользования Московской области
при участии в деле третьих лиц: администрации Раменского муниципального района Московской области и акционерного общества "Транснефть - Верхняя Волга"
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Гео Палитра" (далее - ОАО "Гео Палитра", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству экологии и природопользования Московской области (далее - заинтересованное лицо, министерство), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным решение министерства от 17.10.2019 об отказе в предоставлении государственной услуги;
- обязать министерство устранить допущенные нарушения путем принятия решения о выдаче лицензии на пользование недрами на участке недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены администрация Раменского муниципального района Московской области и акционерное общество "Транснефть - Верхняя Волга".
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 июля 2020 года по делу N А41-97411/19 в удовлетворении заявления отказано (т. 2 л. д. 194-198).
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "Гео Палитра" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей администрации Раменского муниципального района Московской области и акционерного общества "Транснефть - Верхняя Волга", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ОАО "Гео Палитра" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель министерства возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей ОАО "Гео Палитра" и министерства, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО "Транснефть - Верхняя Волга" является собственником земельного участка с КН 50:23:0050384:11.
Между АО "Транснефть-Верхняя Волга" (заказчик) и АО "Гипротрубопровод" (исполнитель) заключен договор на выполнение проектно-изыскательских работ на указанном земельном участке.
Между АО "Гипротрубопровод" (генподрядчик) и ОАО "Гео Палитра" (субподрядчик) заключен договор от 14.05.2019 N 2ПР-ГПТ/Гео Палитра на выполнение проектно-изыскательских работ и оказание услуг по авторскому надзору по объектам АО "Транснефть - Верхняя Волга", АО "Транснефть - Дружбы", ООО "Транснефть - ТСД" (т. 2 л. д. 38-93, 148-149).
25 июля 2019 года ОАО "Гео Палитра" обратилось к Министерству экологии и природопользования Московской области с заявлением на предоставление права пользования участками недр местного значения и оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензии на пользование недрами для геологического изучения в целях поиска и оценки подземных вод, для геологического изучения в целях поиска и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садовнических некоммерческих товариществ и огороднических некоммерческих товариществ (т. 1 л. д. 118-120).
17 октября 2019 года министерством принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги со ссылкой на представление заявителем неполного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также на несоответствие предоставленных документов по форме и содержанию требованиям административного регламента от 31.05.2019 N 352-РМ (т. 1 л. д. 9-11)..
Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы ОАО "Гео Палитра" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 43 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов по осуществлению предусмотренных законодательством Российской Федерации о недрах полномочий в сфере регулирования отношений недропользования на соответствующих территориях.
В соответствии с частью 3 статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах, Закон N 2395-1) субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
В соответствии со статьями 3 и 4 Закона N 2395-1 полномочия пользования участками недр могут осуществляться исключительно органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации, исключительно органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, согласно статье 3 Закона N 2395-1 геологическое изучение недр в любых без исключения целях, в частности геологическое изучение недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, не отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона N 2395-1 установление порядка пользования участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.
Во исполнение указанных норм - в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Порядком разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 25.04.2011 N 365/15, Положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26.04.2013 N 277/12 - Распоряжением Минэкологии Московской области от 31.05.2019 N 352-РМ утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление права пользования участками недр местного значения и оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование недрами для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ" (далее - Регламент).
Согласно пункту 1.3. Регламента его действие распространяется на участки недр местного значения на территории Московской области, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
В соответствии с пунктом 6.1.1. Регламента заявитель обращается в министерство посредством РПГУ с заявлением о предоставлении государственной услуги для получения права пользования участком недр местного значения и оформления, государственной регистрации и выдачи лицензии на пользование недрами (далее - лицензия на пользование недрами):
1) для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод;
2) для добычи подземных вод;
3) для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи;
4) для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
В силу пункта 13.2 регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
- заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления Государственной услуги, перечень которых представлен в приложении 30 к настоящему Административному регламенту (пункт 13.2.2 регламента);
- несоответствие представленных документов по форме и содержанию требованиям приложения 31 к настоящему административному регламенту и законодательства Российской Федерации (пункт 13.2.3 административного регламента).
В силу пункта 13.2 Регламента основаниями для отказа в приеме Заявления, поданного по основанию, предусмотренному пунктом 6.1.1 настоящего Административного регламента, и предоставлении Государственной услуги являются:
- заявитель умышленно представил о себе неверные сведения (пункт 13.2.1 Регламента).
- заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ (пункт 13.2.2 Регламента).
- заявление подано с нарушением установленных требований (с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, с нарушением требований, установленных настоящим Административным регламентом) (пункт 13.2.3 Регламента).
- если в случае предоставления права пользования недрами Заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" к числу антимонопольных требований при пользовании недрами относятся запрет или признание в установленном порядке неправомочными действия органов государственной власти, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на:
- дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании;
- дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.
Перечень антимонопольных требований при пользовании недрами приведен в приложении 32 к настоящему Административному регламенту (пункт 13.2.4 Регламента).
В пункте 10 регламента определен перечень документов, обязательных для предоставления заявителем независимо от основания для обращения за предоставлением государственной услуги.
Согласно приложению 29 к регламенту заявителем должны были быть представлены:
а) сведения о квалифицированных специалистах, необходимых финансовых и технических средствах для эффективного и безопасного проведения работ:
- справка об остатке денежных средств на банковском счете заявителя, заверенная банком и полученная не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявления;
- договор займа, и (или) кредитный договор, и (или) договор поручительства либо сведения о том, что привлечение дополнительных средств заявителю не требуется в связи с достаточностью собственных денежных средств;
- обязательство заключить договоры, необходимые для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, по форме согласно приложению 39 к настоящему Административному регламенту либо сведения о том, что заявителю не требуется заключение договоров в связи с наличием собственных технических средств и квалифицированных специалистов;
- заключенные договоры подряда (оказания услуг), со всеми приложениями (при наличии приложений), необходимыми для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, в случае привлечения заявителем иных лиц в качестве подрядчиков для ведения работ на участке недр;
- перечень технических средств по форме согласно приложению 40 к настоящему Административному регламенту;
- перечень квалифицированных специалистов заявителя по форме согласно приложению 41 к настоящему Административному регламенту и документы, подтверждающие квалификацию указанных лиц (при наличии квалифицированных специалистов у заявителя на момент подачи заявления);
б) предложения по условиям пользования недрами по форме согласно приложению 42 к настоящему Административному регламенту;
в) карта-схема расположения участка недр масштаба 1:2500 - 1:5000;
г) обоснование потребности в подземных водах по форме согласно приложению 43 к настоящему Административному регламенту.
Согласно приложениям N 29 и N 30 к административному регламенту для получения права пользования на недра необходимо представление следующих документов:
- справка об остатке денежных средств на банковском счете заявителя, заверенная банком и полученная не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявления;
- договор займа, и (или) кредитный договор, и (или) договор поручительства либо сведения о том, что привлечение дополнительных средств заявителю не требуется в связи с достаточностью собственных денежных средств.
В приложении N 30 к регламенту содержится описание документов и порядок их предоставления заявителем в зависимости от способа обращения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в целях получения лицензии обществом была представлена лишь справка об остатке денежных средств на банковском счете.
Однако справка об остатке денежных средств на банковском счете представленная заявителем, не может подменять представление или непредставление копии договора займа и (или) кредитного договора и (или) договора поручительства либо сведения (справки) о том, что привлечение дополнительных средств заявителю не требуется в связи с достаточностью собственных денежных средств.
Кроме того, в нарушение требований Приложений 29 и 30 к административному регламенту N 352-РФ обществом не представлены сведения о том, что привлечение дополнительных средств заявителю не требуется в связи с достаточностью собственных денежных средств.
Данное обстоятельство само по себе является самостоятельным и достаточным законным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении спорной государственной услуги.
Кроме того, арбитражным апелляционным судом установлено, что в нарушение Приложения 29 к административному регламенту N 352-РМ, приложенные к заявлению документы не соответствуют по форме и содержанию, предусмотренные административным регламентом N 352-РМ, а именно:
- карта-схема расположения участка недр масштаба 1:2500 - 1:5000 приложенная к материалам заявки схема не отображает месторасположение участка недр на местности, населенные пункты, объекты застройки, границы участка недр, испрашиваемого в пользование, представлены границы земельного участка. В наименовании схемы целевое назначение противоречит Заявлению.
- обоснование потребности в подземных водах по форме согласно Приложению 43 к настоящему административному регламенту N 352-РМ.
ОАО "Гео Палитра" в заявлении просит предоставить право пользования участком недр местного значения с целью питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой.
Согласно пункту 3 статьи 2.3 Закона N 2395-1 к участкам недр местного значения отнесены участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.
В качестве обоснования потребности в подземных водах с учетом перспективы развития. Обществом представлен расчет водопотребления-водоотведения, в котором указано, что вода будет расходоваться только на пополнение пожарного резервуара.
В расчет водопотребления-водоотведения не включены объекты промышленности, сельскохозяйственного назначения, материалы заявления не содержат документов, подтверждающих необходимость обеспечения водой для технологического обеспечения.
В соответствии с подпунктами 2 и 3 статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее -Закон N 123-ФЗ), в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются указанным Федеральным законом.
В соответствии со статьей 68 Закона N 123-ФЗ, к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из требований "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" качество воды источников противопожарного водоснабжения должно соответствовать условиям эксплуатации пожарного оборудования и применяемым способам пожаротушения.
Материалы заявки не содержат:
- документов, содержащих описание технологии, обосновывающих использование подземных вод питьевого качества, потенциально пригодных к использованию для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, для целей, не связанных с питьевым, хозяйственно-бытовым водоснабжением;
- документов, подтверждающих отсутствие поверхностных водных объектов, достаточность ресурсов подземных вод;
- документов, содержащих условия эксплуатации пожарного оборудования, а также требования к качеству воды, предъявляемые указанным оборудованием.
Необоснованное представление питьевых подземных вод для целей не связанных с питьевым, хозяйственно-бытовым водоснабжением является нарушением статьи 43 ВК РФ и Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01.
Однако в материалах дела имеются доказательства, не представления вышеуказанных документов и несоответствие их установленной форме.
При указанных выше обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции указан регламент N 713-РМ вместо N 352-РМ подлежит отклонению, поскольку указанное обстоятельство не привело к принятию неправильного решения и не является безусловным основанием к отмене решения суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку не могут повлиять на правильность принятого судом первой инстанции решения.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 июля 2020 года по делу N А41-97411/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-97411/2019
Истец: Администрация Раменского городского округа МО, ОАО "ГЕО ПАЛИТРА"
Третье лицо: АО "Транснефть-Верхняя Волга", МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ