город Томск |
|
30 октября 2020 г. |
Дело N А27-12572/2020 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Л.А, Колупаевой, рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества Киселевское погрузочно-транспортное управление (07АП-7955/2020) на решение от 06 августа 2020 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-12572/2020, рассмотренного в порядке упрощенного производства (судья Ерохин Я.Н.) по исковому заявлению муниципального предприятия Киселевского городского округа "Кристалл", г. Киселевск, Кемеровская область-Кузбасс (ОГРН 1194205012407, ИНН 4223124159) к открытому акционерному обществу Киселевское погрузочно-транспортное управление, г. Киселевск, Кемеровская область-Кузбасс (ОГРН 1024201256441, ИНН 4211002340) о взыскании 24 667,10 руб.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие Киселевского городского округа "Кристалл" (далее истец, МП "Кристалл") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу Киселевское погрузочно-транспортное управление (далее - ответчик, ОАО Киселевское ПТУ, апеллянт) о взыскании задолженности по договору водоотведения N 201 от 03.06.2019 за декабрь 2019 года в размере 24667,10 руб., из них 6948,48 руб. за прием сточных вод в декабре 2019 года, 17718,62 руб. за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ за декабрь 2019 года Требования основаны на положениях статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 06 августа 2020 года Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, не выяснены в полном объеме обстоятельства по существу дела, неправильно дана оценка доказательствам, представленным сторонами дела, а также не дана оценка некоторым доводам ответчика, изложенным в отзыве от 29.06.2020 исх. N 13-3/1 на исковое заявление.
В обосновании требований апеллянт указывает, что плата была оплачена в пользу МП "Кристалл" ввиду переплаты, произведенной в сентябре и октябре 2019 года; МП "Кристалл" не является законным правопреемником ООО "Канализационное хозяйство", является самостоятельным юридическим лицом; МП "Кристалл", как организация водно-канализационного хозяйства (ВКХ), с начала своей деятельности и в спорном периоде не имело установленные именно для него (как для ВКХ) природоохранными органами нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов для его объектов, отнесенных к выпуску N 1 - водному объекту река Акчурла; ввиду отсутствия установленных природоохранными органами нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов именно для объектов МП "Кристалл" (как для действующей организации ВКХ), отнесенных к выпуску N 1, свидетельствуют о невозможности применения к ОАО Киселевское ПТУ значений нормативов состава сточных вод, установленных Постановлением Администрации Киселевского городского округа от 14.11.2018 N 150-Н "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов канализационных бассейнов Киселевского городского округа", принятом на основании расчетов и для объектов ООО "Канализационное хозяйство".
Дело рассмотрено апелляционным судом в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда по приведенным в жалобе доводам, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.06.2019 между МП Кристалл (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ОАО "Киселевское ПТУ" (абонент) заключен договор водоотведения N 201, в соответствии с пунктом 1 которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены договором.
Согласно пункту 6 договора оплата по договору осуществляется абонентом по тарифам на водоотведение, установленным в соответствии с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно пункту 7 договора оплата за фактически оказанные услуги водоотведения осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы абонента в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 9 договора).
В соответствии с подпунктом "з" пункта 12 договора абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
В силу подпункта "д" пункта 13 договора абонент имеет право осуществлять в целях контроля состава и свойств сточных вод отбор проб сточных вод, в том числе параллельных проб, принимать участие в отборе проб сточных вод, осуществляемом организаций водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пункту 22 договора контроль состава и свойств сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод".
В ходе осуществления контроля за соблюдением абонентом установленных для него нормативов водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства ежемесячно определяет объем отведенных (принятых) сточных вод абонента сверх установленного ему норматива водоотведения по объему и составу сточных вод (пункт 26 договора).
Согласно материалам дела в ноябре 2019 года представителями организации водопроводно-канализационного хозяйства в присутствии представителя ответчика у локомотивного депо, ул. Нижне-Заводская, г. Киселевск из ККЗ (без отметок) был произведен отборы проб сточных вод абонента, о чем истцом составлен акт отбора проб сточных вод N 258 от 28.11.2019. Параллельный отбор проб ответчиком не производился, от подписания акта представитель ответчика отказался.
Нормативы водоотведения по составу сточных вод в спорный период абонентам установлены постановлением администрации Киселевского городского округа от 14.11.2018 N 150-н "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов канализационных бассейнов Киселевского городского округа".
По результатам испытаний пробы сточных вод в производственной лаборатории МП "Кристалл" 03.12.2019 составлен протокол результатов анализа проб N 258, в котором установлены превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в количестве пяти.
Также в декабре 2019 МП "Кристалл" оказало ответчику услуги по приему сточных вод в количестве 280 м куб.
Тарифы на водоотведение установлены МП "Кристалл" постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 12.09.2019 N 264.
За декабрь 2019 года МП "Кристалл" предъявило ОАО Киселевское ПТУ счет -фактуру N 5702 от 25.12.2019 на общую сумму 24667,10 руб., из них 6948,48 руб. за прием сточных вод в декабре 2019 года, 17718,62 руб. за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Претензия от 13.04.2020 оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
Неисполнение ответчиком обязательств по внесению платы за прием сточных вод и за превышение предельных концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод в размере 24667,10 руб. явилось основанием для предъявления настоящего иска.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
В силу части 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении или Закон N 416-ФЗ), а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила N 167, действовали в спорном периоде).
По договору холодного водоснабжения организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета (часть 1 статьи 13 Закона о водоснабжении и водоотведении).
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения (часть 1 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Часть 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в центральную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоснабжения (ЦСВ), в размере и порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 25 Правил N 644 абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении и водоотведении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Правилами N 644.
Пунктом 111 Правил N 644 установлено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Пунктом 118 Правил N 644 установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Одним из принципов охраны окружающей среды является принцип "загрязнитель платит", который, как следует из статьи 3 Закона об охране окружающей среды, выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П).
В силу статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Положениями Закона N 416-ФЗ предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (действующими в спорно периоде) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Пунктом 65 Правил N 167 предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В силу пункта 67 Правил N 167 анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
Во исполнение Постановления N 1310 Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление от 30.06.2009 N 298 "Об утверждении положения о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 298), которым предусмотрено, что абоненты обеспечивают соблюдение согласованных нормативов сброса сточных вод по качеству и объему, за превышение нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в систему канализации населенных пунктов, вносится повышенная плата за превышение допустимых концентраций по соответствующей формуле:
П = Q x (N + 1) x Т, где:
П - плата за сброс сточных вод с превышением установленных нормативов сброса по качеству (ДК), руб.;
Q - объем сточных вод, поступающих от юридического лица (абонента) за расчетный период, куб. м;
N - количество загрязняющих веществ с концентрациями, превышающими установленные нормативы (ДК) в сточной воде, ограничиваемое десятью ингредиентами;
Т - тариф за услуги по приему сточных вод, руб.
В соответствии с пунктами 61, 64 Правил N 167, а также условиями заключенного сторонами договора от 16.10.2014 N 1, абонент обязан обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод, которые устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Довод апеллянта о том, что результаты лабораторных исследований, произведенных в лаборатории МП "Кристалл", не имеющей аккредитации, нельзя учитывать при рассмотрении данного дела правомерно отклонены судом, как необоснованные.
Так, судом установлено, что отбор проведен в соответствии с вышеуказанными правилами, ответчиком каких-либо замечаний относительно порядка не заявлено. ОАО Киселевское ПТУ правом на параллельный отбор проб для дальнейшего анализа в аккредитованной лаборатории не воспользовалось.
Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории) - пункт 67 Правил 167 Анализы проб сточных вод осуществлены аттестованной производственной лабораторией МП "Кристалл", что подтверждается свидетельством N 40/16 о состоянии измерений в лаборатории от 23.12.2016, и заключением о состоянии измерений в лаборатории N 25/19.
В пункте 1.1.11 МДК 3-02.2001 Правил технической эксплуатации системы и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстрой РФ N 168 от 30.12.199, установлено, что производственные лаборатории предприятий ВКХ осуществляющие контроль качества воды и испытания полученной продукции, должны быть аттестованы в обязательном порядке в соответствии с рекомендациями МИ 2427-2016 Рекомендация "Государственная система обеспечения единства измерений в испытательных, измерительных и лабораториях производственного и аналитического контроля" и аккредитованы (в добровольном порядке).
Наличие заключения о состоянии измерений в лаборатории МП "Кристалл" означает соответствие лаборатории необходимым условиям для выполнения производственных измерений.
Ссылка на переплату по договору водоотведения N 201 от 03.06.2019 в размере 75 720,56 руб., соответственно, отсутствие долга за декабрь 2019 перед истцом, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку все поступившие от ОАО Киселевское ПТУ денежные средства в 2019 году имеют назначение платежа "Оплата по договору водоотведения N 201 от 03.06.2019. За услуги водоотведения" и зачислены Истцом в счет оплаты выставленных счетов-фактур за прием сточных вод и прием сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах по договору водоотведения N 201 от 03.06.2019 с июня по ноябрь 2019 года.
Соответственно, доказательств подтверждающие оплату услуг, оказанных истцом в декабре 2019 года по договору водоотведения N 201 от 03.06.2019, в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 6 ЗаконаN 416-ФЗ к компетенции органов местного самоуправления помимо прочего относится установление нормативов состава сточных вод.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ.
Нормативы водоотведения по составу сточных вод в спорный период абонентам установлены постановлением администрации Киселевского городского округа от 14.11.2018 N 150-н "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов канализационных бассейнов Киселевского городского округа" и действовали в спорный период.
Правила N 644 вступили в силу с 14.08.2013, в связи с чем, в Правила N 167 внесены изменения, с 14.08.2013 утратили силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68, 72 - 94, остальные пункты Правил, в части установления нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, а также контроля приема (сброса) сточных вод для абонентов, продолжали действовать, при этом, в первоначальной редакции Постановления N 644 оставшиеся пункты не распространялись на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категории абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" (далее - Постановление N 230).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2015 N1101 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения" (далее - Постановление N 1101) организациям, осуществляющим водоотведение, и их абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, рекомендовано применять к правоотношениям, возникшим в период с 01.01.2015 и до вступления в силу настоящего постановления - положения пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N 167 и Постановление N1310.
Таким образом, Постановление N 1101 распространило действие пункта 3 Правил N 644 на отношения, возникшие до введения в действие указанного пункта в новой редакции.
Постановлением N 1101 пункт 3 Правил N 644 изложен в следующей редакции: "Установить, что действие пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N 167 и Постановления N1310 с 01.01.2019 не распространяется на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в соответствии со статьей 27 Закона N 416-ФЗ".
До введения новых правил, устанавливающих соответствующие нормативы, а также порядок расчета размера спорной платы, действуют нормативные акты, принятые органами местного самоуправления и субъекта Российской Федерации до внесения вышеуказанных изменений.
При этом в силу предыдущей редакции пункта 3 Постановления N 644 положения пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 71 Правил N 167 и Постановления N1310 сохраняли свое действие и не распространялись на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
В связи с принятием Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" глава 5 (статьи 26 - 30) Закона N 416-ФЗ, предусматривающая, в том числе необходимость установления нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы загрязняющих веществ и прямое возмещение вреда окружающей среде в бюджет для абонентов, подлежащих нормированию в соответствии с критериями, указанными в Постановлении N230, утратила силу с 01.01.2019.
При этом в Письме от 09.10.2017 Минстроя России от 09.10.2017 N 36109-АЧ/04 разъяснено, что до вступления в силу соответствующих изменений в Правила N 644, подлежащих внесению во исполнение Закона N 225-ФЗ и определяющих порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод и порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленные нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, установление нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, а также исчисление и взимание платы за их превышение осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами N 167, Постановлением N 1310 и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми во исполнение Постановления N1310. Также в Письме от 09.10.2017 указано, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод или делегировании соответствующего права ОВКХ и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, предусматривающие порядок исчисления и взимания платы за их превышение, не могут быть отменены или признаны утратившими силу без одновременного принятия новых актов, устанавливающих нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или делегирующих право на их установление ОВКХ, а также определяющих порядок исчисления и взимания платы за превышение указанных нормативов. В противном случае будут нарушены права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу - Правилами N167 и Постановлением N1310, а у абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованные системы водоотведения на территории соответствующих муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, будут отсутствовать экономические стимулы по сокращению негативного воздействия на водные объекты, что, в свою очередь, приведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
С 01.01.2019 введена в действие глава 5.1 Закона N 416-ФЗ "Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)", закрепляющая новый порядок взаимоотношение ОВКХ и абонента в части сброса загрязняющих веществ сверх установленных нормативов, и регламентирующая, в том числе порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" признаны утратившими силу, в том числе Постановление N 230, Правила N525 (с 03.06.2020), Правила N 167, Постановления N 1310 (с 01.07.2020).
Однако, до принятия новых правил, устанавливающих нормативы состава сточных вод, а также порядок расчета размера платы за превышение загрязняющих веществ, действуют нормативные акты, принятые органами местного самоуправления и субъекта Российской Федерации до внесения вышеуказанных изменений ( в том числе, в спорном периоде).
С учетом указанного, а также принимая во внимание, что из Закона N 416-ФЗ не исключена обязанность внесения абонентами такого вида платы как плата за нарушение состава сточных вод абонента, по Правилам N 644 все абоненты обязаны соблюдать нормативы по составу сточных вод, а ОВКХ имеет право контролировать и взимать данную плату, суд верно к спорным правоотношениям применил действующие (неотмененные) в заявленный период положения Правил N 167, Постановления N 1310, Положения N 422, Постановления N 298, обоснованно признал расчет истца предъявленной суммы платы соответствующим указанному нормативному регулированию, и в условиях установленного факта доказанности превышения ответчиком в сточных водах нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ по всем показателям, согласно представленным протоколам испытаний.
На основании изложенного, начиная с 01.01.2019 для всех категорий абонентов, предусмотрен единый порядок начисления платы по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов.
Ответчик обязан руководствоваться требованиями пунктов 9, 61, 62, 64 65, 67 и 69-71 Правил N 167, Постановления N 1310, Положения о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утв.Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.06.2009 N298, постановлением администрации Киселевского городского округа от 14.11.2018 N 150-н "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов канализационных бассейнов Киселевского городского округа.
Таким образом, соблюдение нормативов водоотведения по составу сточных вод устанавливаемых органами местного самоуправления Киселевского городского округа, обязательно для всего абонентов централизованной системы водоотведения города Киселевска.
Иное означало бы, отсутствие у абонента, сбрасывающего значительное количество вредных для окружающей среды стоков, обязанности соблюдать нормы действующего законодательства в отношении охраны окружающей среды и нести ответственность за нанесенный вред и необоснованно ставило бы его в преимущественное положение перед иными абонентами, обязанными вносить плату за сброс сточных вод с превышением ПДК загрязняющих веществ.
Постановление администрации Киселевского городского округа от 14.11.2018 N 150-н "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов канализационных бассейнов Киселевского городского округа" не было обжаловано в установленном порядке, в рамках настоящего судебного разбирательства у суда отсутствуют основания оценивать данный нормативный акт на соответствие требованиям закона.
Также обоснованно отклонены судом и доводы ответчика о необходимости применения к ответчику пункта 82 Методики, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 N 333, т.к. деятельность ответчика не связана с производством и переработкой пищевой продукции и к нему не относится Постановление Правительства РФ от 18.03.2013 N 230, он в спорном периоде подлежал регулированию как все остальные абоненты на основании нормативов состава сточных вод, установленных органами местного самоуправления.
В связи с изложенным, факт того, что значения допустимых концентраций некоторых загрязняющих веществ в стоках абонентов, установленные указанным Постановлением, ниже утвержденных Приказом Верхне-Обского БВУ N 224-пр от 19.10.2016 нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов ООО "Канализационное хозяйство", не имеет значения для разрешения настоящего дела.
Кроме того, сведения о нормативах водоотведения по составу сточных водя для абонентов канализационных бассейнов Киселевского городского округа изложены в Приложении 6 договора. При заключении договора ответчик возражений относительно данных нормативов не высказывал.
Ссылка на пункт 82 методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333, согласно которому нормативы допустимых сбросов абонентов в отношении биохимической потребности в кислороде (БПК), взвешенных веществ, фосфора общего, азота общего, нитратов и нитритов не устанавливаются, за исключением юридических лиц, деятельность которых связана с производством и/или переработкой пищевой продукции, правомерно учтена судом, поскольку материалами дела подтверждается превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в отобранных пробах (акт отбора сточной воды N258 от 28.11.2019, протокол результатов анализа проб N 258 от 03.12.2019).
В связи с чем, вывод суда о наличии у истца оснований для взыскания с ответчика денежных средств за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в декабре 2019 года является правомерным.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений примененных судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также иная оценка обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права и не являются основанием к отмене законного и обоснованного судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по госпошлине за рассмотрение апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06 августа 2020 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-12572/2020 - оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества Киселевское погрузочно-транспортное управление - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12572/2020
Истец: муниципальное предприятие "Киселевского городского округа "Кристалл"
Ответчик: ОАО "Киселевское погрузочно-транспортное управление"