город Ростов-на-Дону |
|
30 октября 2020 г. |
дело N А32-48992/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Николаева Д.В., Сулименко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лавриновой Т.Г.,
в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2020 по делу N А32-48992/2019 по заявлению акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 03.10.2019 N 001830 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее- общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 03.10.2019 N 001830 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2020 признано незаконным и отменено постановление по делу об административном правонарушении от 03.10.2019 N 001830, вынесенное Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края о привлечении к административной ответственности акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции от 22.07.2020 в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила обжалуемый судебный акт отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Задолженность за потребленную тепловую энергию ООО "Бук" перед АО "АТЭК" на дату проведения проверки отсутствовала. При этом, с 16.07.2019 АО "АТЭ" тепловая энергия в МКД не поставлялась, ввиду чего коммунальная услуга по горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений в МКД не предоставлялась. По состоянию на 09.09.2019 подача тепловой энергии не возобновлена. Обстоятельства принятия АО "АТЭК" мер, направленных на погашение задолженности перед ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" за ранее поставленный коммунальный ресурс, не указывают на отсутствие в действиях АО "АТЭК" вины во вмененном административным органом правонарушении.
Отзыва на апелляционную жалобу в материалы дела не представлено.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" зарегистрировано в качестве юридического лица.
06 сентября 2019 года прокуратурой Карасунского административного округа г. Краснодара проведена проверка с привлечением специалиста Государственной жилищной инспекции Краснодарского края сведений о нарушении прав проживающих в х. Ленина г. Краснодара граждан при предоставлении коммунальной услуги по горячему теплоснабжению.
В ходе проверки установлено, что многоквартирный дом N 6 по ул. Буковая в х. Ленина г. Краснодара находится в перечне многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО "Бук" на основании лицензии от 10.04.2015 N 11.
Между ООО "Бук" и АО "АТЭК" (теплоснабжающая организация) заключен договор на поставку тепловой энергии от 10.11.2009 N 7099, по условиям которого теплоснабжающая организация оказывает услуги по отпуску тепловой энергии в обслуживаемые управляющей организацией дома, а потребитель обязуется ежемесячно оплачивать принятую тепловую энергию в объемах, сроки и на условиях, предусмотренных договором. Задолженность за потребленную энергию у ООО "Бук" перед АО "АТЭК" отсутствовала.
Вместе с тем, АО "АТЭК" отключена подача теплоснабжения, что повлекло отсутствие горячего водоснабжения в многоквартирном доме N 6 по ул. Буковая, в х. Ленина г. Краснодара, что является нарушением требований пункта 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По результатам рассмотрения материалов проверки уполномоченным должностным лицом Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края в отношении АО "Автономная теплоэнергетическая компания" составлен протокол об административном правонарушении от 27.09.2019 N 4223 и 03.10.2019 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 001830.
Указанным постановлением общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Статья 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В соответствии с требованиями пункта 4 раздела I Приложения N 1 Правил N 354 горячее водоснабжение должно быть бесперебойное, круглосуточное в течение года.
Пунктом 2 Правил N 354 установлено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 121 Правил N 354 предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 названных Правил.
Признавая правовую позицию контролирующего органа ошибочной, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В рамках дела N А32-36722/2019 по иску АО "АТЭК" к ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" судом установлено, что между АО "АТЭК" и ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" заключен договор на поставку тепловой энергии от 28.09.2018 N 22/18/373 (номер регистрации в АО "АТЭК") или N 165 (номер регистрации в ПАО "Агрокомбинат "Тепличный"). Согласно данному договору, ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" обязуется поставлять тепловую энергию для нужд АО "АТЭК", в свою очередь АО "АТЭК" обязуется уплачивать стоимость поданной тепловой энергии.
Таким образом, АО "АТЭК" является теплоснабжающей организацией и приобретает тепловую энергию у ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" в целях ее подачи конечным потребителям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 01.07.2019 по 15.07.2019 ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" не осуществляло поставку тепловой энергии в связи с производством ежегодного планового ремонта оборудования котельной и тепловой сети.
Письмом от 18.06.2019 N 192 ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" уведомило АО "АТЭК" о прекращении поставки тепловой энергии с 01.07.2019 по 15.07.2019 в связи с проведением планового ремонта котельной и тепловой сети.
В письме от 12.07.2019 N 222 ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" сообщило АО "АТЭК" о наличии задолженности за поставленную тепловую энергию и предупредило, что в случае непогашения задолженности до 13.07.2019 ограничит подачу тепловой энергии 15.07.2019 с 12 час. 00 мин. до уровня 6,6 Гкал/сутки (с учетом потребностей объектов социально значимых потребителей).
АО "АТЭК" 15, 16, 31 июля 2019 произвело оплату за потребленную тепловую энергию в размере 3 603 632, 76 руб.
В связи с исполнением обязательств по оплате поставленной по договору от 28.09.2018 N 22/18/373 тепловой энергии АО "АТЭК" обратилось к ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" с письмами от 31.07.2019 N ИП-01/700-06-1626, от 31.07.2019 N ИП-01/700-06-1627 о возобновлении поставки тепловой энергии.
В письме N 241 от 01.08.2019 ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" сообщило АО "АТЭК" о том, что о погашении задолженности по основному долгу за май-июнь 2019 года ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" стало известно 17.07.2019 из поступившей выписки банка. В этот же момент принято решение о возобновлении теплоснабжения в полном объеме. Однако, с 08 час. 18 мин. в точке поставки на узле учета тепловой энергии на границе раздела балансовой принадлежности между сторонами работниками "Агрокомбинат "Тепличный" зафиксировано отсутствие циркуляции теплоносителя.
Таким образом, основная задолженность АО "АТЭК" перед ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" за поставленную тепловую энергию была полностью погашена. Однако, по независящим от АО "АТЭК" причинам, возобновление поставки тепловой энергии произведено быть не могло. Как было указано выше, проверка была проведена в отношении общества и нарушение выявлено 06.09.2019, то есть в течение длительно времени с июля 2019 ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" не возобновляло поставку тепловой энергии в адрес общества. Кроме того, общество принимало меры по разрешению разногласий со своим поставщиком в судебном порядке (А32-43069/2019). Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что на момент проверки общество не имело возможности исполнять обязательства по поставке тепловой энергии в хутор Ленина в Краснодаре по независящим от него обстоятельствам.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям (пункт 4 статьи 22 Закона о теплоснабжении).
Согласно пункту 96 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в данном разделе;
б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
В пункте 119 Правил N 354 прописан порядок ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги. Однако он применяется в случае, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" статьи 117 данных Правил.
Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:
а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан (пункты 121 и 122 Правил N 354).
Из смысла приведенных норм следует, что ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" при приостановлении предоставления коммунальной услуги в виде горячего водоснабжения в многоквартирный дом должно было руководствоваться Правилами N 354 и условиям договора от 02.11.2010 и не вправе было из-за неполной оплаты обществом коммунальной услуги ограничить или приостановить ее предоставление, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
При этом общество, будучи исполнителем коммунальной услуги, в своей деятельности также руководствуется Правилами N 354 и должно предпринимать необходимые и допустимые действия, направленные на своевременную уплату потребителями стоимости потребленных коммунальных услуг. Общество наделено правом ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, своевременная реализация которого может способствовать погашению или уменьшению долга перед своим поставщиком и исключить последствия в виде ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги со стороны поставщика.
Согласно пункту 122 Правил N 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить, в том числе, к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Учитывая, что задолженность АО "АТЭК" перед ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" за поставленную тепловую энергию была полностью погашена задолго до проведения проверки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности административным органом вины АО "АТЭК" в нарушении режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В связи с чем, правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у контролирующего органа не имелось в связи с отсутствием в действиях общества состава вмененного правонарушения.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2020 по делу N А32-48992/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-48992/2019
Истец: АО "Автономная теплоэнергетическая компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края