г. Саратов |
|
30 октября 2020 г. |
Дело N А57-6512/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О. И.,
судей Волковой Т. В., Луевой Л. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шебалковой К. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 сентября 2020 года по делу N А57-6512/2020,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Демас" (ОГРН 1157746839480, ИНН 7718274096, г. Москва)
к Министерству социального развития Саратовской области (ОГРН 1076450011439, ИНН 6452932553, г. Саратов),
третьи лица: Булычева Мария Олеговна (р.п. Базарный Карабулак, Саратовская область),
Данилин Александр Александрович (с. Широкий Буерак, Вольский район, Саратовская область)
Иванов Тимофей Сергеевич (г. Вольск, Саратовская область),
Козырева Марина Владимировна (р.п. Базарный Карабулак, Саратовская область), Кулаков Денис Денисович (с. Алексеевка, Базарно-Карабулакский район, Саратовская область),
Тархан Ирина Евгеньевна (с. Юловая Маза, Вольский район, Саратовская область) Ширина Анастасия Павловна (р.п. Базарный Карабулак, Саратовская область),
о взыскании убытков в сумме 545 737,50 руб.,
при участии в судебном заседании:
- от Министерства труда и социальной защиты Саратовской области представитель Дудникова Наталья Юрьевна, действующая на основании доверенности N 54 от 01.06.2020, выданной сроком на три года;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Демас" (далее - ООО "Демас", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Министерству социального развития Саратовской области о взыскании убытков в сумме 467 775 руб. в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по государственному контракту N 136-К.
Решением Арбитражного суда Саратовской области произведена замена ответчика - Министерство социального развития Саратовской области на его правопреемника - Министерство труда и социальной защиты Саратовской области (ОГРН 1206400008682) и взысканы с ответчика - Министерства труда и социальной защиты Саратовской области (ОГРН 1206400008682) в пользу истца - общества с ограниченной ответственностью "Демас" (ОГРН 1157746839480, ИНН 7718274096) убытки в размере 467 775 рублей, а также расходы на оплате государственной пошлины в размере 12 356 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 сентября 2020 года отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам аукциона в электронной форме (извещение N 0860200000817003286, ИКЗ - 18 264529325536452010010090 001 3092 323) 01.08.2017 между Министерством социального развития Саратовской области (Заказчик) и ООО "Демас" (Поставщик) заключен государственный контракт N 136-К (далее - контракт), по условиям которого, в целях обеспечения техническими средствами реабилитации - креслами-колясками инвалидов (далее - товар) Поставщик обязался поставить Получателям товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом и документацией об аукционе в электронной форме.
Общее количество товара - 26 шт.
Цена контракта составляет 2 027 025 руб.
Цена одного кресла-коляски с ручным приводом для больных ДЦП прогулочные, в том числе для детей инвалидов (Ж 8ТЛК) составляет 77 962,50 руб.
Наименование, количество и цена товара определяются в спецификации (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью контракта (пункт 1.2 контракта).
Согласно пункту 1.15.1 контракта доставка осуществляется в течение 60 рабочих дней со дня получения пофамильной разнорядки, выданной Заказчиком, которые направляются Поставщику не чаще 1 раза в неделю.
В срок, предусмотренный контрактом, истцом были реализованы кресла-коляски с ручным приводом для больных ДЦП прогулочные, в том числе для детей инвалидов (Ж 8ТЛВ) в количестве 6 штук.
Факт реализации кресел-колясок подтверждается актами приема-передачи, направлениями на получение либо изготовление средств реабилитации от 13.10.2017 N 287, от 13.10.2017 N 284, от 26.10.2017 N 1117, от 13.10.2017 N 286, от 13.10.2017 N 285, от 26.10.2017 N 1115, от 26.10.2017 N 1113.
Общая стоимость поставленного товара составила 467 775 руб.
В последующем поставка товара была приостановлена в связи с отказом Заказчика от товара на основании его несоответствия Техническому заданию к контракту.
В целях урегулирования спора в досудебном порядке 19.12.2019 истцом в адрес ответчика была направлена досудебная претензия, которая была получена ответчиком 30.12.2019 и оставлена без ответа (л.д. 33-36).
В связи с задолженностью ответчика по государственному контракту N 136-К истец обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявленными требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 530).
Пунктом 2 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
Согласно статье 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Пунктом 1 статьи 527 ГК РФ предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела, по результатам аукциона в электронной форме (извещение N 0860200000817003286, ИКЗ - 18 264529325536452010010090 001 3092 323) 01.08.2017 между Министерством социального развития Саратовской области (Заказчик) и ООО "Демас" (Поставщик) заключен государственный контракт N 136-К, по условиям которого, в целях обеспечения техническими средствами реабилитации - креслами-колясками инвалидов (далее - Товар) Поставщик обязался поставить Получателям товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом и документацией об аукционе в электронной форме.
Общее количество Товара - 26 шт.
Цена Контракта составляет 2 027 025 руб. Цена одного кресла-коляски с ручным приводом для больных ДЦП прогулочные, в том числе для детей инвалидов (Ж 8ТЛК) составляет 77 962,50 руб.
Наименование, количество и цена Товара определяются в спецификации (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью Контракта (п. 1.2 Контракта).
Согласно п. 1.15.1 контракта доставка осуществляется в течение 60 рабочих дней со дня получения пофамильной разнорядки, выданной Заказчиком, которые направляются Поставщику не чаще 1 раза в неделю.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 513 ГК РФ Покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.
Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.
Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
В срок, предусмотренный контрактом, ООО "Демас" были реализованы кресла-коляски с ручным приводом для больных ДЦП прогулочные, в том числе для детей инвалидов (Ж 8ТЛВ. в количестве 6 штук.
Факт реализации кресел-колясок подтверждается актами приема-передачи, направлениями на получение либо изготовление средств реабилитации от 13.10.2017 N 287, от 13.10.2017 N 284, от 26.10.2017 N 1117, от 13.10.2017 N 286, от 13.10.2017 N 285, от 26.10.2017 N 1115, от 26.10.2017 N 1113.
Общая стоимость поставленного Товара составила 467 775 руб.
В последующем поставка Товара была приостановлена в связи с отказом Заказчика от Товара на основании его несоответствия Техническому заданию к контракту.
В силу статьи 514 ГК РФ, когда покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика.
Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота пли иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Кодекса).
На основании пункта 1 статьи 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
В соответствии со статьей 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Согласно пунктом 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В соответствии со статьей 534 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, государственный или муниципальный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом.
В силу пункта 1 части 15 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Судом первой инстанции установлено, что Заказчик отказался от дальнейшего приобретения кресел-колясок.
При этом доказательств возврата принятых 6 кресел-колясок ответчиком не представлено. Данное обстоятельство не оспаривается и самим ответчиком.
При таких обстоятельствах, в отсутствие доказательств оплаты полученного товара, суд первой инстанции обоснованно счел требование подлежащим удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются.
В силу части 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу п. 4 ст. 453 ГК РФ стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. Вместе с тем согласно ст. 1103 ГК РФ положения о неосновательном обогащении подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством. Поэтому в случае расторжения договора продавец, не получивший оплаты по нему, вправе требовать возврата переданного покупателю имущества на основании ст. 1102 и 1104 указанного кодекса.
Как уже было сказано полученный ответчиком товар не возвращен, доказательств того, что стоимость полученного товара иная, чем установлено условиями контракта материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу.
Само по себе несогласие с выводами суда первой инстанции в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 сентября 2020 года по делу N А57-6512/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. И. Антонова |
Судьи |
Т. В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-6512/2020
Истец: ООО "Демас"
Ответчик: Министерство социального развития Саратовской области
Третье лицо: Булычева Мария Олеговна, Данилин Александр Александрович, Иванов Тимофей Сергеевич, Козырева Марина Владимировна, Кулаков Денис Денисович, Тархан Ирина Евгеньевна, Ширина Анастасия Павловна