город Ростов-на-Дону |
|
30 октября 2020 г. |
дело N А32-10857/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от ООО "Заморозка": посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Маляр М.Ю. по доверенности от 07.10.2020, удостоверение ГС N 169848;
от Новороссийской таможни: представители Зубко А.О. по доверенности от 14.01.2020, удостоверение ГС N 093320; Мин А.И. по доверенности от 07.10.2020, удостоверение ГС N 169848;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заморозка"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.06.2020 по делу N А32-10857/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Заморозка"
к заинтересованному лицу Новороссийской таможне
о признании незаконным решения; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Заморозка" (далее - ООО "Заморозка", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения Новороссийской таможни от 14.01.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10317120/291119/0082085; об обязании Новороссийскую таможню устранить нарушение прав ООО "Заморозка" путем возврата излишне уплаченного обеспечения оплаты таможенных платежей в размере 138 889,03 руб., взыскании в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб., по оплате юридических услуг в размере 2 000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Заморозка" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что представленным в материалы дела доказательствам судом первой инстанции дана неверная оценка, что повлекло ошибочные выводы. Так, непредставление документов, подтверждающих двустороннее согласование тарифов (ставок) за организацию и выполнение услуг по перевозке, не свидетельствует о неподтверждении суммы транспортных расходов в структуре таможенной стоимости. Форма договора на оказание услуг по морской перевозке определена одной стороной - судоходной компанией; данный договор является договором присоединения. Каких-либо доказательств того, что декларант произвел оплату по транспортным счетам не в полном объеме, таможенный орган не представил. В платежном поручении в графе "назначение платежа" помимо других счетов прямо назван и транспортный номер счета 0002671667. Условия поставки согласованы сторонами на переговорах при заключении контракта, обозначены в самом контракте, специфике и инвойсе. Представленное коммерческое предложение полностью согласовано с иными документами.
Кроме того, апеллянт поясняет, что невозможность соотнесения представленной экспортной декларации с рассматриваемой поставкой не опровергает таможенную стоимость, заявленную декларантом, поскольку за оформление экспортной декларации в стране экспорта декларант ответственности не несет. Непредставление оферты, заказов, прайс-листов продавцов идентичных, однородных товаров не может быть поставлено в вину декларанту, поскольку декларант не обязан обладать перечисленными сведениями и документами. Какие-либо иные доводы не были отражены в оспариваемом решении таможенного органа, а поэтому не могут приниматься судом во внимание.
Представитель ООО "Заморозка" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить.
Представители Краснодарской таможни не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по ДТ N 10317120/291119/0082085 декларирован товар N 1 "Замороженная клубника, не подвергнутая тепловой обработке в воде или на пару, без содержания ГМО, без добавления сахара и других подслащивающих веществ: замороженная клубника, класс Б, упак. в картонные коробки с полиэтиленовым вкладышем (2500 картонных коробок по 10 кг). Производитель El-Rawda Company For Export. Тов. знак El-Rawda For Export. Колво 25000.00 кг", код ТН ВЭД ЕАЭС 0811109000. Заявленные условия поставки DAP Новороссийск.
Вышеуказанные товары декларированы во исполнение внешнеторгового контракта N 2-28/05-2019 от 28.05.2019, заключенного ООО "ТБ Трансэкспедиция" с фирмой "Elrawda For Export" (Египет).
Страна происхождения/отправления товаров Египет.
Декларирование товаров по ДТ N 10317120/291119/0082085 осуществлялось в соответствии с электронной формой декларирования на основании Приказа ФТС от 17 сентября 2013 г, N 1761 "Об утверждении порядка использования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля". 30.11.2019 в адрес декларанта был направлен запрос документов и (или) сведений о предоставлении дополнительных документов и пояснений для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
По результатам анализа документов, представленных декларантом при таможенном декларировании рассматриваемого товара и по запросу таможенного органа, НТП (ЦЭД) 14.01.2020 принято Решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10317120/291119/0082085.
Полагая, что данное решение таможенного органа является незаконным, общество с ограниченной ответственностью "Заморозка" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Согласно части 2 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе).
На основании пунктов 1-2 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с главой 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в пункте 3 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов (пункт 3 статьи 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
В соответствии с пунктами 1-2 статьи 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено настоящим Кодексом.
На основании пункта 14 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
Согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса. В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, применяемыми последовательно.
Пунктом 1 статьи 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлен перечень документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации. В случае если в документах, указанных в пункте 1 статьи 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами (пункт 2 статьи 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
На момент ввоза товара на таможенную территорию РФ и подачи в таможенный орган указанных ДТ подлежали применению нормы Приложения N 1 к Решению Комиссии Таможенного Союза N 376 от 20.09.2010.
На основании пункта 3 статьи 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза или определенных статьями 114 - 117 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
Согласно пунктам 9-10 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 указанной статьи, в случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Постановления N 18, от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающийся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, в целях исполнения требований пункта 4 статьи 65 и пункта 3 статьи 69 Кодекса разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене, и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота.
В соответствии с пунктом 1 статьи 313 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
В соответствии с пунктом 2 статьи 313 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а так же об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза. Если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации (пункт 1 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Согласно пункту 4 указанной статьи таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
На основании пункта 17 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государствчленов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары (пункт 4 статьи 112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Из содержания пункта 7 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18) следует, что признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах. Запрос дополнительных документов и сведений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
Как указано в пункте 5 Постановления N 18, одним из правил таможенной оценки является наделение таможенных органов правом убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости исходя из действительной стоимости ввозимых товаров, которое реализуется при проведении таможенного контроля.
Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
При сохранении сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам дополнительной проверки, по смыслу пункта 4 статьи 69 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, решение о корректировке таможенной стоимости может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение выявленных признаков недостоверности (пункт 10 Постановления N 18).
Рассматривая споры о правомерности корректировки таможенной стоимости, произведенной в рамках таможенного контроля до выпуска товаров, судам следует учитывать, что исходя из взаимосвязанных положений статей 65 - 69 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза решение о корректировке принимается таможенным органом в соответствии с тем объемом документов и сведений, которые были им собраны и раскрыты декларантом на данной стадии.
На основании пункта 2 статьи 313, пункта 4 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, пункта 7 Решения N 42, НТП (ЦЭД), в целях подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10317120/291119/0082085 у декларанта запрошены дополнительные документы и сведения, установлен срок для их предоставления.
В ходе проверки по ДТ N 10317120/291119/0082085 обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров, заявленных в таможенной декларации, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, а именно:
1. уровень заявленной таможенной стоимости оцениваемых товаров ниже по сравнению с уровнем таможенной стоимости однородных товаров при сопоставимых условиях ввоза, что в соответствии с пунктом 5 Решения N 42, является признаком, указывающим на то, что заявленные при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными;
2. согласно представленным товаросопроводительным документам (инвойс, контракт) поставка товара осуществляется на условиях FOB. В соответствии с заявленными условиями FOB, расходы по транспортировке товаров до места назначения, погрузка, разгрузка, перегрузка товаров приходится на покупателя и не входит в цену сделки и должны быть учтены в структуре заявленной таможенной стоимости. Однако к таможенному оформлению не предоставлены: документы, в которых согласованы ставки по организации транспортных услуг, перевозке/погрузке/перегрузке/выгрузке товара, банковские платежные документы на оплату фрахта, что не позволяет провести анализ заключенной договоренности. В связи с этим отсутствуют сведения о согласовании сторонами договора основных условий перевозки.
На основании вышеизложенного, в результате проверки достоверности сведений до выпуска товаров таможенным органом установлено, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, подтверждены документально не в полном объеме.
В соответствии с пунктом 7 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, НТП (ЦЭД) установлено, что декларанту необходимо в срок до 27.01.2020 предоставить следующие документы и (или) сведения любо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют: Прайс-лист производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение; экспортную декларацию с переводом, заверенным в установленном порядке (копия или оригинал); оферты, заказы, прайс-листы продавцов идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида (если имеются). Р1меющуюся в распоряжении декларанта информация о стоимости однородных товаров; иные документы, позволяющие установить причины отклонения стоимости ввозимых товаров от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа; информацию о качественных характеристиках товара, а также документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории ЕАЭС; бухгалтерские документы об оприходовании товара в рамках одного контракта (карточки счетов бухгалтерского учёта, в части отражения операций с ввезенными товарами с момента оприходования до момента реализации: счета 10, 15, 41, 44, 52, 60, 62 и др.); другие документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров; документы, подтверждающие согласование сторонами контракта ассортимента, количества, цены и условий поставки декларируемых товаров; заявку на международную перевозку; акт сдачи - приемки оказанных услуг по перевозке товаров; согласованные ставки фрахта, сведения о погрузке, выгрузке, перегрузке товара в пути следования. Копию коносамента с обеих сторон.
Из материалов дела следует, что в ответ на запрос таможенного органа о предоставлении дополнительных документов и сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ N 10317120/291119/0082085 ООО "ТБ Трансэкспедиция" 16.12.2019 письмом N 116/Д от 12.12.2019 направлены дополнительные документы и сведения: коммерческое предложение с переводом; экспортная декларация с переводом; оборотно-сальдовая ведомость по счету 002; копия ВБК (УНК 19060033/0001/0000/2/1) от 05.06.2019; агентский договор N ДА 01-09/01 от 09.01.2019; заявка на транспортировку, Акт N 0002671667 от 25.11.2019, счет N 0002671667 от 25.11.2019, ПП N 769 от 28.11.2019, коносамент N MEDUAL317248 от 21.11.2019.
По результатам анализа документов, представленных декларантом при таможенном декларировании рассматриваемого товара и по запросу таможенного органа, НТП (ЦЭД) 14.01.2020 принято Решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10317120/291119/0082085.
Указанное решение мотивировано следующими доводами.
Согласно представленным коммерческим документам, поставка товара осуществляется на условиях FOB. В соответствии с заявленными условиями FOB Damietta, расходы по транспортировке товаров до места назначения, перегрузка товаров приходятся на покупателя, не входят в цену сделки и должны быть учтены в структуре заявленной таможенной стоимости. При этом при декларировании товаров в числе документов не были предоставлены документы, подтверждающие согласование тарифов, ставок за организацию и выполнение услуг по перевозке. В числе дополнительных документов декларантом представлено платежное поручение N 769 от 28.11.2019, которым была произведена оплата по трем транспортным счетам на общую сумму 740765.05 руб., что не позволяет идентифицировать сумму, оплаченную за доставку товаров по транспортному счету N 0002671667 от 25.11.2019.
Как установлено судом первой инстанции, не были предоставлены документы, подтверждающие двустороннее согласование тарифов (ставок) за организацию и выполнение услуг по перевозке. В связи с этим, сведения о транспортной составляющей в структуре таможенной стоимости товаров документально не подтверждены.
В целях подтверждения соответствия цены сделки ценам производителя товаров, у декларанта в запросе документов и сведений был запрошен прайс-лист продавца товаров, представляющий собой открытую оферту неограниченному кругу лиц либо его коммерческое предложение.
Вместе с тем, суды критически относятся к представленным документам ввиду следующего.
В числе документов представлен прайс-лист продавца, в котором отсутствует информация о периоде действия данного ценового предложения, а также в предоставленном прайс-листе отсутствуют условия поставки. В таких случаях на цену ввозимых товаров оказывают влияние определенные условия индивидуального характера, связанные с расходами за фрахт, следовательно, данный документ не является публичной офертой. Таким образом, представленный прайс-лист не может быть рассмотрен в качестве источника независимой ценовой информации, подтверждающей сведения о заявленной таможенной стоимости товаров. Цена товара по информации производителя не подтверждена в полном объёме.
В качестве документа, подтверждающего сведения о стоимости товара в стране, экспортирующей товар, у декларанта был запрошен экземпляр экспортной декларации с переводом, заверенным в установленном порядке.
В числе документов представлена копия экспортной декларации страны отправления, в которой не указан номер контракта, во исполнение которого осуществлялась поставка товара, отсутствует номер коммерческого инвойса, коносамента и контейнеров, в которых поставлялись товары.
Таким образом, соотнести данную экспортную декларацию с рассматриваемой поставкой не представляется возможным. В связи с этим, сведения о стоимости товара в стране экспорта не подтверждены документально в полном объеме.
В запросе документов и сведений у декларанта были запрошены оферты, заказы, прайс-листы продавцов идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида. В связи с непредставлением данных документов не представляется возможным осуществить контроль условий организации внешнеторговой сделки,
В связи с непредставлением договоров на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории ЕАЭС, товарных накладных к договорам невозможно осуществить контроль условий реализации товаров на территории стран-членов ЕАЭС.
В связи с непредставлением информации о качественных характеристиках товара, а также документов и сведений о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование невозможно осуществить контроль ценообразующих факторов, влияющих на стоимость сделки.
Таким образом, в ходе контроля таможенной стоимости товаров, декларированных по ДТ N 10317120/21119/0082085, не были устранены признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, а также выявлены обстоятельства, не позволяющие применить в отношении товаров выбранный декларантом метод определения таможенной стоимости.
Представленные декларантом документы и сведения не соответствуют ст. 38, 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в связи с чем применение метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами невозможно.
Определение таможенной стоимости товаров методом по стоимости сделки с идентичными товарами в соответствии со статей 41 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза невозможно, так как в таможенном органе отсутствует информация, отвечающая требованиям статьи 37, пункта 1 статьи 41 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Определение таможенной стоимости товаров методом по стоимости сделки с однородными товарами в соответствии со статьей 42 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза невозможно, так как в таможенном органе отсутствует информация, отвечающая требованиям статьи 37, пункта 1 статьи 42 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Определение таможенной стоимости товаров методом вычитания в соответствии со статьей 43 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза невозможно, так как в таможенном органе отсутствует информация, отвечающая требованиям статьи 43 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Определение таможенной стоимости товаров методом сложения в соответствии со статьей 44 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза невозможно, так как в таможенном органе отсутствует информация, отвечающая требованиям статьи 44 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Как следует из материалов дела, для определения таможенной стоимости товаров применен резервный метод определения таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 45 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Источником ценовой информации по товару N 1 является ДТ N 10216170/141019/0186932. Расчет таможенной стоимости товара произведен следующим образом: 1233095.04 руб. (таможенная стоимость однородных товаров) / 25000 кг (вес однородных товаров) * 25000 кг (вес оцениваемых товаров) = 1233095.04 руб.
По ДТ N 10216170/141019/0186932 декларирован товар "Клубника быстрозамороженная без добавления сахара, не для розничной продажи, условия хранения - 18 град, цельсия. Срок хранения 24 месяца. Клубника быстрозамороженная. Не для розничной продажи. Условия хранения - 18 град, цельсия. Срок хранения 24 месяца. Не содержит ГМО. Всего 2500 карт. кор. по 10 кг - 25000 кг. Производитель Green House For Food Industry. Тов. знак Green House For Food Industry. Кол-во 2500.00 шт.", код товара 0811109000 2000, страна происхождения/отправления Египет, таможенная стоимость 1233095.04 руб., вес нетто 25000 кг. Условия поставки- FOB Alexandria.
Согласно статье 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза "однородные товары" - товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенные из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация, наличие товарного знака.
Товар по ДТ N 10216170/141019/0186932 продан для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и ввезен на таможенную территорию ЕАЭС в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию ЕАЭС оцениваемых товаров.
Стоимость сделки по ДТ N 10216170/141019/0186932 определена в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и принята таможенным органом. Стоимость сделки по ДТ N 10216170/141019/0186932 на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары.
Использование вышеуказанного источника в качестве источника ценовой информации для осуществления корректировки таможенной стоимости оцениваемых товаров отвечает требованиям права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
В соответствии с пунктом 7.1 Контракта N 2-28/05-2019 от 28.05.2019 оплата товара производится покупателем в форме банковского перевода в долларах США на счет, указанный продавцом в пункте 7.3: 30% предоплатой после получения проформы инвойса и 70 % предоплатой после выхода судна из порта.
В связи с непредставлением документов по оплате не подтверждены сведения оплаты за товар цене, заявленной в рамках данного контракта.
В предоставленной ВБК в разделе III Сведения о подтверждающих документах отсутствует информация о ДТ N 10317120/291119/0082085.
"Free on Воаrd"/"Свободно на борту" означает, что продавец выполняет поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки. С этого момента покупатель несет все риски утраты или повреждения товара. Покупатель обязан за свой счет заключить договор перевозки товара от согласованного пункта отгрузки.
Однако согласованные ставки за фрахт не предоставлены.
Согласно пункту 3 статьи 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, производятся на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений. При отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению, для осуществления дополнительных начислений метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.
В соответствии с условиями поставки FOB у покупателя нет обязанности по заключению договора страхования, однако на практике имеет место ситуация страхования груза с целью предотвращения наступления рисков случайной потери или гибели товара в процессе транспортировки. Расходы по страхованию в связи с международной перевозкой товара должны быть включены таможенную стоимость. Отсутствует информация о страховании, либо о не страховании товара.
Представленная обществом экспортная декларация не содержит штамп отправителя товара и не содержат каких-либо отметок таможенной службы, иных отметок, подтверждающих законность иностранного документа. В связи с изложенным, экспортная декларация не может подтверждать либо опровергать ценовую информацию на товар, ввезенный обществом.
Как указано в статье 3 Гаагской Конвенции от 05.10.1961 ("Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов" (Заключена в г. Гааге 05.10.1961, вступила в силу для России 31.05.1992), единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен. Однако выполнение упомянутой в предшествующем абзаце функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.
При этом, заполненный надлежащим образом апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого заверения (статья 5 Гаагской Конвенции от 05.10.1961).
Таким образом, представление апостилированного документа свидетельствует о том, что документы представлены соответствующим лицом и уполномоченное на постановку апостиля лицо свидетельствует о подлинности документов, в частности, подписей и печатей на документе, представленном к копии и постановке.
В соответствии с пунктом 4.1 Контракта N 2-28/05-2019 от 28.05.2019 поставка товара сопровождается комплектом оригиналов документов, отдельно на каждую партию товара, в частности - прайс-лист.
Суд первой инстанции установил, что в целях проверки соответствия заявленных сведений о стоимости товара ценам производителя таможенным органом у декларанта был запрошен прайс-лист производителя ввозимых товаров. Данные документы не предоставлены, таким образом, не подтверждено соответствие заявленных сведений о стоимости товара ценам производителя.
По запросу таможенного органа также не представлены бухгалтерские документы об оприходовании/реализации товаров. В связи с этим не представляется возможным сопоставить сведения о заявленной таможенной стоимости с данными об оприходовании/реализации товаров, ввезенных по рассматриваемому внешнеторговому контракту.
Довод общества относительно того, что непредставление документов, подтверждающих двустороннее согласование тарифов (ставок) за организацию и выполнение услуг по перевозке, не свидетельствует о неподтверждении суммы транспортных расходов в структуре таможенной стоимости. Форма договора на оказание услуг по морской перевозке определена одной стороной - судоходной компанией; данный договор является договором присоединения, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" в тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора, суд вправе применить к такому договору положения пункта 2 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию такого контрагента.
В силу пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" лицо, ввозящее на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, должно обладать документами, подтверждающими действительное приобретение товара по такой цене и доступными для получения в условиях внешнеторгового оборота.
Учитывая, что общество является профессиональным участником внешнеэкономической деятельности и ведет предпринимательскую деятельность в значении, определяемом статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, оно несет предпринимательские риски, а следовательно, заинтересовано в заблаговременной подготовке документов, необходимых для таможенного оформления товаров.
Судебной коллегией отклоняется довод общества о том, что каких-либо доказательств оплаты по транспортным счетам не в полном объеме не имеется, в платежном поручении в графе "назначение платежа" помимо других счетов прямо назван и транспортный номер счета 0002671667.
В числе представленных обществом в письме N 116/Д от 12.12.2019 материалов имелся счет N 0002671667 от 25.11.2019, согласно которому оплате подлежит 90 163, 8 руб. Этим же письмом направлено платежное поручение N 769 от 28.11.2019 на сумму 740 765,05 руб., в котором отсутствует информация об оплате счета "0002671667", сумма по данному счету не выделена, как и по другим счетам, что не позволяет сделать вывод об оплате надлежащей суммы по счету N 0002671667.
Довод общества об отсутствии у него обязанности обладать офертами, заказами, прайс-листами продавцов идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида признается судебной коллегией несостоятельным в соответствии с тем, что согласно пункту 6 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42, при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом могут быть запрошены (истребованы) следующие документы и (или) сведения, включая письменные пояснения: прайс-листы производителя ввозимых товаров, его коммерческие предложения; прайс-листы, коммерческие предложения, оферты продавцов ввозимых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида; таможенная декларация страны отправления (происхождения, транзита) товаров, если заполнение такой таможенной декларации предусмотрено в стране отправления (происхождения, транзита) товаров; документы и сведения о физических и технических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, а также об их влиянии на цену ввозимых товаров; иные документы и сведения, характеризующие сопутствующие продаже обстоятельства, в том числе способ, которым покупатель и продавец организуют свои коммерческие отношения, и то, каким образом была установлена цена товаров.
Исходя из установленных фактических материалов, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в ходе контроля таможенной стоимости товаров, не были устранены признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, а также выявлены обстоятельства, не позволяющие применить в отношении товаров выбранный декларантом метод определения таможенной стоимости, в связи с чем у таможенного органа имелись законные основания для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товара.
При таких данных оспариваемое решение таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары N ДТ N10317120/291119/0082085 от 14.01.2020 является законным и обоснованным.
Представленным сторонами доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, изложенные судом выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2020 по делу N А32-10857/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10857/2020
Истец: ООО "Заморозка"
Ответчик: Новороссийская таможня