г. Москва |
|
27 октября 2020 г. |
Дело N А40-23842/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
Е.В. Пронниковой, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Спецтехника"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.06.2020 по делу N А40-23842/20
по заявлению ООО "Спецтехника"
к Центральной акцизной таможне
о признании недействительным решения, об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Боева А.М. по дов. от 18.09.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Спецтехника" (далее также - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее - ответчик, таможенный орган) о признании незаконным решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС регистрационный номер РКТ-10009000-19/000160, вынесенное 31.01.2020 в рамках декларации на товар N 10009160/241219/0003923, о возложении обязанности возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 486 227,49 руб.
Решением от 29.06.2020, принятым по данному делу, Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований. В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на соответствие требованиям таможенного законодательства оспариваемого решения, которое не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, общество в апелляционной жалобе просит его отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что товар неправомерно отнесен таможенным органом к товарной субпозиции 8716 31 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Прицепы и полуприцепы; прочие несамоходные транспортные средства; их части: - прицепы и полуприцепы для транспортировки грузов, прочие: - прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны". Данный вывод, по мнению общества, сформирован исходя из неправильного истолкования норм таможенного законодательства в части классификации товара.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) дело рассмотрено без его участия.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителя ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в целях таможенного декларирования ввезенного товара "полуприцеп-кормовоз для транспортировки и выгрузки гранулированных сыпучих комбикормов, для сельского хозяйства MENCI SA955 VIN: ZHZSA9550L0019477" обществом на Брянском акцизном таможенном посту была представлена декларация на товары N 10009160/241219/0003923.
При таможенном декларировании общество заявило классификационный код товара 8716 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Прицепы и полуприцепы; прочие несамоходные транспортные средства; их части: - прицепы и полуприцепы самозагружающиеся или саморазгружающиеся для сельского хозяйства" (ставка таможенной пошлины 5%).
Между тем, таможенный орган в ходе проведения таможенного контроля в процессе выпуска указанного товара не согласился с заявленным обществом классификационным кодом и принял решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 25.12.2019 N РКТ-10009000-19/000160.
В результате классификационный код товара был изменен на код 8716 31 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Прицепы и полуприцепы; прочие несамоходные транспортные средства; их части: - прицепы и полуприцепы для транспортировки грузов, прочие: - прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны" (ставка таможенной пошлины 12,5%.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае отсутствует совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных ООО "Спецтехника" требований.
На основании ст.52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее также - ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со ст.9 названного Кодекса.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее также - ОПИ ТН ВЭД).
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД). Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Согласно разъяснениям, изложенным в п.20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
В силу правила 1 ОПИ ТН ВЭД наименования разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2(а), 2(б), 3(а), 3(б), 3(в), 4, 5 и 6 ОПИ ТН ВЭД.
Таким образом, в соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД решающее значение для классификации товара по ТН ВЭД должны иметь его объективные характеристики и свойства, как они определены в тексте товарной позиции, соответствующих примечаниях к разделам или группам. Аналогичный подход в силу правила 6 ОПИ ТН ВЭД должен применяться в тех случаях, когда имеется необходимость классифицировать товар по той или иной субпозиции.
Также при классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС применяются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС (приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21) (далее - Пояснения), которые в свою очередь базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) Всемирной таможенной организации.
Пояснения содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 8716 ТН ВЭД ЕАЭС классификация агрегатов, состоящих из транспортных средств со стационарно встроенным в них оборудованием или приспособлениями, определяется в соответствии с основным назначением агрегата в целом.
В товарной позиции 8716 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются следующие товары. Прицепы и полуприцепы; прочие несамоходные транспортные средства; их части: 8716 20 - прицепы и полуприцепы самозагружающиеся или саморазгружающиеся для сельского хозяйства, прицепы и полуприцепы для транспортировки грузов, прочие: 8716 31, прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны 8716 39 -прочие.
На уровне субпозиций прицепы и полуприцепы товарной позиции 8716 ТН ВЭД ЕАЭС детализированы в зависимости от их назначения и конструкции.
Исходя из текста субпозиции 8716 20, а также Пояснений к товарной позиции 8716 ТН ВЭД ЕАЭС, в данной субпозиции классифицируются прицепы и полуприцепы самозагружающиеся или саморазгружающиеся для сельского хозяйства, т.е. основной их функцией является не перевозка груза из одного пункта в другой, а выполнение сельскохозяйственных работ.
Согласно Пояснениям в товарной позиции 8716 20 ТН ВЭД ЕАЭС, саморазгружающиеся прицепы - это прицепы для перевозки различных грузов (фуража, навоза и т.д.) с подвижным полом для разгрузки; такие транспортные средства можно укомплектовывать различными приспособлениями (устройством для измельчения навозной массы, для сечки фуража и т.д.) для того, чтобы приспособить их для использования в качестве разбрасывателя навоза, фуражного кузова или прицепа для перевозки корнеплодов.
Пояснениями определено в товарной позиции 8716 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются прочие прицепы для транспортировки грузов, такие как: а) прицепы-цистерны (независимо от того, имеют они насосы или нет); б) сельскохозяйственные прицепы, прицепы для общественных работ и т. д. (независимо от того, опрокидывается их кузов или нет); в) рефрижераторные или изотермические прицепы для перевозки скоропортящихся грузов; г) прицепы для перевозки вещей; д) одно- или двухъярусные прицепы для перевозки скота, автомобилей, велосипедов и т.д.; е) прицепы, приспособленные для перевозки определенных видов грузов (например, плоского стекла).
Таким образом, прицепы и полуприцепы, которые возможно использовать в сельском хозяйстве (пункты 4а, 46, 4в, 4д, 4е Пояснений к товарной позиции 8716 ТН ВЭД ЕАЭС), но основной функцией которых является перевозка грузов, классифицируются в подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС, отличной от подсубпозиции 8716 20 000 0.
Актом таможенного осмотра N 10009160/241219/000832 установлено, что товар согласно внешнему виду представляет собой автомобильный полуприцеп марки "MENCI SA955" для транспортировки и выгрузки сыпучих грузов в количестве 1 шт., цвет белый. Полуприцеп состоит из четырех бункеров и оборудован шнековой системой выгрузки, оснащен 3-мя колесными осями, сцепным устройством для соединения с автомобильным тягачем, металлической лестницей, имеется передняя подъемная ось, дисковые тормоза, пневматическая подвеска.
В соответствии с разделом "применение и эксплуатация" руководства по эксплуатации и техническому обслуживанию полуприцепа MENCI SA955 (далее - руководство по эксплуатации) полуприцеп предназначен для транспортировки и выгрузки гранулированных сыпучих комбикормов, используемых для кормления животных на сельскохозяйственных комплексах. Полуприцеп используется для выгрузки гранулированных сыпучих комбикормов через поворотную трубу (выгрузной) шнек в специальные емкости (бункер для хранения кормов) максимальной высотой до 9,5 метров.
Погрузка осуществляется в изготовленные из легкого алюминиевого сплава отсеки, конструкция которых предусматривает низкий центр тяжести груза, гарантирующий максимальную устойчивость полуприцепа. Разгрузка осуществляется шнековым способом.
Погрузка осуществляется в изготовленные из легкого алюминиевого сплава отсеки, конструкция которых предусматривает низкий центр тяжести груза, гарантирующий максимальную устойчивость полуприцепа. Разгрузка осуществляется шнековым способом.
В связи с изложенным, так как основной функцией полуприцепа-кормовоза является транспортировка сыпучих грузов, в том числе кормов для животных, комбикормов, зерна и т.д., а конструктивное исполнение кузова (полуприцепа) выполнено в виде цистерны, рассматриваемый полуприцеп-кормовоз следует классифицировать в субпозиции 8716 31 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Доводы заявителя, что решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.07.2019 N 115 "О классификации полуприцепа-кормовоза в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" не применимо к классификации спорного товара отклоняются ввиду следующего.
С целью единообразной классификации полуприцепов-кормовозов на территории Евразийского экономического союза (далее - ЕЭС) Коллегией Евразийской экономической комиссии принято решение от 09.07.2019 N 115 "О классификации полуприцепа-кормовоза в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее - Решение N 115), которое вступило в законную силу 11.08.2019.
Анализ технической документации показал, что предъявленный к декларированию товар "полуприцеп-кормовоз": предназначен для перевозки кормов для животных и сельскохозяйственных грузов без упаковки (россыпью) в составе автопоезда; не предназначен для подготовки, перевозки и раздачи кормов (сельскохозяйственных грузов) животным в пределах зданий животноводческих комплексов; представлен в виде полуприцепа, оснащенного тягово-сцепным устройством для соединения с автомобильным (седельным) тягачом; состоит из шасси, на котором установлена металлическая емкость цилиндрической формы (цистерна), разделенная на отсеки, имеющая в верхней части закрывающиеся металлическими крышками люки, через которые производится погрузка; оборудован в нижней части емкости горизонтальным шнеком (в форме винта с лопастями), последовательно соединяющимся с вертикальным, верхним (наружным) и хвостовым (выдвижным) шнеками, предназначенными для разгрузки перевозимых кормов и сельскохозяйственных грузов без упаковки (россыпью), что в соответствии с Решением N 115, являющимся обязательным для государств-членов Евразийского экономического союза, является основанием для классификации ввезенного товара в субпозиции 8716 31 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС 1 и 6.
Решение N 115 принято на основании, проанализированной Евразийской экономической комиссией технической документации по идентичному товару: полуприцеп-кормовоз PEZZAIOLI SCT63N.
Учитывая, что анализ технической документации полуприцепов-кормовозов PEZZAIOLI SCT63N и MENCI SA955 показал, что технические характеристики полуприцепов полностью совпадают, действие Решения N 115 распространяет свое действие на товар: полуприцепкормовоз MENCI SA955.
Позицию таможенного органа также подтверждает предварительное решение по классификации идентичного товара в государстве-члене ЕЭС (Республика Казахстан), которое включено в Сборник принятых предварительных решений таможенных органов государств-членов Таможенного союза по классификации товаров.
Согласно справке Евразийской экономической комиссии к проекту решения "О классификации полуприцепа-кормовоза в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее - справка), доведенной до ФТС России письмом Евразийской экономической комиссии от 21.01.2019 N 18-30, ФТС России в связи с отсутствием в ТН ВЭД ЕАЭС и Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС определения термина "для сельского хозяйства", который является одним из основных критериев классификации товаров в рамках товарной позиции 8716 ТН ВЭД ЕАЭС, был направлен запрос в Секретариат Всемирной таможенной организации (далее - Секретариат) о классификации рассматриваемого в решения товара. По мнению Секретариата, "... несмотря на то, что ни в Номенклатуре Гармонизированной системы, ни в Пояснениях нет ясного определения термина "для сельского хозяйства", содержащегося в тексте субпозиции 8716 20, изделия данной товарной субпозиции разработаны для использования исключительно или в основном в сельском хозяйстве, и в основном используются для транспортировки товаров (например, фуража, навоза, т.д.) внутри или в направлении сельскохозяйственных площадок.
Рассматриваемый товар используется непосредственно для транспортировки или доставки кормов для животных насыпью на складские площадки (для кормов) и не может рассматриваться как полуприцеп для сельского хозяйства".
Следует также отметить, что представленные заявителем заключение эксперта ООО "Стандарткомплект" N 0004 от 17.01.2020, а также справка исх.N 032/36 от 18.06.2020, подтверждающие, по мнению общества, реализацию спорного полуприцепа в сельском хозяйстве опровергаются доказательствами указывающими обратное.
Таможенным органом представлены документы, подтверждающие, что полуприцеп используется не только внутри сельскохозяйственных комплексов, но и на дорогах общего пользования.
В представленном одобрении типа транспортного средства N ТС RU Е-1Т.АЯ04.00351, в разделе "назначение" указано, что полуприцеп-кормовоз используется исключительно для целей транспортировки комбикорма.
В разделе "обозначение категории скорости" одобрения типа транспортного средства N ТС RU Е-ГГ.АЯ04.00351 указана категория "К". Согласно Техническому регламент Таможенного союза TP ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, категория "К" обозначает максимально допускаемую скорость транспортного средства 110 км/ч.
Кроме того, согласно официальному сайту autovyDor.net данные полуприцепы ввозились одной группой компаний ООО "АвтоВыбор.ру" и ООО "Спецтехника". Данные полуприцепы-кормовозы реализуются компаниями для перевозки грузов по дорогам общего пользования. Соответственно полуприцепы используются не в пределах сельскохозяйственных комплексов.
В распоряжении таможенного органа также имеется письмо Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.07.2020 N 13/р-8-3423 согласно которому полуприцепы-кормовозы MENCI SA955 состоят на регистрационном учете (в том числе и спорный товар VIN: ZHZSA9550K0019093) и предназначены для эксплуатации на дорогах общего пользования.
В связи с изложенным, оснований для отнесения полуприцепа MENCI SA955 к транспортным средствам, предназначенным для использования исключительно в сельском хозяйстве, отсутствуют.
Таким образом, ввезенный обществом товар "полуприцеп-кормовоз для транспортировки и выгрузки гранулированных сыпучих комбикормов, для сельского хозяйства MENCI SA955 VIN: ZHZSA9550L0019477" правомерно отнесен таможенным органом к товарной подсубпозиции 8716 31 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Прицепы и полуприцепы; прочие несамоходные транспортные средства; их части: - прицепы и полуприцепы для транспортировки грузов, прочие: - прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны".
При таких обстоятельствах оспариваемое решение таможенного органа по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС является законным и обоснованным, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Само по себе несогласие общества с классификацией спорного товара по коду 8716 31 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС не является достаточным основанием для признания оспариваемого решения таможенного органа незаконным.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Выражая несогласие с решением суда, общество не представило доказательств, подтверждающих правомерность и обоснованность заявленных им требований.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.06.2020 по делу N А40-23842/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-23842/2020
Истец: ООО "СПЕЦТЕХНИКА"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ