г. Москва |
|
27 октября 2020 г. |
Дело N А40-282460/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.,
судей Алексеевой Е.Б., Савенкова О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гапоновым М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИП Деминой Татьяны Алексеевны
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 августа 2020 года
по делу N А40-282460/19, принятое судьей Дружининой В.Г.,
по иску ИП Деминой Татьяны Алексеевны (ОГРНИП 310505034800026)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423)
о внесении изменений в договор долгосрочной аренды земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Хайдаров Р.Т. по доверенности от 05.04.2018, диплом N CD051130904 от 31.10.2005;
от ответчика: Горчакова Е.А. по доверенности от 25.12.2019, диплом ВСБ 0215644 от 30.06.2004;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Демина Татьяна Алексеевна (далее - истец, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы (далее- ответчик, Департамент) о внесении изменений в пункт 1.1 договора долгосрочной аренды земельного участка от 11.10.2006 N М08-027272, изложив его в следующей редакции: Пункт 1.1. Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду часть земельного участка, с кадастровым номером: 77:08:0006005:10, площадью 954 кв.м. - имеющим адресные ориентиры: г. Москва, ул. Большая Набережная, вл. 9, корп.1, стр.1, для эксплуатации здания, площадью 391,3кв.м. с кадастровым номером 77:08:0006005:1020, в границах координат поворотных точек указанных в иске.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.2020 по делу N А40-282460/19 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца поддержал доводы, заявленные в его апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Предпринимателя, указав на несостоятельность доводов, содержащихся в ней.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11.10.2006 между Департаментом земельных ресурсов города Москвы (правопредшественником Департамента, арендодателем) и ОАО "Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышева" (арендатором) заключен договор долгосрочной аренды земельного участка N М-08-027272 (далее - Договор).
Предметом Договора является земельный участок площадью 2 359 кв.м. с кадастровым номером: 77-08-06005-010 (77:08:0006005:10), имеющий адресные ориентиры: г. Москва, ул. Большая Набережная, вл. 9, корп.1, стр.1, предоставленный в пользование на условиях аренды для эксплуатации зданий учебно-производственных мастерских.
Земельный участок был предоставлен для эксплуатации трех зданий.
Согласно п.2.1. Договора он заключен сроком до 25 января 2031 года.
23 сентября 2010 года, истец по договору купли-продажи приобрела в собственность одно здание, площадью 391,3кв.м. с кадастровым номером: 77:08:0006005:1020, расположенное на указанном земельном участке.
В связи с переходом к Предпринимателю права собственности на здание к ней перешли права и обязанности по договору долгосрочной аренды земельного участка от 11.10.2006 N М-08-027272, о чем с первоначальным арендатором и с ней было заключено соглашение об уступке прав и обязанностей по договору долгосрочной аренды земельного участка.
Стоимость арендных платежей по договору долгосрочной аренды земельного участка составляет 1 469 814 руб. 35 коп. в год.
В соответствии со сведениями публичной кадастровой карты площадь земельного участка с кадастровым номером 77:08:0006005:10 составляет 2 359 кв.м. Согласно информационным ресурсам Департамента на вышеуказанном земельном участке расположены два строения по адресу: г.Москва, ул.Б.Набережная, д.9, корп.1, стр.1 и стр.2. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15.09.2017 N 99-1227306, полученной в рамках межведомственного взаимодействия, на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0006005:10 зарегистрировано ограничение (обременение) права в виде аренды с Деминой Т.А. (запись в ЕГРН от 01.03.2011 N 77-77-14/001/2011-380).
Учитывая, что установленный ранее вид разрешенного использования (эксплуатация учебно-производственных мастерских) не соответствовал фактическому назначению здания (в соответствии с техническим паспортом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" здание использовалось под торговые цели, Департаментом было выпущено распоряжение от 08.08.2011 N 3616 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0006005:10"
Как следует из иска, Предприниматель приобрела одно здание, площадью 391,3 кв.м., а земельный участок площадью 2 359 кв.м. был предоставлен первоначальному арендатору по договору аренды земельного участка от 11.10.2006 N М-08-027272 г. для эксплуатации трех зданий производственных мастерских, возникает/необходимость аренды не всего земельного участка, а его части, необходимой для эксплуатации здания площадью 391,3 кв. м.
Кроме того, использовать весь земельный участок не представляется возможным, поскольку часть территории земельного участка с Юго-западной стороны облагорожена ГБОУ города Москвы "Школа N 830" и находится на её территории. Территория школы огорожена забором.
Также по территории земельного участка, с Западной стороны проходит газопровод низкого давления, газовой службой оборудованы дренажные сооружения для излишка природного газа, что также исключает возможность использовать данную часть земельного участка.
Земельный участок площадью 2 359 кв.м. является несоразмерным зданию площадью 391,3 кв.м., необходимость в его использовании для эксплуатации здания отсутствует.
Согласно заключению специалиста N 113-6-ДЗЭ/19 определённая площадь земельного участка с кадастровым номером 77:08:0006005:10 необходимая и физически возможная для обслуживания нежилого строения с кадастровым номером 77:08:0006005:1020 площадью 391,3 кв.м., составляет 954 кв.м.
27 июня 2019 года Предприниматель обратилась в Департамент с заявлением об уменьшении арендуемой площади земельного участка с кадастровым номером: 77:08:0006005:10, имеющим адресные ориентиры: г. Москва, ул. Большая Набережная, вл. 9, корп.1, стр.1 путём предоставления в аренду части земельного участка, необходимого для эксплуатации здания площадью 391,3кв.м. с кадастровым номером: 77:08:0006005:1020 и внесения изменений в договор долгосрочной аренды земельного участка.
Письмом от 25 июля 2019 года N ДГИ-ГР-27440/19-1 Департамент ответил отказом на заявление истца об уменьшении площади земельного участка с кадастровым номером: 77:08:0006005:10.
На рассматриваемую территорию распоряжением Департамента утвержден проект межевания территории квартала района Покровское-Стрешнево, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии таким проектом межевания территории.
Данным проектом межевания территории квартала для эксплуатации здания учебно-производственных мастерских ОАО "ММП" имени В.В. Чернышева", расположенных по адресу г. Москва, ул. Большая Набережная, д. 9, корп.1, стр.1 определен участок N 51 (на плане межевания), площадью 2360 кв. м.
Учитывая изложенное Департамент указал, что оснований для уменьшения площади земельного участка отсутствуют.
В связи с отказом ответчика внести изменения в Договор, Предприниматель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции с ходил из того, что земельный участок площадь 954 кв.м. не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, а значит, не имеет уникальных характеристик, а потому не может быть определен на местности и выделен из границ земельного участка 77:08:0006005:10.
По мнению суда апелляционной инстанции данные выводы Арбитражного суда г. Москвы являются верными и обоснованными в силу следующих причин.
Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее- ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федераици (далее- ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество) относятся земельные участки.
Следовательно, указанный земельный участок площадью 954 кв.м. не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, а значит, не имеет уникальных характеристик, а потому не может быть определен на местности и выделен из границ земельного участка КД 77:08:0006005:10.
На основании п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" описание местоположения объекта недвижимости относится к числу обязательных сведений, подлежащих отражению в государственном кадастре недвижимости.
Частью 8 ст. 22 указанного закона предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Следовательно, спорный земельный участок площадью 954 кв.м. не является объектом правоотношений.
Так, собственником спорного земельного участка является субъект Российской Федерации - город Москва в лице Департамента городского имущества города Москвы.
В соответствии со ст. 1, 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" реализация функций органами исполнительной власти осуществляется путем предоставления государственных услуг.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
Формирование земельного участка происходит в рамках предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка", в порядке, утвержденном Приложением 21 к постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП.
Согласно п. 15 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования участка.
Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что постановка на кадастровый учет земельного участка осуществляется на основании межевого плана, в связи с чем, после принятия Департаментом распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка по вопросу подготовки межевого плана рассматриваемого земельного участка необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
После проведения кадастровых работ и внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, с целью оформления земельно-правовых отношений на земельный участок необходимо обратиться в Департамент с заявлением на предоставление государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке" в порядке, утвержденном Приложением 15 к постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП.
Таким образом, формирование земельного участка, представляет собой строго определенную Правительством Москвы и федеральным законодателем процедуру, в результате соблюдения которой обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, постановка его на кадастровый учет и последующее его предоставление.
Указанный порядок также был разъяснен истцу.
Между тем, ни истец, ни иные арендатора спорного земельного участка указанный порядок не реализовывали, а лишь обращались в адрес Департамента в рамках 59-ФЗ.
Как верно указал суд первой инстанции, на основании п. 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Департамента в том числе по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
Предоставление государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка" осуществляется департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (Приложение N 2).
Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы устанавливает состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по запросу (заявлению) физического или юридического лица либо их уполномоченного представителя.
Согласно п. 2.5.1 Административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется на основании перечисленных в пп. 2.5.1.1 документов, которые должны быть предоставлены заявителем (сведений), в частности к ним относятся:
- запрос (заявление) на предоставление государственной услуги. Запрос оформляется согласно приложению 1 к настоящему Регламенту (в случае, если собственниками зданий, строений, сооружений являются несколько лиц, запрос подписывается и подается всеми собственниками совместно либо их уполномоченным представителем);
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- документ, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя;
- нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на земельный участок, а также на здания, сооружения, если права на земельный участок, здания, сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (представляются при наличии на земельном участке зданий, сооружений и при отсутствии сведений о правах на такие здания, сооружения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
И только после представления вышеперечисленных документов на Департаменте лежит обязанность представления государственной услуги результатом которой является выдача (направление) дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, либо выдача (направление) решения об отказе в предоставлении государственной услуги, которые впоследствии заявитель может обжаловать по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Между тем, указанный проект границ раздела земельного участка, не является межевым планом, на основании которого возможно установление границ земельных участков в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Изложенное свидетельствует, что установление границ земельного участка, принадлежащего истцу на праве аренды, в соответствии с указанным проектом границ раздела земельного участка, повлечет нарушение установленного законодательством порядка, а также может привести к нарушению прав и законных интересов третьих лиц. так как в данном проекте отсутствует акт согласования границ.
Следовательно, при несоблюдении ранее указанного порядка изменения границ земельного участка, без его формирования и выдела, требования Предпринимателя, основанные на положениях ст. 451 ГК РФ, не могут быть удовлетворены.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба ИП Деминой Татьяны Алексеевны является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2020 года по делу N А40-282460/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Панкратова Н.И. |
Судьи |
Алексеева Е.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-282460/2019
Истец: Демина Татьяна Алексеевна
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51487/20
12.08.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-282460/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-282460/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-282460/19