г. Хабаровск |
|
02 ноября 2020 г. |
А16-4087/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Сазонкина Е.А., представитель по доверенности от 25.04.2018 N ДТЦФТО-5/Д, представлен паспорт, диплом о высшем юридическом образовании;
от общества с ограниченной ответственностью "Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат": Петраев К.В., представитель по доверенности от 09.01.2020 N КС ГОК-09, представлен паспорт, диплом о высшем юридическом образовании;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 11.08.2020
по делу N А16-4087/2019
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат"
о взыскании штрафа в размере за искажение сведений о грузе,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН 1047796563077, ИНН 7703525082, далее - ООО "КС ГОК") о взыскании штрафа в сумме 620 030 рублей.
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 11.08.2020 заявленные требования ОАО "РЖД" удовлетворены частично. Судом взыскано с ООО "КС ГОК" в пользу ОАО "РЖД" 62 003 руб. штрафа за искажение сведений о грузе в порядке статьи 98 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", а также 15 401 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 11.08.2020 по делу N А16-4087/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ОАО "РЖД" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ООО "КС ГОК" против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 11.08.2020 по делу N А16-4087/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Согласно статье 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с части 1 статьи 18 УЖТ РФ грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, вагонов, пожарную безопасность и экологическую безопасность.
На основании статьи 25 УЖТ РФ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами, документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
В соответствии со статьей 27 УЖТ РФ перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа). За искажение наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 УЖТ РФ.
В силу статьи 98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
06.12.2018 на станции Известковая Дальневосточной железной дороги от грузоотправителя ООО "КС ГОК" приняты к перевозке полувагоны N 60793544, N 61195087 в адрес грузополучателя АО "ЕВРАЗ объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат" назначением на станцию Новокузнецк-Северный Западно-Сибирской железной дороги по транспортной железнодорожной накладной N ЭБ948289 (групповая отправка), груз "концентрат железорудный (гематит)".
Согласно транспортной железнодорожной накладной вагонов и вагонному листу на группу вагонов, перевозочным документам (железнодорожной накладной) вес груза (масса нетто) в вагоне N 60793544 составил 68 450 кг, в вагоне N 61195087 составил 68 550 кг, погрузка груза осуществлена насыпью, масса груза определена отправителем.
Превышение массы груза сверх указанной грузоподъемности вагона при повторной проверке допускается в пределах значения погрешности определения массы груза в соответствии с нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт. При необходимости смещения общего центра тяжести груза в вагоне относительно продольной или (и) поперечной плоскости симметрии вагона значение смещения не должно превышать значения, установленного нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт; разница в нагрузке тележек не должна превышать 10 т - для четырехосных; 15 т - для шестиосных; 20 т - для восьмиосных вагонов (пункт пункту 4.1.8 ГОСТ 22235-2010).
На станции Карымская Забайкальской железной дороги после принятия груза к перевозке была произведена контрольная перевеска вагонов на электронных весах модели N 1001, согласно которой установлено, что масса груза по вагону N 60793544, тара 22 900 кг., вес нетто 69 890 кг., брутто вагона 92 790 кг. (брутто восточной тележки 52 260 кг., брутто западной тележки 40 530 кг.). Разница загрузки по тележкам составляет 11 730 кг. Излишек массы против документа составляет 1 440 кг. Согласно рекомендации МИ3115-2008 г с учетом предельного расхождения измерений массы нетто 3,11% (+/- 2129 кг), излишек массы в норме.
Масса груза по вагону N 611195087, тара - 22 700 кг, вес нетто - 69 820 кг, брутто вагона - 92 520 кг (вес брутто восточной тележки - 51 540 кг, брутто западной тележки - 40 980 кг). Разница загрузки по тележкам составляет 10 560 кг, излишек массы против документа составляет 1 270 кг. Согласно рекомендации МИ3115-2008 г с учетом предельного расхождения измерений массы нетто 3,11% (+/-2132 кг), излишек массы в норме, о чем составлен акт общей формы от 11.12.2018.
Установлен факт неравномерности загрузки, превышающими допустимую разницу. 11.12.2018 составлен коммерческий акт N ЗБК1804222/663.
ОАО "РЖД" на основании статьи 98 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации начислило неустойку в сумме 620 030 рублей. ОАО "РЖД" предъявило ООО "КС ГОК" об уплате пени претензию, оставленную без удовлетворения. О взыскании пени ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд, который обоснованно удовлетворил заявленное требование частично.
Искажение отправителем сведений в железнодорожной накладной, неравномерность загрузки спорных вагона, превышающей нормативно допустимую, подтверждается коммерческим актом N ЗБК1804222/663 от 11.12.2018, актами общей формы N 1/3814, N 1/3815 от 11.12.2018, справкой о результатах работы АСКОПВ и весов в поезде N 2395 индекс 9616-538-8642 от 11.12.2018.
Расхождение массы груза с данными, указанными в перевозочном документе, удостоверено в соответствии с требованиями статьи 119 УЖТ РФ, пункта 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, при соблюдении Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России N 45 от 18.06.2003.
Согласно статье 25 УЖТ РФ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом накладную.
Согласно пункту 80.2 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374, прием к перевозке грузов в вагонах открытого типа (за исключением контейнеров) производится перевозчиком путем проведения визуального осмотра груза в вагоне на наличие признаков утраты, недостачи или повреждения грузов, а также соблюдения требований ТУ N ЦМ-943.
В соответствии с пунктом 8.2 ТУ N ЦМ-943 проверку соблюдения грузоотправителем условий размещения и крепления груза выполняет уполномоченное перевозчиком лицо (в случае, когда перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, - уполномоченный работник железнодорожной станции).
Согласно пункту 5.1 ТУ N ЦМ-943, предъявляемый к перевозке груз должен быть подготовлен таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза, вагонов и контейнеров. С этой целью грузоотправителем должно быть обеспечено перед погрузкой грузов, содержащих мелкие фракции, дополнительные меры по уплотнению зазоров кузова вагона; поверхность груза после погрузки на открытый подвижной состав должна быть разровнена, а при необходимости и уплотнена.
Грузоотправители и грузополучатели в целях обеспечения сохранности вагонного парка должны соблюдать требования ГОСТ 22235-2010 (пункт 5.2 указанных ТУ).
Действия приемосдатчика груза при проведении наружного осмотра вагонов также регулируются положениями типовой должностной инструкции, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 15.02.2005 N 198р.
Искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе предполагает возможное возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, поэтому применение ОАО "РЖД" неустойки законно.
Судом первой инстанцией правомерно указано о наличии обоюдной вины как ответчика ввиду искажение сведений в железнодорожной накладной, неравномерность загрузки спорных вагона, превышающей нормативно допустимую, так и ОАО "РЖД", своевременно не исполнившего обязанность по проверке соблюдения грузоотправителем технических условий размещения и крепления грузов при приемке.
В силу пункта 81 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон либо кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера неустойки либо действовал недобросовестно, размер ответственности должника может быть уменьшен судом по этим основаниям в соответствии с положениями статьи 404 ГК РФ.
По заявлению ответчика судом первой инстанции размер штрафа уменьшен до 62 003 руб. с применением статьи 333 ГК РФ, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Степень несоразмерности заявленной неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией. В каждом отдельном случае суд по своему внутреннему убеждению вправе определить такие пределы, учитывая обстоятельства каждого конкретного дела.
В данном случае штраф в размере пятикратной провозной платы, установленный уставом, максимальный. Доказательств наличия у ОАО "РЖД" каких-либо негативных последствий, наступление аварийных случаев в результате превышения грузоподъемности тележек по рассматриваемой перевозке в материалы дела не представлено. Доводы жалобы о предполагаемых неблагоприятных последствиях и возможном размере ущерба.
Неустойка штрафного характера направлена на профилактику совершения грузоотправителем действий, нарушающих условия перевозки и сопряженных с возникновением аварийных ситуаций, и должна быть соразмерна цели обеспечения безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта с учетом конкретных обстоятельств нарушения.
Исследовав и оценив все представленные в материалы настоящего дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции, руководствуясь принципами соразмерности, соблюдения баланса между применяемой к ответчику мерой ответственности и последствиями ненадлежащего исполнения принятого им обязательства, обоснованно посчитал возможным уменьшить размер начисленной истцом неустойки до 62 003 руб. (до 1/2 провозной платы).
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением апелляционного суда от 08.10.2020 удовлетворено ходатайство ОАО "РЖД" о проведении зачета государственной пошлины на основании справки Арбитражного суда Красноярского края от 13.05.2020 на сумму 2000 руб. по платежному поручению от 16.01.2020 N 2147956 и на основании справки Арбитражного суда города Москвы от 01.06.2020 на сумму 2000 руб. по платежному поручению от 27.03.2020 N 2167850. По данному спору согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решение суда государственная пошлина составляет 3000 руб. Апелляционным судом произведен зачет указанной суммы. Разница в сумме 1000 руб. (справка Арбитражного суда города Москвы от 01.06.2020 по платежному поручению от 27.03.2020 N 2167850) подлежит возврату заявителю жалобы из бюджета как излишне уплаченная на основании статьи 104 АПК РФ, 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 11.08.2020 по делу N А16-4087/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 27.03.2020 N 2167850 в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-4087/2019
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат"