г. Хабаровск |
|
02 ноября 2020 г. |
А73-3421/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края: Ефимкова Е.К., представитель по доверенности от 16.09.2020 N 05.1-8-8256 (сроком по 31.12.2020);
от Администрации Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края: Закирова Н.Ю. представитель по доверенности от 26.06.2020 (сроком на 1 год);
от Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Дмитрия Александровича: представитель не явился;
от Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Дмитрия Александровича
на решение от 06.08.2020
по делу N А73-3421/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Дмитрия Александровича
к Министерству сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края
о признании незаконным отказа, выраженного в протоколе от 22.11.2019 N 1, в освобождении от обязанности по возвращению средств гранта (субсидии), внесении изменений в Соглашение о предоставлении грантов (субсидий),
об обязании принять решение об освобождении от обязанности по возвращению средств гранта (субсидии),
об обязании внести изменения в Соглашение о предоставлении грантов (субсидий),
третьи лица: Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края; Администрация Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Дмитрий Александрович (далее - заявитель, Глава КФХ) обратился в Арбитражный суд с заявлением к Министерству сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края о признании незаконным отказа, выраженного в протоколе от 22.11.2019 N 1, в освобождении от обязанности по возвращению средств гранта (субсидии), внесении изменений в Соглашение о предоставлении грантов (субсидий); об обязании принять решение об освобождении от обязанности по возвращению средств гранта (субсидии); об обязании внести изменения в Соглашение о предоставлении грантов (субсидий).
К участи в деле в качестве третьих лиц привлечены: Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края; Администрация Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Решением суда от 06.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд, установив, что Главой КФХ, в нарушение пунктов 7.3 - 7.4 Порядка и сроков рассмотрения документов, представляемых получателями субсидий, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значений показателей результативности использования субсидий, утвержденных Приказом Минсельхозразвития Хабаровского края от 08.12.2017 N 183 (далее - Порядок от 08.12.2017 N 183), не представлены: акт обследования сельскохозяйственных объектов и объектов инфраструктуры, материальных ценностей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления, а также цветные фотографии с изображением повреждений сельскохозяйственных объектов и объектов инфраструктуры, материальных ценностей с указанием на обороте даты и времени съемки, пришел к выводу о непредставлении заявителем доказательств наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению показателей результативности использования гранта.
Не согласившись с судебным актом, Глава КФХ обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы утверждает следующее: судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, те обстоятельства, которые суд посчитал установленными, не доказаны в полном объеме, опровергнуты доказательствами, имеющимися в материалах дела, при принятии решения судом допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлекшие принятие неправильного решения.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Министерство выражает несогласие с доводами такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
Представители заявителя жалобы, Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Министерства отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Администрации считает решение суда законным и обоснованным, просила апелляционную жалобу оставить - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, с учетом отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в соответствии с Порядком и условиями предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, из краевого бюджета грантов в форме субсидий на развитие животноводческих ферм молочного направления, утвержденными Постановлением Правительства Хабаровского края от 04.12.2017 N 472-пр (далее - Порядок N 472-пр), между Министерством сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края и Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Д.А. было заключено Соглашение о предоставлении из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории края, грантов в форме субсидий на развитие животноводческих ферм молочного направления от 03.05.2018 N 11 (далее - Соглашение).
На основании соглашения Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Д.А. 08.05.2018 г. был перечислен грант в размере 26844635 руб.
В силу пункта 1.6 раздела 1 Порядка N 472-пр - условием предоставления гранта является достижение сельскохозяйственным товаропроизводителем значений показателей результативности использования гранта, предусмотренных соглашением о предоставлении гранта.
Соглашением установлены показатели результативности использования гранта на 2019 год: количество построенных, реконструированных или модернизированных помещений, зданий, строений, сооружений животноводческой фермы молочного направления - 1 ед; производство продукции (молока) в год в объемах, определенных бизнес-планом - 0,078 тонн; наличие новых постоянных рабочих мест, созданных в животноводческой ферме молочного направления - 5 ед.
Как указывает в своем заявлении Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Д.А., в целях выполнения условий Соглашения, с момента получения гранта, он приступил к реализации бизнес-плана и взятых на себя обязательств по строительству животноводческой фермы молочного направления, а именно осуществил подготовительные работы: построил проезд до участка, очистил площадку от насаждений, произвел планировку участка, изготовил исполнительную съемку, закупил конструкцию животноводческого помещения (коровник) и оборудование для содержания крупного рогатого скота.
Однако 03.06.2019 из Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края он получил письмо N 2.1-32-2851 о невозможности использования указанного земельного участка под строительство животноводческой фермы молочного направления. Как следует из данного письма использование земельного участка кадастровый N 27:17:0329001:3438 под строительство животноводческой фермы молочного направления приведет к крайне негативному влиянию на экологическую обстановку в данном районе, а также невозможности его использования в дальнейшем по следующим причинам: земельный участок расположен на месте большого оврага, по которому в летнее время регулярно бегут ручьи, а в момент сильных дождей образуются большие разливы воды, в случае перемещения земельных масс в сторону оврага произойдут непоправимые последствия, которые повлекут за собой заболачивание данного района и размыв земельных масс; не учтена санитарно-защитная зона от планируемого объекта, которая после ее установления наложит ограничения пользованию ранее предоставленных смежных земельных участков.
Исходя из этого Администрацией Хабаровского муниципального района Хабаровского края Макаренко Д.А. рекомендовано для реализации проекта по строительству животноводческой фермы молочного направления рассмотреть земельные участки, расположенные на межселенной территории вдоль дороги краевого значения между населенными пунктами: с. Виноградовка и с. Федоровка.
В связи с неблагоприятной паводковой обстановкой с 29.07.2019 Распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.07.2019 N 623-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации в Хабаровском крае, в том числе в границах Хабаровского района был введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 05.08.2019 N 910 "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского муниципального района" с 05.08.2019 введен режим чрезвычайной ситуации.
В своем заявлении Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Д.А. также указывает, что из-за обильных осадков сложилась неблагоприятная паводковая ситуация, образовался повышенный уровень воды в ручьях и реках, расположенных в Хабаровском районе.
Ручей, протекающий в границах земельного участка N 27:17:0329001:3438, на котором предполагалось строительство животноводческой фермы молочного направления, превратился в реку, образовались сильные разливы воды, строительная площадка оказалась полностью затоплена водой.
Указанные обстоятельства (наводнение, подтопление, паводок) в соответствии с Порядком и сроками рассмотрения документов, представляемых получателями субсидий, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значений показателей результативности использования субсидий, утвержденных Приказом Минсельхозразвития Хабаровского края от 08.12.2017 N 183 (далее - Порядок от 08.12.2017 N 183), квалифицируются как обстоятельства непреодолимой силы, которые нельзя было ожидать при заключении соглашения, либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон соглашения.
Наводнение, подтопление и паводок препятствовали Макаренко Д.А., как получателю гранта в форме субсидии на развитие животноводческой фермы молочного направления, достижению в 2019 году значений показателей результативности использования субсидии, а именно строительство животноводческой фермы молочного направления и производство молока в объеме 0,078 тыс. тонн.
28.10.2019 Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Д.А. обратился в Министерство с заявлением об освобождении его от обязанности по возврату средств гранта (субсидии) в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, препятствующих достижению значений показателей результативности использования субсидий, и внесении изменений в соглашение о предоставлении из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, грантов в форме субсидий на развитие животноводческих ферм молочного направления.
В подтверждение обстоятельств непреодолимой силы, Макаренко Д.А. представлены: справка о наступлении опасного природного явления, выданной Федеральным государственным бюджетным учреждением "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"; уведомление Управления сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 24.08.2019; копия распоряжения Правительства Хабаровского края от 29.07.2019 N 623-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации"; копия постановления Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 05.08.2019 N 910 "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского муниципального района".
22.11.2019 решением комиссии Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края, выраженного в протоколе от 22.11.2019 N 1 по рассмотрению документов, представляемых получателями субсидий, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значений показателей результативности использования субсидий Макаренко Д.А. было отказано в освобождении от обязанности по возврату средств гранта (субсидии) в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, препятствующих достижению значений показателей результативности использования субсидий, и внесении изменений в соглашение о предоставлении из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, грантов в форме субсидий на развитие животноводческих ферм молочного направления, и внесении соответствующих изменений в Соглашение.
Не согласившись с данным отказом Министерства, глава КФХ обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с Порядком и условиями предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, из краевого бюджета грантов в форме субсидий на развитие животноводческих ферм молочного направления, утвержденными Постановлением Правительства Хабаровского края от 04.12.2017 N 472-пр (далее - Порядок N 472-пр), между Министерством сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края и Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Д.А. было заключено Соглашение о предоставлении из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории края, грантов в форме субсидий на развитие животноводческих ферм молочного направления от 03.05.2018 N 11 (далее - Соглашение).
На основании соглашения Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Д.А. 08.05.2018 был перечислен грант в размере 26 844 635 руб.
В силу пункта 1.6 раздела 1 Порядка N 472-пр - условием предоставления гранта является достижение сельскохозяйственным товаропроизводителем значений показателей результативности использования гранта, предусмотренных соглашением о предоставлении гранта.
Соглашением установлены показатели результативности использования гранта на 2019 год: количество построенных, реконструированных или модернизированных помещений, зданий, строений, сооружений животноводческой фермы молочного направления - 1 ед.; производство продукции (молока) в год в объемах, определенных бизнес-планом - 0,078 тонн; наличие новых постоянных рабочих мест, созданных в животноводческой ферме молочного направления - 5 ед.
В разделе 4 Порядка N 472-пр определен Порядок осуществления контроля за использованием гранта, порядок возврата гранта.
Согласно п. 4.1, 4.2, 4.3 Порядка N 472-пр - Получатели гранта предоставляют в министерство заверенные получателем гранта следующие документы: сведения о наличии остатка гранта - не позднее 15 рабочих дней по истечении срока, установленного пунктом 3.3 раздела 3 настоящих Порядка и условий, в произвольной форме; отчет о достижении результатов (целевых показателей) предоставления гранта: ежеквартально (за прошедший квартал) в течение четырех лет со дня перечисления гранта - не позднее 15 числа первого месяца следующего квартала, по форме, установленной министерством в соглашении; отчет об осуществлении расходов гранта: ежеквартально (за прошедший квартал) в течение срока, установленного пунктом 3.3 раздела 3 настоящих Порядка и условий, - не позднее 15 числа месяца следующего квартала, по форме, установленной министерством в соглашении, с приложением документов, подтверждающих фактически произведенные затраты.
К документам, подтверждающим фактически произведенные затраты, относятся: копии договоров купли-продажи (поставки), актов приема-передачи, товарных накладных или универсальных передаточных документов, а также выписки по расчетному счету, платежные поручения с оригинальными отметками банка и (или) кассовые чеки, содержащие обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа"; копии правоустанавливающих документов на построенное (реконструированное) за счет гранта недвижимое имущество; отчетность о финансово-экономическом состоянии: годовую - в течение 60 календарных дней по окончании календарного года, в котором предоставлен грант, и по окончании следующих за ним трех лет; за девять месяцев - в течение 30 календарных дней по окончании III квартала года, в котором предоставлен грант, и по окончании III кварталов следующих за ним трех лет, по формам, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Результатами (целевыми показателями) предоставления гранта являются: наличие новых постоянных рабочих мест, созданных получателем гранта в животноводческой ферме молочного направления, в количестве не менее установленного пунктом 3.5 раздела 3 настоящих Порядка и условий после получения гранта (единиц); количество построенных, реконструированных или модернизированных получателем гранта помещений, зданий, строений, сооружений животноводческой фермы молочного направления после получения гранта в течение каждого года срока реализации бизнес-плана (единиц); производство продукции (молока) в год в объемах, определенных бизнес-планом (тыс. тонн).
Оценка результативности использования гранта его получателем осуществляется министерством на основании сравнения результатов (целевых показателей) предоставления гранта, установленных соглашением, и фактически достигнутых получателем гранта результатов (целевых показателей) предоставления гранта по истечении 24 месяцев с даты получения гранта и следующих двух лет по истечении указанного срока в соответствии с отчетами о достижении результатов (целевых показателей) предоставления гранта (далее - отчетная дата).
Согласно п. 4.4. Порядка N 472-пр - в случае если получателем гранта по истечении периода, установленного пунктом 3.3 раздела 3 настоящих Порядка и условий, а также последующих за указанным периодом двух лет не достигнуты результаты (целевые показатели) предоставления гранта, установленные соглашением, и в срок до установленной подпунктом 2 пункта 4.1 настоящего раздела даты представления очередного отчета о достижении результата (целевых показателей) предоставления гранта (по истечении периода, установленного пунктом 3.3 раздела 3 настоящих Порядка и условий) указанное недостижение не устранено, объем средств, подлежащих возврату в краевой бюджет в течение одного месяца по истечении периода, установленного пунктом 3.3 раздела 3 настоящих Порядка и условий, а также последующих за указанным периодом трех лет, рассчитывается по формуле.
В соответствии с п. 4.5 Порядка N 472-пр - Основанием для освобождения получателя гранта от применения мер, предусмотренных пунктом 4.4 настоящего раздела, является представление в министерство не позднее 15 января года, следующего за годом предоставления гранта, и (или) последующих четырех лет после года получения гранта документов, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению результатов (целевых показателей) предоставления гранта, предусмотренных соглашением.
Порядок и сроки рассмотрения документов, представляемых получателем гранта и подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значения показателя результативности использования гранта, установлены приказом министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края от 08.12.2017 N 183.
В соответствии с п. 4 раздела 3 Порядка от 08.12.2017 N 183 - К обстоятельству непреодолимой силы относятся: Наступление опасных природных явлений, таких как атмосферная и почвенная засухи, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльная буря, ледяная корка, половодье, наводнение, подтопление, паводок, оползень, переувлажнение почвы, сильный ветер, ураганный ветер, лавина, сель, на территории соответствующих муниципальных образований Хабаровского края подтверждается справкой о наступлении опасного природного явления, выданной Федеральным государственным бюджетным учреждением "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", и введением на территории муниципального образования Хабаровского края режима чрезвычайной ситуации в году предоставления субсидии.
Согласно разделу 7 Порядка от 08.12.2017 г. N 183 - Документами, подтверждающими наступление опасных природных явлений, являются: 7.1. Справка о наступлении опасного природного явления, выданная в соответствии с пунктами 4 - 6 настоящего Порядка; 7.2. Копия документа, устанавливающего введение на территории муниципального образования режима чрезвычайной ситуации, вызванной опасными природными явлениями, указанными в пункте 4 настоящего порядка; 7.3. Акты обследования (в соответствии с пострадавшими объектами): посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления (далее - Комиссия); многолетних насаждений, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами Комиссии; сельскохозяйственных животных (птицы), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами Комиссии; объектов аквакультуры, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами Комиссии; сельскохозяйственных объектов и объектов инфраструктуры сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами Комиссии; материальных ценностей сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами Комиссии; 7.4. Цветные фотографии с изображением повреждений пострадавших сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, объектов аквакультуры, сельскохозяйственных объектов и объектов инфраструктуры, материальных ценностей с указанием на обороте даты и времени съемки, которые должны быть заверены подписью и печатью председателя Комиссии.
В ходе рассмотрения заявления комиссией установлено, что Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Д.А. в нарушение пунктов 7.3 - 7.4 Порядка от 08.12.2017 N 183 не представлены: акт обследования сельскохозяйственных объектов и объектов инфраструктуры, материальных ценностей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления, а также цветные фотографии с изображением повреждений сельскохозяйственных объектов и объектов инфраструктуры, материальных ценностей с указанием на обороте даты и времени съемки.
Постановлением администрации Хабаровского муниципального района края от 05.08.2019 N 910 "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского муниципального района" с 05.08.2019 на территории Хабаровского муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации Хабаровского муниципального района края от 17.09.2019 N 1177 "Об определении границ зон чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского муниципального района" (в редакции от 16.12.2019 г.) определены границы зоны чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского муниципального района.
Земельный участок с кадастровым номером 27:17:0329001:3438, переданный Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Д.А. в установленные границы зоны не включен.
Таким образом, Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Д.А. при обращении в Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края не представлено доказательств наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению показателей результативности использования гранта.
Также при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно сведениям ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 27:17:0329001:3438 - жилищное строительство, правообладатель указанного земельного участка Тарасевич Евгений Юрьевич, обременение в виде аренды установлено в пользу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Д.А. сроком с 23.03.2018 по 22.03.2028.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" виду разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" соответствует размещение жилого дома, выращивание сельскохозяйственных культур, размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
При этом, данный вид разрешенного использования не предполагает размещение животноводческой фермы.
03.06.2019 Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края направило в адрес Макаренко Д.А. сообщение N 2.1-32-2851 от 03.06.2019 о невозможности использования земельного участка с кадастровым номером 27:17:0329001:3438 под строительство молочной фермы, так как участок расположена месте большого оврага, по которому в летнее время года регулярно бегут ручьи, а в момент сильных дождей образуются большие розливы дождей, что повлечет заболачивание и размыв земельных масс, не учтена санитарно-защитная зона и рекомендовано последнему рассмотреть другие земельные участки.
04.06.2019 (вх. N 8288-2.1-32) в адрес Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Д.А. поступило обращение о предоставлении другого земельного участка для размещения фермы на межселенной территории вдоль дороги краевого значения с. Виноградовка, с. Федоровка.
03.07.2019 Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района (далее - Комитет) Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Д.А. был предложен в аренду без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 27:17:0302901:538 общей площадью 2,5 га, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
22.07.2019 в адрес Комитета обратился Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Д.А. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 27:17:0302901:538.
23.09.2019 между Комитетом и Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Д.А. был заключен договор аренды земельного участка N A311/19 от 23.09.2019 с кадастровым номером 27:17:0302901:538 общей площадью 24917 кв. м, расположенный по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Федоровка, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, сроком действия с 23.09.2019 по 22.07.2024.
02.12.2019 вх. N 18380-2.1-33 в комиссию по ЧС Хабаровского муниципального района обратился Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Д.А. с просьбой выдать акт обследования, подписанный членами комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, с целью обращения в Министерство с заявлением об освобождении от обязанности по возврату гранта, в связи с обстоятельствами непреодолимой силы.
09.07.2020 представителями администрации Хабаровского муниципального района проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 27:17:0302901:538, согласно которому участок по периметру не огражден, не охраняется, доступ на участок свободный, на земле лежат бетонные плиты, имеют признаки длительного износа (разрушения). Территория участка вокруг бетонных плит расчищена от древесно-кустарниковой растительности, присутствуют пни. На участок организован съезд с трассы, частично обустроен проезд в границах участка, при въезде на участок расположен вагончик.
Земельный участок с кадастровым номером 27:17:0329001:3438 по периметру не огражден, не охраняется, пеший доступ к участку затруднен, в виду наличия лесной растительности, подъездная дорога к участку отсутствует. Участок представляет собой русло ручья, с произрастающей древесной растительностью естественного происхождения, земельный участок в соответствии с целевым назначением не освоен, следы освоения отсутствуют (отсутствует территория, расчищенная от древесно-кустарниковой растительности, отсутствуют объекты незавершенного строительства).
По результатам осмотра составлен акт осмотра земельного участка от 09.07.2020, проводилась фотосъемка, которые представлены суду.
Из анализа статей 198, 201 АПК РФ следует, что для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств, а именно: несоответствие решения, действий (бездействия) закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение решением, действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дела в суде Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Д.А. неоднократно предлагалось представить доказательства обследования земельного участка, фотографии с учетом п. 7.3 - 7.4 Порядка, утвержденного Приказом Минсельхозразвития Хабаровского края от 08.12.2017 N 183, доказательства фактического выполнения работ, условий в соответствии с Соглашением N 11 от 03.05.2018.
Однако указанные доказательства Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Д.А. при рассмотрении дела в суде не представлены.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый отказ Министерства, выраженный в протоколе от 22.11.2019 N 1 в освобождении от обязанности по возвращению средств гранта (субсидии), внесении изменений в Соглашение о предоставлении грантов (субсидий) соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная 06.10.2020 заявителем жалобы государственная пошлина в сумме 2850 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06 августа 2020 года по делу N А73-3421/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Возвратить Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Дмитрию Александровичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2850 руб., как излишне уплаченную согласно чека по операции Сбербанк Онлайн от 06.10.2020. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3421/2020
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Макаренко Дмитрий Александрович
Ответчик: Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края
Третье лицо: Администрация Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Норка Максим Анатольевич