5 февраля 2024 г. |
Дело N А83-24206/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.02.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Колупаевой Ю.В., Сикорской Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кучиной А.В.,
лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Рич-Плюс" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01 ноября 2023 года по делу N А83-24206/2022 (судья Плотников И.В.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Рич-Плюс" (ОГРН: 1149204012638, ИНН: 9201004259)
к Министерству топлива и энергетики Республики Крым
(ОГРН: 1149102017591, ИНН: 9102012202),
Республике Крым в лице Совета Министров Республики Крым,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымгазсети",
об обязании принять имущество,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Рич-Плюс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Министерству топлива и энергетики Республики Крым (далее - ответчик) об обязании ответчика принять безвозмездно от истца в собственность Республики Крым объекты недвижимого имущества:
- наружные сети газоснабжения, местоположение: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Козлова/Балаклавская, кадастровый N 90:22:010306:6268;
- наружные сети газоснабжения местоположение: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Козлова/Балаклавская, кадастровый N 90:22:010306:6275;
- наружные сети газоснабжения, местоположение: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Козлова/Балаклавская, кадастровый N 90:22:010306: 6267.
Исковые требования обоснованы тем, что истец, являясь застройщиком многоэтажных жилых домов по ул. Батурина в г. Симферополь, жилой комплекс "Город Мира", за счет собственных средств осуществил строительство трех сетей газоснабжения, обеспечивающих природным газом многоквартирные жилые дома в микрорайоне, право собственности, на которые зарегистрировано за истцом. Поскольку после сдачи всех строящихся жилых домов в эксплуатацию, деятельность истца на застраиваемых участках завершится, истец не имеет отношения к инфраструктуре, обслуживающей дома. При этом ГУП РК "Крымгазсети" заключило с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах договоры газоснабжения, в соответствии с которыми осуществляет поставку газа потребителям и получает за это плату, то есть фактически использует наружные сети газоснабжения в микрорайоне, в связи с чем право владения и пользования данными сетями должно принадлежать данному предприятию.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01.11.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что Соглашение о реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым N 77 от 25.04.2016 года, в рамках которого истцом произведена многоэтажная жилая застройка с объектами бытового назначения - жилой комплекс "Город Мира", для газоснабжения которого были построены спорные газовые сети, не предусматривает передачу данных сетей после окончания строительства в государственную собственность Республики Крым. При этом, действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает, что наружные сети газоснабжения могут находится исключительно в государственной собственности и не устанавливает обязанность ответчиков по принятию данных сетей в собственность Республики Крым.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ООО "Специализированный застройщик "Рич-Плюс" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции при принятии решения неполно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения настоящего спора, а также неправильно применил нормы материального права.
Так, по мнению апеллянта, судом первой инстанции не учтено, что нормы Распоряжения Совета министров Республики Крым от 24.06.2014 года N 574-р "О создании ГУП РК "Крымгазсети", основной целью деятельности предприятия устанавливают выполнение комплекса работ по бесперебойному и безаварийному обеспечению потребителей природным газом и/или сжиженным газом, эксплуатацию систем газоснабжения. При обеспечении потребителей газом, данное предприятие обязано эксплуатировать все системы газоснабжения, не деля их на профильные (газораспределительные) и не профильные (сети газопотребления).
Указание суда на то, что спорные сети являются сетями газопотребления, нормативно и технически не обосновано. Газопроводы на сегодняшний день, расположены на трёх разных земельных участках и обеспечивают газоснабжение трёх кварталов состоящих из сорока четырёх жилых домов и двух муниципальных детских садов. Строительство продолжается, и к данной сети газоснабжения будут подключаться другие жилые дома и социальные объекты, расположенные на других земельных участках.
Более подробные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымгазсети" и Совет министров Республики Крым представили отзывы на апелляционную жалобу, просят оставить её без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменений, по тем основаниям, что на объекте капитального строительства "Строительство многоэтажной жилой застройки с объектами торгово-бытового назначения ул. Козлова/Балаклавская в г. Симферополе", Симферопольским УЭГХ ГУП РК "Крымгазсети" в полном объёме выполнены строительно-монтажные работы по созданию сети газораспределения, предусмотренные договором о подключении.
На основании выданных технических условий и согласованной проектной документации, на вышеуказанном объекте ООО "Крымгазизоляция" выполнены работы по строительству сети газопотребления. Согласно исполнительно - технической документации на вышеуказанный объект газоснабжения, заказчик по строительству сети газопотребления - ООО "Специализированный застройщик "Рич-Плюс".
Газопроводы среднего, низкого давления и ШРП по адресу: г. Симферополь, ул. Козлова/ул. Балаклавская, кадастровый номер 90:22:010306:6268 г. Симферополь, ул. Козлова/ул. Балаклавская, кадастровый номер 90:22:010306:6275, г. Симферополь, ул. Козлова/ул. Балаклавская, кадастровый номер 90:22:010306:6267, являются сетью газопотребления, были запроектированы и построены только для газопотребления многоквартирных жилых домов жилого комплекса "Город Мира", подключение других существующих и перспективных потребителей природного газа не предусмотрено.
Согласно актам разграничения имущественной принадлежности, границей разграничения имущественной и эксплуатационной ответственности сторон между ГУП РК "Крымгазсети" и ООО "Специализированный застройщик" "Рич-Плюс", являются отключающие устройства на границах земельных участков объектов капитального строительства "Строительство многоэтажной жилой застройки с объектами торгово-бытового назначения ул. Козлова/Балаклавская в г. Симферополе". Вышеуказанные акты подписаны сторонами без замечаний. В соответствии с данными из Единого государственного реестра недвижимости право собственности на указанные газопроводы зарегистрировано за истцом.
Таким образом, для обслуживания указанных выше газопроводов и ШРП собственник вправе заключить договор на техническое обслуживание объекта газоснабжения с ГУП РК "Крымгазсети" или иной специализированной организацией, имеющей необходимые разрешительные документы.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив его материалы, оценив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Специализированный застройщик "Рич-Плюс", являясь на основании заключенного с Советом министров Республики Крым соглашения о реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым N 77 от 25.04.2016 года застройщиком многоэтажных жилых домов по улице Батурина в г. Симферополе, жилой комплекс - "Город Мира", за счёт собственных средств осуществило строительство трёх объектов недвижимого имущества - наружных сетей газоснабжения, обеспечивающих природным газом многоквартирные жилые дома в микрорайоне:
- подземный газопровод, кадастровый номер 90:22:010306:6268, включает в себя сооружение надземного и подземного газопровода низкого и среднего давления протяжённостью 663 метра и газораспределительный пункт блочный ГРПБ ЭС-ПГБ-139/80/2-У1 и обеспечивает газоснабжение 13-ти многоквартирных жилых домов. Право собственности истца на объект недвижимого имущества было зарегистрировано 30.06.2021.
- наружная сеть газоснабжения, кадастровый номер 90:22:010306:6275, включает в себя сооружение надземного и подземного газопровода низкого и среднего давления, протяжённостью 881 метр и газораспределительный пункт блочный - ГРПБ ЭС-ПГБ-139/80/2-У1 и обеспечивает газоснабжение 16-ти многоквартирных жилых домов. Право собственности истца на объект недвижимого имущества было зарегистрировано 28.07.2021.
- наружная сеть газоснабжения, кадастровый номер 90:22:010306:6267, включает в себя сооружение надземного и подземного газопровода низкого и среднего давления, протяжённостью 1 090 метр и два газораспределительных пункта блочных - ГРПБ ЭС-ПГБ-139/80/2-У1 и обеспечивает газоснабжение 15-ти многоквартирных жилых домов.
Право собственности истца на объект недвижимого имущества было зарегистрировано 29.06.2021.
В соответствии с техническими условиями, на основании договора о подключении N 769/ДП-15 от 21.12.2015 года, договора о подключении (по индивидуальному проекту) N 3НКС от 01.09.2017 года, договора N 24КС о подключении (технологическом присоединении по индивидуальному проекту) объектов капитального строительства к сети газораспределения от 19.04.2018 года ГУП РК "Крымгазсети" осуществило подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства входящих в микрорайон "Многоэтажная жилая застройка с объектами торгово-бытового назначения по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Козлова/Балаклавская" к сети газораспределения.
Ссылаясь на то, что построенный и введенный в эксплуатацию комплекс сетей газоснабжения среднего и низкого давления и газораспределительных станций обеспечивает газоснабжение всего микрорайона, в связи с чем не может быть отнесён к общедомовому имуществу многоквартирных жилых домов в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также на то, что ООО "СЗ "Рич-Плюс" являясь застройщиком и инвестором строительства, после сдачи жилых домов в эксплуатацию, не сможет являться ни собственником, ни эксплуатирующей организацией комплекса сетей газоснабжения микрорайона, ООО "СЗ "Рич-Плюс" неоднократно письмами от 31.03.2021, 01.10.2021, 07.06.2022 и 18.10.2022 года обращалось в Министерство топлива и энергетики Республики Крым по вопросу безвозмездной передачи вышеуказанных сетей газоснабжения, принадлежащих на праве собственности ООО "СЗ "Рич-Плюс", а также в ГУП РК "Крымгазсети" о возможности закрепления спорных сетей газоснабжения за ГУП РК "Крымгазсети" на праве хозяйственного ведения.
Письмами от 13.04.2021, 21.10.2021 и 20.06.2022 года ГУП РК "Крымгазсети" отказало истцу в согласовании передачи спорных сетей газоснабжения в хозяйственное ведение ГУП РК "Крымгазсети", ссылаясь на нецелесообразность закрепления на праве хозяйственного ведения данных объектов, ввиду того, что газопроводы среднего и низкого давления и ШРП являются сетью газопотребления, были запроектированы и построены только для газопотребления многоквартирных жилых домов в жилом комплексе "Город Мира" и подключение других существующих и перспективных потребителей природного газа не предусмотрено.
Письмом от 18.10.2022 года N 6639/03-1-13/4/2/1 Министерство топлива и энергетики Республики Крым отказало истцу в принятии спорных сетей в собственность Республики Крым, в связи с тем, что сети газопотребления не являются профильными для ГУП РК "Крымгазсети", подключение к ним дополнительных потребителей не предусмотрено при их проектировании, а принятие их на баланс потребует дополнительных расходов со стороны ГУП РК "Крымгазсети".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Специализированный застройщик "Рич-Плюс" в Арбитражный суд Республики Крым с данными исковыми требованиями.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционных жалоб и материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, по следующим основаниям.
Так, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на объекте капитального строительства "Строительство многоэтажной жилой застройки с объектами торгово-бытового назначения ул. Козлова/Балаклавская в г. Симферополе" Симферопольским УЭГХ ГУП РК "Крымгазсети" в полном объёме выполнены строительно-монтажные работы по созданию сети газораспределения, предусмотренные договором о подключении.
На основании выданных технических условий и согласованной проектной документации на вышеуказанном объекте ООО "Крымгазоизоляция" выполнены работы по строительству сети газопотребления. Согласно исполнительно-технической документации на вышеуказанный объект газоснабжения заказчик по строительству сети газопотребления - ООО "Специализированный застройщик "Рич-Плюс".
Судом было установлено, что согласно сведений из Единого государственного реестра недвижимости, право собственности на спорные газопроводы зарегистрировано за ООО "Специализированный застройщик "Рич-Плюс".
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии со статьей 14 Закона Республики Крым от 19.07.2022 года N 307-ЗРК/2022 "Об исполнительных органах Республики Крым", Совет министров Республики Крым в соответствии с компетенцией Республики Крым и в пределах своих полномочий, установленных Конституцией Республики Крым, настоящим Законом управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Республике Крым в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 20 Закона N 307-ЗРК предусмотрено, что Совет министров Республики Крым на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Крым, законов Республики Крым, правовых актов Главы Республики Крым издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Совет министров Республики Крым осуществляет свою деятельность непосредственно и через соответствующие исполнительные органы Республики Крым.
Проекты актов, принимаемых Советом министров Республики Крым, в том числе, о принятии в собственность объектов недвижимости, подготавливаются соответствующими профильными исполнительными органами Республики Крым, и принимаются в порядке, определяемом Регламентом Совета министров Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 06.08.2014 N 242.
Совет министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения собственностью Республики Крым принимает решения о закреплении имущества Республики Крым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятиями и учреждениями, за исключением случаев, установленных пунктом 9 части 2 настоящей статьи (пункт 14 части 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 года N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении собственностью Республики Крым").
Пунктом 3 Распоряжения Совета министров Республики Крым от 24.06.2014 года N 574-р определено, что Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымгазсети" относится к ведению Министерства топлива и энергетики Республики Крым.
Основной целью деятельности Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымгазсети" является обеспечение потребителей Республики Крым природным и/или сжиженным газом с использованием наилучших подходов и методов управления, эффективной работы, направленной на рост прибыльности Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымгазсети" (пункты 2.1., 2.2. Распоряжения Совета министров Республики Крым от 24.06.2014 года N 574-р "О создании Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымгазсети").
Предметом деятельности Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымгазсети" является выполнение комплекса работ по бесперебойному и безаварийному обеспечению потребителей природным газом и/или сжиженным газом, эксплуатация систем газоснабжения, газификация объектов, а также другие виды производственной, коммерческой, финансовой деятельности, предусмотренные действующим законодательством.
Суд первой инстанции правильно указал, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", газораспределительная организация - это специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы, следовательно, ГУП РК "Крымгазсети" является газораспределительной организацией.
Согласно пункту 7 Технического регламента "О безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 года N 870, сеть газораспределения - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий); сеть газопотребления - это единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием.
Из материалов дела следует, что газопроводы среднего и низкого давления и ШРП по адресу: г. Симферополь, ул. Козлова/ул. Балаклавская с кадастровыми номерами 90:22:010306:6268; 90:22:010306:6275 и 90:22:010306:6267, были запроектированы и построены только для газопотребления многоквартирных жилых домов в жилом комплексе "Город Мира", являются единым производственно-технологическим комплексом объекта газоснабжения, подключение других существующих и перспективных потребителей природного газа не предусмотрено.
Согласно актам разграничения имущественной принадлежности от 13.05.2019 и 05.11.2020 года, границей разграничения имущественной и эксплуатационной ответственности сторон между ГУП РК "Крымгазсети" и ООО "Специализированный застройщик "Рич-Плюс" являются отключающие устройства на границах земельных участков объектов капитального строительства "Строительство многоэтажной жилой застройки с объектами торгово-бытового назначения ул. Козлова/Балаклавская в г. Симферополе".
Вышеуказанные акты подписаны со стороны заказчика - ООО "Специализированный застройщик "Рич-Плюс" без замечаний.
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что спорные газопроводы являются сетью газопотребления и не являются профильными для ГУП РК "Крымгазсети", поскольку ГУП РК "Крымгазсети" является газораспределительной организацией.
Кроме того, соглашение о реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым N 77 от 25.04.2016 года, в рамках которого истцом произведена многоэтажная жилая застройка с объектами бытового назначения - жилой комплекс "Город Мира", для газоснабжения которого были построены спорные газовые сети, не предусматривает передачу данных сетей после окончания строительства в государственную собственность Республики Крым, в связи с чем, для обслуживания указанных выше газопроводов и ШРП собственник (ООО "Специализированный застройщик "Рич-Плюс") вправе заключить договор на техническое обслуживание объекта газоснабжения с ГУП РК "Крымгазсети" или иной специализированной организацией, имеющей необходимые разрешительные документы.
Поскольку действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает, что наружные сети газоснабжения могут находится исключительно в государственной собственности и не устанавливает обязанность ответчиков по принятию данных сетей в собственность Республики Крым, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 1 ноября 2023 года по делу N А83-24206/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Рич-Плюс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-24206/2022
Истец: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "РИЧ-ПЛЮС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ГУП РК "КРЫМГАЗСЕТИ", Совет Министров Республики Крым