г. Ессентуки |
|
27 октября 2020 г. |
Дело N А63-6245/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 27.10.2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей: Луговой Ю.Б., Казаковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домострой" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.07.2020 по делу N А63-6245/2020, при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Темп" - Костроминова В.В. по доверенности от 16.03.2020, от комитета Ставропольского края по государственным закупкам - Мурзиной А.Н. по доверенности от 01.04.2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Домострой" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Темп" (далее - ООО "Темп"), комитету Ставропольского края по государственным закупкам (далее - комитет) о признании недействительным итогов электронного аукциона N 0121200004720000310 на выполнение подрядных работ по строительству общеобразовательной школы на 696 мест со встроенным плавательным бассейном в селе Прасковея Буденновского района для обеспечения муниципальных нужд Буденновского муниципального района Ставропольского края, о признании недействительным муниципального контракта от 27.04.2020, заключенного между ООО "ТЕМП" и администрацией.
Решением от 23.07.2020 Арбитражный суд Ставропольского края отказал в удовлетворении исковых требований. Суд пришел к выводу об отсутствии нарушений при организации и проведении процедуры закупки.
Считая указанное решение незаконным, ООО "Домострой" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что вывод суда первой инстанции о законности действий аукционной комиссии не соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам спора. Закон N 44-ФЗ не предусматривает возможность отклонения заявки участника по причине несоответствия условий банковской гарантии.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного разбирательства с соответствующим файлом размещена 17.09.2020 на сайте http://arbitr.ru// в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, что 17.03.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" комитетом размещены извещение и документация о закупке "Выполнение подрядных работ по строительству общеобразовательной школы на 696 мест со встроенным плавательным бассейном в селе Прасковея Буденновского района для обеспечения муниципальных нужд Буденновского муниципального района Ставропольского края" путём проведения электронного аукциона N 0121200004720000310 (далее - электронный аукцион) на основании обращения заказчика - администрации в соответствии с Порядком взаимодействия комитета Ставропольского края по государственным закупкам при осуществлении централизованных закупок и товаров, работ услуг для обеспечения нужд Ставропольского края и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Губернатора Ставропольского края от 14 марта 2016 года N 92 (далее - Порядок взаимодействия). Начальная максимальная цена контракта - 911 614 189, 55 рублей.
На участие в электронном аукционе поступили две заявки: от участников ООО "Домострой" и ООО "Темп", предложения о цене контракта подали оба участника.
По результатам рассмотрения вторых частей, заявка ООО "Домострой" признано единой комиссией по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ставропольского края и муниципальных нужд (далее - единая комиссия уполномоченного органа) несоответствующей требованиям Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и документации об электронном аукционе на основании пункта 2 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ.
Общество, считая, что его права нарушены, обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о признании электронного аукциона и заключенного по его результатам контракта недействительными.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
На основании ч. 1 ст. 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (ч. 2 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 1 статьи 68 Закона N 44-ФЗ в электронном аукционе могут участвовать только аккредитованные и допущенные к участию в таком аукционе его участники.
Согласно ч. 2 ст. 68 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении день.
В соответствии с ч. 18 ст. 68 Закона N 44-ФЗ протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона. В этом протоколе указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания такого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.
Частью 1 статьи 69 Закона N 44-ФЗ, установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 данного Закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч. 2 ст. 69 Закона N 44-ФЗ аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: 1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены п. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66 данного Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 данного закона.
Из положений части 1 статьи 26 Закона N 44-ФЗ следует, что в том случае, когда определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляет уполномоченный орган, такие закупки называют централизованными.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, является основанием для отказа в принятии банковской гарантии.
Как следует из материалов дела и истцом не оспаривается, в банковской гарантии, предоставленной ООО "Домострой", бенефициаром указан заказчик, что не соответствует требованиям пункта 3 части 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ и пунктов 6.1, 6.2 раздела 6 документации об электронном аукционе.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основания для признания заявки ООО "Домострой" соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и документации об электронном аукционе у единой комиссии уполномоченного органа отсутствовали.
В связи с изложенным, отклонение заявки истца в электронном аукционе является обоснованным а, следовательно, в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции отказано обоснованно.
Довод апелляционной жалобы о том, что в полномочия комитета не входит возможность получения денежных средств по банковским гарантиям, выданным в качестве обеспечения заявок, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 Положения о комитете Ставропольского края по государственным закупкам, утвержденного Постановлением Губернатора Ставропольского края от 04.04.2016 N 155 (далее - Положение о комитете) комитет Ставропольского края по государственным закупкам (далее - комитет) является органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным на осуществление функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Ставропольского края, муниципальных заказчиков, в случаях, установленных частями 4, 7 и 8 статьи 26 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В соответствии с подпунктами 14, 15 пункта 12.7 Раздела III "Полномочия" Положения о комитете комитет осуществляет организацию контроля за приемом денежных средств, перечисленных в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также организацию возврата участникам закупок денежных средств, перечисленных в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 12.14 раздела III комитет также осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края. В соответствии с последним абзацем данного раздела, комитет наряду с правами, указанными в настоящем Положении, обладает иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0121200004720000310 указано: "Размещение осуществляет Уполномоченный орган Комитет Ставропольского края по государственным закупкам; в разделе "Обеспечение заявок" указано: "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок - в соответствии с разделом 6 документации". Заказчиком в пункте 6.1 документации указано: "Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в электронном аукционе осуществляется участником закупки. При этом в случае осуществления централизованной закупки в банковской гарантии в качестве бенефициара указывается уполномоченный орган".
Публикация заказчиком аукционной документации является офертой, а подача участником заявки на участие в аукционе является акцептом оферты в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, подавая заявку, истец согласился с условиями документации, положения пунктов 6.1, 6.2 аукционной документации он не обжаловал, с запросом о разъяснении положений документации он не обращался.
Довод апелляционной жалобы о том, что отклонение заявки участника со ссылкой на пункт 2 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ является незаконной, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку основан на неверном толковании норм права, поскольку пунктом 3 части 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ прямо предусмотрено, что несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, является основанием для отказа в принятии банковской гарантии.
Доводов, которые могли бы повлечь изменения или отмену судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.07.2020 по делу N А63-6245/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6245/2020
Истец: ООО "ДОМОСТРОЙ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ БУДЕННОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, КОМИТЕТ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ, ООО "ТЕМП"
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ, Хутов Артур Геннадьевич