город Ростов-на-Дону |
|
05 февраля 2024 г. |
дело N А32-31162/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от ООО "Монолит-Строй" посредством веб-конференции: Чепеля С.А. по доверенности от 28.12.2023;
от ГЖИ Краснодарского края посредством веб-конференции: Барановой Ю.В. по доверенности от 09.08.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22.11.2023 по делу N А32-31162/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Монолит-Строй"
(ИНН 2304067603, ОГРН 1152304000331)
к государственной жилищной инспекции Краснодарского края
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Заря" (ИНН 2304067762, ОГРН 1152304000496)
о признании ненормативных актов недействительными, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Монолит-Строй" (далее - заявитель, ООО "Монолит-Строй", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - ГЖИ Краснодарского края, инспекция) с заявлением:
- о признании недействительным решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края и возврате заявления и документов от 19.04.2023 N 1625,
- о признании недействительным решения о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края от 16.05.2023 N 1964/1,
- о признании недействительным решения о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края от 16.05.2023 N 1965/1;
- об обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о включении многоквартирного дома N 12 мкр. Парус г. Геленджика в реестр лицензий домов под управлением ООО "Монолит-Строй".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2023 решения государственной жилищной инспекции Краснодарского края об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края и возврате заявления и документов от 19.04.2023 N 1625, о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края от 16.05.2023 N 1964/1, о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края от 16.05.2023 N 1965/1 - признаны недействительными.
Суд обязал государственную жилищную инспекцию Краснодарского края повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Монолит-Строй" от 04.04.2023 о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в связи с заключением (расторжением) договора управления многоквартирным домом с собственниками помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Возмещены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГЖИ Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция ссылается на то, что отсутствие у органа государственного жилищного надзора права самостоятельно устанавливать ничтожность решения общего собрания собственников помещений не исключает наличия у ГЖИ Краснодарского края полномочий по отказу во внесении изменений в реестр лицензий ввиду несоответствия заявления и документов требованиям, установленным пунктом 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденых приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр, в том числе в случае, если по результатам проведенной проверки выявлены признаки ничтожности такого решения. Заявитель также указывает, что сведения о спорном многоквартирном доме с 01.08.2023 находятся в перечне многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Монолит-Строй", на основании решений ГЖИ Краснодарского края от 18.07.2023 N 3118, принятого по результатам рассмотрения заявления ООО "Монолит-Строй" от 24.05.2023 (вх. N Л75-2436) о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в связи с заключением договоров управления многоквартирным домом от 20.05.2023 N 6н с собственниками помещений на основании протоколов общих собраний собственников от 20.05.2023 N 6. Рассмотреть повторно заявление ООО "Монолит-Строй" от 04.04.2023 не целесообразно, так как существуют более поздние решения собственников помещений в многоквартирном доме, чем те, которые указаны в заявлении ООО "Монолит-Строй" от 04.04.2023
ООО "Монолит-Строй" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
Протокольным определением суд удовлетворил ходатайства ООО "Монолит-Строй" и ГЖИ Краснодарского края о проведении веб-конференции.
В судебном заседании представитель ГЖИ Краснодарского края доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ООО "Монолит-Строй" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Монолит-Строй" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 17.08.2020 N 866.
ООО УК "Заря" 17.03.2023 обратилось в ГЖИ Краснодарского края с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края (вх. N Л75-1166) в части включения сведений о многоквартирном доме (далее - спорный МКД), расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, мкр. Парус, д. 12, в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО УК "Заря" в связи с заключением договора управления от 03.03.2023 N б/н на основании решений собственников помещений в МКД, оформленных протоколом от 03.03.2023 N 1/2023.
В рамках рассмотрения поступившего заявления ГЖИ Краснодарского края установлено, что сведения о МКД в реестре лицензий Краснодарского края содержатся в перечне многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Монолит-Строй".
В связи с наличием противоречий сведений, указанных в заявлении ООО УК "Заря", информации, содержащейся в реестре лицензий Краснодарского края, а также учитывая отсутствие заявления ООО "Монолит-Строй" о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в части исключения сведений о МКД из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Монолит-Строй", в связи с прекращением, расторжением договора управления, ГЖИ Краснодарского края на основании подпунктов "а" и "в" пункта 10 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), принято решение от 30.03.2023 N 1268 о приостановлении рассмотрения заявления ООО УК "Заря".
В период приостановления рассмотрения заявления и документов ООО УК "Заря", 06.04.2023 ООО "Монолит-Строй" обратилось в ГЖИ Краснодарского края с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края (вх. N Л75-1631) в части изменения основания управления МКД в связи с заключением договора управления от 24.03.2023 N 58 на основании решений собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от 24.03.2023 N 5.
В ходе рассмотрения заявления и документов ГЖИ Краснодарского края осуществлена проверка на предмет соблюдения обязательных условий, установленных пунктом 5 Порядка N 938/пр, в том числе в отношении протокола общего собрания от 24.03.2023 N 5, его соответствие подпункту "е" пункта 5 Порядка N 938/пр (отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации), в результате которой ГЖИ Краснодарского края был выявлен признак ничтожности решения общего собрания собственников помещений в МКД по основаниям, установленным частью 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а именно: решение принято при отсутствии необходимого кворума.
На основании изложенного инспекцией сделан вывод о том, что решение и протокол собрания собственников помещений в МКД нельзя признать соответствующими положениям пункта 5 Порядка N 938/пр.
Руководствуясь пунктами 6 и 7 Порядка N 938/пр, ГЖИ Краснодарского края в соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации принято решение от 19.04.2023 N 16525 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края и возврате заявления и документов ООО "Монолит-Строй" в части изменения основания управления МКД на основании решений собственников помещений в МКД, оформленных протоколом от 24.03.2023 N 5.
Полагая, что решение от 19.04.2023 N 16525 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края является незаконным, ООО "Монолит-Строй" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В силу положений статей 198, 200 и 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случае изменения перечня МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
На основании части 3 статьи 198 ЖК РФ изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 названной статьи, в порядке и сроки, установленные Порядком N 938/пр.
Порядком предусмотрено, что изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании заявления, содержащего информацию, указанную в подпунктах "а" - "и" пункта 2 Порядка N 938/пр, и прилагаемых к нему документов в соответствии с перечнем, установленным пунктом 3 Порядка N 938/пр, проверка которых осуществляется на предмет соблюдения условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка N 938/пр, в том числе отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в МКД по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации (подпункт "е" пункта 5 Порядка N 938/пр).
В пункте 7 Порядка N 938/пр определено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора вправе принять следующие решения: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления. Основания для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов предусмотрены пунктом 9 Порядка N 938/пр.
Основания для признания ничтожными решений собраний собственников помещений в МКД нормами ЖК РФ не урегулированы, поэтому к таким правоотношениям подлежат применению общие положения, установленные гражданским законодательством в данной сфере.
Если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно, в том числе, принято при отсутствии необходимого кворума (статья 181.5 ГК РФ).
Как видно из материалов дела, в период с 15.03.2023 по 24.03.2023 в спорном МКД было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений, в форме очно-заочного голосования, о чем составлен протокол от 24.03.2023 N 5 о досрочном расторжении договора на управление спорным МКД с управляющей компанией ООО "УК "Заря" и о выборе управляющей организации - ООО "Монолит-Строй".
Согласно протоколу от 24.03.2023 N 5 общая площадь помещений (жилых и нежилых) МКД составляет 4 043,1 кв. м, что равняется 100% голосов от общего числа собственников помещений в МКД.
Госжилинспекцией в ходе анализа решений собственников помещений в МКД установлено, что общее собрание собственников помещений в МКД не правомочно, ввиду отсутствия кворума для проведения общего собрания в МКД, поскольку в собрании собственников помещений в МКД приняли участие собственники помещений в МКД, обладающие 2 000,9 кв. м, что соответствует 49,49% голосов от общего числа всех собственников помещений в МКД.
Таким образом, основанием для вынесения оспариваемых решений от 19.04.2023 N 1625, от 16.05.2023 N 1964/1, от 16.05.2023 N 1965/1 явилось наличие признаков ничтожности решений общего собрания собственников помещений, оформленных протоколом от 24.03.2023 N 5, установленных инспекцией по основаниям, установленным части 2 статьи 181.5 ГК РФ (решения приняты при отсутствии необходимого кворума в соответствии с частью 3 статьи 45 ЖК РФ).
Между тем, исходя из статей 181.4, 181.5 ГК РФ в случае существенного нарушения порядка принятия решения общего собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания административный орган не наделяется правом самостоятельно определять юридическую судьбу решений общих собраний собственников помещений без обращения в суд и (или) имеет право оспаривать решение общего собрания собственников помещений в суде.
Наличие у инспекции полномочий на проведение проверки по вопросам правомерности принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения (в данном случае о выборе управляющей компании) не свидетельствует о наличии у органа государственного жилищного надзора права самостоятельно устанавливать ничтожность решения общего собрания собственников помещений по мотивам отсутствия у лица, выступавшего от имени участника собрания, полномочий (данное обстоятельство выступает признаком оспоримости решения) без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке и с соблюдением установленных законом сроков, поскольку соответствующие заявления собственников носят лишь информационный характер.
В рассматриваемом случае, ввиду отсутствия доказательств оспаривания представленного обществом решения общего собрания собственников, инспекция вправе реализовать свое право на обращение в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, руководствуясь при этом положениями части 6 статьи 20 и части 6 статьи 46 ЖК РФ, однако при обжалуемом отказе не воспользовалась своим правом.
На момент вынесения решения от 19.04.2023 N 1625 решение общего собрания собственников помещений спорного МКД, оформленного протоколом от 24.03.2023 N 5, в судебном порядке недействительным не признано.
Согласно позиции, сформулированной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2021 N 301-ЭС21-2180, от 14.07.2022 N 304-ЭС21-29618, административный орган не наделен правом самостоятельно определять юридическую судьбу решений общих собраний собственников помещений без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке и с соблюдением предусмотренных законом сроков.
Аналогичная правовая позиция изложена и в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.07.2023 по делу N А53-26713/2022.
Инспекция, отказав во внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края, не учла, что решение общего собрания собственников помещений спорного МКД, оформленного протоколом от 24.03.2023 N 5, в судебном порядке не оспорено, недействительным не признано.
С учетом правовой природы решения общего собрания собственников помещений МКД, на котором в данном случае не разрешались вопросы распоряжения имуществом, касающиеся, в частности, уменьшения общего имущества МКД, учитывая отсутствие со стороны собственника прямого возражения относительно принятого решения о выборе новой управляющей компании или сведений об искажении его волеизъявления, судом первой инстанции сделает правомерный вывод том, что оспариваемые решения инспекции фактически изменили волю собственников помещений в отношении управляющей организации, что в отсутствии факта признания недействительным решения общего собрания собственников, недопустимо.
Суд апелляционной инстанции повторно исследовав представленные в дело доказательства, приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания незаконными решений, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя, признав незаконными решения инспекции от 19.04.2023 N 1625, от 16.05.2023 N 1964/1, от 16.05.2023 N 1965/1.
Согласно положениям части 1 статьи 198, пунктов 3 части 4 и части 5 статьи 201 АПК РФ в рамках дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд помимо рассмотрения вопроса о признании этих решений, действий незаконными также рассматривает вопрос о возможности принятия каких-либо мер к устранению допущенных этими решениями, действиями нарушений прав и законных интересов заявителей.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции правомерно применил в качестве восстановительной меры возложение на ГЖИ Краснодарского края обязанности повторно рассмотреть заявление от 04.04.2023 о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в связи с заключением (расторжением) договора управления многоквартирным домом с собственниками помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания.
Примененная судом первой инстанции восстановительная мера обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2023 по делу N А32-31162/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31162/2023
Истец: ООО Монолит Строй, ООО "Монолит-Строй"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ООО Управляющая компания "Заря"