г. Самара |
|
2 ноября 2020 г. |
Дело N А65-14028/2020 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 ноября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Митиной Е.А., судей Ястремского Л.Л., Романенко С.Ш., при ведении протокола секретарем судебного заседания Липовецкой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 сентября 2020 года по делу N А65-14028/2020 по исковому заявлению Акционерного общества "Транснефть-Прикамье", г. Казань, (ОГРН 1021601763820, ИНН 1645000340), к Муниципальному казенному учреждению "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района", г. Нижнекамск, (ОГРН 1061651022652, ИНН 1651044987), о взыскании задолженности в сумме 540 574 рубля 24 копейки, с участием третьего лица -Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области,
при участии в судебном заседании:
от истца - Круглова Л.В., по доверенности от 27.12.2019 г.,
иные лица -не явились,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Транснефть-Прикамье" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района", г. Нижнекамск, о взыскании задолженности в сумме 540 574 рубля 24 копейки.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.09.2020 г. исковые требования удовлетворены: с Муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", г. Нижнекамск, (ОГРН 1061651022652, ИНН 1651044987), в пользу Акционерного общества "Транснефть-Прикамье", г. Казань, (ОГРН 1021601763820, ИНН 1645000340), взыскана сумма неосновательного обогащения в размере 540 574 (пятьсот сорок тысяч пятьсот семьдесят четыре) рубля 24 копейки, а также судебные расходы по государственной пошлине в сумме 13 811 (тринадцать тысяч восемьсот одиннадцать) рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района", г. Нижнекамск, обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой прocит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что при подписании договоров аренды N 01-14128 от 17.03.2014 г., N 01-15-39 от 06.02.2015 г. истец действовал добровольно, протоколы разногласий к договорам не направлял, следовательно, согласился со всеми условиями договора аренды, в том числе и с расчетом годовой арендной платы. Считает, что положения приказов Минэкономразвития, на которые ссылается суд первой инстанции, не могут быть применены к спорным отношениям сторон, так как относятся к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель заявителя жалобы в судебное заседание не явился, представил ходатайство о приобщении к материалами дела договора аренды N 01-14-128 земельных участков от 17.03.2014 г., просил о проведении судебного заседания без его участия.
Представленный договор аренды N 01-14-128 земельных участков от 17.03.2014 г., а также приложенные к апелляционной жалобе документы имеются в материалах дела, в связи с чем, их приобщение к материалам дела суд апелляционной инстанции считает нецелесообразным.
Представитель истца - Круглова Л.В., по доверенности от 27.12.2019 г., в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Открытым акционерным обществом "Северо-западные магистральные нефтепроводы", переименованным в 2015 году в Акционерное общество "Транснефть -Прикамье" (арендатором) и Муниципальным казенным учреждением "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" (арендодателем) был заключен договор аренды земельных участков от 17.03.2014 N 01-14-128/01-03-484/2014 (далее -Договор от 17.03.2014), в соответствии с пунктом 1.1. которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду сроком на 49 (сорок девять) лет земельные участки, общей площадью 78 585 кв.м., согласно приложению к договору от 17.03.2014, расположенные по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский муниципальный район, Простинское сельское поселение, для размещения приемо-сдаточного пункта.
Согласно Договору от 17.03.2014, арендная плата по договору является расчетной и рассчитывается в соответствии с механизмом, определенным Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Арендная плата исчисляется с 01.04.2014 (п.п.2.2, 2.3. Договора от 17.03.2014).
Кроме того, установлено, что между Акционерным обществом "Средне-Волжский Транснефтепродукт" (арендатором) и Муниципальным казенным учреждением "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" (арендодателем) был заключен договор аренды земельного участка кадастровый N 16:30:040302:124 от 06.02.2015 N 01-15-39 (далее-Договор от 06.02.2015), согласно пункту 1.1 которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду сроком на 49 (сорок девять) лет земельный участок, площадью 20 кв. м., имеющий кадастровый N 16:30:040302:124, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский муниципальный район, Простинское сельское поселение, для размещения обслуживающих сооружений магистрального нефтепродукта "Нижнекамск-Набережные Челны".
Договор от 06.02.2015 действует с 07.07.2004 (п.2.1. Договора от 06.02.2015).
Арендная плата по договору является расчетной и рассчитывается в соответствии с механизмом, определенным Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Из материалов дела следует, что по Договору от 06.02.2015 между АО "Средне-Волжский Транснефтепродукт", АО "Транснефть -Прикамье" и арендодателем 03.10.2018 было подписано соглашение о замене лица в обязательстве (далее-Соглашение от 03.10.2018).
В соответствии с п. 1.2. ст. 1 Соглашения от 03.10.2018 АО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" с согласия арендодателя передает свои права и обязанности по договору АО "Транснефть - Прикамье" с 00 ч. 00 мин. 17 мая 2018 года.
Обращаясь в суд, истцом указывалось, что при установлении размера арендной платы и порядка ее расчета арендодатель не учел нормы действующего федерального законодательства, в связи с чем, 14.12.2018 АО "Транснефть - Прикамье" в адрес ответчика направлялось письмо N ТПК-10-01-14-07/50603 с предложением произвести перерасчет арендной платы по договорам аренды земельных участков.
В перерасчете арендной платы по договорам аренды земельных участков ответчиком было отказано.
Аналогичные письма направлялись истцом 12.03.2019 и 23.05.2019, ответов на которые не последовало.
Исходя из расчетов истца, АО "Транснефть -Прикамье" была осуществлена переплата суммы арендной платы за период с 01.01.2017 по 31.10.2019 годы в размере 540 574,24 (Пятьсот сорок тысяч пятьсот семьдесят четыре) руб. 24 коп.
Данную денежную сумму истец просил взыскать с ответчика в качестве неосновательного обогащения арендодателя.
О возврате неосновательного обогащения истцом ответчику направлялась претензия от 17.12.2019 N ТПК-10-01-01-8/54078, оставленная последним без удовлетворения.
При разрешении исковых требований суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
На основании статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Согласно части 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта РФ в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 разъяснено, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, применение льготного порядка исчисления размера арендной платы связано с использованием земельных участков для целей размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации либо для проведения работ, связанных с пользованием недрами, и не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Во исполнение п. 5 вышеприведенных Правил принят Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.01.2011 N 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов". Для субъекта Российской Федерации - Республика Татарстан утверждена ставка арендной платы в размере 0,73 руб. за кв. м.
С 09.10.2018 вступил в силу Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 06.09.2018 N 478 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, расположенных на территории Российской Федерации и предоставленных без проведения торгов для размещения нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов". Для субъекта Российской Федерации - Республика Татарстан, утверждена ставка арендной платы в размере 2,00 руб. за кв. м.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принимая в пределах своей компетенции решение об определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не вправе установить размер арендной платы, превышающий величину арендной платы, рассчитанной для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, уплаченная истцом ответчику арендная плата в размере, установленном вышеуказанными договорами аренды, превышающем величину арендной платы, рассчитанной для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, является неосновательно полученной ответчиком.
Размер переплаты арендной платы по указанным договорам аренды составил 540 574 рубля 24 копейки и ответчиком не оспаривался.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно пункту 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца неосновательного обогащения в размере 540 574 рубля 24 копейки.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при заключении договоров аренды N 01-14128 от 17.03.2014 г., N 01-15-39 от 06.02.2015 г. истец действовал добровольно, протоколы разногласий к договорам не направлял, следовательно, согласился со всеми условиями договора аренды, не опровергают выводы суда первой инстанции, поскольку заключение истцом договора аренды без разногласий не является основанием для не применения обязательных положений нормативно-правовых актов, регулирующих размер ставок арендной платы.
Ссылка заявителя на то, что рассматриваемые приказы Министерства экономического развития Российской Федерации не применимы к спорным правоотношениям, поскольку арендованные истцом земельные участки не являются земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, несостоятельна, поскольку применение льготного порядка исчисления размера арендной платы связано с использованием земельных участков для целей размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а не с принадлежностью земельного участка.
В силу Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", к сфере хозяйствования субъектов естественных монополий, действующим в топливно-энергетическом комплексе, относится транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Как следует из материалов дела, АО "Транснефть -Прикамье" является организацией, основным видом деятельности которой выступает транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
В данном случае установлено, что по Договору от 17.03.2014 г. земельные участки предоставлялись арендатору для размещения приемо-сдаточного пункта.
По Договору от 06.02.2015 г. земельный участок предоставлялся для размещения обслуживающих сооружений магистрального нефтепродукта "Нижнекамск-Набережные Челны".
К объектам государственного значения, указанным в подпункте 2 ст. 49 Земельного кодекса РФ, отнесены, в том числе линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий.
Понятие объектов федерального значения, объектов регионального значения и объектов местного значения приведено в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. Так, объекты федерального значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти РФ Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента РФ, решениями Правительства РФ, и оказывают существенное влияние на социально - экономическое развитие России.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь.
Распоряжением Правительства РФ от 09.02.2012 N 162-р к перечню объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования РФ в области федерального транспорта, относятся магистральные трубопроводы для транспортировки жидких и газообразных углеводородов.
В соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утв. Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9, в состав трубопровода входит сам трубопровод (от места выхода подготовленной к транспорту товарной продукции до мест переработки и отгрузки нефти, потребления нефтепродуктов или перевалки их на другой вид транспорта и реализации газа, в том числе сжиженного, потребителям) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения насосных и компрессорных станций, узлами пуска и приема очистных и диагностических устройств, узлами измерения количества продукции, конденсатосборниками, устройствами для ввода ингибиторов гидратообразования, узлами спуска продукции или продувки газопровода, а также сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов.
Таким образом, при использовании арендатором земельных участков для целей размещения объектов, обслуживающих сооружения магистральных трубопроводов, подлежит применению размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции верно применены к договорным правоотношениям сторон ставки арендной платы, утвержденные Министерством экономического развития РФ в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, они не опровергают законность и обоснованность принятого судебного акта и правильности выводов суда, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, и по существу направлены на их переоценку.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с этим Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.09.2020 г. по делу N А65-14028/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района", г. Нижнекамск - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Митина |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14028/2020
Истец: АО "Транснефть-Прикамье", г.Казань
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района", г.Нижнекамск
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, г.Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд