г. Ессентуки |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А22-360/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2020.
Полный текст постановления изготовлен 26.10.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О., в отсутствие процессуальных лиц участвующих, в деле уведомленных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Калмыкия "Калмыцкий государственный колледж нефти и газа" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10.08.2020 по делу N А22-360/2020,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Калмыкия обратилась Республиканская служба финансово-бюджетного контроля (далее - Истец, административный орган) с исковым заявлением к бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Калмыкия "Калмыцкий государственный колледж нефти и газа" (далее - Ответчик, учреждение) о взыскании причиненного ущерба бюджету Республики Калмыкия в размере 611 648 руб. 56 коп.
Решением исковые требования истца удовлетворены в полном объеме. Взыскано с бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Калмыкия "Калмыцкий государственный колледж нефти и газа" в пользу Республиканской службы финансово-бюджетного контроля денежные средства в возмещение ущерба, причиненного Республике Калмыкия в размере 611 648 руб. 56 коп.
Не согласившись с указанным судебным актом, Дагестанская таможня обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что нецелевого расходования бюджетных средств учреждением не допускалось. Все выделенные денежные средства использованы в пределах доведенных лимитов.
В отзыве, поступившем на апелляционную жалобу, истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует.
Республиканской службой финансово-бюджетного контроля (далее - Служба) проведена выездная проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в БПОУ РК "Калмыцкий государственный колледж нефти и газа" (далее - БПОУ РК "КГКНГ") на основании приказа Республиканской службы финансово-бюджетного контроля от 10.01.2019 N 02-п и в соответствии с Планом контрольных мероприятий Республиканской службой финансово-бюджетного контроля на 2019 год.
В ходе контрольного мероприятия было установлено нарушение статьи 38, пунктов 3 и 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 2 пункта 7 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", постановления Правительства Республики Калмыкия от 22.09.2015 N 352 " О Порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Калмыкия и финансового обеспечения выполнения государственного задания", Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от 29.12.2017 б/н БПОУ РК "КГКНГ". Допущено нецелевое использование субсидии на выполнение государственного задания на общую сумму 614648,56 рублей (по виду расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждения" - 472080,31 рублей, по виду расходов 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда и иные выплаты работникам учреждений" - 142568,25 рублей), выразившиеся в начислении и выплате заработной платы работникам столовой за счет субсидии на выполнение государственного задания.
Учреждением в планах финансово - хозяйственной деятельности на 2018 год и на плановый период 2019 - 2020 годов с учетом изменений от 19.01.2018 года, от 01.07.2018 года и от 29.12.2018 года объемы финансового обеспечения на 2018 финансовый год по КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания не были предусмотрены.
Согласно пояснительной записки КУ РК "Центр учета и отчетности в организациях государственного сектора" следует, что в плане финансово - хозяйственной деятельности БПОУ РК "КГКНГ" за 2018 год доходы от выручки столовой не планировались и фактического поступления денежных средств не было.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что в бухгалтерском учете движение материальных ценностей по счету 105.32 "продукты питания" не отражалось в связи с тем, что первичные документы не предоставлялись. Кроме того, соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от 29.12.2017 б/н предусмотрена обязанность учреждения - БПОУ РК "КГКНГ" использовать субсидию в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к объему и (или) качеству, определенному в государственном задании. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, определенных соглашением, учреждение - БПОУ РК "КГКНГ" несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку по государственным заданиям на 2018 год и Соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от 29.12.2017 б/н не предусмотрена организация питания учащихся, соответственно средства на выплату заработной платы работникам столовой не могли выплачиваться за счет субсидии на выполнение государственного задания.
При отсутствии организации питания, отсутствии учета продуктов питания, произведено начисление заработной платы работникам столовой БПОУ РК "КГКНГ" и по филиалу с.Малые Дербеты за счет субсидии на выполнение государственного задания. Согласно статье 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с положениями статьи 78.1 Кодекса условия предоставления бюджетному учреждению субсидии на выполнение государственного задания, за счет средств бюджета (включая определение условий и целей предоставления субсидии) устанавливаются правовыми актами, в соответствии с которыми условия, включая цели предоставления субсидии, а также порядок ее предоставления, могут устанавливаться соглашением о предоставлении указанной субсидии.
Использование учреждением средств субсидии на выполнение государственного задания не в соответствии с условиями и целями ее предоставления, установленными Соглашением, было квалифицированно Службой как нецелевое использование бюджетных средств.
За нецелевое использование бюджетных средств учреждение было привлечено Службой к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, наложено наказание в виде штрафа в размере 30 732 рубля, постановление о наложении административного наказания не обжаловалось, 19 июня 2019 года штраф оплачен.
По результатам проверки в адрес учреждения, 27.03.2019 административным органом вынесено Предписание о возмещении причиненного ущерба Республике Калмыкия в сумме 614648,56 рублей. Предписание не обжаловалось в судебном порядке.
Срок исполнения вышеуказанного предписания 29.05.2019 истек.
Письмом от 20.06.2019 N 627 учреждение, обязалось произвести возврат средств бюджета, предоставив график погашения задолженности, в соответствии с которым первый платеж должен был быть произведен в срок до 01.02.2020.
Административным органом 26.06.2019 было направлено дополнительное требование о незамедлительном возмещении в полном объеме причиненного ущерба.
Однако учреждением в счет погашения задолженности по предписанию, Республиканской службе финансово-бюджетного контроля было перечислено 3000 рублей в июне 2019, больше платежей от учреждения не поступало.
Административный орган письмом от 14.01.2020 исх. N 020/СД-01-08-17 в адрес учреждения было направлено очередное требование об исполнении предписания в срок до 01.02.2020.
Ответчиком, до настоящего времени предписание на сумму 611648,56 рублей не исполнено.
В виду этого административный орган обратился в суд первой инстанции с исковым заявлением.
Исковые требования Республиканской службы финансово-бюджетного контроля к учреждению носят публичный характер и складываются в сфере бюджета.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" изложена аналогичная позиция.
В соответствии с п. п. I, 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Пунктом 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение предписаний органа государственного финансового контроля о возмещении ущерба, причиненного субъекту Российской Федерации нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, является основанием для обращения уполномоченного нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, государственного органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного субъекту Российской Федерации нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно Положения о Республиканкой службе финансово-бюджетного контроля, утвержденному постановлением правительства Республики Калмыкия от 02.04.2008 г. N 119 (далее - Положение), Служба, являясь органом внутреннего государственного финансового контроля, вправе осуществлять контроль за использованием средств республиканского бюджета, проверять соблюдение объектами контроля требований бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункты 1.1, 2.1, 2.3 Положения).
На основании пункта 3 Положения, пунктом 72 Порядка осуществления Службой полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08.04.2014 N 140, предусмотрено, что в случае неисполнения предписания Службы о возмещении ущерба, причиненного Республике Калмыкия, Служба направляет в суд исковое заявление о возмещении ущерба и защищает в суде интересы республики по этому иску.
Республиканская служба финансово-бюджетного контроля является органом исполнительной власти Республики Калмыкия и на основании пункта I статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
Суд первой инстанции, правомерно руководствуясь ст. ст. 270.2, 304.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворил требования истца по взысканию ущерба, причиненного Республике Калмыкия размере 611 648,56 рублей с БПОУ РК "Калмыцкий государственный колледж нефти и газа" в пользу Республиканской службы финансово-бюджетного контроля.
Досудебный порядок урегулирования спора соблюден.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Довод о том, что выделенные денежные средства использованы в пределах доведенных лимитов, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Учреждение, ссылаясь на ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 237-ФЗ, где указано, что охрана здоровья включает в себя, в том числе организацию питания обучающихся. Однако учреждение не организовывало питание обучающимся. В связи с чем, средства республиканского бюджета колледж не имел права тратить на оплату труда работников столовой, при отсутствии деятельности по предоставлению питания.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерна, возложена обязанность на ответчика по возврату указанных сумм.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 03.08.2020 по делу N А22-360/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-360/2020
Истец: Республиканская Служба Финансово-Бюджетного, РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СЛУЖБА ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ
Ответчик: БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ "КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ НЕФТИ И ГАЗА"