г. Москва |
|
02 ноября 2020 г. |
Дело N А41-106868/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "Вива-Транс" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица по делу - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области - Зинченко А.В., по доверенности от 27.11.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Вива-Транс" на решение Арбитражного суда Московской области от 13.07.2020 по делу N А41-106868/19, принятое судьей Криворучко Е.С., по заявлению ООО "Вива-Транс" к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области о признании недействительным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Вива-Транс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к судебному Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) с требованиями о признании недействительным распоряжения от 18.11.2019 N 644-РВ о проведении внеплановой проверки юридического лица.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказать.
ООО "Вива-Транс" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Судебное заседание проводится в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя ООО "Вива-Транс", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, который в своем выступлении возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет деятельность по обращению с отходами на основании лицензии N 077 936 от 09.11.2016, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, (места осуществления лицензируемых видов деятельности: Московская область, Раменский район, с.п. Чулковское, с. Еганово, д. 20 (земельный участок с кадастровым номером 50:23:0040330:0024.
Согласно п. "е" ч. 6 "Критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 903, к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору, относятся объекты, на которых осуществляется деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежащей лицензированию в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
С "01" сентября 2016 года согласно Соглашению между Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части своих полномочий в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления", утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.08.2016 г. N 1646-р, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования передала Правительству Московской области осуществление части своих полномочий в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, намеренных осуществлять или осуществляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления I - V классов опасности в границах территории Московской области.
Список юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Список), в отношении которых Правительство Московской области с "01" сентября 2016 года осуществляет государственный земельный надзор, государственный надзор в области обращения с отходами, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, утверждается совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и уполномоченным исполнительным органом государственной власти Московской области.
Общество входит в Список юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых Правительство Московской области с "01" сентября 2016 г. осуществляет переданные полномочия, утвержденный совместно Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и уполномоченным исполнительным органом государственной власти Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
На основании постановления Правительства Московской области от 02.10.2018 N 680/35 "О внесении изменений в Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Положение о Министерстве энергетики Московской области, Положение о Министерстве экологии и природопользования Московской области и в некоторые нормативные правовые акты Московской области", исполнительным органом государственной власти Московской области, на который возложено непосредственное осуществление полномочий назначено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
При указанных обстоятельствах, довод заявителя о том, что Министерство не является органом, уполномоченным осуществлять государственный экологический надзор за деятельностью Общества, признается судом не состоятельным.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии со статьей 15 89 Федерального закона от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Кроме того, Требования к транспортированию отходов указаны в ст. 16 89 Федерального закона от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае Министерством не проводилось проверка лицензионного законодательства.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, о доказанности Министерством факта наличия правовых оснований для издания оспариваемого распоряжения о проведении внеплановой проверки по вопросу нарушения требований природоохранного законодательства, в результате деятельности ООО "ВИВА ТРАНС".
Ссылки заявителя на нарушение оспариваемым распоряжением п. 8 ст. 15 Федерального закона N 294-ФЗ отклонены как основанные на неверном применении норм права.
То обстоятельство, что часть испрашиваемых Министерством обжалуемым Распоряжением документов, должны были быть получены от государственных органов в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р, не может служить достаточным основанием для отмены оспариваемого распоряжения.
Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок) устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу.
Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами (далее - таблицы данных учета) осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.
Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
В случае не заполнения данного журнала отсутствует возможность узнать кто, в каком количестве, класс опасности и др. передали юр лицу отходы и кому затем эти отходы переданы. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Журнал движения отходов ведется в порядке, установленном приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами".
03.12.2019 сотрудниками Министерства осуществлен выезд по адресу Московская область, Раменский район, с.п. Чулковское, с. Еганово, д. 20 (земельный участок с кадастровым номером 50:23:0040330:0024. Общество не обеспечило допуск должностных лиц на территорию организации, что повлекло невозможность проведения внеплановой проверки.
Для обеспечения правомерности, по единому номеру "112" системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации вызван наряд полиции. Прибывший сотрудник Бронницкого отдела полиции Зубрилин И.В. отказался от подписи в акте о не допуске, составленным консультантом отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области. На имя начальника Бронницкого ОП МУ МВД России "Раменское" майора полиции И.А. Ушанова, консультантом подано заявление и дано объяснение сотрудником полиции, данное заявление зарегистрировано под N 13306 (в книге учета сообщений о преступлениях и происшествиях).
По данному факту в отношении общества составлен протокол от 11.12.2019 N 136/010/ВН/2019 о не допуске и направлен в Раменский мировой суд. По результатам рассмотрения суд вынес решение о привлечении Общества к административной ответственности.
Так же, в рамках проверки сотрудниками Министерства 13.12.2019 осуществлен повторный выезд на территорию общества по адресу: Московская область, Раменский район, с.п. Чулковское, с. Еганово, д. 20 (земельный участок с кадастровым номером 50:23:0040330:0024).
По результатам выезда выявлен факт складирования отходов в виде пластиковых бутылок, целлофановых пакетов и других бытовых отходов, на иловых картах, вблизи координат 55.538480, 38.052640; 55.538075, 38.049187.
По данному факту 25.12.2019 Общество привлечено по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа.
Таким образом, основания для проведения проверки и порядок ее проведения, исследовались административным органом и судом общей юрисдикции в рамках рассмотрения административных материалов, в том числе на предмет нарушений положения статей 25.1, 25.4, 28.2, 29.7 КоАП РФ.
Доказательств несоответствия оспариваемого распоряжения от 18.11.2019 N 644-РВ о проведении внеплановой проверки требованиям действующего законодательства и/или принятия его при отсутствии предусмотренных законом оснований, заявителем не представлено, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.07.2020 по делу N А41-106868/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-106868/2019
Истец: ООО "ВИВА ТРАНС"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ