г. Чита |
|
02 ноября 2020 г. |
Дело N А19-24526/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 августа 2020 года по делу N А19-24526/2019 по заявлению Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ПАО "Иркутскэнерго") (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220) к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715; ИНН 3808171877; адрес: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Поленова, д. 18А) о признании недействительным предписания N 1733/19 от 27.08.2019,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (далее - заявитель, ПАО "Иркутскэнерго" или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (далее также - Служба госжилнадзора ИО или Служба) N 1733/19 от 27.08.2019.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 августа 2020 года в удовлетворении заявленного обществом требования отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на общество правомерно возложена обязанность по принятию необходимых мер для устранения выявленных нарушений.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая свое несогласие с ним.
Служба отзыв на апелляционную жалобу не представила.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определений о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 02.08.2019 N 1733-срп должностным лицом Службы с целью проверки информации, содержащейся в обращении, поступившим в Службу 15.07.2019 вх. N 04-86-6674/19, о нарушении обязательных требований в части начисления корректировки платы за коммунальную услугу отопление за 2018 год по многоквартирному дому N 1, расположенному по адресу: г. Братск, ул. Рябикова, проверка проведена в отношении ПАО "Иркутскэнерго".
В ходе указанной проверки установлено, что в нарушение пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 254 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), ПАО "Иркутскэнерго" в феврале 2019 года при расчете корректировки платы за коммунальную услугу отопление по МКД N 1 за 2018 год применило суммарный объем тепловой энергии и теплоносителя по ИТП N 1 и ИТП N 2, что, по мнению Службы, является неправомерным, так как показания ИТП отражают реальное количество тепла, которое было затрачено на отопление конкретных помещений, следовательно, необходимо учитывать площадь тех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, которые отапливались за счет единой отопительной системы, на входе которой установлен прибор учета.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки по жилищному надзору от 27.08.2019 N 1733/19.
Предписанием от 27.08.2019 N 1733/19 обществу предписано в срок до 07.10.2019 устранить выявленные нарушения при расчете корректировки платы за отопление - произвести перерасчет корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению по МКД N 1 за 2018 год в соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг, применив при расчете по жилым (нежилым помещениям), находящимся с 1-го по 4-й подъезд МКД N1 данные по ИТП N 1, а с 5-го по 8-й подъезд МКД N 1 данные ИТП N 2. Предоставить в Службу документы, подтверждающие перерасчет корректировки за коммунальную услугу по отоплению по МКД N 1.
Не согласившись с вынесенным предписанием, считая его не соответствующим закону, нарушающим его права и законные интересы, ПАО "Иркутскэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов общества этим предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Согласно статье 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
На территории Иркутской области органом государственного жилищного надзора является Служба государственного жилищного надзора Иркутской области (пункт 1 Положения о службе государственного жилищного надзора Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 N 594-пп).
Судом первой инстанции установлено, что внеплановая проверка в отношении общества на предмет соблюдения обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации проведена Службой на основании распоряжения от 02.08.2019 N 1733-срп в связи с поступившим обращением собственника жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами предоставлении коммунальных услуг.
Подпунктом 2 пункта 1 приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 30.09.2016 N 117-мпр "О выборе (изменении) способа оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Иркутской области" установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению на территории г. Братска осуществляется в течение календарного года.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставлении коммунальных услуг в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года, В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты в течение отопительного периода по формуле 3:
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(1):
Pi = Si x VT x TT,
где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
VT - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;
TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2):
,
где:
Pk.пр - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Pfn.i - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в доме N 1 по ул. Рябикова в г. Братске имеется для тепловых ввода и он оборудован двумя общедомовыми (коллективными) приборами тепловой энергии и горячей воды, которые учитывают потребление тепловой энергии только указанного дома.
По информации, предоставленной управляющей организацией МУП "ЖКС", МКД N 1 в соответствии с техническим паспортом 8-ми подъездный. Между 4-м и 5-м подъездами со 2-го по 5-й этажи имеются холодные веранды. МКД N 1 имеет два типа ИТП и две точки подключения к тепловым сетям от разных тепловых камер, система отопления каждого ввода закольцована и работает автономно. По данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 29.07.2019 МКД N 1 имеет два кадастровых номера.
ИТП N 1 учитывает объем коммунального ресурса с 1-го по 4-й подъезды, ИТП N 2 с 5-го по 8-й подъезды.
В марте 2018 года ИТП N 1 (с 1-го по 4-й подъезды) не работал, перестал отображать показания, не учитывались расходы теплоносителя. ОДПУ был снят и направлен на диагностику. Через месяц ИТП N 1 снова вышел из строя, установлен ИТП N 1 обратно после ремонты только в сентябре 2018 года.
В 2018 году начисление платы за коммунальную услугу отопление по МКД N 1 производилось исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии за 2017 год.
В феврале 2019 года ПАО "Иркутскэнерго" выполнена корректировка платы по отоплению за 2018 год потребителям МКД N 1 в сторону увеличения следующим образом:
за январь - февраль, исходя из фактических показаний ОДПУ;
за март - май расчет произведен согласно пункту 59.1 Правил предоставления коммунальных услуг;
за июнь ноябрь согласно пункту 60.1 Правил предоставления коммунальных услуг, исходя из норматива потребления тепловой энергии, утвержденного постановлением Администрации г. Братска от 16.11 2009
2027 (0,03 Гкал/м2
мес);
за декабрь, исходя из фактических показаний ОДПУ. Размер доначисления по МКД N 1 составил 586 219 рублей 49 копеек, в том числе по кв. 7 МКД N 1 - 5 391 рубль 30 копеек.
В июне 2019 года ПАО "Иркутскэнерго" был произведен перерасчет (снятие) размер платы по коммунальной услуге отопление по МКД N 1 за 2018 год в размере 38 468 рублей 32 копейки, в том числе по кв. 7 МКД N 1 - 517 рублей 13 копеек.
Таким образом, при перерасчете корректировки платы за коммунальную услугу отопление по МКД N 1 за 2018 год ПАО "Иркутскэнерго" применяло суммарный объем тепловой энергии и теплоносителя по ИТП N 1 и ИТП N 2.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае, поскольку каждая часть МКД N 1 отапливалась отдельно, то при определении размера платы за отопление должны учитываться показания прибора учета, установленного на входе соответствующей отопительной системы, и площадь жилых и нежилых помещений данной части многоквартирного дома. Определение же платы за отопление путем суммирования показаний двух ИТП может привести к оплате собственниками помещений тех услуг, которые ими фактически не были получены.
Учитывая, что при определении размера платы за коммунальную услугу основным является факт ее получения потребителем, следовательно, суммированный подсчет, исходя из показаний двух приборов учета, такому принципу не соответствует.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что у Службы имелись все основания для выдачи обществу предписания N 1733/19 от 27.08.2019, в котором обществу предписано в срок до 07.10.2019 устранить выявленные нарушения - при расчете корректировки платы за отопление - произвести перерасчет корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению по МКД N 1 за 2018 год в соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг, применив при расчете по жилым (нежилым помещениям), находящимся с 1-го по 4-й подъезд МКД N1 данные по ИТП N 1, а с 5-го по 8-й подъезд МКД N 1 данные ИТП N 2. Предоставить в Службу документы, подтверждающие перерасчет корректировки за коммунальную услугу по отоплению по МКД N 1.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к правомерному и мотивированному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных обществом требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 августа 2020 года по делу N А19-24526/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-24526/2019
Истец: ПАО Иркутское энергетики и электрификации "Иркутскэнерго"
Ответчик: Служба государственного жилищного надзора Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-87/2021
02.11.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4752/20
10.08.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-24526/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-24526/19