г. Пермь |
|
03 ноября 2020 г. |
Дело N А60-17602/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Гуляевой Е.И., Семенова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Муравьевой Е.С.,
без участия лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью "Техноспорт",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 августа 2020 года
по делу N А60-17602/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Техноспорт" (ИНН 6604015667, ОГРН 1056600171748)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству администрации Сысертского городского округа
о возложении обязанности произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Техноспорт" (далее - истец, ООО "Техноспорт") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству администрации Сысертского городского округа (далее - ответчик, Комитет) об обязании произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка N 14_308 от 21.07.2014 в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:25:2501004:451, установив годовой размер арендной платы в размере 0,05% от кадастровой стоимости земельного участка, начиная с 17.06.2014.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11 августа 2020 года (резолютивная часть решения от 10.08.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Техноспорт" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что на момент заключения договора аренды земельный участок с кадастровым номером 66:25:2501001:451 предоставлен истцу под размещение пункта проката спортинвентаря и организации площадки для отдыха; выбранный вид использования спорного земельного участка относится к основным видам разрешенного использования для территориальной зоны, в границах которой он расположен. Ссылается на то, что в данном случае планируемый объект капитального строительства и будет выполнять функцию пункта проката спортинвентаря и организации площадки для отдыха, под которыми следует понимать строительство помещений и вспомогательных сооружений, такие как: пункт проката спортинвентаря, кассы. Общественные туалеты, бытовые помещения, мусоросборники, площадки для отдыха и парковки автомобилей и пр., что относится к объектам физической культуры и спорта. Считает, что применение ставки "для земельных участков под организациями, оказывающими бытовые услуги" неправомерно, поскольку применение данной ставки предполагает непосредственное осуществление деятельности по оказанию бытовых услуг. Кроме того, указывает, что истец хозяйственной деятельности по оказанию населению бытовых услуг на спорном земельном участке не осуществляет.
Комитетом представлены письменные возражения на жалобу, в которых он указывает на необоснованность изложенных в ней доводов и недоказанность наличия оснований для применения в спорных правоотношениях ставки 0,05 %, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка N 14_308 от 21.04.2014 (л.д.11-12), заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству администрации Сысертского городского округа, ООО "Техноспорт" передан в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 66:25:2501004:451, расположенный по адресу: Свердловская область, Сысертский район, юго-восточная часть села Кадниково, площадью 100000 кв.м., с целевым использованием - под пункт проката спортинвентаря и организации площадки для отдыха. Срок аренды земельного участка с 17.06.2014 по 17.06.2029 (п.п.1.1, 2.1 договора). Указанный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 14.10.2014, регистрационный номер 66-66-19/672/2014-294.
Исходя из требований п.п. 3.1, 3.3 настоящего договора расчет арендной платы производится арендодателем самостоятельно в соответствии с действующим законодательством и оформляется в виде приложения к настоящему договору, являясь его неотъемлемой частью, при этом согласование расчета с Арендатором не требуется.
Размер арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором, в случае изменения законодательства Российской Федерации, Свердловской области, муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих исчисление арендной платы (при изменении базовых размеров арендной платы и коэффициентов к ним, ставки земельного налога, порядка исчисления арендной платы, изменения разрешенного использования и т.д.) в установленном порядке, без согласования с Арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в договор, со дня введения соответствующих изменений в нормативные правовые акты, в соответствии с новым расчетом.
В письме от 12.02.2020 исх. N 130-01-18/1515 Администрацией Сысертского городского округа произведен расчет арендной платы ООО "Техноспорт" на 2020 год, согласно которому ставка арендной платы определена в размере 1% от кадастровой стоимости за земельные участки для размещения объектов рекреационного назначения (л.д.26-27).
В связи с тем, что договор аренды земельного участка заключен после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, не по результатам торгов, арендная плата по нему является регулируемой и подлежит расчету на основании нормативных правовых актов, которые в спорный период устанавливали порядок определения размера арендной платы за землю в Сысертском городском округе Свердловской области.
20.02.2020 истец направил ответчику письмо (исх.N 01/2020), в котором просил произвести перерасчет арендной платы по договору N 14_308 от 21.07.2014 в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:25:2501004:451, установив годовой размер арендной платы в размере 0,05% от кадастровой стоимости земельного участка (л.д.28).
Комитет направил в адрес ООО "Техноспорт" письмо (исх. N 130-01-18/3315 от 25.03.2020) в котором сообщил, что в расчете арендной платы будет применена ставка 1,4 (земельные участки под организациями, оказывающими бытовые услуги (за исключением земельных участков, указанных в пункте 43) в соответствии с переходными ключами Министерства экономического развития Российской Федерации подтверждающие деятельность "по прокату инвентаря и оборудования для проведения досуга и отдыха" (л.д.29).
Поскольку ответчик отказался изменить размер арендной платы, истец обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из отсутствия оснований для изменения размера арендной платы.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы истца возражений на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены (изменения) оспариваемого судебного акта.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории Свердловской области, установлен постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" (далее - Положение).
За земельные участки, под организациями, оказывающими бытовые услуги (за исключением земельных участков, указанных в пунктах 15, 43, 44 и 48) установлена процентная ставка в размере 1,3 % от кадастровой стоимости земельного участка (пункт 42 Положения).
Пунктом 49 Положения предусмотрено, что за земельные участки под объектами образования, здравоохранения (за исключением земельных участков, указанных в пунктах 26, 27 и 54), социального обеспечения, культуры и искусства (за исключением земельных участков, указанных в пункте 50), физической культуры и спорта (за исключением земельных участков, указанных в пункте 51) установлена процентная ставка в размере 0,05%.
Обращаясь в суд с иском, истец просит произвести перерасчет арендной платы по договору N 14_308 от 21.07.2014 в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:25:2501004:451, указывая на то, что ставка арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Сысертского городского округа в отношении земель населенных пунктов под объектами образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и искусства, физической культуры и спора (п. 49) составляет 0,05% от кадастровой стоимости земельного участка. При этом истец считает необоснованным применение ставки 1,4% от кадастровой стоимости как земельные участки под организациями, оказывающими бытовые услуги.
Рассмотрев доводы жалобы истца о необходимости применения ставки 0,05% от кадастровой стоимости земельного участка, суд апелляционной инстанции находит данные доводы не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Указанные категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Согласно статьям 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Как следует из договора аренды от 21.07.2014 N 14_308, земельный участок с кадастровым номером 66:25:2501004:451 предоставлен для пункта проката спортинвентаря и организации площадки для отдыха.
Согласно официальной статистической Методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг, утвержденной Приказом Росстата от 29.09.2017 N 543 официальная статистическая информация о платных услугах населению формируется в разрезе следующих групп: бытовые услуги, в том числе, услуги предприятий по прокату.
Как указывалось выше, пунктом 42 Положения определено, что для земельных участков под организациями, оказывающими бытовые услуги (за исключением земельных участков, указанных в пунктах 15, 43, 44 и 48) установлена процентная ставка в размере 1,3 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Следовательно, доводы ответчика, изложенные в возражениях на жалобу, о том, что в рассматриваемом случае применима ставка 1,3 (земельные участки под организациями, оказывающими бытовые услуги (за исключением земельных участков, указанных в пунктах 15, 43, 44 и 48) в соответствии с переходными ключами Министерства экономического развития Российской Федерации, подтверждающие деятельность "по прокату инвентаря и оборудования для проведения досуга и отдыха". При этом обоснованность своих требований относительно расчета арендной платы истец не доказал.
С учетом изложенного суд первой инстанции верно указал, что целевое использование участка по договору аренды - под пункт проката спортинвентаря и организации площадки для отдыха - не соответствует ни одному из приведенных видов использования участка, предполагающих применение при расчете арендной платы ставки 0,05%.
Оснований не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции не имеется.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает то, что доказательств нахождения на земельном участке используемых истцом объектов образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и искусства, физической культуры и спорта материалы дела не содержат.
Предполагаемое размещение пункта проката спортинвентаря и организации площадки для отдыха, для чего истцу предоставлен земельный участок, не означает использование земельного участка для указанных в п. 49 Положения целей.
Поскольку арендная плата за пользование земельным участком определяется с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы в размере 1,3 %, основания для перерасчета с 17.06.2014 платы за использование земельного участка с кадастровым номером 66:25:2501004:451 отсутствуют.
Доводы, изложенные в жалобе о том, что истец фактически хозяйственной деятельности по оказанию населению бытовых услуг на спорном земельном участке не осуществляет, отклоняются апелляционным судом как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего спора, с учетом целевого использования земельного участка, указанного в договоре аренды. При этом фактическое отсутствие пользования арендованным земельным участком, на которое указывает заявитель, не означает, что требование о корректировке расчета арендной платы заявлено обоснованно.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, решение суда первой инстанции отмене не подлежит, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Судебные расходы на оплату государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 августа 2020 года по делу N А60-17602/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
Е. И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17602/2020
Истец: ООО "ТЕХНОСПОРТ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ АДМИНИСТРАЦИИ СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА