г. Пермь |
|
02 ноября 2020 г. |
Дело N А71-5790/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Аргон 19": не явились, (после перерыва - не явились);
от заинтересованного лица, Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики: Алексеева Д.В., паспорт, доверенность N 480 от 09.01.2020, диплом, Стерхова М.С., паспорт, доверенность N 481 от 09.01.2020, диплом; (после перерыва - не явились);
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Аргон 19"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 28 июля 2020 года по делу N А71-5790/2020,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аргон 19" (ИНН 1832096465, ОГРН 1121832001785)
к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики (ИНН 1831120884, ОГРН 1071831002814)
о признании незаконными решения, действий по включению общества в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аргон 19" (далее - заявитель, ООО "Аргон 19", общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными решения от 27.03.2020 N 24, действия Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики (далее - заинтересованное лицо, Управление), выразившегося во включении общества с ограниченной ответственностью "Аргон 19" в Реестр лицензий по управлению многоквартирными домами по адресам: г. Ижевск, ул. Энгельса, 131, проезд Халтурина, 17, проезд Михайлова, 26а с 01.04.2020.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.07.2020 (резолютивная часть объявлена 23.07.2020) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе общество указывает, что оспариваемое решение принято с нарушением предусмотренной законодательством процедуры, противоречит Приказу Минстроя N 938/пр, Постановлению Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами".
Заявитель полагает, что оспариваемым решением нарушены его права и законные интересы, поскольку общество не имеет представительства на территории Индустриального района г. Ижевска, возможность организовать представительство для обслуживания трех домов отсутствует; обращает внимание суда, что многоквартирные дома находятся в неудовлетворительном состоянии, один из домов признан аварийным; жители домов от подписания договоров управления отказались, сами осуществляют содержание своих домов; техническая документация на многоквартирные дома отсутствует.
Заинтересованное лицо с приведенными в жалобе доводами не согласно по основаниям, указанным в отзыве на жалобу, дополнительных пояснениях.
В судебном заседании 27.10.2020 представители заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
В судебном заседании 27.10.2020 объявлен перерыв до 29.10.2020 до 09 час. 45 мин. в соответствии со статьей 163 АПК РФ, о чем представитель заинтересованного лица уведомлен в судебном заседании. Информация о перерыве размещена на официальном сайте "Картотека арбитражных дел".
После перерыва судебное заседание продолжено 29.10.2020 в 9.45 час. в том же составе суда, при том же секретаре.
После перерыва лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Судом апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 268 АПК РФ по письменному ходатайству Управления, поступившему в апелляционный суд 29.10.2020, приобщены в материалы дела копии документов: письма от 28.10.2020 N 082-02/01-20, протоколов вскрытия конвертов N282229/2643617/01, N 291119/2643617.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество "Аргон 19" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в г. Ижевске на основании лицензии от 24.05.2015 N 018-000018, выданной Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики.
04.02.2020 Администрацией г. Ижевска было принято постановление N 135 об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, пунктом 1 которого управляющая организация ООО "Аргон 19" определена для управления многоквартирными домами, указанными в приложении N 1 к постановлению, в отношении многоквартирных домов, собственники помещений которых не выбрали способ управления такими домами или выбранный способ не реализован, либо не определена управляющая организация. Приложением N 1 к постановлению установлен перечень многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Ижевск, ул. Энгельса, 131, проезд Халтурина, 17, проезд Михайлова, 26а.
Согласно пункту 2 постановления перечень работ и услуг по управлению многоквартирными домами, работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а также размер платы за содержание жилого помещения в данных многоквартирных домах, определен в приложениях N N 2.1-2.3 к постановлению.
ООО "Аргон 19" обратилось в Управление с письмом, в котором просило не включать в реестр лицензии общества многоквартирные дома, указанные в постановлении администрации г. Ижевска от 04.02.2020 N 135.
По результатам рассмотрения обращения ООО "Аргон 19", Управлением вынесено предостережение N 03/1-30/3 19.02.2020, в котором указано, что отказ общества от управления многоквартирными домами является недопустимым. Обществу предложено в срок до 27.04.2020 направить в адрес управления уведомление об исполнении предостережения.
27.03.2020 на основании постановления от 04.02.2020 N 135 Управлением вынесено решение N 24 о внесении изменений в реестр лицензий, включении ООО "Аргон 19" с 01.04.2020 в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами по адресам: г. Ижевск, ул. Энгельса, 131, проезд Халтурина, 17, проезд Михайлова, 26а.
Не согласившись с данным решением, полагая, что оно не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения, а также действия Управления, выразившегося во включении общества с ограниченной ответственностью "Аргон 19" с 01.04.2020 в Реестр лицензий по управлению многоквартирными домами по адресам: г. Ижевск, ул. Энгельса, 131, проезд Халтурина, 17, проезд Михайлова, 26а, незаконными.
Принимая решение, суд первой инстанции, не установил совокупности оснований для признания оспариваемых решения и действий незаконными, и отказал в удовлетворении требований.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции не установил.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Таким образом, предъявление любого иска обусловлено мотивом восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого, в том числе, не определена управляющая организация, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
В силу части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 этой статьи, но не более одного года.
Частью 5 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 названной статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 данной статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 этой же статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 данного Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
В соответствии с частью 8 статьи 161, частью 6 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
Порядок и условия определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 (далее Правила N 1616).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно пункту 5 Правил N 1616 в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 10 Правил уполномоченный орган:
а) в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об определении управляющей организации размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направляет решение об определении управляющей организации этой организации и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор;
б) в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации направляет его собственникам помещений в многоквартирном доме, а в случае определения управляющей организации решением об определении управляющей организации в связи с отсутствием договора управления многоквартирным домом, подлежащего заключению застройщиком с управляющей организацией в соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, - лицам, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче.
Судом на основании представленных в материалы дела доказательств установлено, что собственники помещений многоквартирных домов в г. Ижевске, по ул. Энгельса, 131, проезд Халтурина, 17, проезд Михайлова, 26а не исполнили обязанность по выбору способа управления многоквартирным домом, в связи с чем постановлением от 04.02.2020 N 135 Администрация г. Ижевска определила управляющую организацию ООО "Аргон 19" для управления указанными многоквартирными домами.
До принятия постановления N 135, в целях определения управляющей организации Администрацией г. Ижевска, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерацией, проведены конкурсы на право заключения договора управления указанными многоквартирными домами (31.12.2019), которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием допущенных кандидатов.
Данное обстоятельство подтверждается представленными в суд апелляционной инстанции доказательствами: ответом МКУ СТО "ЖКХ" от 28.02.2020 N 082-2/01-20, протоколами вскрытия конвертов N 281119/26436117/01, N 291119/2643617/01.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что до издания постановления от 04.02.2020 N 135 Администрация г. Ижевска, в связи с неисполнением собственниками помещений вышеуказанных многоквартирных домов обязанности по выбору способа управления многоквартирным домом, в порядке части 5 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации организовала проведение конкурсов по отбору управляющей организации, признанных несостоявшимися; на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации правомерно определила управляющую организацию в порядке и на условиях, согласно приведенным положениям Правил N 1616.
Вынесенное Управлением на основании постановления от 04.02.2020 N 135 решение от 27.03.2020 N24 о внесении изменений в реестр лицензий, о включении ООО "Аргон 19" с 01.04.2020 в Реестр лицензий по управлению многоквартирными домами по адресам: г. Ижевск, ул. Энгельса, 131, проезд Халтурина, 17, проезд Михайлова, 26а соответствует Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N1616.
Доводы апеллянта о том, что оспариваемое решение вынесено с нарушением предусмотренной законодательством процедуры внесения в реестр, противоречит Приказу Минстроя N 938/пр, были предметом рассмотрения и правомерно отклонены судом первой инстанции.
В данном случае внесение изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации на основании решения органа местного самоуправления об определении управляющих организаций возможно без заявления от лицензиата. Аналогичные разъяснения даны в письме Минстроя России N 10701-ОЛ/04 от 23.03.2020.
Апелляционным судом признаны несостоятельными доводы апеллянта о нарушении его прав оспариваемым решением, со ссылками на отсутствие представительства на территории Индустриального района г. Ижевска, неудовлетворительное состояние многоквартирных домов, отказ жителей многоквартирных домов от подписания договора управления, отсутствие технической документации, поскольку на законность решения данные доводы не влияют.
Вынесенное при наличии законных оснований решение, а также действия по внесению в Реестр не нарушают и не могут нарушать права и законные интересы заявителя как управляющей организации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 июля 2020 года по делу N А71-5790/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5790/2020
Истец: ООО "АРГОН 19"
Ответчик: Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики