г. Владивосток |
|
03 ноября 2020 г. |
Дело N А51-3027/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Д.А. Глебова,
судей С.Б. Култышева, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ундольской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги", общества с ограниченной ответственностью "Порт Ливадия",
апелляционные производства N 05АП-6192/2020, N 05АП-6176/2020,
на решение от 18.08.2020 судьи М.Н. Гарбуз
по делу N А51-3027/2020 Арбитражного суда Приморского края,
по иску акционерного общества "Находкинский морской торговый порт" (ИНН 2508001449, ОГРН 1022500697471)
к обществу с ограниченной ответственностью "Порт Ливадия"
(ИНН 2508125035, ОГРН 1162508050319),
открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295),
о признании сделки недействительной,
при участии:
от АО "Находкинский морской торговый порт": И.Б. Зуева, по доверенности от 13.05.2020, сроком действия на 1 год, паспорт;
от ООО "Порт Ливадия": А.А. Малькович, по доверенности от 26.10.2020, сроком действия на 1 год, паспорт;
от ОАО "Российские железные дороги": Н.В. Зайцева, по доверенности от 31.08.2020, сроком действия на 3 года, служебное удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Находкинский морской торговый порт" (далее - АО "Находкинский морской торговый порт", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Порт Ливадия" (далее - ООО "Порт Ливадия"), открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о признании недействительным соглашения от 04.05.2018 к договору N 752 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Порт Ливадия" по станции Мыс Астафьева, сроком действия с 23.06.2016 по 22.06.2021, заключенного между ООО "Порт Ливадия" и ОАО "РЖД".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.08.2020 исковые требования АО "Находкинский морской торговый порт" удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "РЖД" обратились в апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ООО "Порт Ливадия" указало на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав истца оспариваемым соглашением от 04.05.2018, как и не доказан тот факт, что заключение данного соглашения требовало дополнительного согласования. На железнодорожный путь необщего пользования ООО "Порт Ливадия" через железнодорожный путь необщего пользования истца производилась подача вагонов в количестве, превышающем 14 вагонов в сутки, а именно: от 17 до 28 вагонов. Полагает, что суд необоснованно применил положения статьи 450 ГК РФ, поскольку истец не является стороной договора N 752. Отмечает, что основанием для подписания соглашения от 04.05.2018 послужило увеличение открытых площадок у ООО "Порт Ливадия".
ОАО "РЖД" по тексту своей апелляционной жалобы указывает, что суд ошибочно посчитал владельца железнодорожного пути необщего пользования (АО "НМТП") стороной договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, заключенного между перевозчиком (ОАО "РЖД") и контрагентом (ООО "Порт Ливадия"). Действующим законодательством не установлено требование о согласовании конкретных условий договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, заключаемых между перевозчиком и контрагентом, с основным владельцем железнодорожных путей необщего пользования, через которые осуществляется пропуск вагонов. Основной владелец железнодорожного пути необщего пользования дает согласие на пропуск вагонов контрагента по своему железнодорожному пути необщего пользования, в рассматриваемом случае такое согласие от АО "НМТП" было получено (пункт 27 договора N 752). Отмечает, что в рассматриваемом случае и договор N 752 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, и соглашение от 04.05.2018 заключены в простой письменной форме, что соответствует установленным законом требованиям.
Определениями Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2020, 14.10.2020 апелляционные жалобы были приняты к производству, судебное заседание назначено на 28.10.2020.
Через канцелярию суда от ООО "Находкинский морской торговый порт" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела. Истец по тексту представленного отзыва на апелляционную жалобу выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В заседании суда апелляционной инстанции представители ОАО "РЖД" и ООО "Порт Ливадия" поддержали доводы своих апелляционных жалоб, решение суда первой инстанции просили отменить по основаниям, изложенным в жалобах. Представитель истца на доводы апелляционных жалоб возражал, обжалуемое решение просил оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверена Пятым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
АО "Находкинский морской торговый порт" является собственником сооружения - подъездные железнодорожные пути, причалы 26-27 тыл, с местом примыкания стрелки N 1А, в составе: путь N 2 длиной 389 м, N 4 длиной 512 м, назначение: нежилое, протяженность 901 п.м., инв.N 05:414:001:010453310:0002, лит.2, адрес объекта: Приморский край, г.Находка, в 170 м к юго-западу от здания по ул.Астафьева, 1Ш на северо-восток до упора в 136 м к юго-востоку от здания по ул.Астафьева, 1Э, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 25-АБN 638746 от 16.08.2011.
04.07.2016 между ООО "Порт Ливадия" и ОАО "РЖД" заключен договор N 752 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Порт Ливадия" до железнодорожной станции "Мыс Астафьева" сроком действия с 23.06.2016 по 22.06.2021. Указанный договор согласован с АО "Находкинский морской торговый порт". Согласно условиям указанного договора количество вагонов, подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается согласно Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования - не более 14 вагонов (пункт 7 договора N 752).
Пунктом 8 договора N 752 предусмотрено, что вместимость мест погрузки, выгрузки - 14 вагонов, в том числе: открытая площадка на пути N 1-7 вагонов (лес, пиломатериалы, товары народного потребления), откртая площадка на пути N 2-7 вагонов (лес, пиломатериалы, товары народного потребления). Среднесуточная перерабатывающая способность составляет: 14 вагонов.
Как указал истец, в процессе рассмотрения дела N А51-18357/2019, а именно, в ходе судебного заседания 14.01.2020, АО "Находкинский морской торговый порт" стало известно о том, что 04.05.2018 между ООО "Порт Ливадия" и ОАО "РЖД" было заключено соглашение к договору N 752 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Порт Ливадия" до железнодорожной станции "Мыс Астафьева" сроком действия с 23.06.2016 по 22.06.2021 (далее - соглашение от 04.05.2018), согласно которому в связи с обращением владельца железнодорожного пути необщего пользования N 304 от 28.11.2017 и приведением в соответствие технической документации следующие пункты договора читать в новой редакции: "Пункт 7. количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 28 вагонов. Пункт 8. вместимость мест погрузки, выгрузки: 28 вагонов, в том числе: путь N 1-7 вагонов - открытая площадка (уголь); путь N 2-7 вагонов - открытая площадка (уголь, металлолом, строительные грузы, оборудование); путь N 3-7 вагонов - открытая площадка (металл, уголь, товары народного потребления), путь N 4-7 вагонов - открытая площадка (металл, уголь, товары народного потребления)".
Полагая, что ответчиками не соблюдены требования действующего законодательства при заключении указанного соглашения от 04.05.2018, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями о признании указанного соглашения недействительным.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
В соответствии со статьей 58 Устава договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно статье 60 Устава отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, в случае, если имеются иные владельцы и пользователи железнодорожных путей необщего пользования, то при заключении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и на подачу - уборку вагонов, помимо перевозчика и контрагента, предусмотрено получение их согласия на пропуск вагонов по их территории.
В силу статьи 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения, а также соответствующие поступления от использования имущества принадлежат собственнику имущества. Как следует из имеющегося в материалах дела свидетельства о государственной регистрации права серия 25-АБN 638746 от 16.08.2011, сооружение - подъездные железнодорожные пути, причалы 26-27 тыл, с местом примыкания стрелки N 1А, в составе: путь N 2 длиной 389 м, N 4 длиной 512 м, назначение: нежилое, протяженность 901 п.м., инв.N 05:414:001:010453310:0002, лит. 2, адрес объекта: Приморский край, г.Находка, в 170 м к юго-западу от здания по ул.Астафьева, 1Ш на северо-восток до упора в 136 м к юго-востоку от здания по ул.Астафьева, 1Э принадлежит открытому АО "Находкинский морской торговый порт".
Поскольку указанные подъездные железнодорожные пути АО "Находкинский морской торговый порт" примыкают к железнодорожному пути, принадлежащему ООО "Порт Ливадия", ОАО "РЖД" не может осуществлять подачу - уборку вагонов в адрес ООО "Порт Ливадия" без прохождения через стрелочный перевод N 1А и подъездные железнодорожные пути, являющиеся собственностью истца, в связи с чем для подачи-уборки вагонов в адрес ООО "Порт Ливадия" локомотивом ОАО "РЖД" между ОАО "РЖД", ООО "Порт Ливадия" и АО "Находкинский морской торговый порт" заключен договор N 752 в соответствие с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и Уставом железнодорожного транспорта.
Как указал истец, действие оспариваемого соглашения к договору N 752 нарушает его права и выражается в прохождении подвижного состава в количестве, превышающем согласованную на 14 вагонов, в адрес ООО "Порт Ливадия" и обратно через стрелочный перевод N 1А и подъездные железнодорожные пути, являющиеся собственностью АО "Находкинский морской торговый порт", без согласия истца.
В соответствии со статьей 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 2 статьи 168 ГК РФ предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 (ред. от 01.07.2010) "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", арбитражным судам следует исходить из того, что заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом.
Согласно части 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из законов, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Условия заключенного договора N 752 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Порт Ливадия" до железнодорожной станции "Мыс Астафьева" сроком действия с 23.06.2016 по 22.06.2021 не предусматривают возможность изменения условий указанного договора в одностороннем порядке либо по соглашению большинства лиц, участвующих в указанном договоре.
В этой связи судом первой инстанции были правомерно отклонены доводы ответчиков, повторно изложенные по тексту апелляционных жалоб, об отсутствии необходимости согласования условий дополнительных соглашений к договору N 752 с истцом по делу.
Согласно пункту 2.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования между перевозчиком и контрагентом при обслуживания его локомотивом перевозчика может быть заключен только при согласии основного владельца железнодорожного пути необщего пользования на пропуск вагонов для перевозок контрагента по своей территории. Данное согласие удостоверяется подписью и печатью указанного владельца железнодорожного пути необщего пользования в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, вопреки позиции апеллянтов, участие владельца железнодорожного пути необщего пользования при заключении указанных договоров является необходимым условием для осуществления деятельности на железнодорожного пути необщего пользования.
Поскольку в нарушение требований статьи 60 УЖТ РФ соглашение от 04.05.2018 к договору N 752 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Порт Ливадия" по станции Мыс Астафьева, сроком действия с 23.06.2016 по 22.06.2021, заключено без согласия собственника используемого ж/д пути необщего пользования, коллегия признает исковые требования истца подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционных жалоб о том, что на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Порт Ливадия" через железнодорожный путь необщего пользования истца может производиться подача вагонов в количестве, превышающем 14 вагонов в сутки, не принимаются апелляционным судом.
В соответствии со статьей 58 УЖДТ, договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования.
В силу статьи 64 УЖДТ изменение условий договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов до истечения срока их действия предусмотрено лишь в случае изменений технического оснащения либо технологии работы железнодорожной станции или железнодорожных путей необщего пользования.
Пунктом 2.5 Правил эксплуатации ж/д путей предусмотрено, что договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются не более, чем на пять лет. В случае изменения технического оснащения либо технологии работы станции или железнодорожного пути необщего пользования в договоры вносятся изменения и дополнения в установленном порядке.
Оспариваемым соглашением ответчики фактически увеличили перерабатывающую способность до 28 вагонов в сутки. Таким, образом, общее количество вагонов ответчика ООО "Порт Ливадия", проходящих через пути истца, в месяц составит 840, что превышает установленные и согласованные истцом в договоре N 19-05/ПР от 01.02.2019 425 вагонов и нарушает права истца в части обработки вагонов, приходящих в адрес истца
При этом, как указывает истец, АО "НМТП" неоднократно направляло обращения в адрес ОАО "РЖД" об увеличении количества подаваемых вагонов, однако был получен отказ в связи с тем, что не имеется резерва пропускной способности (письма N ГД-94 от 14.08.2019, N 13776/ДВ0СТ от 10.09.2019).
Исходя из изложенного, ссылка апеллянтов на отсутствие доказательств нарушения прав истца в связи с заключением оспариваемого соглашения и фактическом согласовании вагонов сверх установленной нормы, признается несостоятельной, поскольку оспариваемое соглашении заключено ответчиками в нарушение установленного порядка, без учета прав и законных интересов владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы апелляционных жалоб не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, следовательно, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам относятся на заявителей апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.08.2020 по делу N А51-3027/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Д.А. Глебов |
Судьи |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3027/2020
Истец: АО "НАХОДКИНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ООО "ПОРТ ЛИВАДИЯ"