г. Владивосток |
|
03 ноября 2020 г. |
Дело N А51-2115/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приморская земля",
апелляционное производство N 05АП-6423/2020
на решение от 28.08.2020
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-2115/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Приморская земля" (ИНН 2511107195, ОГРН 1182536037089)
к администрации Хорольского муниципального района (ИНН 2532000238, ОГРН 1022501225273),
третьи лица: Кречко Василий Васильевич, Кречко Мария Петровна, Пиган Дмитрий Иванович,
о признании незаконным отказа от 22.11.2019 года N 06/6682 по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка; об обязании утвердить представленной ООО "Приморская земля" схемы и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка, общей площадью 406 664 кв.м. на кадастровом плане территории адрес (местоположение) образуемого земельного участка: Участок находится примерно в 3530 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, Хорольский район, с.Новодевица, пер. Школьный, д. 1/2, разрешенное использование земельного участка: для сельскохозяйственного использования, категория земель, к которым относится образуемый земельный участок: земли сельскохозяйственного назначения,
при участии:
от ООО "Приморская земля": Абрашин И.С. по доверенности от 25.06.2020 сроком действия до 31.12.2020, диплом (регистрационный номер 1647-6), паспорт;
от администрации Хорольского муниципального района, Кречко В.В., Кречко М.П., Пиган Д.И.: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Приморская земля" (далее - заявитель, Общество, ООО "Приморская земля") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Хорольского муниципального района (далее - ответчик, Администрация) от 22.11.2019 года N 06/6682 по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью 406664 кв.м., адрес (местоположение) образуемого земельного участка: Участок находится примерно в 3530 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, Хорольский район, с. Новодевица, пер. Школьный, д. 1/2, разрешенное использование земельного участка: для сельскохозяйственного использования, категория земель, к которым относится образуемый земельный участок: земли сельскохозяйственного назначения; об обязании Администрации Хорольского муниципального района Приморского края утвердить представленную ООО "Приморская земля" и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью 406664 кв.м., адрес (местоположение) образуемого земельного участка: Участок находится примерно в 3530 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, Хорольский район, с. Новодевица, пер. Школьный, д. 1/2, разрешенное использование земельного участка: для сельскохозяйственного использования, категория земель, к которым относится образуемый земельный участок: земли сельскохозяйственного назначения.
Определением от 10.06.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судом привлечены Кречко Василий Васильевич, Кречко Мария Петровна, Пиган Дмитрий Иванович (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.08.2020 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объёме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 28.08.2020. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Общество настаивает на том, что оспариваемый им отказ Администрации является незаконным и необоснованным, поскольку дан по основаниям, не предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Административным регламентом. Считает, что в материалы дела административным ответчиком не представлены доказательства наложения, пересечения границ испрашиваемого земельного участка с границами земельных участков третьих лиц.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Администрация и третьи лица явку своих представителей в суд не обеспечили. с учетом мнения представителя Общества жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании представитель ООО "Приморская земля" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме.
В представленных в материалы дела письменных возражениях Администрация с доводами апелляционной жалобы не согласилась. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
23.10.2019 Общество направило на электронную почту Администрации заявление (вх. от 24.10.2019 N 10528) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью 406664 кв.м., адрес (местоположение) образуемого земельного участка: Участок находится примерно в 3530 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, Хорольский район, с. Новодевица, пер. Школьный, д. 1/2, разрешенное использование земельного участка: для сельскохозяйственного использования, категория земель, к которым относится образуемый земельный участок: земли сельскохозяйственного назначения. К заявлению были приложены следующие документы: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с приложением, решение о назначении на должность генерального директора от 04.03.2019 N 3, лист записи от 17.10.2018.
По результатам рассмотрения указанного заявления Обществу письмом от 22.11.2019 N 06/6682 было отказано в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с тем, что контур с номером 1 образуемого земельного участка совпадает с границами земельного участка, находящегося в частной собственности, без установления границ земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав представителя Общества, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
Как установлено пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов и включает в себя несколько этапов, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса.
Пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ определено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Аналогичные основания для отказа в утверждении схемы предусмотрены и разделом 11 Административного регламента предоставления Администрацией Хорольского муниципального района муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", утв. постановлением Администрации Хорольского муниципального района от 28.06.2016 N 317.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Из подпункта 3 пункта 16 названной статьи следует, что разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
На основании пункта 5 статьи 11.9 Кодекса не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, при решении вопроса о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, уполномоченным органом должна быть произведена оценка обстоятельств формирования земельного участка на предмет наличия или отсутствия перечисленных оснований для отказа в таком согласовании.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории послужил факт наложения контура 1 испрашиваемого земельного участка на границы земельного участка, находящегося в частной собственности без установления границ. Именно такая формулировка приведена по тексту оспариваемого отказа Администрации.
Уже в ходе рассмотрения дела в арбитражном суде, подтверждая указанную информацию, Администрация представила дополнительные сведения, согласно которым испрашиваемый заявителем земельный участок накладывается на земельные участки с кадастровыми номерами 25:21:020101:119, 25:21:020101:118, 25:21:020101:117, 25:21:020101:116, которые принадлежат на праве собственности гражданам Кречко Марии Петровне и Кречко Василию Васильевичу.
Оценив оспариваемый отказ в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, судебная коллегия считает, что он не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы общества в силу следующего:
По правилам статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), в силу которых государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
При этом согласно части 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В рассматриваемой ситуации суд первой инстанции верно исходил из того, что представленной в материалы дела схемой взаимного расположения земельных участков подтверждается, что сведения о границах земельного участка, полученные из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной заявителем, соответствуют фактическому расположению границ земельных участков на местности с кадастровыми номерами 25:21:020101:119, 25:21:020101:118, 25:21:020101:117, 25:21:020101:116.
Земельные участки с кадастровыми номерами 25:21:020101:119, 25:21:020101:118, 25:21:020101:117, 25:21:020101:116 принадлежат на праве собственности Кречко Марии Петровне и Кречко Василию Васильевичу, что подтверждается представленными в дело выписками из ЕГРН, свидетельствами о государственной регистрации прав собственности на землю.
Согласно сведениям об основных характеристиках объектов недвижимости границы указанных земельных участков не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, однако данные земельные участки имеют статус "актуальные, ранее учтенные", границы участков указаны в планах земельных участков, приложенных к свидетельствам о правах собственности на землю.
Учитывая изложенное, вывод органа местного самоуправления о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка ввиду наложения испрашиваемого земельного участка на земельные участки, принадлежащие третьим лицам на праве собственности и, как следствие, об отсутствии правовых оснований для предварительного согласования предоставления испрашиваемого земельного участка Обществу, поддержанный судом первой инстанции, является правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что в отсутствие у земельных участков с кадастровыми номерами 25:21:020101:119, 25:21:020101:118, 25:21:020101:117, 25:21:020101:116 установленных границ вывод администрации о наложении испрашиваемого земельного участка на земли третьи лиц является безосновательным, судебной коллегией не принимается.
Согласно пункту 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
По правилам части 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 69 названного Закона технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Совокупный анализ названных норм права позволяет заключить, что принадлежащие третьим лицам земельные участки с кадастровыми номерами 25:21:020101:119, 25:21:020101:118, 25:21:020101:117, 25:21:020101:116 являются учтенными объектами недвижимости, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и регистрация права на которые была произведена по заявлению правообладателя.
Соответственно данные объекты недвижимости индивидуализированы в гражданском обороте, и наличие у них характерных признаков должно учитываться при решении вопроса об образовании земельных участков в пределах смежных территорий.
В спорной ситуации, границы испрашиваемого Обществом земельного участка в большей своей части совпадают с фактическим положением границ земельных участков на местности с кадастровыми номерами 25:21:020101:119, 25:21:020101:118, 25:21:020101:117, 25:21:020101:116.
Данные обстоятельства подтверждаются схемой взаимного расположения земельных участков (л.д. 128 т.1) и документально Обществом не опровергнуты.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не может согласиться с утверждением заявителя жалобы о том, что не установление границ земельных участков на местности с кадастровыми номерами 25:21:020101:119, 25:21:020101:118, 25:21:020101:117, 25:21:020101:116 в действующей системе координат не позволяет установить наложение границ испрашиваемого земельного участка на земельные участки, принадлежащие третьим лицам, как противоречащее имеющимся в материалах дела документам.
Довод апелляционной жалобы об обратном со ссылками на заключение кадастрового инженера коллегией суда не принимается, поскольку данное заключение не учитывает естественные границы земельных участков на местности с кадастровыми номерами 25:21:020101:119, 25:21:020101:118, 25:21:020101:117, 25:21:020101:116.
Указание общества на отсутствие правовых оснований для принятия в качестве доказательства по делу схемы взаимного расположения земельных участков по мотиву того, что данный документ был подготовлен в одностороннем порядке Администрацией, судебной коллегией признается необоснованным, поскольку именно Администрация является уполномоченным органом по предоставлению указанной муниципальной услуги и, как следствие, обладает необходимыми специалистами в области утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
При этом, оценивая возможность утверждения заявителю схемы расположения земельного участка, Администрация исходила из сведений об естественных границах земельных участков, принадлежащих третьим лицам на праве собственности, что не позволяет считать спорную схему взаимного расположения земельных участков ненадлежащим доказательством по делу.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у Администрации правовых оснований для принятия положительного решения по заявлению Общества, в связи с чем оспариваемое решение от 22.11.2019 N 06/6682 является законным и обоснованным и не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя.
При этом заинтересованность заявителя в получении земельного участка, фактически принадлежащего третьим лицам на праве собственности, само по себе не является обстоятельством, свидетельствующим о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое решение было принято по основаниям, не предусмотренным земельным законодательством, коллегией суда также отклоняется, поскольку отсутствие в оспариваемом отказе соответствующей ссылки на нормы права не отменяет обоснованного вывода органа местного самоуправления о том, что в спорной ситуации предварительное согласование предоставления земельного участка в аренду, налагающегося на границы ранее учтенных земельных участков, является недопустимым и может повлечь нарушение прав и законных интересов третьих лиц, что напрямую охватывается действием статей 11.9, 11.10, 39.15 ЗК РФ.
Подводя итог изложенному, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для предварительного согласования предоставления испрашиваемого земельного участка Обществу и, следовательно, не усматривает предусмотренной нормами главы 24 АПК РФ возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку принятое Администрацией решение не противоречит закону и не привело к нарушению прав и законных интересов общества. Соответственно суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Соответственно основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные обществом при ее подаче, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.08.2020 по делу N А51-2115/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Понуровская |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2115/2020
Истец: ООО "ПРИМОРСКАЯ ЗЕМЛЯ"
Ответчик: Администрация Хорольского муниципального района
Третье лицо: Кречко Василий Васильевич, Кречко Мария Петровна, Отдел адресно-справочной работы УМВД России по Приморскому краю, Пиган Дмитрий Иванович