г. Ессентуки |
|
29 октября 2020 г. |
Дело N А63-42/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.10.2020.
Полный текст постановления изготовлен 29.10.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей: Казаковой Г.В., Марченко О.В., при ведении протокола судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гермес" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.07.2020 по делу N А63-42/2020, при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Гермес" - Садыгова Р.А. по доверенности от 12.08.2020, от общества с ограниченной ответственностью "Экострой" - Федотова Н.В. по доверенности от 01.07.2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экострой" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Гермес" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за услуги по обращению с ТКО в размере 221 178 руб. 60 коп. за период с 01.07.2018 по 31.10.2019, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 12 062 руб. 87 коп. за период с 10.08.2018 по 18.12.2019 и 7 424 руб. госпошлины.
Решением суда первой инстанции от 15.07.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что факт оказания истцом услуг по вывозу твердых коммунальных отходов ответчику подтверждается материалами дела, а ответчик обязательства по оплате услуг в полном объеме не исполнил.
Не согласившись с решением, ответчик обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 08.07.2020 отменить. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что фактически услуга по обращению с ТКО со стороны ответчика не оказана, а требования истца не состоятельны и не подтверждены документально. Услуги по обращению с ТКО фактически оказывало другое лицо ООО "СПЕЦСЕРВИС".
В отзыве на апелляционную жалобу истец, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru// в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать, по следующим основаниям.
Истцом на основании пункта 5 Правил коммерческого учета объема или (массы) твердых коммунальных отходов утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 годаN 505 (редакция от 15.09.2018) производен расчет стоимости услуги за период с 01.07.2018 по 31.10.2019 составил 221 178 руб. 60 коп.
В претензии от 21.11.2019 N 7884 истец потребовал оплатить имеющуюся задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ответчик на претензию не ответил, задолженность не погасил, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Статьями 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
В силу статьи 408 ГК РФ обязательство прекращается его исполнением.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и определение зоны его деятельности осуществляются с учетом особенностей, установленных пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" на основании конкурсного отбора, предусмотренного пунктом 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ.
В соответствии со статьей 24.9 Закона N 89-ФЗ обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники, твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.
Как видно из материалов дела, на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 13.04.2018 N 2-34, заключенного между ООО "Экострой" и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, истец с 01.07.2018 принял на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Александровского, Новоселицкого районов Ставропольского края, а также Благодарненского городского округа Ставропольского края (пункт 1.1 соглашения).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО "Гермес" осуществляет деятельность по ОКВЭДОК 029-2014 КДЕС ред. 2 (47.29.11 Торговля розничная в специализированных магазинах) на объекте "магазин" категория "Производственные магазины": кадастровый номер: 26:13:100710:641, общей площадью 173,8 кв.м. Вышеуказанный объект расположен по адресу: Ставропольский край Благодарненский городской округ, г. Благодарный, ул. Комсомольская, д.6.
Данный объект находятся в зоне обслуживания ООО "Экострой", регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов, вывоз осуществляется согласно графику один раз в неделю (среда), с 01.07.2018.
Вместе с тем, ответчиком договор с ООО "Экострой" по вывозу твердых коммунальных отходов не заключался.
Истцом совершались действия, направленные на информирование потребителей услуги о деятельности общества и на заключение с ответчиком договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Истец представил договор возмездного оказания услуг "Директ-Мейл Региональный" от 27.04.2018 N 35-РУ с актом от 30.04.2018 N 061000у000034501, счет-фактуру от 30.04.2018 N Т043000775/061000. Согласно указанному договору ФГУП "Почта России" потенциальным потребителям услуги переданы бланки проектов договоров на оказание по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На официальном сайте ООО "Экострой" (www.ekostroy26.ru) 20.06.2018 размещены типовой договор на оказание услуги, предложение о заключении договора, заявка (заявление), графики вывоза отходов, другая информация по оказанию услуг, основные нормативные правовые акты, регулирующие обращение с твердыми коммунальными отходами. Ссылка на сайт общества имеется в тексте проекта договора, направленного потребителям.
Также ООО "Экострой" в средствах массовой информации опубликованы информационные материалы по вопросам обращения с отходами.
Таким образом, имеющиеся в деле документы подтверждают, что ответчику в полном объеме доведена информация о деятельности общества, направлено предложение о заключении договора, проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и иная документация.
Вместе с тем, поскольку, указанный договор является публичным договором (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), в его заключении не может быть отказано, несоблюдение письменной формы договора не имеет правового значения.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
В соответствии с пунктом 8 (17) постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее по тексту - Правила) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил.
Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 8 (18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 6 типового договора, потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С учетом приведенных правовых норм ответчик обязан нести бремя расходов по оплате услуг по обращению с ТКО, независимо от наличия между ним и истцом индивидуального договора и причин, по которым такой договор не был заключен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Как следует из материалов дела ответчик от заключения договора уклонился, в связи с чем подлежат применению пункты 8(17) и 8(18) Правил N 1156.
Факт оказания истцом услуг по вывозу твердых коммунальных отходов ответчику подтверждается материалами дела.
Вместе с тем, ответчик обязательства по оплате услуг в полном объеме не исполнил, документы в опровержение факта оказания услуг, в том числе в ином объеме, нежели указанном истцом, а также доказательства погашения долга в материалы дела не представлены.
Также истцом было заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
В случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором (пункт 1 статьи 395 ГК РФ).
В соответствии со статьей 395 ГК РФ ответчику начислены проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму долга 221 178 руб. 60 коп. за период с 10.08.2018 по 18.12.2019 в размере 12 062 руб. 87 коп.
Расчет процентов судом проверен, является правильным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что вывоз отходов с территории ООО "Гермес" в спорный период осуществлялся ООО "НПО "ЦЭСП", что исключает обязанность оплачивать услуги истца, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно статье 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением.
На территории Ставропольского края действуют Правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением правительства Ставропольского края от 07.08.2017 N 315-п (далее - Правила N 315-п).
В пункте 3 Правил N 315-п указано, что статус регионального оператора присваивается юридическому лицу на основании результатов конкурсного отбора, который проводится министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании соглашения, заключаемого между уполномоченным органом и региональным оператором (пункт 4).
В силу прямого указания закона ООО "НПО "ЦЭСП" с 01.07.2018 не являлось региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Все доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Иных существенных доводов, которые являлись бы основанием для отмены обжалуемого решения апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд относит на заявителя жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы, апеллянту предоставлялась отсрочка уплаты госпошлины, то с него подлежит взысканию госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.07.2020 по делу N А63- 42/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-42/2020
Истец: ООО "ЭКОСТРОЙ"
Ответчик: ООО "ГЕРМЕС"