г. Москва |
|
28 октября 2020 г. |
Дело N А40-313393/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Алексеевой Е.Б., Савенкова О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 июля 2020 года по делу N А40-313393/18,
по иску Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7715033007, ОГРН 1037715046467)
к ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (ИНН 7705395248; ОГРН 1027739550156); ТУ Росимущества в городе Москве (ИНН 7708701670; ОГРН 1097746349535)
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Росимущество, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве, Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации, о признании прав отсутствующими,
при участии в судебном заседании представителей: от истца: Строгов В.А. по доверенности от 28.09.2020; диплом номер ВСГ1530980 от 22.06.2007, от ответчиков: ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" - Предеин С.С. по доверенности от 18.12.2019; диплом номер 107718 0525151 от 20.07.2015, от третьего лица: Министерство обороны Российской Федерации Строгов В.А. по доверенности от 06.12.2018; диплом номер ВСГ1530980 от 22.06.2007,
Иные лица - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
ФГКУ "ЦТУИО" Министерства обороны Российской Федерации обратилось Арбитражный суд г. Москвы к ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", ТУ Росимущества в г. Москве о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на нежилое здание, общей площадью 422,5 кв. м, с кадастровым номером 77:01:0006022:1033, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2, стр. 3, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 10.12.2018, запись N 77-77/012-77/012/015/2016-116/1 от 29.12.2016 г.; признать отсутствующим право оперативного управления Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" на нежилое здание, общей площадью 422,5 кв. м, с кадастровым номером 77:01:0006022:1033, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2, стр. 3, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 10.12.2018 г. N 77:01:0006022:1033-77/011/2018-1 от 19.09.2018 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12.02.2020 решение Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019 по делу N А40-313393/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы при этом, суд кассационной инстанции указал, что "...судами не дана оценка правоустанавливающим документам, на которые ссылался истец на предмет того, могло ли являться Распоряжение от 16.05.2003 N 2097-Р основанием для внесения изменений в реестр федерального имущество, было ли и могло ли быть исполнено с учетом требований закона о фактической передаче имущества в оперативное управление.
Из содержания обжалуемых судебных актов не усматривается мотивов отклонения доводов истца о нахождении спорного строения в его фактическом владении, пользовании и распоряжении путем передачи во временное пользование иных организациям, а также о закреплении земельного участка общей площадью 2 542 кв. м под спорным строением на праве постоянного бессрочного пользования за Учреждением...".
При повторном рассмотрении решением Арбитражного суда города Москвы от 09 июля 2020 года исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на то, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Представитель истца в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, отзыв на жалобу не направил.
Представитель ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель ТУ Росимущества в г. Москве в судебном заседании также поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Министерство обороны Российской Федерации возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители иных третьих лиц, уведомленные судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционных жалоб к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явились, в связи с чем, апелляционные жалобы рассматриваются в их отсутствие, исходя из норм ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 09 июля 2020 года на основании следующего.
При новом рассмотрении дела, с учетом указаний суда кассационной инстанции, суд первой инстанции установил следующее:
административное здание, общей площадью 422,9 кв. м, с инвентарным номером 45:286:002:000201140, лит. 5, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2, строение 3 было включено в реестр федерального имущества (выписка от 07.03.2012 N 542/3), а в последующем на указанный объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0006022:1054, было зарегистрировано право собственности Российской Федерации (выписка из ЕГРН от 19.04.2012 N 77-77-12/009/2012-003), а также право оперативного управления за ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России (выписка из ЕГРП от 17.10.2012 N 77-77-12/031/2012-365); основанием для государственной регистрации права оперативного управления истца послужило Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (пункт 2 раздела II приложения N 12 к указанному Постановлению)
При этом указанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0006022:1574, общей площадью 2 542 кв. м, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, вл. 2, стр. 2, 3, находящемся в собственности Российской Федерации и на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "ЦТУИО" Министерства обороны Российской Федерации.
В обоснование иска истцом указано, что в его адрес поступило уведомление ФГБУК АУИПИК от 09.10.2018 N 3554/15 по вопросу внесения арендной платы за фактическое использование имущества, поскольку Агентством 19.09.2018 было зарегистрировано право оперативного управления на нежилое здание, общей площадью 422,5 кв. м, с кадастровым номером 77:01:0006022:1033, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2, стр. 3 (выписка из ЕГРП от 19.09.2018 N 77:01:0006022:1033-77/011/2018-1), основанием для регистрации права оперативного управления послужило Распоряжение Министерства культуры Российской Федерации от 05.03.2001 N 1/544-р.
Также, Министерство культуры Российской Федерации не уполномочено распоряжаться указанным объектом недвижимого имущества, в связи с чем, у Агентства отсутствовали правовые основания для регистрации права оперативного управления, поскольку спорное здание находится в фактическом владении и пользовании истца, относится к федеральной собственности; спорное здание закреплено на праве оперативного управления за Агентством в нарушение установленной процедуры без согласования с Минобороны и фактически во владение и пользование Агентства не передавалось.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 16 мая 2003 г. N 2097-р объект недвижимого имущества -административное здание с инвентарным N 5 по генплану, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2/28, в/г 2, площадью 422,5 кв. м, было закреплено на праве оперативного управления за Замоскворецкой квартирно-эксплуатационной частью района Минобороны России.
В соответствии с пунктом 2 указанного Распоряжения Замоскворецкой квартирно-эксплуатационной части района Минобороны России предписано обеспечить внесение изменений в реестр федерального имущества, обеспечить регистрацию права оперативного управления, оформить правоустанавливающие документы на земельный участок.
В материалы дела истцом была представлена выписка из реестра федерального имущества В12770029289 251108 от 08.04.2009 г., в соответствии с которой, в реестр федерального имущества внесены сведения о закреплении за Замоскворецкой квартирно-эксплуатационной частью района Минобороны России прав на спорное здание ул. Арбатецкая, 2/28 стр. 3 на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений РФ о закреплении имущества от 16.05.2003 г. N 2097-р, Постановлении ВС РФ от 27.12.91 г. N 3020-1, которая при первом рассмотрении дела не была представлена в суд первой инстанции.
Также ФГКУ "ЦТУИО" Министерства обороны Российской Федерации представило технический паспорт на административное здание, выданный владельцу - Замоскворецкой КЭЧ Московского военного округа, год постройки здания - до 1917 года.
В соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 в разделе 2 и 3 к Постановлению, независимо от того на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно п. 2 раздела 2 приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 исключительно к федеральной собственности отнесено имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
В соответствии с требованием ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
Таким образом, 25.11.2008 г. на основании указанного Распоряжения в реестр федерального имущества правомерно внесена запись на имущество по адресу ул. Арбатецкая, 2/28 стр. 3.
Замоскворецкая квартирно-эксплуатационная часть района Минобороны России реорганизована в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1871, и присоединена к федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со ст. 58 Гражданского кодекса РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец является законным правообладателем имущества на основании Распоряжения от 16.05.2003 N 2097-Р.
В последующем административное здание общей площадью 422,9 кв. м, с инвентарным номером 45:286:002:000201140, лит. 5, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2, строение 3 было включено в реестр федерального имущества, что подтверждается выпиской от 07.03.2012 г. N 542/3 согласно выписке из реестра прав В 12770073838 070312 на основании Приказа МО РФ "О реорганизации федеральных государственных учреждений Минобороны России" от 17.12.2010 N 1871, Передаточный акт от 29.08.2011 N 12 спорное имущество ул. Арбатецкая, 2 строение 3 сведения внесены в реестр прав.
Между тем, согласно справке Московского городского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 12.04.2012 объект недвижимого имущества "административное здание", указанный в пункте 2 Приложения к Распоряжению Минимущества Российской Федерации N 2097-р от 16.05.2003 по месту нахождению: г. Москва, Арбатецкая ул., д. 2/28, в/г 2, инв. N по генплану 5, и объект - "административное здание", общей площадью 422,9 кв. м, поставленный Московским городским филиалом на технический учет за инвентарным номером 45:286:002:000201140, по местонахождению: г. Москва, Арбатецкая ул., д. 2, стр. 3, являются одним и тем же объектом недвижимого имущества, официальный адрес которого: г. Москва, Арбатецкая ул., д. 2, стр. 3.
В силу ст. 26, 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в государственной регистрации права должно быть отказано, в случае если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, или же местоположение помещения, в отношении которого представлено заявление, в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случаев, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости, а также, если совпадает местоположение квартиры и комнаты в ней).
В ввиду фактов и обстоятельств, изложенных выше, суд первой инстанции указал, что поскольку право оперативного управления ответчика было зарегистрировано в отношении объекта, запись о праве на который была зарегистрировано за иным лицом, то в силу указанных норм в государственной регистрации права должно было быть отказано.
Таким образом, поскольку на день государственной регистрации права ответчика в ЕГРН уже имелась запись о праве истца, Управление Росреестра по г. Москве не имелось оснований для внесения иной записи, кроме того, указанный объект недвижимого имущества используется в интересах Министерства обороны Российской Федерации.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что единственным владельцем здания является Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, что не исключает отнесение объекта к объекту культурного наследия города Москвы на основании приказа Департамента культурного наследия города Москвы (запись N 77:01:0006022:1054-77/011/201-1), в связи с чем удовлетворил, исковые требования в части признания отсутствующим права оперативного управления Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" на нежилое здание, общей площадью 422,5 кв. м, с кадастровым номером 77:01:0006022:1033, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2, стр. 3, однако в части требования, направленного на аннулировании записи о праве собственности Российской Федерации, суд отказал, поскольку данное требование не восстановит права истца, кроме того, является ненадлежащим способом защиты нарушенного права.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно в пределах доводов, заявленных в жалобе, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 16 мая 2003 г. N 2097-р объект недвижимого имущества -административное здание с инвентарным N 5 по генплану, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2/28, в/г 2, площадью 422,5 кв. м, было закреплено на праве оперативного управления за Замоскворецкой квартирно-эксплуатационной частью района Минобороны России.
Замоскворецкая квартирно-эксплуатационная часть района Минобороны России реорганизована в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1871, и присоединена к федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, Учреждение).
Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со ст. 58 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В последующем административное здание общей площадью 422,9 кв. м, с инвентарным номером 45:286:002:000201140, лит. 5, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2, строение 3 было включено в реестр федерального имущества, что подтверждается выпиской от 07.03.2012 г. N 542/3.
В последующем на указанный объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0006022:1054 было зарегистрировано право Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 19 апреля 2012 N 77-77-12/009/2012-003, а также право оперативного управления за ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 17.10.2012 г. N 77-77-12/031/2012-365.
Данный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0006022:1574, общей площадью 2 542 кв. м, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, вл. 2, стр. 2, 3, находящемся в собственности Российской Федерации и на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждения.
Основанием для регистрации права собственности Российской Федерации послужило Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1.
В соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 в разделе 2 и 3 к Постановлению, независимо от того на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно п. 2 раздела 2 приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 исключительно к федеральной собственности отнесено имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
В соответствии с требованием ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
В адрес Учреждения поступило уведомление Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" от 9 октября 2018 г. N 3554/15 по вопросу внесения арендной платы за фактическое использование имущества на основании следующего.
Агентством 19.09.2018 г. было зарегистрировано право оперативного управления на нежилое здание, общей площадью 422,5 кв. м, с кадастровым номером 77:01:0006022:1033, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2, стр. 3, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 19.09.2018 г. N 77:01:0006022:1033-77/011/2018-1.
Основанием для регистрации права оперативного управления послужило Распоряжение от 05.03.2001 N 1/544-р, выдавший орган: Министерство культуры Российской Федерации.
Согласно справке Московского городского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 12 апреля 2012 г.: объект недвижимого имущества "Административное здание", указанный в п. 2 Приложения к Распоряжению Минимущества Российской Федерации N 2097-р от 16 мая 2003 г. по месту нахождению: г. Москва, Арбатецкая ул., д. 2/28, в/г 2, инв. N по генплану 5, и объект - "Административное здание", общей площадью 422,9 кв. м, поставленный Московским городским филиалом на технический учет за инвентарным номером 45:286:002:000201140, по местонахождению: г. Москва, Арбатецкая ул., д. 2, стр. 3, являются одним и тем же объектом недвижимого имущества. Официальный адрес объекта является адрес: г. Москва, Арбатецкая ул., д. 2, стр. 3.
Таким образом, имеется задвоение кадастровых номеров.
Однако Министерство культуры Российской Федерации не уполномочено распоряжаться указанным объектом недвижимого имущества.
На основании чего, у Агентства отсутствовали правовые основания для регистрации права оперативного управления.
Указанный объект недвижимого имущества используется в интересах Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается:
- договором безвозмездного пользования от 13 апреля 2012 г. N 36 заключенного между Учреждением и ОАО "Славянка";
- договором безвозмездного пользования от 26 октября 2015 г. N 1 - Мос-КЖФ заключенного между Учреждением и АО "ГУ ЖКХ";
В настоящее время объект недвижимого имущества используется в интересах ФГБУ "ЦЖКУ" на основании договора безвозмездного пользования от 3 апреля 2017 г. N ВКС-1.
В соответствии с выпиской из ЕГРН указанный объект недвижимого имущества является объектом культурного наследия города Москвы на основании приказа Департамента культурного наследия города Москвы (запись N 77:01:0006022:1054-77/011/201-1).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (норма, действующая в момент возникновения соответствующих правоотношений) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, при этом, аналогичное положение находит отражение в ст. 4 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Пунктом 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленума N 10/22) установлено, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП.
Согласно абз. 4 п. 52 Постановлению Пленума N 10/22 оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами).
Из приведенного следует, что в случаях, когда именно запись в ЕГРП нарушает право Учреждения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем признания права отсутствующим.
Такой способ защиты возможен лишь тогда, когда право истца не может быть защищено путем признания права, истребования имущества из чужого незаконного владения, или иными гражданско-правовыми способами защиты.
Таким образом, признание зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты права и, обращаясь в суд с иском о признании отсутствующим зарегистрированного права ответчика, истец должен доказать, что он обладает правом, которое нарушает именно запись в ЕГРП и оно не может быть защищено иным, предусмотренным законом способом.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственной регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу п. 2 ст. 8.1. ГК РФ права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Согласно ч.1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные ст. ст. 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
На основании этого ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России имеет право обратиться в суд с настоящим иском.
Таким образом, здание, оформленное в оперативное управление ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России с кадастровым номером 77:01:0006022:1054 и здание, оформленное в оперативное управление Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" с кадастровым номером 77:01:0006022:1033, является одним и тем же объектом недвижимости, что нарушает права Минобороны России.
Довод заявителя жалобы о том, что спорная недвижимость, на момент разграничения собственности не являлась имуществом воинских формирований, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подвергающие указанный факт, отклоняется судебной коллегией на основании следующего.
Как усматривается из наименования спорного объекта: "Крутицкие казармы", 183.9 г., арх. Е.Д. Тюрин", данный объект изначально строился и использовался как армейские казармы.
Более того данный факт подтверждается техническим паспортом на административное здание, выданный владельцу - Замоскворецкой КЭЧ Московского военного округа, год постройки здания - до 1917 года, а также копиями технического паспорта на административное здание и выписку из реестра федерального имущества.
Таким образом, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного акта, суд первой инстанций установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, а потому, судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, нормы материального права применены судом правильно.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09 июля 2020 года по делу N А40-313393/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-313393/2018
Истец: Минобороны России, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ, ФГБУ КУЛЬТУРЫ "АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44332/20
09.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-313393/18
12.02.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-26007/19
22.10.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44723/19
10.06.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-313393/18