город Омск |
|
03 ноября 2020 г. |
Дело N А46-7847/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10653/2020) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 14.08.2020 по делу N А46-7847/2020 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658, адрес: 644043, Омская область, город Омск, улица Красный путь, 3) к индивидуальному предпринимателю Глухих Валентине Михайловне (ИНН 551800113843, ОГРНИП 316554300083776) о взыскании 1 470 000 руб. денежных средств,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Фертюк Никита Юрьевич по доверенности N 2687 от 22.04.2020 сроком действия до 31.12.2020;
от индивидуального предпринимателя Глухих Валентины Михайловны - Павлов Сергей Николаевич по доверенности N 01 и/п от 06.07.2020 сроком действия один год,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - истец, Министерство, Минсельхозпрод Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Глухих Валентине Михайловне (далее - ответчик, предприниматель, ИП Глухих В.М.) о взыскании 1 470 000 руб. денежных средств, полученных из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств (далее также КФХ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.08.2020 по делу N А46-7847/2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минсельхозпрод Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на нарушение срока использования полученного гранта; оплата по договору купли-продажи сельскохозяйственных животных, заключенному ИП Глухих В.М. и СПК "Уралы", на момент рассмотрения дела N А46-7847/2020 не произведена.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель предпринимателя просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
Приложением N 1 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы утверждён Порядок предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Порядок). Порядок определяет цель предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров, критерии отбора начинающих фермеров для предоставления грантов на их поддержку, условия и порядок предоставления грантов, а также порядок возврата остатков средств гранта на поддержку начинающих фермеров, не использованных в течение 18 месяцев со дня их предоставления, порядок возврата грантов в случае нарушения условий их предоставления.
ИП главой КФХ Глухих В.М. 18.04.2016 в Минсельхозпрод Омской области подана заявка на участие в конкурсе для предоставления грантов из областного бюджета на развитие.
Между Министерством и ИП главой КФХ Глухих В.М. 24.05.2016 подписано соглашение о предоставлении из областного бюджета грантов на создание и развитие и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам.
Средства гранта в общей сумме 1 470 000 руб., источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, зачислены 26.05.2016 в сумме 1 213 686 руб., источником финансового обеспечения которых являются средства областного бюджета, зачислены 30.05.2016 в сумме 256 314 руб. на счет ИП главы КФХ Глухих В.М. N 40802810805040000111, открытый в филиале Омский АО "ОТП БАНК".
Планом расходов средств гранта и собственных средств на реализацию проекта предусматривалось:
- разработка проекта производственного помещения для содержания крупного рогатого скота (далее также КРС) на сумму 50 000 руб.;
- строительство производственного помещения для содержания КРС на сумму 720 000 руб.;
- приобретение 31 головы КРС на сумму 751 000 руб.;
- приобретение косилки КСП - 2-21Б на сумму 119 000 руб.;
ИП Глухих В.М. отчиталась об использовании полученного гранта, собственных и заемных средств в общей сумме 2 446 593 руб. 75 коп., в том числе:
- разработка проекта производственного помещения для содержания КРС на сумму 50 000 руб.;
- строительство производственного помещения для содержания КРС на сумму 1 407 913 руб. 75 коп.;
- приобретение 31 головы КРС на сумму 893 680 руб.,
- приобретение сенокосилки на сумму 95 000 руб.
В ходе проведенной правовой проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта на развитие Министерством установлено нарушение подпунктов 3, 4, 6 пункта 17 Порядка ИП главой КФХ Глухих В.М., в частности, не выполнены условия предоставления грантов на создание и развитие КФХ (акт проверки от 30.10.2019):
- оплата по договору купли-продажи на сумму 400 000 руб. произведена с нарушением срока использования средств гранта и собственных средств на 23 дня;
- в соответствии с планом расходов бизнес-плана предусматривалось приобретение 31 головы КРС, фактически оплачено 25 голов;
- ИП главой КФХ Глухих В.М. предоставлен недостоверный отчет о расходовании средств гранта и собственных средств (в отчете завышены расходы на сумму 474 328 руб. 59 коп., к отчету приложены копии документов не в полном объеме).
На основании пункта 24 Порядка Минсельхозпрод Омской области направило ИП главе КФХ Глухих В.М. уведомление от 20.11.2019 N ИСХ-19/МСХ-6933 о возврате гранта в сумме 1 470 000 руб.
Поскольку требования истца оставлены ответчиком без исполнения, Минсельхозпрод Омской области обратилось в суд с соответствующим требованием.
14.08.2020 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Как указано выше, порядок и условия предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм установлен постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п "Об утверждении государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области" (Приложение N 2 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области").
Порядком определяется цель предоставления грантов из областного бюджета главам КФХ на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - грант на развитие) и на единовременную помощь на бытовое обустройство, критерии отбора начинающих фермеров для предоставления грантов на развитие и средств гранта на развитие и единовременной помощи, не использованных в течение 18 месяцев со дня их предоставления, порядок возврата грантов на развитие и единовременной помощи в случае нарушения условий их предоставления.
Пунктом 17 Порядка (в редакции от 23.03.2016) установлено, что условиями предоставления грантов на развитие фермы являются:
1) указание главой КФХ достоверных сведений в документах, направленных в конкурсную комиссию согласно пункту 8 настоящего Порядка;
2) осуществление главой КФХ деятельности по ведению КФХ в течение не менее 5 лет со дня предоставления грантов на развитие КФХ и единовременной помощи;
3) использование грантов на развитие КФХ и единовременной помощи в течение 18 месяцев со дня поступления соответствующих средств на счет начинающего фермера;
4) использование грантов на развитие КФХ и единовременной помощи в соответствии со статьями расходов, указанными в плане расходов бизнес-плана. Изменение главой КФХ плана расходов бизнес-плана, в том числе в пределах предоставленного гранта на развитие КФХ, подлежит согласованию с конкурсной комиссией в порядке, утвержденном Министерством;
5) создание не менее 1 постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. руб. гранта на развитие КФХ;
6) представление в Министерство сведений, указанных в разделах II - VII приложения N 5 к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166", по формам и в сроки, которые предусмотрены данным приказом, с приложением копий документов (договоров, актов приемки выполненных работ, накладных, платежных поручений, кассовых чеков, квитанций об оплате и иных установленных законодательством Российской Федерации документов), подтверждающих оплату статей расходов, указанных в плане расходов бизнес-плана в отчетном периоде;
7) заключение с Министерством соглашения по форме, утвержденной Министерством, о предоставлении гранта на развитие КФХ и единовременной помощи, предусматривающего в качестве условия предоставления согласие получателя грантов на развитие КФХ и единовременной помощи на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения им условий, цели и порядка предоставления грантов на развитие КФХ и единовременной помощи (далее - соглашение).
При предоставлении грантов на развитие КФХ и единовременной помощи соглашением предусматриваются случаи возврата остатков гранта.
Дополнительным условием предоставления грантов на развитие КФХ является использование имущества, закупаемого начинающим фермером за счет средств гранта на развитие КФХ, исключительно на развитие КФХ, главой которого он является (пункт 18 Порядка).
В соответствии с пунктом 24 Порядка (в редакции от 23.03.2016) в случае нарушения главой КФХ условий предоставления гранта на развитие фермы, за исключением нецелевого использования средств гранта на развитие фермы, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного нарушения направляет главе КФХ уведомление о возврате гранта на развитие фермы в полном объеме. В случае выявления факта нецелевого использования средств гранта на развитие фермы Министерство в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного нарушения направляет главе КФХ уведомление о возврате средств, составляющих сумму нецелевого использования.
В течение 30 календарных дней со дня получения уведомлений, указанных в пункте 24 настоящего Порядка, средства грантов на развитие КФХ и единовременной помощи подлежат возврату в областной бюджет (пункт 25 Порядка (в редакции от 23.03.2016)).
Согласно пункту 26 Порядка (в редакции от 23.03.2016) в случае невозврата бюджетных средств в срок, указанный в пункте 25 настоящего Порядка, их взыскание производится Министерством в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований Министерство указывает на следующие нарушения условий предоставления гранта:
1) положения подпункта 3 пункта 17 Порядка и пункта 2.2.1 соглашения от 24.05.2016: срок использования полученного гранта и собственных средств истек 25.11.2017, а оплата по договору купли-продажи от 14.12.2017, заключенному с СПК "Уралы", на сумму 400 000 руб. (платежное поручение от 18.12.2017 N 66) произведена с нарушением срока использования средств гранта и собственных средств на 23 дня;
2) положения подпункта 4 пункта 17 Порядка: в соответствии с планом расходов бизнес-плана предусматривалось приобретение 31 головы КРС, фактически приобретена 31 голова КРС, но средства гранта и собственные средства по договору купли продажи крупного рогатого скота от 02.10.2017, заключенному с ООО "Компания СОТ Холдинг", на приобретение 6 быков на сумму 97 080 руб. не использовались; оплата крупного рогатого скота не произведена; получение животных подтверждено товарной накладной от 02.10.2017 N 12;
3) положения подпункта 6 пункта 17 Порядка и пункта 2.2.6 соглашения от 24.05.2016: ИП главой КФХ Глухих В.М. предоставлен отчет о расходовании средств гранта и собственных средств на сумму 2 446 593 руб. 75 коп.; по результатам проверки расход средств составил 1 972 265 руб. 16 коп. (приложение N 1 к акту проверки от 30.10.2019); в отчете завышены расходы:
- по статье строительство производственного помещения для содержания КРС на сумму 350 648 руб. 59 коп. (выполненные работы подрядчику не оплачены);
- по статье приобретение сельскохозяйственных животных на сумму 123 680 руб. (не оплачено приобретение 6 быков ООО "Компания СОТ Холдинг" на сумму 97 080 руб. и СПК "Уралы" задолженность за поставленный скот на сумму 26 600 руб.);
- ИП Главой КФХ Глухих В.М. к отчету о расходовании средств не приложены копии документов (договоров, платежных поручений, кассовых чеков, квитанций об оплате и иных установленных законодательством Российской Федерации документов), подтверждающих оплату статей расходов, указанных в плане расходов бизнес-плана в отчетном периоде; к отчету приложены только копии актов приемки выполненных работ и накладных.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. На основании статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Не оспаривая заключение договора купли-продажи б/н от 14.12.2017 с СПК "Уралы" за пределами установленного срока использования полученного гранта и собственных средств, ответчик указал на невозможность подписания договора в установленный срок по причине нахождения животных на удаленном выпасе (невозможно было прописать все необходимые условия договора, составить накладные и акты приема передачи, до момента осмотра и взвешивания животных в крытом помещении, после их возвращения с выпаса), ввиду вины продавца (до окончания уборочной и перевода скота с выпаса в закрытые помещения), а также в связи с неблагоприятными погодными условиями.
В подтверждение факта использования денежных средств в соответствии с бизнес-планом на приобретение 31 головы КРС по договору купли-продажи крупного рогатого скота от 02.10.2017, заключенным с ООО "Компания СОТ Холдинг", на покупку 6 быков на сумму 97 080 руб., ответчиком представлено дополнительное соглашение от 10.10.2017 N 1 к указанному договору о предоставлении отсрочки платежа до 31.10.2020 (пункт 2 дополнительного соглашения от 10.10.2017 N 1).
Представленным в материалы дела платежным поручением от 01.06.2018 N 31 на сумму 248 000 руб. подтверждается оплата по договору от 14.07.2016 N 16/07 за проведение строительных работ.
Вопреки доводам подателя жалобы, материалами дела подтверждаются факты использования суммы гранта по целевому назначению, реализации предусмотренного бизнес планом проекта "Мясное животноводство" (разработан проект производственного помещения, осуществлено строительство производственного помещения для содержания КРС, произведена закупка животных и техники).
Как следует из текста сравнительной таблицы - приложения N 1 к акту проверки от 30.10.2019 (л.д. 56), сумма расходов в соответствии с бизнес-планом должна была составить 1 640 000 руб. (1 470 000 руб. - за счет предоставленного гранта и 170 000 руб. - за счет собственных средств), фактически сумма расходов составила 1 972 265 руб. 16 копеек, что подтверждает использование денежных средств предоставленного гранта в размере 1 470 000 руб. в полном объеме, а также факт использования собственных денежных средств в размере 502 265 руб. 16 коп., то есть в размере выше запланированного.
С учетом указанного со стороны ответчика соблюдены условия пункта 2.2.2 соглашения от 24.05.2016 относительно пропорции использования средств предоставленного гранта и собственных средств в размере 90% к 10%.
Таким образом, довод апеллянта о том, что оплата по договору купли-продажи сельскохозяйственных животных, заключенному ИП Глухих В.М. и СПК "Уралы", на момент рассмотрения дела N А46-7847/2020 не произведена, противоречит материалам дела и не опровергает установленных по делу обстоятельств.
Факт нецелевого использования средств ИП главой КФХ Глухих В.М. не установлен. Обратного из материалов дела не следует.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 3393/10 по делу N А56-43988/2008).
Целью предоставления грантов является софинансирование затрат глав КФХ, связанных с развитием на территории сельских поселений Омской области семейных животноводческих ферм, включая: разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства; комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж; покупку сельскохозяйственных животных (пункт 2 Порядка).
Условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.
В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования гранта, подлежат истолкованию с учётом защищаемого этой нормой законного интереса.
Следовательно, ответственность в виде возврата гранта подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права. В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта будет нивелирован.
Существо гранта - безвозмездное безвозвратное предоставление средств с целью поощрения, развития значимого направления деятельности. Само по себе несвоевременное, либо неполное предоставление финансовых отчётов, с приложением подтверждающих документов, в случае отсутствия нецелевого использования средств гранта, не может служить основанием для возвращения выделенных денежных средств.
В рассматриваемом случае факт нецелевого использования средств истцом не доказан, в связи с чем применение такой санкции как изъятие бюджетных средств не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Министерство освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 14.08.2020 по делу N А46-7847/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7847/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП ГЛУХИХ ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА
Третье лицо: Управление по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области