город Омск |
|
03 ноября 2020 г. |
Дело N А81-4917/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10020/2020) акционерного общества "Группа страховых компаний "Югория" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.07.2020 по делу N А81-4917/2020 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению акционерного общества "Группа страховых компаний "Югория" (ИНН 8601023568, ОГРН 1048600005728, 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Комсомольская, 61) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8905049600, ОГРН 1118905004008, 629810, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, проспект Мира, д. 94) о признании недействительным решения от 14.10.2019 N 603,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Группа страховых компаний "Югория" - Блиновой Елены Сергеевны по доверенности от 09.06.2020 N 744 ;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Группа страховых компаний "Югория" (далее - заявитель, общество, АО "ГСК "Югория") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - заинтересованное лицо, МИФНС России N 5 по ЯНАО, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.10.2019 N 603.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.07.2020 по делу N А81-4917/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что положения пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не содержат указания на то, что налоговые агенты, предоставившие сведения по форме 2-НДФЛ с признаком 2 обязаны предоставить те же сведения по той же форме с признаком 1. В рассматриваемом случае налоговый агент в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 226 НК РФ верно предоставил в налоговый орган сведения по форме 2-НДФЛ с признаком 2, сообщив налоговому органу о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме несдержанного налога.
Инспекцией представлен письменный отзыв на апелляционную, в котором налоговый орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
МИФНС России N 5 по ЯНАО, надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявила, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя налогового органа в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
АО "ГСК "Югория" предоставлены в адрес налогового органа сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2017 год с признаком 2 в отношении 14 физических лиц, которым был выплачен доход.
При этом, по мнению налогового органа, АО "ГСК "Югория" нарушило положения пункта 2 статьи 230 НК РФ, поскольку обществом не предоставлены справки по форме N 2-НДФЛ в отношении указанных лиц за этот же налоговый период с признаком 1.
В бездействии общества налоговым органом усмотрены признаки налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
По результатам проверки инспекцией составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ) от 26.08.2019 года N 1973.
14.10.2019 инспекцией в соответствии со статьей 101.4 НК РФ, принято решение N 603 о привлечении АО "ГСК "Югория" к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 2800 руб.(с учетом выявленных смягчающих и отягчающих обстоятельств).
Соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, АО "ГСК "Югория" обратилось с жалобой на решение инспекции в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 17.03.2020 года N 64 решение МИФНС РФ России N5 по ЯНАО от 14.10.2019 N 603 оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции от 14.10.2019 N 603 является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции исходил из того, что налоговый агент не исполнил обязанность по предоставлению сведений по форме 2-НДФЛ за 2017 год с признаком "1" в отношении 14 лиц в срок не позднее 02.04.2018, что является основанием для привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых положениями Налогового кодекса Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (подпункт 4 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 230 НК РФ определено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно пункту 5 статьи 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом Федеральной налоговой службы от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ (далее - Приказ от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@) утверждены форма справки и Рекомендации по заполнению формы 2-НДФЛ (далее -Рекомендации по заполнению формы 2-НДФЛ).
Пунктами 1, 2 Приказа от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ предусмотрено, что сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов, а также сообщение о невозможности удержать налог и сумме налога представляются налоговым агентом по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица".
Разделом II Рекомендаций по заполнению формы 2-НДФЛ предусмотрено, что в заголовке справки в поле "признак" проставляется "1" (если справка представляется в соответствии с пунктом 2 статья 230 НК РФ) либо "2" (если справка представляется в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно разделам V-VII Рекомендаций по заполнению формы 2-НДФЛ, в справке с признаком "1" отражаются: общая сумма доходов (включая доходы, с которых не удержан НДФЛ); суммы исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет налога, а также сумма неудержанного НДФЛ.
В справке с признаком "2" указывается сумма дохода, сумма налога, исчисленная и сумма налога, не удержанная налоговым агентом.
Таким образом, учитывая положения Приказа от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ и Рекомендации по заполнению формы 2-НДФЛ, а также в силу прямого указания норм НК РФ, налоговые агенты обязаны:
- представлять сведения о доходах физического лица за истекший налоговый период и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ по форме 2-НДФЛ с признаком "1";
- сообщать о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, в соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ по форме 2-НДФЛ с признаком "2".
В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 7 статьи 6.1 НК РФ).
Следовательно, при невозможности удержать исчисленную сумму налога у физического лица за 2017 год, налоговый агент обязан сообщить налоговому органу об указанном факте путем представления справки по форме 2-НДФЛ с признаком "2" в срок не позднее 01.03.2018 и представить сведения о доходах физического лица и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за 2017 год путем представления справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ с признаком "1" в срок не позднее 02.04.2018.
При этом исполнение налоговым агентом обязанности по сообщению о невозможности удержать налог и сумме налога в соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ не освобождает его от обязанности представить сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ.
Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.06.2018 N 305-КГ18-2857.
Определением Верховного Суда РФ от 05.06.2018 N 305-КГ18-2857 по делу N А40-63378/2017 разъяснено, что нормы НК РФ не предусматривают освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физических лиц, в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании пункта 5 статьи 226 НК РФ, в связи с чем, неисполнение обществом обязанности по представлению справок, составленных по форме 2-НДФЛ с признаком "1", не исключает его вины и привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Учитывая правовой подход, приведенный определении от 05.06.2018 N 305-КГ18-2857, суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод инспекции о том, что справки с признаком "1" и с признаком "2" содержат разные сведения, при этом установленный порядок представления сведений не подразумевает, что справка подаётся повторно. НК РФ так же не содержит положений, позволяющих не подавать справку с признаком "1", внеся все данные, которые должны быть представлены двумя разными формами в справку с признаком "2", учитывая, что имеются различия при заполнении справки о доходах физических лиц как с признаком "1" так и с признаком "2".
Обществом до настоящего времени не представлены в налоговый орган сведения по форме 2-НДФЛ за 2017 год с признаком "1" в отношении 14 человек.
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налогового кодекса Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (пункт 1 статьи 126 НК РФ.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в неправомерном деянии (действии или бездействии), результатом которого является непредставление документов (или) иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в установленный срок.
Таким образом, непредставление налоговым агентом в налоговый орган справок, составленных по форме 2-НДФЛ за 2017 год с признаком "1", в срок, установленный пунктом 2 статьи 230 НК РФ (с учетом положений статьи 6.1 НК РФ - не позднее 02.04.2018) признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Вместе с тем тот факт, что заявитель представил налоговому органу сведения о доходах вышеуказанных 14 физических лиц за 2017 год, составленные по форме 2-НДФЛ с признаком "2", вопреки доводам общества, не свидетельствует о не совершении им вменяемого нарушения.
Вина заявителя в совершении нарушения, установлена налоговым органом, в связи с чем он привлечен к ответственности в виде штрафа.
Существенных процессуальных нарушений при привлечении заявителя к ответственности налоговым органом не допущено.
Ссылки заявителя на судебную практику, в том числе постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.11.2018 по делу N А81-2374/2018, ФАС Уральского округа от 24.09.2013 N А60-52670/2012; ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.04.2013 N А19-16467/2012, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 по делу NА26-7005/2018 не принимаются, поскольку
Верховный Суд Российской Федерации в определении N 305-КГ18-2857 указал на то, что нормы НК РФ не предусматривают освобождения налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физических лиц в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании пункта 5 статьи 226 НК РФ, в связи с чем неисполнение налоговым агентом обязанности по представлению справок, составленных по форме 2-НДФЛ с признаком 1, не исключает его вины и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ.
В рассматриваемом деле обществом до настоящего времени не представлены в налоговый орган сведения по форме 2-НДФЛ за 2017 год с признаком "1" в отношении 14 человек, в связи с чем проверить идентичность сведений не представляется возможным, поэтому привлечение к ответственности в виде применения налоговых санкций является правомерным.
Более того, сам заявитель в возражениях на отзыв налогового органа указывает на то, что содержание справок по форме 2-НДФЛ с признаком "1" и справок с признаком "2" в отношении одних и тех же физических лиц за один и тот же налоговый период может быть различным. Так, например, в случае выплаты налоговым агентом своему работнику доходов в натуральной форме, с которых налог не мог быть удержан и отсутствии возможности удержать налог с иных выплат, налоговый агент предоставит в отношении такого работника две справки по форме 2-НДФЛ с признаком "1" которая будет включать в себя все полученные налогоплательщиком в течение налогового периода доходы, сведения о суммах удержанного и перечисленного налога в бюджет, а также о сумме не удержанного налога, тогда как справка по форме 2-НДФЛ с признаком "2" в отношении такого работника будет содержать сведения лишь о размере дохода, с которого агентом не удержан налог. Из примера следует, что сведения в справках с признаком "1" и с признаком "2" действительно различные, однако, как полагает заявитель, в рассматриваемом деле подобные обстоятельства не установлены.
Таким образом, до того момента пока налоговый агент не представит все необходимые сведения, а именно справку по форме 2-НДФЛ с признаком "2" и справку по форме 2-НДФЛ с признаком "1", установить наличие идентичности сведений в отношении физических лиц, с выплаченных доходов которых отсутствовала возможность удержать налог, не представляется возможным. Поэтому закон и установил вышеуказанные требования относительно необходимости представления
соответствующих сведений в установленные сроки.
Таким образом, привлечение общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 126 НК РФ является обоснованным, в связи с чем оснований для признания оспариваемого решения недействительным у суда первой инстанции не имелось.
Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.07.2020 по делу N А81-4917/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4917/2020
Истец: АО "Группа страховых компаний "Югория"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры