город Омск |
|
03 ноября 2020 г. |
Дело N А46-10319/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10591/2020) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 13.08.2020 по делу N А46-10319/2020 (судья Яркова С.В.), принятое по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658, адрес: 644043, Омская область, г. Омск, ул. Красный путь, 3) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ромазанову Сакену Бектасовичу (ИНН 553202244988, ОГРНИП 315554300015002) о взыскании 1 470 000 руб. денежных средств,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Фертюк Никита Юрьевич по доверенности N 2687 от 22.04.2020 сроком действия до 31.12.2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - истец, Министерство, Минсельхозпрод Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ромазанова Сакена Бектасовича (далее - ответчик, предприниматель, ИП КФХ Ромазанов С.Б.) 1 470 000 руб. денежных средств, полученных из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.08.2020 по делу N А46-10319/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минсельхозпрод Омской области обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель обращает внимание на то, что несвоевременно представленный отчет предпринимателя повлиял на сведения, направленные Министерством в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя Министерства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
Приложением N 1 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы утверждён Порядок предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Порядок). Порядок определяет цель предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров, критерии отбора начинающих фермеров для предоставления грантов на их поддержку, условия и порядок предоставления грантов, а также порядок возврата остатков средств гранта на поддержку начинающих фермеров, не использованных в течение 18 месяцев со дня их предоставления, порядок возврата грантов в случае нарушения условий их предоставления.
18.04.2016 предпринимателем в Минсельхозпрод Омской области была подана заявка на участие в конкурсе для предоставления грантов из областного бюджета на развитие КФХ.
24.05.2016 Минсельхозпрод Омской области и ИП КФХ Ромазанов С.Б. подписали соглашение о предоставлении из областного бюджета грантов на создание и развитие КФХ и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам, в соответствии с пунктом 1.1 которого Министерство предоставляет из областного бюджета начинающему фермеру грант на создание и развитие КФХ в размере 1 470 000 руб., грант на единовременную помощь на бытовое обустройство путём их перечисления на банковский счёт начинающего фермера, а начинающий фермер принимает указанные денежные средства и использует их в соответствии с целями, условиями и порядком, установленными Порядком.
Средства гранта в общей сумме 1 470 000 руб., источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, зачислены 26.05.2016 в сумме 1 213 686 руб., источником финансового обеспечения которых являются средства областного бюджета, зачислены 30.05.2016 в сумме 256 314 руб. на счёт предпринимателя.
В силу пункта 2.2.6 соглашения от 24.05.2016 начинающий фермер обязуется представлять в Министерство достоверные сведения согласно приложению N 5 к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166", по формам и в сроки, которые предусмотрены данным приказом, с приложением копий документов (договоров, актов приёмки выполненных работ, накладных платёжных поручений, кассовых чеков, квитанций об оплате и иных установленных законодательством Российской Федерации документов), подтверждающих оплату статей расходов, указанных в плане расходов бизнес-плана, в отчётном периоде.
В результате проведения Министерством проверки установлено, что предпринимателем указанные сведения за 2019 года не предоставлялись.
В соответствии с пунктом 24 Порядка в случае нарушения фермерами условий, установленных при предоставлении грантов на развитие КФХ, Министерство направляет в адрес таковых уведомление о возврате грантов на развитие КФХ в полном объёме.
Уведомление о возврате гранта направлено заявителем в адрес ИП КФХ Ромазанова С.Б. 03.03.2020 N ИСХ-20/МСХ-1633.
Поскольку сумма гранта не была возвращена предпринимателем в установленные сроки, Министерство обратилось в суд с соответствующим иском.
13.08.2020 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Как указано выше, порядок и условия предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм установлен постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п "Об утверждении государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области" (Приложение N 2 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области").
Согласно подпункту 6 пункта 17 Порядка одним из условий предоставления гранта является представление в Министерство сведений, указанных в разделах II - VII приложения N 5 к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166", по формам и в сроки, которые предусмотрены данным приказом, с приложением копий документов (договоров, актов приёмки выполненных работ, накладных, платёжных поручений, кассовых чеков, квитанций об оплате и иных установленных законодательством Российской Федерации документов), подтверждающих оплату статей расходов, указанных в плане расходов бизнес-плана в отчётном периоде.
В соответствии с Приложением N 5 приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166" показатели представляются начинающими фермерами раз в полгода в течение 5 лет с даты получения гранта по разделам II - VII в орган управления АПК субъекта Российской Федерации не позднее 10 числа месяца, следующего за отчётным полугодием.
Из материалов дела следует, что указанные сведения за 2019 год со сроком предоставления не позднее 10.02.2020 представлены предпринимателем в Минсельхозпрод Омской области 22.05.2020, то есть несвоевременно.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. На основании статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Не оспаривая нарушение срока представления отчётности, ответчик указал на невозможность предоставления сведений в более ранние сроки по причине болезни.
Истцом в материалы дела представлен отчёт о целевом использовании ответчиком средств гранта с пояснительной запиской об отсутствии претензий к его форме; факт нецелевого использования средств ИП главой КФХ Ромазановым С.Б. не установлен (обратного из материалов дела не следует).
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 3393/10 по делу N А56-43988/2008).
Целью предоставления грантов является софинансирование затрат глав КФХ, связанных с развитием на территории сельских поселений Омской области семейных животноводческих ферм, включая: разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства; комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж; покупку сельскохозяйственных животных (пункт 2 Порядка).
Условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.
В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования гранта, подлежат истолкованию с учётом защищаемого этой нормой законного интереса.
Следовательно, как обоснованно отметил суд первой инстанции, ответственность в виде возврата гранта подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права. В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта будет нивелирован.
Существо гранта - безвозмездное безвозвратное предоставление средств с целью поощрения, развития значимого направления деятельности. Само по себе несвоевременное, либо неполное предоставление финансовых отчётов, с приложением подтверждающих документов, в случае отсутствия нецелевого использования средств гранта, не может служить основанием для возвращения выделенных денежных средств.
Довод подателя жалобы о том, что несвоевременно представленный отчет предпринимателя повлиял на сведения, направленные Министерством в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку доказательства, свидетельствующие о причинении Министерству ущерба, в материалы дела не представлены. В рассматриваемом случае факт нецелевого использования средств истцом не доказан, в связи с чем применение такой санкции как изъятие бюджетных средств не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Министерство освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 13.08.2020 по делу N А46-10319/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10319/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП ГЛАВА КРЕСТЬЯНСКОГО ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОМАЗАНОВ САКЕН БЕКТАСОВИЧ