город Воронеж |
|
30 октября 2020 г. |
Дело N А48-3402/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено "30" октября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Ю.,
судей Афониной Н.П., Воскобойникова М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусаковой И.А.,
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации города Орла: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 17.08.2020 по делу N А48-3402/2020 (судья Аксенова Т.В.),
по исковому заявлению Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла (ОГРН 1025700826502, ИНН 5701000921) к Администрации города Орла (ОГРН 1025700831640, ИНН 5701000745), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (ОГРН 1045753008212, ИНН 5753035940) об исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи (сведений) об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 57:25:0040310:42, площадью 2 542,75 кв.м, расположенном по адресу: Орловская область, г. Орел, ул. Рощинская,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Орловской области,
УСТАНОВИЛ:
Управление муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации города Орла об исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи (сведений) об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 57:25:0040310:42, площадью 2 542,75 кв.м, расположенном по адресу: Орловская область, г. Орел, ул. Рощинская (с учетом принятого судом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 17.07.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление Росреестра по Орловской области), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" по Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 17.08.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Управление Росреестра по Орловской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей не обеспечили.
В силу статей 156, 266 АПК РФ неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 57:25:0040310:42 площадью 2543 кв.м сформирован из земель, государственная собственность на которые не разграничена, поставлен на кадастровый учет 15.04.2005 с определением местоположения его границ.
Постановлением Администрации города Орла от 14.08.2019 N 3456 утверждена схема расположения земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 57:25:0040310:42, согласно которой образованы земельный участок площадью 2094 кв.м с видом разрешенного использования "комплексы для занятия физкультурой и спортом с местами для зрителей (стадионы, спортивные комплексы)" и земельный участков площадью 449 кв.м, с видом разрешенного использования "земли общего пользования".
30.08.2019 истцом в регистрирующий орган были представлены заявления о постановке образованных земельных участков на государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав на них, а также межевой план от 28.08.2019, изготовленный кадастровым инженером Джафаровым Юрием Юрьевичем в связи образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 57:25:0040310:42.
По результатам правовой экспертизы представленных документов 05.09.2019 в ЕГРН были внесены сведения о двух образованных земельных участках с присвоением им кадастровых номеров 57:25:0040310:215 и 57:25:0040310:216.
По сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 57:25:0040310:215 имеет площадь 2094 +/- 16 кв.м, вид разрешенного использования "комплексы для занятия физкультурой и спортом с местами для зрителей (стадионы, спортивные комплексы)", расположенный по адресу: Орловская область, г. Орёл, ул. Рощинская; земельный участок с кадастровым номером 57:25:0040310:216 имеет площадь 6 449 +/- 7 кв.м, относится к землям общего пользования, расположен по адресу: Орловская область, г. Орёл, ул. Рощинская.
24.09.2019 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования муниципального казенного учреждения "Управление коммунальным хозяйством города Орла" на земельный участок с кадастровым номером 57:25:0040310:216.
14.11.2019 на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности муниципального образования город Орел, что следует из выписки из ЕГРН от 17.06.2020.
05.09.2019 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 57:25:0040310:217, площадью 4123 +/- 22 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "комплексы для занятия физкультурой и спортом с местами для зрителей (стадионы, спортивные комплексы)", расположенный по адресу: РФ, Орловская область, г. Орёл, ул. Рощинская.
Рассматриваемые земельные участки с кадастровыми номерами 57:25:0040310:217, 57:25:0040310:215 и 57:25:0040310:42, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, свободны от прав третьих лиц, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Постановлением Администрации города Орла от 17.09.2019 N 3967 утверждена схема расположения земельного участка площадью 6217 кв.м, с видом разрешенного использования "комплексы для занятия физкультурой и спортом с местами для зрителей (стадионы, спортивные комплексы)", образуемого в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами 57:25:0040310:215 и 57:25:0040310:217, местоположением: г. Орел, ул. Рощинская, в кадастровом квартале N 57:25:0040310.
20.09.2019 Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла обратилось в Управление Росреестра по Орловской области с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимого имущества - земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами: 57:25:0040310:217, площадью 4 123 кв.м, расположенного по адресу: Орловская область, г. Орёл, ул. Рощинская, и 57:25:0040310:215, площадью 2094 кв.м, расположенного по адресу: Орловская область, г. Орёл, ул. Рощинская.
Согласно уведомлению от 26.09.2019 Управлением Росреестра по Орловской области приостановлено осуществление действий по государственному кадастровому учету образуемого в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами 57:25:0040310:217 и 57:25:0040310:215 в связи с тем, что его границы пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 57:25:0040310:42, сведения о котором содержатся в ЕГРН.
Наличие записи в ЕГРН об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером 57:25:0040310:42 препятствует Управлению муниципального имущества и землепользования администрации города Орла в осуществлении полномочий по распоряжению земельными участками с кадастровыми номерами 57:25:0040310:217 и 57:25:0040310:215, а именно в объединении земельных участков.
Поскольку во внесудебном порядке снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 57:25:0040310:42 не представляется возможным, для разрешения данного вопроса Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 4 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), ранее учтенными объектами недвижимого имущества считаются объекты, технический учет или государственный учет которых осуществлен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
С 01.01.2017 ведение государственного кадастрового учета объектов недвижимости относится к компетенции Росреестра и осуществляется в соответствии с Законом N 218-ФЗ и Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943.
Согласно пункту 177 указанного Порядка при включении в ЕГРН сведений из государственного кадастра недвижимости сведениям со статусом "ранее учтенный" присваивается статус сведений "актуальные". В соответствии с данной нормой статус "актуальные, ранее учтенные" был присвоен записи о земельном участке с кадастровым номером 57:25:0040310:42.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости носит заявительный характер и производится по волеизъявлению правообладателей. Заинтересованные лица с заявлениями о государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 57:25:0040310:42 не обращались.
Однако согласно пункту 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ и пункта 2.1 раздела 1 положения "О регулировании отдельных земельных отношений в городе Орле", утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.05.2014 N 49/0935-ГС, Администрация города Орла осуществляет управление и распоряжение земельными участками, расположенными на территории города Орла, государственная собственность на которые не разграничена.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 57:25:0040310:216 в ЕГРН имеются запись о праве постоянного (бессрочного) пользования муниципального казённого учреждения "Управление коммунальным хозяйством города Орла" и праве собственности муниципального образования город Орел, возникшем в силу закона на основании статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Право государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 57:25:0040310:215 не разграничено, вследствие чего запись в ЕГРН о правообладателе данного земельного участка отсутствует.
Согласно пункту 2 статьи 11.2 ЗК РФ, земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 41 Закона N 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Поскольку для внесения в ЕГРН сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 57:25:0040310:215 и 57:25:0040310:217 были представлены заявления о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости без одновременной государственной регистрации права собственности на них, основания для снятия с государственного кадастрового учета исходного земельного участка у регистрирующего органа отсутствовали.
Исходя из положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункт 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Земельный участок с кадастровым номером 57:25:0040310:42 является преобразуемым, поскольку в отношении него осуществлен раздел, но, учитывая положения пункта 2 статьи 11.2 ЗК РФ, не снят с кадастрового учета.
Таким образом, наличие в ЕГРН сведений (записи) о земельном участке с кадастровым номером 57:25:0040310:42 препятствует постановке на кадастровый учет по заявлению правообладателя вновь образованного земельного участка площадью 6217 кв.м, расположенного по адресу: Орловская область, г. Орёл, ул. Рощинская.
По смыслу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 3 ЗК РФ земельные отношения комплексно регулируются нормами гражданского и земельного законодательства.
Пунктом 1 статьи 6 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости (пункт 2 статьи 6 ГК РФ).
Системный анализ положений указанных законов позволяет сделать вывод о том, что отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора.
В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус "ранее учтенный", не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.
В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 ЗК РФ.
В письме Министерства экономического развития РФ от 13.04.2010 N Д2З-1342 разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Земельный участок с кадастровым номером 57:25:0040310:42 поставлен на кадастровый учет до принятия Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ; он не имеет статуса "временный", ввиду чего не может быть снят с кадастрового учета во внесудебном порядке, поскольку на все образованные из него земельные участки не зарегистрировано право собственности.
Правопритязания иных лиц на земельный участок с кадастровым номером 57:25:0040310:42 в ходе рассмотрения настоящего дела судом не выявлены.
Учитывая, что в отношении спорного земельного участка отсутствует спор о праве, нахождение этого объекта в государственном кадастре противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы истца, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о праве на недвижимость не должно служить препятствием реализации участникам гражданского оборота права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации (определение Верховного Суда РФ от 02.10.2015 N 306-КГ15-11928, определение Верховного Суда РФ от 09.06.2018 N 306-КГ18-7057 по делу N А55-2368/2017).
На основании изложенного исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод Управления Росреестра по Орловской области о том, что оно не является надлежащим ответчиком, поскольку возложение обязанности на орган кадастрового учета по совершению определенных действий допустимо только в случае признания действий (бездействия) государственного органа незаконными, что в данном случае истцом не заявлено, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на ошибочном толковании норм права с учетом разъяснений высшей судебной инстанции (определения Верховного Суда РФ от 02.10.2015 N 306-КГ15-11928 и от 09.06.2018 N 306-КГ18-7057).
Доводов, которым не была дана оценка со стороны суда первой инстанции, основанных на доказательственной базе, опровергающих вышеназванные выводы суда и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель апелляционной жалобы на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 17.08.2020 по делу N А48-3402/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Щербатых |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-3402/2020
Истец: Управление муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла
Ответчик: Администрация города Орла, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области
Третье лицо: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"