г. Москва |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А41-3653/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Боровиковой С.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от истца: Погорельцева Е.В., по доверенности от 03.08.2020;
от ответчика: Семенко Л.В., по доверенности от 30.12.2019;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТСН "Новаторы" на решение Арбитражного суда Московской области от 13 июля 2020 года по делу N А41-3653/20, по иску ТСН "НОВАТОРЫ" к ООО "РУЗСКИЙ РО" об обязании заключить дополнительное соглашение к договору,
УСТАНОВИЛ:
ТСН "НОВАТОРЫ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к ООО "РУЗСКИЙ РО" (далее - ответчик) о внесении изменений в договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 24.04.2019 N РРО-2019-0008164, изложив пункт 15 в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО"; внести изменения в Приложение к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 24.04.2019 N РРО-2019-0008164, изложив Приложение в следующей редакции: "Адрес объекта Потребителя - Московская область, Одинцовский район, р.п. Новоивановское, ул. Агрохимиков, д. 19; Объем накопления отходов (мЗ/год) - 584; Объем накопления отходов (мЗ/месяц) - 49,6; Место накопления ТКО - Московская область, Одинцовский район, р.п. Новоивановское, ул. Агрохимиков, д. 19 (контейнерная площадка, расположенная на земельном участке многоквартирного дома, оборудованная под раздельный сбор отходов) (2*0,8); Периодичность вывоза ТКО - ежедневно, КГО по заявке Потребителя; Тариф, руб./мЗ с учетом НДС - 949,56; Стоимость услуг, туб./мес. с учетом НДС - 47 098,18".
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.07.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Пояснил, что в настоящее время истцом не обеспечено раздельное накопление твердых коммунальных отходов.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между ответчиком (региональным оператором) и истцом (потребителем) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 24.04.2019 N РРО-2019-0008164 (с Приложением "Информация по предмету договора"), по условиям которого ответчик принял на себя обязательства принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а истец обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 15 договора "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Истец указывает на то, что при заключении договора, стороны согласовали иные условия по объему и стоимости оказываемых услуг, а именно, производить учет ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Истец ссылается на то, что имеет собственную контейнерную площадку для сбора ТКО и неоднократно направлял ответчику письма с просьбой пересмотреть существенные условия договора, связанные с объемом и стоимостью оказываемых услуг, однако ответчик предложения истца не рассмотрел, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 1 и 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
В силу статей 24.7 (части 1), 24.10 (частей 1, 2) Федерального закона "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1).
По Правилам коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 коммерческому учету подлежат объем и (или) масса твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетного способа в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО (пункт 1).
Пунктами 5, 6 названных Правил N 505 предусмотрено, что в целях расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий их учет осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил - расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
При этом учет твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 - исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, только при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов (пункт 8 Правил).
Согласно буквальному толкованию пункта 148 (30) Правил N 354 раздельное накопление твердых коммунальных отходов должно осуществляться фактически, то есть в разных контейнерах потребителями должны накапливаться те виды отходов, которые предусмотрены действующими нормативными актами.
Порядок раздельного накопления ТКО на территории Московской области установлен Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 N 608-РМ "О внесении изменений в распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 19.04.2018 N 159-РМ "Об утверждении Временного порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области, действовавшим на период с 01.01.2019 по 26.06.2019, а также Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26.06.2019 N 350-РВ "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области", действующим с 26.06.2019.
Таким образом, расчет цены услуги по обращению с ТКО исходя из объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО, возможен лишь в случае фактического соблюдения потребителями условий раздельного накопления сортированных отходов, установленных Распоряжением 608-РМ и Распоряжением 350-РВ. Без соблюдения условий раздельного накопления ТКО, для потребителей в многоквартирных и жилых домах, применяется расчет цены услуги по обращению с ТКО исключительно на основании нормативов накопления ТКО.
Учитывая, отсутствие доказательств принятия истцом мер по организации раздельного накопления ТКО, а также наличия у истца собственной контейнерной площадки или отдельных контейнеров, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку применить заявленный истцом способ учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов - по количеству и объему контейнеров не представляется возможным.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на новые доказательства, приложенные к апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание.
Приложенные к апелляционной жалобе доказательства в отсутствие уважительных причин не были представлены в суд первой инстанции, поэтому не являлись предметом рассмотрения и исследования суда.
Таким образом, у апелляционного суда не имеется оснований для принятия и, соответственно, для оценки представленных заявителем дополнительных документов.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.07.2020 по делу N А41-3653/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-3653/2020
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "НОВАТОРЫ"
Ответчик: ООО "РУЗСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР"
Третье лицо: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС"