город Томск |
|
5 ноября 2020 г. |
Дело N А45-9876/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 ноября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Кривошеиной С.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мизиной Е.Б., с использованием средств аудиозаписи и веб-конференции, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 3) (N 07АП-9152/2020) на решение от 17.08.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-9876/2020 (судья Рубекина И.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр" (ОГРН: 1155476131030, ИНН: 5410054753), г. Новосибирск к Государственному Учреждению - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН: 1025403197907, ИНН: 5406023745) (филиал N3), г. Новосибирск о признании незаконным решения от 14.02.2020 N 76/ПДС.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Таргоний А.А., доверенность от 03.02.2020.
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Новосибирской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Центр" (далее - заявитель, ООО "Центр") с заявлением к Государственному Учреждению - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 3) (далее - заинтересованное лицо, учреждение, Фонд, ФСС) о признании незаконным решения от 14.02.2020 N 76/ПДС.
Решением от 17.08.2020 Арбитражного суда Новосибирской области заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд социального страхования обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что страхователь не учел, что согласно табелю учета рабочего времени и расчета оплаты труда застрахованные лица работали на условиях неполного рабочего времени, и рассчитал пособия по временной нетрудоспособности исходя из МРОТ без учета фактической продолжительности рабочего времени.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердил позиции по делу, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с планом выездных проверок страхователей на 2019 год, на основании решения директора Филиала N 3 отделения Фонда от 06.09.2019 N 196/ПДС, главным специалистом-ревизором проведена выездная проверка полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов ООО "ЦЕНТР" за период с 01.01.2016 по 31.12.2018
В ходе проведения проверки установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в проверяемом периоде назначались и выплачивались в нарушение п. 11(1) Положения N 375, части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ, а именно: застрахованным лицам, работающим на условиях неполного рабочего времени, средний заработок которых составил ниже минимального размера оплаты труда, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначались и выплачивались без учета продолжительности рабочего времени на день наступления страхового случая. В результате сумма выплаченного таким сотрудникам в качестве компенсации утраченного заработка пособия оказалась больше, чем сумма фактически утраченного ими заработка.
По результатам выездной проверки страхователя составлен акт выездной проверки полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов от 31.12.2019 N 196/ПДС (далее - Акт проверки).
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки ООО "ЦЕНТР" директором Филиала N 3 отделения Фонда вынесено решение о возмещении расходов, излишне понесенных территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации от 14.02.2020 N 76/ПДС (далее - Решение N 76/ПДС).
На основании Решения N 76/ПДС страхователю предложено в добровольном порядке возместить расходы, излишне понесенные территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 397921,59 рублей.
Решение Фонда обжаловано в ГУ - Новосибирское региональное отделение ФСС РФ. Решением от 06.04.2020 г. N 9 жалоба страхователя оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение Фонда от 14.02.2020 N 76/ПДС является незаконными и нарушающим его права, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции от 08.12.2010N 343-ФЗ) (далее - Закон N 255-ФЗ) установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
В силу части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение N 375).
Пунктом 11 (1) Положения N 375 предусмотрено, что в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Согласно пункту 15 Положения N 375 во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения.
В пунктах 15 (1) - 15 (3) Положения N 375 установлен порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В соответствии с пунктом 15 (3) Положения N 375 в случаях, указанных в пункте 11 (1) настоящего Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.
В соответствии с пунктом 16 Положения N 375 в случае, если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктом 15 Положения N 375, то есть так же, как и в случае, когда работник работает полный рабочий день.
Таким образом, в случае если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2015 N 309-КГ15-4727).
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что на момент наступления страховых случаев работники осуществляли трудовую деятельность на условиях неполного рабочего времени.
Поскольку средний заработок указанных лиц в спорный период был ниже МРОТ, расчет пособия по временной нетрудоспособности правомерно произведен страхователем из среднего заработка, приравненного к МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, что соответствует буквальному смыслу нормы, закрепленной частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, пунктами 11 (1), 15 (1) - 15 (3) Положения N 375.
Принимая во внимание правила расчета среднего заработка, изложенные в части 3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ и пункты 15 и 16 Положения N 375, среднедневной заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности в рассматриваемом случае определяется путем деления общей суммы заработка за 2 года, предшествующих наступлению страхового случая, на 730 независимо от того, сколько дней или часов работает работник в течение недели.
Положения части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ о том, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица, не исключают применение положений о том, что в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
С учетом изложенного, суд правомерно удовлетворил заявление общества и признал недействительным решение Фонда социального страхования 14.02.2020 N 76/ПДС.
Из материалов дела следует, что работникам ООО "Центр", указанным в приложении N 1 к Акту проверки от 31.12.2019 N 196/ПДС был установлен режим неполного рабочего времени, что по существу не оспаривается фондом.
При расчете обществом пособий было установлено, что средний заработок, рассчитанный за соответствующие периоды работы и принимаемые в расчет, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая
Поэтому средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, было принято правомерно равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Поскольку расчет обществом во всех установленных случаях произведен исходя из минимального размера оплаты труда, фактическая продолжительность рабочего времени застрахованных лиц согласно указанным выше нормам в расчет не принимается.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Фонда о том, что расчет пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам должен производиться пропорционально продолжительности рабочего времени работника, с учетом того, что на момент наступления временной нетрудоспособности спорное лицо работало на условиях неполного рабочего дня.
В рассматриваемом случае, как указано выше, средний заработок работника был ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, поэтому в силу прямого указания части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пункта 11 (1) Положения N 375, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Данные выводы согласуются также с позицией Арбитражного суда Волго-Вятского округа, изложенной в постановлении от 25.09.2019 по делу N А17-1433/2019 (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2019 N 301-ЭС19-24659).
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.08.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-9876/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 3) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-9876/2020
Истец: ООО "Центр"
Ответчик: ГУ Новосибирское Региональное Отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд