г. Москва |
|
03 ноября 2020 г. |
Дело N А40-253991/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.С. Гарипова,
судей А.Н. Григорьева, С.А.Назаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.П. Макаренко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Саргсяна Размика Акобовича на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 июля 2020 года по делу N А40-253991/19, принятое судьей Ю.В. Текиевой, о признании несостоятельным (банкротом) гражданина Саргсяна Размика Акобовича, о введении в отношении Саргсяна Размика Акобовича процедуры реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев, учитывая требования как обеспеченные залогом имущества должника
при участии в судебном заседании: от Саргсяна Р.А. - Рахимли А.П.о. 20.07.2020, Финансовый управляющий Утюгов П.С. - лично (паспорт),
Иные лица не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2019 (резолютивная часть объявлена 14.11.2019) по настоящему делу в отношении Саргсяна Р.А. введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим должника утвержден Утюгов П.С.
Судом дело рассмотрено по существу.
До судебного заседания от уполномоченного органа поступили дополнительные документы, от должника - ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела, от СРО - сведения об арбитражном управляющем.
В судебном заседании финансовый управляющий просил ввести в отношении должника процедуру реализации имущества гражданина, огласил свою позицию, дал пояснения суду.
Арбитражный суд города Москвы решением от 22 июля 2020 года, руководствуясь статьями 20, 20.2, 45, 124, 126, 127, 213.7, 213.8, 213.12, 213.24 Закона о банкротстве:
Признал несостоятельным (банкротом) гражданина Саргсяна Размика Акобовича (06.10.1972 г.р, место рождения: пос. Маралик Анийского района Армянской ССР, ИНН 771576052348, СНИЛС 124-632-936 50),
Ввел в отношении Саргсяна Размика Акобовича процедуру реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев,
Утвердил финансовым управляющим должника-гражданина Утюгова Павла Сергеевича (ИНН 773382743124) - члена Союза АУ "СРО СС".
Не согласившись с принятым решением, должник подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Должник указывает, что не знал о возбуждении в отношении него процедуры банкротства, так как не получал какой-либо корреспонденции из ИФНС и судебных органов.
Транспортные средства, по которым ранее ИФНС производилось начисление налоговых платежей, не принадлежат должнику.
Не был учтен план реструктуризации долгов, представленный должником.
Должник указывает на достаточное количество имущества у должника для погашения задолженности перед кредиторами.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал ее доводы и требования, финансовый управляющий возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены по доводам жалобы в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав участвующих в деле лиц, считает, что оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 213.12 Закона о банкротстве закреплено, что в ходе реструктуризации долгов гражданина он, кредитор или уполномоченный орган, не позднее чем в течение десяти дней с даты истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов гражданина.
В случае если в установленный названной статьей срок финансовым управляющим не получено ни одного проекта плана реструктуризации долгов гражданина, финансовый управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов предложение о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина (пункт 4 статьи 213.12 Закона о банкротстве).
Финансовым управляющим в ходе процедуры реструктуризации долгов гражданина проведены необходимые мероприятия.
В ходе процедуры реструктуризации долгов гражданина со стороны Саргсяна Р.А. проект плана реструктуризации долгов так и не был представлен ни в суд, ни участникам настоящего дела, ни собранию кредиторов.
Последствием непредставления гражданином, конкурсными кредиторами и (или) уполномоченным органом плана реструктуризации долгов гражданина в течение срока, установленного Законом о банкротстве, в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 213.24 Закона о банкротстве является принятие арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом.
Доказательства соответствия установленным статьей 213.13 Закона о банкротстве требованиям к гражданину, в отношении задолженности которого может быть представлен план реструктуризации его долгов, гражданином-должником суду не представлены. Напротив, согласно отчету финансового управляющего должник не имеет имущества и источника постоянного дохода, достаточного для погашения имеющейся кредиторской задолженности.
Финансовым управляющим проведен анализ финансового состояния должника, в соответствии с которым, на основании имевшихся в распоряжении финансового управляющего документов, сделан вывод о невозможности восстановления платежеспособности должника в установленные законом сроки, а также выявлены признаки преднамеренного банкротства и сделано заключение об отсутствии оснований для проверки наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства, поскольку заявление о признании должника банкротом подано кредитором. Кроме того, финансовый управляющий пришел к выводу о целесообразности введения в отношении должника процедуру реализации имущества гражданина.
Принимая во внимание наличие и размер задолженности перед кредиторами, включенной в реестр и подтвержденной судебными актами, а также непредставление со стороны должника плана реструктуризации долгов, следует признать, что предусмотренные статьей 213.24 Закона о банкротстве условия для признания Саргсяна Р.А. банкротом и введения процедуры реализации имущества установлены.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 213.24 Закона о банкротстве при принятии решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд утверждает в качестве финансового управляющего для участия в процедуре реализации имущества гражданина лицо, исполнявшее обязанности финансового управляющего и участвовавшее в процедуре реструктуризации долгов гражданина, если иная кандидатура к моменту признания гражданина банкротом не будет предложена собранием кредиторов.
Союзом АУ "СРО СС" представлена информация о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего Утюгова П.С. требованиям, предусмотренным Законом о банкротстве, для утверждения финансовым управляющим гражданина-должника Саргсяна Р.А.
Рассмотрев указанную кандидатуру, суд первой инстанции установил, что она соответствует требованиям статьям 20, 20.2 Закона о банкротстве, в связи с чем Утюгов П.С. подлежит утверждению финансовым управляющим должника.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и для отмены определения по доводам апелляционной жалобы.
В силу ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ч. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (ч. 3 ст. 52 НК РФ). Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В силу ч. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (ч. 4 ст. 69 НК РФ). Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, налоговое уведомление и требование в силу прямого указания закона считаются доставленными адресату по истечении шести дней с даты направления по почте заказного письма, независимо от фактического получения письма адресатом.
Как следует из п. 3 Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 01.04.2019) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В целях проверки достоверности сведений о месте жительства гражданина, указанных в заявлении о признании должника банкротом, при подготовке дела к судебному разбирательству суд вправе запросить данные о его месте жительстве в органа регистрационного учета.
Судом первой инстанции при рассмотрении заявления о признании Должника несостоятельным (банкротом) арбитражным судом первой инстанции был направлен запрос ЦАСБ УВМ ГУ МВД России по г. Москве, согласно ответу на который следует, что Саргсян Размик Акобович зарегистрирован с 12.09.1997 г. по адресу: г. Москва, ул. Декабристов, д.2, к.2, кв.55.
В соответствии с п.1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему.
Как разъяснено в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.
Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ).
Поскольку выбор места регистрации и фактического места жительства определяется самим гражданином, который должен осознавать, что адрес места регистрации будет содержаться в используемых государственными органами официальных источниках, ему следует позаботиться о защите своих прав и законных интересов, разрешив вопрос о своевременном получении почтовой корреспонденции, направляемой по месту его регистрации. В противном случае должник принимает на себя риск наступления неблагоприятных последствий совершения (не совершения) процессуальных действий.
На основании изложенного следует, что судебные извещения, а также извещения, требования ИФНС направлялись по адресу г. Москва, ул. Декабристов, д.2, к.2, кв.55., таким образом, должник был извещен надлежащим образом.
В силу ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Требование направлено должнику в установленный законом срок.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Требование в суд так же предъявлено в пределах установленного законом срока.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764 "О государственной регистрации транспортных средств, в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", государственная регистрация транспортного средства (далее - регистрация транспортного средства) осуществляется регистрационными подразделениями за собственником транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лицом, владеющим транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одним из родителей, усыновителей либо опекунов (попечителей) лица, не достигшего возраста 16 лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекуном недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства (далее - владелец транспортного средства).
На основании ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Как следует из ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Как следует из ответа ИФНС N 15 по г. Москве N 05-06/001401 от 13.01.2020 г. на запрос финансового управляющего за Должником по настоящее время зарегистрированы транспортные средства в том числе: Снегоход ARCTIC CAT BEARCAT WIDETRACK, гос. рег. знак. АС 6408, ТС JCB 3CX 4WS-SM, гос. рег. знак ВС 7597, Самосвал КАМАЗ 6520-63 гос. рег. знак Т057ХВ77. (на автомобиль БАВ ФЕНИКС гос. рег. знак Р699 СМ 199 по сведениям указанных в налоговых уведомлениях транспортный налог не начислялся).
Таким образом, продажа транспортных средства не свидетельствует о снятии их с регистрационного учета транспортного средства и не освобождает гражданина от уплаты налогов.
Как следует из п.2 ст.213.9 Закона о банкротстве, в ходе процедуры реструктуризации долгов гражданина он, кредитор или уполномоченный орган не позднее чем в течение десяти дней с даты истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 настоящего Федерального закона, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов гражданина.
Финансовый управляющий обязан представить на рассмотрение первого собрания кредиторов отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии гражданина, проект плана реструктуризации долгов гражданина (при его наличии), свои возражения относительно представленного проекта плана и (или) предложения по его доработке (при наличии таких возражений и (или) предложений) или в случае, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, предложение о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина. Проект плана реструктуризации долгов гражданина рассматривается собранием кредиторов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Решение собрания кредиторов об одобрении проекта плана реструктуризации долгов гражданина принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, т.е. утверждение плана реструктуризации долгов гражданина является правом, а не обязанностью кредиторов и уполномоченного органа.
Кроме того, на собрании кредиторов, прошедшем 21.04.2020 г. в форме заочного голосования, большинством голосов принято решение о неутверждении плана реструктуризации долгов Саргсяна Размика Акобовича.
Таким образом, решение от 22.07.2020 г. о признании несостоятельным (банкротом) Саргсяна Размика Акобовича и введении в отношении него процедуры реализации имущества принято при правильном применении норм права, а содержащиеся в нем выводы не противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Ссылки должника на обстоятельства, состоявшиеся после вынесения обжалуемого решения (о совершении в его пользу выплат) не влекут вывод о незаконности судебного акта и его отмену.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 июля 2020 года по делу N А40-253991/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Саргсяна Размика Акобовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.С. Гарипов |
Судьи |
А.Н. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-253991/2019
Должник: Саргсян Размик Акобович
Кредитор: ИФНС России N 15 по г. Москев
Третье лицо: Замоскворецкий отдел ЗАГС, ООО "СК "ЛИАР", Утюгов П. С.